Главные вкладки

    Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания
    план-конспект по теме

    Сапрыкина Светлана Николаевна

     

    У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных отношениях людей, основы ручного труда, не развито творческое отношение к любому виду деятельности, снижена трудовая мотивация. У многих из них просто не было положительного примера взрослых и возможности приобщения к опыту и знаниям в этой сфере человеческой деятельности.

    В данном аспекте перед нами стоит задача создания условий, гарантирующих ребёнку реальное включение в жизнь социальной среды, восстановление или компенсацию утраченных им социальных связей и функций через трудовое воспитание.

    Раздел "Мойдодыр" направлен на развитие у дошкольников и младших школьников основ культурно - гигиенических навыков, умений и навыков в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности, на развитие положительного отношения к труду, используя при этом стремление ребенка к самостоятельности. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит формирование основных навыков и умений, которые в дальнейшем будут служить основой для воспитания серьезного отношения         к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon К.г.н._word.doc190 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания»

    Актуальность программы. 

    За последние годы резко увеличилось число семей, испытывающих значительные нагрузки, вызванные низкой социальной эффективностью экономических реформ, утратой многими родителями профессионального статуса, коммерциализацией системы образования, здравоохранения, досуговой, спортивно-оздоровительной сфер. Это ведет      к психическим и физическим перегрузкам родителей, дезорганизации семейной жизни, отчуждению в детско-родительских отношениях и в конечном итоге снижает способность семьи к выполнению своей важнейшей функции - воспитанию детей, к разрыву семейных связей. Такие семьи чаще всего имеют низкий нравственный, культурный, экономический уровень, расторможенность примитивных влечений, сексуальную распущенность, эмоциональный примитивизм, грубый эгоцентризм и жестокость родителей, антисанитарию и безалаберность в быту. Всё это свидетельствует о несостоятельности таких семей как института социализации детей.

    В связи с чем, у детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных отношениях людей, основы ручного труда, не развито творческое отношение к любому виду деятельности, снижена трудовая мотивация. У многих из них просто не было положительного примера взрослых и возможности приобщения к опыту и знаниям в этой сфере человеческой деятельности.

    В данном аспекте перед нами стоит задача создания условий, гарантирующих ребёнку реальное включение в жизнь социальной среды, восстановление или компенсацию утраченных им социальных связей и функций через трудовое воспитание.

    Трудовому воспитанию в развитии ребенка, его нравственном становлении отводится большое место. Регулярное участие детей в трудовой деятельности обеспечивает общее развитие детей, придает им уверенность в своих силах. У них развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, воспитывается ответственность, чувство долга, настойчивость, трудолюбие, доброжелательность               в отношениях со сверстниками.

    Поэтому необходимо обеспечить систематическое участие всех детей в разных видах труда, организовать трудовую деятельность так, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость.

    Программа предусматривает включение в одни и те же трудовые процессы детей разного возраста, но объем и содержание трудовых действий для детей разного возраста различен. Различен и выбор форм и методов работы в этом направлении. Данная программа содержит раздел:

    «Мойдодыр» - для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

    Раздел "Мойдодыр" направлен на развитие у дошкольников и младших школьников основ культурно - гигиенических навыков, умений и навыков                            в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности, на развитие положительного отношения к труду, используя при этом стремление ребенка к самостоятельности. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит формирование основных навыков и умений, которые в дальнейшем будут служить основой для воспитания серьезного отношения         к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

    Содержание труда по самообслуживанию для детей дошкольного и младшего школьного возраста - это умывание, раздевание, одевание (для дошкольников), складывание вещей, уборка в тумбочках, шкафчиках, уборка  игрушек. Чтобы дети могли принять участие в этих процессах, они должны освоить определенные действия и их последовательность.

    Труд по самообслуживанию имеет большие воспитательные возможности.               В процессе самообслуживания у ребёнка воспитываются стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результатов.

    Содержание хозяйственно-бытового труда включает: умение поддерживать              и наводить порядок в групповой комнате, на участке, а также участие в бытовых процессах, подготовке к занятиям, прогулкам, дежурство.

    Воспитательная значимость хозяйственно-бытового труда заключается в его направленности на удовлетворение нужд всей группы. Поддержание порядка                       в окружающей обстановке (в групповой комнате, на участке), приведение в порядок вещей, которыми пользуются все дети (стирка белья для кукол, несложный ремонт игрушек, книг, пособий и т.д.), подготовку к обеду или занятиям - вся эта деятельность имеет своей целью заботу об окружающих. В разделе используются произведения художественной литературы: стихи, потешки, рассказы, пример, убеждения и т.д.

    Целевая группа: раздел программы рассчитан на группу детей в возрасте от 3 до 6 лет и от 7 до 10 лет.

    Цель раздела: Сформировать у детей навыки и умения самообслуживания, развить устойчивую привычку следить за личной гигиеной, дать нужную мотивировку этой деятельности, умение осуществлять самоконтроль.

    Задачи раздела:

    1. Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, за чистотой ногтей, умение самостоятельно чистить зубы;
    2. Учить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно убирать постель. Совершенствовать навыки приема пищи: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;
    3. Учить самостоятельно, устранять непорядок в своем внешнем виде, вежливо говорить товарищу о неполадках в его костюме, обуви, помогать устранять их. Воспитывать чувство взаимопомощи;
    4. Научить детей систематически и своевременно поддерживать порядок в группе        и на участке: протирать игрушки и пособия, вместе с воспитателем ремонтировать книги и игрушки, подметать и очищать участок от мусора, зимой - от снега. Приучать самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: сервировать стол, убирать посуду после еды;
    5. Развивать у детей желание заниматься трудовой деятельностью. Приучать выполнять поручения аккуратно, старательно. Воспитывать желание участвовать     в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов.

    Формы работы: групповые занятия, индивидуальные беседы, экскурсии.

    Содержание раздела: раздел состоит из:

    - групповых занятий,

    - индивидуальной работы с детьми,

    - организации дежурств,

    - поручения.

    Ожидаемые результаты: 

    Данная программа позволит:

    - сформировать определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены;

    - дать элементарные представления о строении человеческого тела и необходимости соблюдения культурно-гигиенических норм;

    - используя трудовую деятельность детей, повысить нравственные качества ребенка, формировать навыки положительного взаимоотношения, умение справедливо оценивать собственные поступки и поступки сверстников;

    - развить у детей умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, умение использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним;

    - поможет научить детей быть аккуратными, настойчивыми, сосредоточенными, доводить дело до конца;

    - сформировать представления об общественной направленности и пользе труда                  и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей должен сформироваться интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности.

    Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста

       Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

    Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также     к тем, кто приготовил пищу.

    Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей          и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают                     к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

    Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

               Водичка, водичка,
              Умой моё личико,
              Чтобы глазоньки блестели,
              Чтобы щечки краснели,
              Чтоб смеялся роток,
              Чтоб кусался зубок.

    Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

    Когда мы причесываем девочек мы читаем стишок:

    Расти, коса, до пояса,
               Не вырони ни волоса.
               Расти, косынка до пят –
               Все волосыньки в ряд.
               Расти, коса, не путайся –
               Маму, дочку, слушайся.

    Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:

    1. Приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
    2. Уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
    3. учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
    4. Познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
    5. Учить сервировать стол к чаю;
    1. Привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).

    Обращать внимание на красоту правильного сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

    Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя               в порядок, причесаться.

    Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач,         и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям                      о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований          к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий,        из правильной последовательности.

    Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены         на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный                 и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям           и литературные сюжеты "Мойдодыр”, "Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

    Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

    Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

    Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала  учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

    Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки     в общении с воспитателем, медицинским работником, социальным работником                  и, конечно, в семье. Обязанность взрослых – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

    Варианты занятий, игр и упражнений

    для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного

    и младшего школьного возраста

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

     

    Чистоплотные дети

    Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

    Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

    Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

    Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато

    Что нужно кукле!

    Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

    Пособия. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

    Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка
    встала и хотела бы умыться, но чем?”

    Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

    Что ты можешь о них сказать!

    Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

    Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

    Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

    Воспитательница называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

    Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: "Яна, есть у вас дома мыло?”

    Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

    Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

    Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

    В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

    Тема  «Готовим обед для кукол»

    Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

    Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.

    Ход игры.

    Воспитатель: «Кукла Маша принесла из магазина много разных продуктов. Назовите, пожалуйста, какие продукты принесла Маша?». Дети по муляжам перечисляют продукты.

    «А сейчас мы все вместе приготовим вкусный обед для наших друзей (кукол). Из чего состоит обед? — из первого блюда (борщ, суп, щи), из второго блюда (котлеты, голубцы, пельмени, картофель, макароны, рис, овощные салаты), из третьего блюда (сок, минеральная вода, компот, чай). Выберите на столе посуду, которая нам понадобится для приготовления первого блюда (кастрюля, в которой мы варим суп), второго блюда (сковорода, в которой мы жарим котлеты, картофель, рыбу), третьего блюда (кастрюля для варки компота или графин для воды или сока)».

    Воспитатель вместе с детьми показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, воспитатель сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:

    - промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда (мясо, овощи);

    - очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;

    - положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой;

    - поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;

    - после того как суп будет готов, разлить половником по тарелкам.

    На второе блюдо готовим рыбу с овощами. Воспитатель по аналогии проводит беседу и показ необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье — варим компот из фруктов (яблок, груш и лимона).

    Воспитатель поэтапно объясняет детям каждое действие, а затем спрашивает, что они сделали, что делают и что будут делать. Когда обед для кукол готов, начинаем сервировать стол посудой. Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятного аппетита и дети начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того, как куклы пообедали, дети вытирают их салфетками и «благодарят» за вкусный обед.

    Тема  «Вымой кукле руки»

    Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

    Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

    Ход игры.

     Дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Воспитатель говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

    Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости. Воспитатель обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Педагог: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».

    После формирования положительного отношения к навыку мытью рук в процессе дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах. При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий. В качестве примера рассмотрим последовательные действия, необходимые ребенку для мытья рук: засучить рукава; открыть кран; намочить руки; взять мыло в руки из мыльницы; подставить руки с мылом под струю воды и намочить мыло; намылить ладони, растерев мыло до получения пены; сделать «мыльные перчатки»; положить мыло в мыльницу; растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук; продолжать делать «мыльные перчатки»; подставить руки под струю воды; круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук; стряхнуть воду с рук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.

    Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от  ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.

    Тема  «Мыльные перчатки. Пузырики»

    Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

    Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

    Ход игры.

    Воспитатель: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Воспитатель поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".

    Затем воспитатель предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Воспитатель эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, воспитатель проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.

    В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки.   Например.

    Первая потешка:

             «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

                чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».

              Вторая потешка:

             «В кране булькает вода. Очень даже здорово!

               Умывается сама Машенька Егорова»

               (или воспитатель называет имя ребенка).

              Третья потешка:

              «Знаем, знаем, да, да, да!

                Где тут прячется вода!

                Выходи, водица,

                мы пришли умыться!

                Лейся на ладошку,

                по-нем-нож-ку...

                Нет, не понемножку — посмелей,

                будем умываться веселей!»

               Эту игру с сопровождением потешек можно включить в проведение режимных моментов.

    Тема  «Подберем куклам одежду»

    Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

    Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.

    Ход игры.

    Воспитатель: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее воспитатель предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Воспитатель спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Воспитатель в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. воспитатель обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

    Тема «Найди пару»

    Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды — правый.

    Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

    Ход игры.

    Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т.д.». Детям предлагается помочь Маше-растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Воспитатель предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант.

    Тема  «День рождения»

    Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.

    Оборудование: гости — куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки.

    Ход игры.

    Ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью воспитателя готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее приготовленные на занятиях труда). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Затем педагог помогает ребенку придумать пожелание для именинника. Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в гостях:

    - поздороваться, когда приходишь в гости;

    - без приглашения не входить в комнату;

    - дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец);

    -  за столом не шуметь, не брать пищу руками;

    -  приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;

    -  не перебивать друг друга;

    -  пользоваться приборами и салфеткой во время еды; - придвигать и отодвигать стул неслышно;

    -  после еды не забыть поблагодарить именинника;

    -  перед уходом попрощаться;

    -  когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола.

    Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Воспитатель во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей.

    Тема  «Волшебный шнурок»

    Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.

    Оборудование: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).

    Ход игры.

    Воспитатель вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает. Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору) недостающие штрихи (элементы) в картинке: лестница, качели и т.д.

    Если у ребенка не получается выполнить действие самостоятельно, воспитатель совместно с ним воспроизводит эти действия.

    Тема  «Посади цветочки на лужок»

    Цель: научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки.

    Оборудование: зеленое полотно, на которое пришиты пуговицы разного цвета и разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани разного размера с прорезями в центре, соответствующими пуговицам.

    Ход игры.

    Воспитатель: «Давайте посадим на лужок красивые цветочки. К каждой пуговичке найди и присоедини нужный цветок. Ребенок выбирает цветок из ткани и пробует вдеть пуговицу на полотне в прорезь, если пуговица не подходит к петельке, педагог предлагает попробовать присоединить к другим пуговичкам и обращает внимание ребенка на размер петельки и пуговицы, чтобы они совпадали».

    Таким образом, ребенок «сажает» цветы на зеленое полотно.

    Взрослый хвалит ребенка по ходу игры за каждый прикрепленный цветочек. Детям нравится видеть результат своих действий.

     Конспект  занятия, направленного на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников и младших школьников

    Тема «Чистота - та же красота»

    Цель: формировать и закреплять у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

    Задачи:

    1. Способствовать формированию и закреплению у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

    2. Развивать основы социального взаимодействия.

    3. Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.

    Форма проведения: занятие-беседа.

    Ход занятия.

    Воспитатель. Уважаемые гости! Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить о культурно-гигиенических навыках и режиме дня.

    Режим дня является основой здорового образа жизни ребёнка. Если его распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей, то правила личной гигиены, напротив, универсальны.

    Всем нам хочется, чтобы ребёнок вырос крепким, красивым, здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т.д.

    Соблюдение правил личной гигиены - непременное условие здорового образа жизни. Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей.

    Старший воспитанник. Кожа не только защищает ваш организм от жары, холода и инфекций. Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ ухода за кожей - это еженедельная баня.

    Воспитатель. В правилах личной гигиены важное место отводится мерам по уходу за ногами.

    Старший воспитанник. Ноги необходимо мыть тёплой водой с мылом ежедневно (перед сном). После мытья их надо досуха вытереть чистым полотенцем. Во избежание заболевания ног следует чаще менять носки и не ходить в тесной обуви.

    Воспитатель. Очень важно научить ребёнка правильно ухаживать за зубами и полостью рта.

    Старший воспитанник. Зубы необходимо чистить ежедневно утром и вечером зубная щётка должна быть яркой, привлекательной для детей. Она двигается вертикально от десны к зубам. С помощью придуманной мной сказки я приучила свою дочь чистить зубы.

    Воспитатель. Тщательного ухода требуют лицо, шея и уши. У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому их надо мыть не реже двух раз в день - утром и перед сном.

    Появляется девочка, грязная, неопрятная.

    1-й ребёнок.

    Ах ты, девочка чумазая,

    Где ты руки так измазала?

    Чёрные ладошки,

    На локтях - дорожки.

    Девочка.

    Я на солнышке лежала,

    Руки кверху держала.

    Вот они и загорели.

    2-й ребёнок.

    Ах ты, девочка чумазая,

    Где ты носик так измазала?

    Кончик носа чёрный, будто закопчённый.

    Девочка.

    Я на солнышке лежала,

    Нос кверху держала.

    Вот он и загорел.

    3-й ребёнок.

    Ах ты, девочка чумазая,

    Ноги в полосы измазала.

    Не девочка, а зебра,

    Ноги - как у негра.

    Девочка.

    Я на солнышке лежала,

    Пятки к верху держала.

    Вот они и загорели.

    4-й ребёнок.

    Ой ли, так ли?

    Так ли дело было?

    Отмоем всё до капли.

    Ну-ка, дайте мыло!

    Мы её ототрём.

    Воспитатель. Ребята, давайте вымоем девочку чумазую. Принесите все принадлежности. (Дети приносят) Расскажите, как нужно правильно умываться? Что было бы, если бы не было воды? (Дети отвечают) воду мы приготовили, а что нужно еще, чтобы отмыть такую грязнулю? (мыло)

    5-й ребенок (загадывает загадку)

    Мыльной пеной пенится,

    Руки мыть не ленится.

    Ускользает, как живое,

    Но не выпущу его я.

    Воспитатель. Ребята расскажите для чего нужно мыло (дети отвечают) Ну вот, теперь вода есть, мыло то же. Можно мыть нашу чумазую девочку. Да вот только, я думаю, что мылом нам не отмыть такую грязнулю. Как вы думаете, что нам еще надо.

    6-й ребенок. (загадывает загадку)

    Резинка Акулинка

    Пошла гулять по спинке.

    И, пока она гуляла,

    Спинка розовою стала.

    Дети. Губка

    Дети моют девочку.

    7-й ребенок.

    Громко девочка кричала,

    Как увидела мочало.

    Царапалась, как кошка.

    Девочка.

    Не трогайте ладошки!

    Они не будут белые:

    Они же загорелые!

    8-й ребёнок.

    А ладошки-то отмылись.

    Оттирали губкой нос -

    Разобиделась до слёз.

    Девочка.

    Ой, мой бедный носик!

    Он мыла не выносит!

    Он не будет белый:

    Он же загорелый!

    Воспитатель. А нос отмылся.

    9-й ребёнок. Кричала громким голосом!

    Девочка.

    Ой, боюсь щекотки!

    Уберите щётки!

    Не будут пятки белые:

    Они же загорелые!

    Дети. А пятки тоже отмылись.

    10-й ребёнок.

    Вот теперь ты белая,

    Ничуть не загорелая.

    Это была грязь.

    Воспитатель. Ребята, давайте вытрем её полотенцем и оденем в чистое платье. Но посмотрите на волосы, какие они растрёпанные! Что нужно сделать?

    Дети. Причесать.

    Воспитатель (загадывает загадку).

    Частый, зубастый

    Вцепился в чуб вихрастый.

    Дети. Гребешок, расчёска.

    Старшая воспитанница (в роли мамы).

    Расти, коса, до пояса,

    Не вырони ни волоса.

    Расти, косонька, до пят-

    Все волосоньки в ряд.

    Расти, коса, не путайся-

    Маму, дочка, слушайся.

    Воспитатель. Вот теперь всем нам приятно посмотреть на нашу девочку. И опрятная, и чистая, и с красивой причёской. Всем девочкам хочется иметь красивые причёски. Давайте проведём конкурс причёсок.

    Старшие воспитанники делают своим «детям» причёски.

    Воспитатель. Благодарим всех гостей, «родителей» и детей за участие и подготовку нашей встречи. Просим всех к самовару!

    Конспект  занятия, направленного на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников и младших школьников

    Тема: «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» 

    (старший дошкольный и младший школьный возраст)

    Цель: учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре

    Задачи:

    1. Закрепить и упорядочить последовательность возрастного и полового развития человека; способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола, по набору предметов делать умозаключения.

    2. Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками.

    3. Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав на выбор мальчиков и девочек.

    Материалы и оборудования:

    мольберты, фланелеграф, карточки – схемы полоролевого поведения, предметные и разрезные картинки, картинки последовательности возрастного и полового развития человека, мяч, повязки на глаза, медальоны, разносы, прищепки.

    Ход занятия.

    Воспитатель: «Дорогие ребята, я очень рада видеть вас, вы такие нарядные, красивые, и конечно же очень веселые и сообразительные, поэтому я поскорее хочу с вами познакомиться. Становитесь в круг. Будем передавать мячик друг другу, и называть свое имя и кто вы мальчик или девочка. Меня зовут …, я – женщина.»

    Игра “Знакомство”

    Воспитатель: «Ну, вот и познакомились поближе. Ребята посмотрите внимательно друг на друга, и ответьте мне на вопрос “Чем же отличается девочка от мальчика?” (одежда, внешность)

    Молодцы, правильно все сказали.

    Я знаю, все девочки и мальчики любят сказки, потому что в них происходят разные чудеса. И я знаю вашу мечту: хоть на чуть-чуть очутиться в сказке. Скажу вам по секрету – этого хотят даже взрослые. И сегодня я вам предлагаю отправиться в сказку.

    Но прежде чем отправиться в сказку, я расскажу вам одну историю. Давайте присядем на ковер.

    Много-много лет тому назад жили рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны и благородны. В той стране повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились.

    Но однажды пролетал над этой страной злой волшебник. Увидел он дружных, веселых и счастливых ребят и закипела в нем злость. Как же так возмутился он, любовь кругом, красота, мир. И задумал он свое злое дело. Он выкрал всех девочек и мальчиков и поселил мальчиков - отдельно, девочек - отдельно. А между ними поставил высокую-высокую каменную стену. Так появилась страна Девочек и страна Мальчиков. Шли годы и дети забыли, что когда-то они дружили и жили счастливо. Им было очень тяжело, ведь девочкам никто не помогал носить тяжести, не защищал от диких животных, а о мальчиках никто не заботился, никто не учил их хорошим манерам. Так и живут они много-много лет.

    Но оказывается есть одно тайное средство – против волшебства, которое поможет разрушить стену и тогда мальчики и девочки соединяться и опять будут дружить. Для этого дети из детского сада должны превратиться в спасателей и выполнить несколько сложных заданий. С каждым выполненным заданием стена будет постепенно разрушаться, пока совсем не разрушится.

    Вы хотели бы помочь, этим мальчикам и девочкам?

    Тогда встаньте в круг, закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись в спасателя превратись”. Открывайте глаза. Ну, вот мы кажется и на месте.»

    Игра “Найди пару”

    Воспитатель: «Теперь нам нужно разделиться на пары. Я раздам вам части открыток, а вы должны собрать целую, найти себе пару. Посмотрите внимательно на картинки.

    Ну, вот пары определились, становитесь друг за другом и в путь!»

    Игра “Взаимное доверие”

    Воспитатель: «Сейчас мальчикам необходимо провести свою партнершу, от одного стульчика к другому обходя препятствия, а сложность в том, что глаза у девочек будут закрыты повязкой. Вести девочку нужно молча, осторожно, не задевая предметы. Когда проведете девочку, мальчик помогает снять ей повязку. Идем по очереди…

    Вопросы:

    - Как ты чувствовала себя, когда была слепой?

    - Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

    - А как ты ощущал себя в роли поводыря?

    Молодцы, ребята, справились. Послушайте, кажется первые камни посыпались со стены».

    Двигательный тренинг

    «Спокойно идем по тропинке…вокруг кусты, деревья, зеленая травка…птицы поют… шелестят листья… вдруг на тропинке появились лужи. Оббегаем лужи… одна, вторая, третья…снова спокойно идем по тропинке… Перед нами ручей… через него перекинут мостик, держась за перила двумя руками. Крепко держимся, мостик качается… Перешли спокойно идем по тропинке… тропинка пошла через болото. На ней появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три… перешли болото, и снова идем спокойно… хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!»

    Преодолев такой трудный путь, мы справились, и камни снова посыпались со стены.

    А нас ждет следующее задание. Нам необходимо разделиться на команды: команда девочек строиться за Катей, и команда мальчиков строиться за Сережей.

    А задание такое. Сейчас мы будем составлять коллажи, девочки для мальчиков и мальчики для девочек. Из картинок, на которых изображены любимые предметы мальчиков и девочек. По одному подходим к коллажу и выбираем картинку, не торопитесь, внимательно. Помните, от правильно выполненного задания зависит разрушиться стена или нет. (Составление коллажей)

    В. Ребята, посмотрите, правильно ли составлены коллажи, мальчики вы согласны с девочками, а вы девочки? Молодцы! Камни со стены еще упали.

    Ну, вот все задания выполнены.

    Нам пора возвращаться, для этого закройте глаза, повернитесь на месте и скажите «Покружись, повернись, дома окажись».

    В. Как же нам узнать вся ли стена развалилась, объединились ли девочки и мальчики в одну страну? (слышен сигнал о приходе смс-сообщения)

    Ой, ребята, кажется это мой телефон. Так и есть. Минуточку, смс-сообщение пришло, интересно, давайте прочитаем (читаю смс-сообщение).

    «Дорогие мальчики и девочки из Центра, большое вам спасибо. Вы помогли разрушить стену между нашими странами. И теперь мы живем в одной общей стране под названием «Дружба». Посылаем вам посылку с медальонами на память о нашей стране «Дружба» (приходит посылка с медальонами из страны «Дружба».)

    Ребята, посмотрите, какие красивые медальоны. Вам они нравятся? (медальоны выполнены из соленого теста в виде изображения лиц принцев и принцесс). Ой, ребята, а здесь чего - то не хватает? (на медальонах не нарисованы улыбки) А почему же? (достаю письмо)

    “Мы хотели, вам подарить улыбающихся человечков, но к сожалению, за долгие годы разлуки, мы забыли, как выглядит улыбка”.

    А вы ребята помните, как выглядят улыбки. А давайте нарисуем улыбки на медалях, девочки нарисуют улыбки для мальчиков, а мальчики для девочек. Рассаживайтесь за столы. Нарисовали. А теперь подарите друг другу медали!

    А вы хотели бы подарить свои улыбки девочкам и мальчикам из страны «Дружба»? Как это можно сделать? (сфотографироваться и послать фото, послать смс с картинкой улыбающегося человека, отослать посылку с медалями и т.д.)

    А давайте выпустим в окно надувные шарики с изображением улыбающихся мальчика и девочки? Я очень надеюсь, что попутный ветер донесет наши улыбки в страну Детство, а пока они будут лететь, пусть все знают, что есть такой Центр, где живут веселые дружные, добрые ребята.

    Воспитание навыков самообслуживания - довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально.

    Режимные процессы

    Содержание навыков

    Методические приемы

    Первый квартал

    Питание

    Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски

    Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Рассматривание иллюстраций. Чтение: М. Вишневецкая «Милая тетушка манная каша»

    Одевание-раздевание

    Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей

    Беседа «Каждой вещи - свое место» Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактические упражнения: «Кто правильно положит одежду», «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи». Продуктивная деятельность: «Моя одежда»

     

    Умывание

    Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком

    Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

     

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати<

    Заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом

     

    Дидактическое упражнение «Как правильно убирать кровать»

    Второй квартал

    Питание

    Учить есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

    Беседа «Культура поведения во время

    еды».

    Чтение: С. Махоткин «Завтрак»

    Одевание-раздевание

    Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды

    Беседа «Наводим порядок в шкафу для одежды»

    Умывание

    Закреплять умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках

    Чтение: А. Барто «Девочка чумазая»

    Содержание в порядке одеж ды и обуви, заправка кровати

    Учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы.

    Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, класть подушку в чистой наволочке

    Беседа «Как заботиться о своей

    одежде».

    Чтение: Д. Крупская «Чистота»

     

    Третий квартал

    Питание

    Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно

    Беседа «Культура еды – серьезное дело».

    Чтение: Д. Грачев «Обед»

     

    Одевание-раздевание

    Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь

    Чтение: М. Зощенко «Глупая история»

    Умывание

    Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости

    Чтение: Е. Винокуров «Купание детей»

    Содержание в порядке одеж ды и обуви, за правка кровати

    Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им.

    Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку

    Чтение: А. Жигулин «Потеряла в траве заколку».

    Дидактическое упражнение «Как по мочь товарищу»

     

    Четвертый квартал

    Питание

    Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами, во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол

    Чтение: О. Григорьев «Варенье»

    Одевание-раздевание

    Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п.

    Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам»

     

    Умывание

    Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела

    Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно»

    Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

    Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.

    Полностью заправлять кровать после

    сна.

    Принимать участие в смене

    постельного белья

     

    Показ, напоминание, указания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

    В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

    Тематический план по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    В плане предложены темы для педагогов, работающих по формированию основ здорового образа жизни с детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

    Методы формирования навыков самоконтроля над произношением у глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Важным моментом в формировании произносительной стороны речи глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста является работа по формированию навыков самоконтроля над произношением. Приведены пр...

    Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством работы с природным и бросовым материалами

    Каждый ребёнок имеет свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на его индивидуальность. У современной школы такой возможности пока нет.Поэтому задачу развития творческих способностей дете...

    Обобщение опыта " Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения".

    Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять»...

    Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Основные направления в работе педагога по формированию графомоторных навыков...