Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня
презентация к уроку по истории на тему

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевской)" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon volkova_m.a._-_kopiya.ppt841.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе
Всероссийская научно — практическая конференция «Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознании (к 120-й годовщине со дня рождения Н.В.Андреевской)
Выполнила: Волкова Марина АлександровнаУчитель ЧОУ «Школа «РИД»
Санкт — Петербург 2014 год

Слайд 2
Что является целью человеческой жизни? Деньги? Любовь? Слава? Риск? Мечты?Аристотель размышляя о природе и сущности человека писал, о том что человеческая природа является незавершённой. От природы в человеке заложены только возможности, и высший смысл жизни заключается в их реализации, в завершении своей природы. «...всякое искусство и воспитание имеет целью восполнить то, что недостаёт от природы» [ 1 ].Спиноза писал, что сохранить своё бытие можно лишь только в том случае, если в процессе бытия становишься тем, что заложено природой. Именно в этом и заключается помнению древних мыслителей счастье. А деятельность - источник этого счастья. Исследования современных психологов так же показывают, что целью человеческой жизни является прежде всего реализация скрытых в нём возможностей, способностей, раскрытие заложенного потенциала и самой природы человека. Реализуется данная цель путём обучения, развития и воспитания, в процессе деятельности.

Слайд 3
Всегда ли в современной России деятельность – источник счастья?Миссия новых ФГОС научить в процессе деятельности: просто учиться ("научить учиться") или научить так, чтобы результатом было счастье?

Слайд 4
Всегда ли в современной России деятельность – источник счастья?Миссия новых ФГОС научить в процессе деятельности: просто учиться ("научить учиться") или научить так, чтобы результатом было счастье?

Слайд 5
Как учить ?
ПРОЦЕСС
РЕЗУЛЬТАТ
СЧАСТЬЕ

Слайд 6
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 7
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
АКТИВНЫЙ МЕТОД

Слайд 8
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД

Слайд 9
ЭФФЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГ ? КАКОЙ ОН СЕГОДНЯ?
Докт. пед.наук, проф. Альвина Павловна Панфиловавыделяет три условия эффективности:

Слайд 10
1. Соответствие способностей и возможностей педагога целям и задачам выбранной технологии (в зависимости от целей и задач используемой технологии учитель выступает в разном амплуа: организатор-лидер, коммуникатор, например)
2. Личностная направленность учителя ( бывают ситуации, когда встретив новую технологию с энтузиазмом, учитель опробовав её один раз, отказывается от её дальнейшего использования иногда по не понятным, не осознанным им самим причинам, но связанным, по мнению психологов , со страхом дискредитировать свой профессиональный авторитет)
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Слайд 11
3.Наличие у учителя профессионального опыта участия в группе с использованием «субъект-субъектной» модели отношений ( в противоположность традиционной «субъектно-объектной» модели)
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Слайд 12
ОБЩЕПРИЗНАННЫЙ НАУЧНЫЙ ФАКТ:
ТЕРМИН „УЧЕНИЕ“ = ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
ПРИОБРЕТЕНИЕ НОВОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА
Принципы, обеспечивающие проявление внимания и интереса со стороны учащихся и повышающие эффективность процесса учения:

Слайд 13

Принцип эмоционально - психологического комфорта предполагает устранение стрессообразующих факторов учебного процесса, установление позитивной, доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
УЧЕНИК - УЧЕНИК
УЧЕНИК - УЧИТЕЛЬ

Слайд 14
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК
„НАЧАЛЬНИК-ПОДЧИНЁННЫЙ“
„ПАРТНЁР - ПАРТНЁР“
Научиться можно у того, кого любишь. Народная мудрость

Слайд 15
Принцип активности: информация усваивается быстрее и легче, если процесс запоминаниясвязан с физической или интеллектуальной активностью — научный факт.
Из опыта:сценарий урока истории «Танцующий конгресс»,посвящённый Венскому конгрессу предполагал прослушивание марша эпохи Империи, например, дискуссию, и танец сторон, представляющих страны, которые были пассивными участницами конгресса. Таким образом осуществлялись физический, социальный и познавательный виды активности.

Слайд 16
Опыт слушателя, который приобретает ученик — лишь предпосылка для того, чтобы начать поиск новой информации, условие для её анализа и получения новых результатов, диагностика и прогнозирование которых позволяют обогатить уже имеющийся опыт.Системно-деятельностный подход не отрицает увлекательный рассказ учителя как средство обученияна уроках истории и обществознания. Более того, он является одним из базовых условийформирования заинтересованности в деятельности на уроках истории и обществознания.
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИНЦИП СМЕНЫ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я усваиваю.Конфуций

Слайд 17
Принцип согласия (наличие мотивации и желания учиться) Ребёнок — Солнце, весь мир вращается вокруг него. Его поведением движут личностно — значимые мотивы. Психолог Шадриков В.Д. сделал наблюдение: в первые месяцы жизни , в период младенчества, развитие ребёнка определяется его «Хочу», то есть желаниями, затем в период детства желания начинают ограничиваться «Можно» и в подростковом возрасте предаются забвению с помощью категории «Должен». ««Хочу», «Можно», Должен» - три основы развития. И как показывает жизнь, на каждом последующем этапе эффективность развития снижается» [4, с. 144].
...«долг» должен быть для ребёнка не категорией принуждения, а внутренней потребностью совершать добро, созидать, а если это внутренняя потребность, то и формировать её надо, опираясь не на принуждение, а на желания ребёнка.

Слайд 18
ИЗ ОПЫТА: "Домашнее задание"
При реализации основ системно -деятельностного подхода наступает момент, когда можно заменить фразу: «...запишем домашнее задание» , например, на фразу «... теоретический материал , над которым мы с вами сегодня работали при необходимости можно найти в параграфе 24 или в статье «....»».+ Периодически предоставлять право выбора в форме выполнения задания+Привлекательная формулировка. Например: задание «Подготовьте и проведите экскурсию на тему «Рим — вечный город», рассказывающую о облике города в XVI веке учащиеся возьмут с большим энтузиазмом иудовольствием, чем задание «Подготовьте доклад о внешнем облике Рима в XVI веке».

Слайд 19
+ указание, напоминание чему конкретно школьник научится, какой полезный для жизни навык получит развитие проделав такую работу дома.
Результаты:1. Постепенно неосознанно многие учащиеся перестают восприниматьдомашнее задание как неприятную обязанность и относятся либо как к увлекательной задаче, либо как к возможности проявить себя, развить определённые умения и навыки или просто как шанс побыть «звездой», в хорошем смысле слова. 2. Ребёнок начинает понимать, осознавать какие виды деятельности, в том числе образовательной ему действительно нравятся. 3. Развивается уважение, интерес, любовь к предмету. 4. Развиваются навыки делового общения, межличностного взаимодействия.

Слайд 20
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИУсваивание новых знаний, осваивание новых умений и навыков более эффективно, если оно базируется на уже имеющейся или вновь собранной информации. Между всеми ступенями обучения должна быть преемственность технологий, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Слайд 21
предполагает формирование у учащихся целостного представления о мире, развитие глобального мышление. Для реализации данного принципа используются метапредметные, межпредметные связи. Из опыта Проводятся интегрированные уроки: история — английский язык, обществознание — английский язык, История - литература, история — французский язык Например, урок «Версальско — Вашингтонская система мироустройства» в форме ролевой игры на английском языке.
ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ

Слайд 22
• Принцип минимакса заключается в том, что процесс обучения должен быть организован так, чтобы у каждого ученика была возможность освоить содержание образования на максимальном для него уровне и при этом обеспечить его усвоение на уровне ФГОС. • Принцип общения обеспечивает каждому отдельно взятому школьнику возможность ощутить себя принятым в группу и активно принимающих других, позволяет почувствовать доверие и понимание группы, даёт возможность научиться доверять людям. • Принцип вариативности — подразумевает формирование у учеников навыковсистематического перебора вариантов и принятия эффективных решений в ситуациях выбора.

Слайд 23
ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА обеспечивает ориентацию учащихся на творческое начало, приобретение школьниками собственного опыта творческой деятельности.
ИЗ ОПЫТА: конкурс бизнес – проектов среди учащихся 7 – 11 классов

Слайд 24
ПРИНЦИП ДОСТИЖЕНИЯ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА. Системно — деятельностный подход содержиттворческие и игровые техники обучения. Практика подтверждает, что использование их только длятого, чтобы «убить время», «пустить пыль в глаза», создать видимость активной деятельности иливызвать эмоциональный азарт, неприемлемо. Участники образовательного процесса должны иметьпрагматичный подход и осознавать, что это инструменты, эффективное средство обучения и каждыеиз них должны быть направлены на достижение обучающих, развивающих или воспитательных целей,то есть на развитие компетентности в заданной тематике.

Слайд 25
Литература:1. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – С. 376–644. //[Электронный ресурс] / http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/aristot/07.php 2. Панфилова, .А. П. Игротехнический менеджмент /А. П.Панфилова. – СПб.: Изд-во ИВЭСЭП,«Знание» 2003. – 536 с.3. ФГОС4. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека/В.Д.Шадриков. - М.:Изд-воЛогос,1996.- 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»

Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...

Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»

Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...

Использование системно деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.

Технологии деятельностного обучения позволяют наиболее полно реализовать требования и задачи, стоящие перед системой образования сегодня. Уроки, проведенные в соответствии с требованиями деятельностно...

Доклад "Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания"

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования ...

Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания "

В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...