Использование системно деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.
статья на тему

Толочкова Эльвира Римовна

Технологии деятельностного обучения позволяют наиболее полно реализовать требования и задачи, стоящие перед системой образования сегодня. Уроки, проведенные в соответствии с требованиями деятельностного подхода, помогают наиболее полно реализовать образовательные цели современного общества в соответствии с новейшими образовательными стандартами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnodeyatelnost.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование системно деятельностного подхода   на уроках истории и обществознания.

Толочкова Э.Р.

Учебные стандарты школ России перед школьным социально-гуманитарным образованием ставят следующие функции:

  • в сфере деятельности: ориентировка в основных видах социальной активности, формирование знаний, необходимых для выполнений типичных видов деятельности каждого гражданина и дальнейшего самообразования, осознания личных и социальных возможностей их осуществления;
  • в сфере общения: обогащение содержания и форм общения, раскрытие социальных норм, регулирующих взаимодействие людей, развитие умений общения;
  • в сфере самосознания: формирование образа собственного «Я», как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей в формировании самооценки и саморегуляции.

Среди задач, реализуемых в процессе преподавания предметов общественного цикла, сегодня на первый план выходят:

  • содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;
  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование;
  • формирование у учащихся картины жизни общества и человека в нем, адекватной современному уровню знаний.  

Технологии деятельностного обучения позволяют наиболее полно реализовать требования и задачи, стоящие перед системой образования сегодня.

В XXI веке, веке информации на первый план выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности. Изменяются функции участников педагогического процесса: ученик ориентирован на формирование навыков отбора, анализа, синтеза информации; учитель ориентирован на управление среды формирования навыков учащихся на основе единой технологии обучения. Несомненно, сегодня меняется роль учителя, его отношение к ученику: он теперь не источник информации, а организатор ее получения, побудитель к действию. В этом сущность деятельностного подхода.

Структура урока на основе деятельностного подхода к обучению включает в себя следующие этапы:

  1. Мотивационно-ориентированный этап.

1. Организационный момент. Воодушевляющее начало. Начало урока – это априорная настройка на восприятие темы. Это может быть фрагмент фильма, стихотворение, песня, музыка

Пример: урок по обществознанию 6 кл. по теме «Как общаются люди». В самом начале урока показан фрагмент фильма из серии «Ералаш» выпуск 199 «Ну и фрукт» и задается  вопрос «Почему внук не понял дедушку?»  

Или урок обществознания по теме «Современная семья» 5 класс.

  • Любили тебя без особых причин
    За то, что ты — внук.
    За то, что ты — сын.
    За то, что малыш.
    За то, что растешь.
    За то, что на папу и маму похож.
    И эта любовь до конца твоих дней
    Останется тайной опорой твоей.

 Вопрос: О чем пойдет речь на уроке и т.д.

Какова проблема на уроке «Роль семьи в жизни человека и общества

 

 II    Что касается постановки проблемы. Дети зачастую не могут сами определить проблему урока, здесь необходима роль учителя.

Постановка проблемы. Выбор способов решения. Является ключевым этапом урока, построенного в соответствии с требованиями технологии деятельностного подхода.

       Начиная изучать предмет главу «Право» в девятом классе, мы ставим вопрос о роли и значении права в жизни общества, который в условии деятельностного подхода может быть сформулирован в качестве ключевой проблемы урока: «В чем необходимость изучения права для тех, кто не собирается стать юристом в будущем?».

     Из приведенных учащимися аргументов в защиту своей позиции делается обобщающий вывод о значении института права в жизни общества. Или изучение темы «Правоотношения» мы начинаем с приведения конкретных примеров различных жизненных обстоятельств и решаем, являются ли они примерами правоотношений или нет. В конечном итоге приходим к выводу о том, что в реальной жизни право регулирует более 70% отношений, возникающих в обществе.

     Урок «Правосознание и правовая культура» - учитель инициирует дискуссию, в ходе которой учащиеся сами формулируют проблему, которая ставится в центр урока: «Каким должен быть уровень правосознания в обществе»?», кроме того, определяют основные составляющие правовой культуры, а также перечень качеств личности, помогающие реализации целей, стоящих перед обществом.

  Такие уроки практически исключают подачу учителем готовой информации и побуждают учащихся к ее самостоятельному поиску. Это развивает навыки самостоятельного мышления, в ходе которого формируется позиция самого ученика

Фрагмент урока в 6 классе «В рыцарском замке»:

Учащиеся рассматривают две противоположные точки зрения:

Фрагменты из кодекса чести рыцаря:

-Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному.

-Рыцарь не смеет причинить вред человеку вооруженному неравным оружием, иначе как на поле боя.
-Рыцарь должен быть милосердным и кротким и не отказывать тем, кто просит о помощи.

Рыцарь не может ударить поверженного противника, а также противника, молящего о пощаде.

(Из рассказа XIII в. об одном из немецких рыцарей)

«Звали этого рыцаря Лудольф. Это был настоящий тиран (деспот, мучитель).

Однажды он скакал по дороге верхом в новом пурпурном платье, и встретился ему крестьянин, ехавший на повозке. Брызнувшая из-под колёс грязь запачкала его одежду, и тогда этот полный гордыни рыцарь, вне себя от гнева, выхватил меч и отсёк крестьянину руку».

После чего, вместе, пытаемся сформулировать учебную проблему: Рыцарь Средневековья? Кто он? Герой или тиран?  

8 класс Тема: «Династический кризис. Выступление декабристов».

 Декабристы герои или клятвопреступники?

III. Построение проекта выхода из затруднений.

Диалогическая форма поиска истины – важнейший аспект деятельности, в ходе которой обсуждаются основные аспекты проблемы и учащиеся приходят к определенным выводам, что помогает им сформулировать общие решения.

Каждый этап завершается первичным закреплением, которое осуществляется через комментирование каждой ситуации, проговаривания вслух алгоритмов действий. Не секрет, что на этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала (Что делаю? Почему?  Что должно получиться?). Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков, от степени самостоятельности действий ученика.

IV. Решение проблемы, применение знаний и умений. 

Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке истории и обществознания:

Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.

Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.

Анализ  источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории и обществознания который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов. Например прием « Мозаика»

 Задание.  Текст заранее делится на фрагменты. Каждой группе раздается фрагмент. 1.Каждый член группы знакомится со своим фрагментом и решает какое место в тексте он может занимать.

2. Фрагменты прочитываются вслух. Проводиться дискуссия по поводу сочетания фрагментов.  

3. После работы сравниваем с оригиналом и выполняем задание

Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

Первичное закрепление обычно осуществляется через комментирование алгоритмов действий.

V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

После выбора приемлемого метода решения проблемы следует этап самостоятельной работы учащихся по группам с распределением функций внутри них: это могут быть аналитики, оформители, ораторы

Результатом работы может стать отчет группы в виде кластера (схематического рисунка, отражающего сущность проблемы). Эксперты подведут общие итоги работы и сделают вывод о решении проблемы урока в целом. После чего группы представляют результаты работы

Инновационное развитие методики преподавания истории и обществознания ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.

  Интерактивные методы:

  • Дискуссии
  • Дебаты
  • Ролевые игры
  • Различные виды групповых работ
  • Деловые игры
  • Турниры знатоков

VI. Рефлексия.

Задача последнего этапа – самоконтроль и самооценка. Это позволяет учащимся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на этом этапе урока каждый ученик почувствовал ситуацию успеха: «Я могу» и у него возникло желание закрепить удачный результат.

На этапе рефлексии учащиеся получают листы с заданиями двух типов:

первый уровень – воспроизводящий, состоящий из вопросов. Например, «Перечислите общие ценности демократического государства и гражданского общества», «Определите форму связи гражданского общества и демократического государства»;

второй уровень – самооценка, здесь учащийся должен определить, как он понял тему, оценив себя по 10 – балльной системе.

  Каждый учитель, работающий в рамках деятельностного подхода или использующий его элементы, имеет свои наработки и огромный простор для творчества.

Ситуация деятельности – это ситуация развития, а это в свою очередь, не только организация самостоятельной учебной деятельности учащихся, но и преодоление сопутствующих ей трудностей, вызывающих напряженную работу интеллектуальных сил, в результате чего и происходит формирование личности учащегося и его гражданской позиции, что является очень важным для современной России и перспективы ее развития.

То есть уроки, проведенные в соответствии с требованиями деятельностного подхода, помогают наиболее полно реализовать образовательные цели современного общества в соответствии с новейшими образовательными стандартами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»

Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...

Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»

Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Доклад "Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания"

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования ...

Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания

Статья "Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания", поможет педагогу сформировать у учащихся способность к самоизменению. самовоспитанию и саморазвитию...