Методическая разработка.Организация работы с детьми требующих особого педагогического внимания (подростковая преступность)
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Клемкуль Наталья Вячеславовна

В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное внимание и т.д. Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми "группы риска", или с так называемыми «трудными» детьми. Дети "группы риска" - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ   БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 112

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: « Организация работы с детьми требующих особого педагогического внимания (подростковая преступность) »

Выполнила:

Клемкуль Наталья Вячеславовна,

учитель истории и обществознания, ОДНКНР

ГБОУ школы №112

Выборгского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2018

Оглавление

1.Введение

3

1.1 Актуальность

4

1.2 Задачи

4

1.3 Методы исследования

5

2.Причины правонарушений несовершеннолетних

5

2.1 Причины преступлений несовершеннолетних

6

2.2 Семейное неблагополучие

7

2.3Успеваемость и посещаемость детей.

9

2.4 Безнадзорность детей во внеурочное время.

9

2.5 Наличие вредных привычек и совершение правонарушений.

10

2.6 Профориентация подростков "группы риска" (устройство после окончания школы).

10

2.7 Неблагоприятное бытовое общество

11

2.8 Влияние средств массовой коммуникации

12

2.9 Подстрекательство со стороны взрослых

13

2.10 Низкая правовая грамотность

13

3. Виды правонарушений

13

3.1 Виды правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и криминалистическая характеристика

15

4. Юридическая ответственность несовершеннолетних

17

5. Уголовная ответственность несовершеннолетних

6.Организация  работы с учащимися требующих особого педагогического контроля.

18

7.Ожидаемые результаты

26

8. Заключение.

28

Список литературы:

29

1.1 Введение

В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное внимание и т.д. Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми "группы риска", или с так называемыми «трудными» детьми. Дети "группы риска" - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения. Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают. Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

В настоящее время активность правонарушений среди несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет растёт более быстрыми темпами.

Преступность несовершеннолетних во многом утратила черты детского поведения, озорства, спонтанности.

Для несовершеннолетних преступников характерны отсутствие чувства стыда, развитие несдержанности, ленивости, что во многом вызвано незрелостью личности подростка. Неспособность правильно воспринимать жизненные трудности часто направляет их на путь преступления.

В последнее время несовершеннолетние всё чаще совершают вымогательства, мошеннические действия, компьютерные преступления, осуществляют торговлю оружием, наркотиками. 

1.1 Актуальность

Формирование правовой культуры общества невозможно без поколения, имеющего устойчивые правовые компетенции. 

1.2 Задачи

1. Раскрыть причины правонарушения, выявить виды правонарушений.

2. Анализировать правонарушения, используя статьи из нормативно-правовых актов и научных статей.

3. Проанализировать особенности юридической ответственности несовершеннолетних.

1.3 Методы исследования

(Использование и анализ нормативно-правовых актов и научных статей)

  1. Уголовный Кодекс Российской Федерации
  2. Кодекс об Административных Правонарушениях
  3. Данные социологических исследований.        

2. Причины правонарушений и преступлений несовершеннолетних Провоцирующими факторами отклоняющегося поведения могут быть:

Индивидуальные особенности ребёнка

семейные;

школьные

в группе сверстников

в обществе

низкая самооценка;

застенчивость;

плохая успеваемость;

нарушение дисциплины;

положительные установки по отношению к психотропным веществам

конфликты в семье;

безнадзорность;

родители, употребляющие алкоголь;

физическое и психологическое насилие в семье;

отсутствие дисциплины

плохая успеваемость;

низкий моральный уровень учеников;

конфликты с педагогами

нежелание учиться;

давление сверстников;

дружба с подростками, употребляющими алкоголь

жизнь в обществе, способствующем употреблению табака, алкоголя;

отсутствие поддержки со стороны общества;

нищета и экономическая нестабильность

Несмотря на то, что не все факторы именуются семейными, большинство из них связано с нарушением традиций семейного воспитания или пренебрежением в семье к интересам ребёнка, а значит так или иначе связано с неблагополучием семьи.

2.1 Причины преступлений несовершеннолетних

Преступление – это крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом.

Преступление показывает, что совершившее его лицо далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них.

2.2 Семейное неблагополучие

Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Если попытаться квалифицировать семьи «трудных» подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей, как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные скандалы приводят эти семьи к распаду, как фактическому, так и условному.

Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает не упорядочена из-за служебной или личной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Четвертая группа характеризуется малообеспеченностью. Дети "группы риска" - часто голодные и неухоженные дети, поэтому по возможности необходимо оказать им материальную поддержку. Это может быть следующая помощь:

1) Обеспечение в учебном заведении бесплатным питанием. Если родители не могут или не хотят предоставить необходимые для этого справки, то социальный педагог после выхода в семью и составления акта обследования жилищно-бытовых условий ребёнка, подтверждающего факт, что учащийся действительно нуждается в данном виде помощи, выступает на Управляющем совете или на педсовете учебного заведения с предложением выделить ребёнку бесплатное питание, как учащемуся, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

2) В младших классах можно провести акции по сбору одежды и игрушек нуждающимся семьям.

3) Взаимодействие с Отделом социальной защиты населения. В результате предоставления в начале учебного года информации семьи могут быть взяты на патронаж и получать различные виды социальной и материальной помощи, а также получить бесплатные путёвки для детей в оздоровительные лагеря и санатории.

Для всех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей. Подростки в таких семьях рано теряют потребность в общении с родителями, совместном время препровождении.

2.3Успеваемость и посещаемость детей.

Родители в таких семьях часто равнодушно относятся к проблемам детей в учебном заведении, могут вовремя не разбудить ребёнка утром, не контролировать его посещаемость учебных занятий и успеваемость, а иногда просто не имеют влияния на ребёнка.

Для предупреждения неуспеваемости ежедневно необходимо контролировать посещаемость и еженедельно успеваемость детей "группы риска", по результатам проводить беседы с учащимся, классным руководителем, учителем-предметником, администрацией школы, инспектором ПДН.

После окончания четверти фиксируется успеваемость и посещаемость этих учащихся. В случаях пропусков уроков без уважительной причины, когда беседы с учащимся, родителями не приводят к положительному результату или местонахождение ребёнка неизвестно, обращаюсь с письмами в ПДН, КДН и ЗП, Отдел опеки и попечительства.

Если проблему неуспеваемости учащегося не удалось предотвратить, то Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности в составе администрации школы, социального педагога, психолога, классного руководителя совместно с учеником разрабатывает алгоритм решения проблемы (составляется план индивидуальной работы с учащимся по ликвидации пробелов в знаниях, включающий дополнительные задания, индивидуальные дополнительные занятия, тематические зачёты и т.д.).

2.4 Безнадзорность детей во внеурочное время.

Находясь без присмотра со стороны взрослых, учащиеся могут попасть в неприятные ситуации, совершить правонарушения.

Для профилактики безнадзорности опрашиваем и контролируем занятость учащихся во внеурочное время. Привлекаем ребят к занятиям в школьных кружках и секциях, созданных на базе школы. Особое внимание уделяем занятости детей в каникулы. Ежегодно собирается информация о занятости в летний период детей группы "риска"; подаются заявки в Управление труда и социального развития о выделении путёвок.

2.5 Наличие вредных привычек и совершение правонарушений.

Профилактическая работа ведется в этом направлении посредством:

- реализации плана работы по сохранению, укреплению здоровья учащихся и профилактике применения психоактивных веществ;

- проведением дней профилактики с приглашением инспекторов ОДН, представителей КДН и ЗП, медицинских работников;

- участие в школьных и районных акциях;

- индивидуальные беседы с нарушителями с привлечением инспектора ПДН.

-участие в месячнике против вредных привычек, дни здоровья

2.6 Профориентация подростков "группы риска" (устройство после окончания школы).

Совместно с социальным педагогом проводится диагностика учащихся с целью определить профессиональную предрасположенность этих ребят, затем консультации о возможных вариантах продолжения обучения в каком- то городе и ближайших городах. Если дальнейшее обучение в дневной школе для учащегося, достигшего 15 лет, по семейным обстоятельствам невозможно, то учащиеся направляются в вечернюю школу для дальнейшего обучения.

Работа с детьми группы риска строится по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной ситуации. Поэтому она предполагает два направления - оказания помощи ребенку и изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Поэтому надо приложить все усилия для того, чтобы сохранить семью там, где это ещё возможно.

В этом направлении в школе ведется работа, направленная на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, на повышение социальной, психологической и педагогической грамотности родителей.

2.7 Неблагоприятное бытовое общество

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. В школе, где он успевал, ему тоже плохо. Таким образом, из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья, школа, досуг – в двух ему плохо. Но есть неоспоримый психологический закон – никто не хочет быть плохим, тем более подросток. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, - в спорте, увлечении музыкой, одеждой. Зловещая закономерность состоит в том, что безобидное досуговое неформальное поведение легко скатывается к поведению асоциальному (карты, выпивка, хулиганство), затем к антисоциальному (квартирные кражи, наркотики, фарцовка и т. Д.).

Вспомним, что подросток пришел в группу за гармонией от семейно-школьного дискомфорта. Если противоречив мир взрослых, подросток будет искать и найдет гармонизирующее начало в другом мире. Порядки и нравы в этом мире могут становиться похожими на порядки и нравы «зоны». Ценностные ориентации подростков в таких группах чрезвычайно низки. Социологи, обследовавшие 40 групп, получили следующие данные:

70% подростков в группах употребляют спиртное;

55% «иногда» хулиганят;

36% защищают в потасовках свою территорию;

52% дерутся с другими группами;

46% допускают в группах «свободную любовь»;

10% готовы достать деньги любым способом.

Уходя от несвободы семьи и школы, подросток попадает в несвободу неформальной группировки. И что печальнее всего, многие из них не хотят разрывать с такой группой. Она гармонизирует его бытие – обеспечивает видимость порядка, защиту, престижность положения.

2.8 Влияние средств массовой коммуникации

Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях.

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

а) агрессивные стили поведения;

б) приучает к насилию;

в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов, причем большее число агрессивных действий совершает супергерой. Утверждение добра с помощью насилия оказывает на зрителей еще более вредное влияние, чем само насилие, совершаемое в преступных целях люди, которые больше смотрят подобные телепередачи, менее эмоционально реагируют на насилие, что способствует развитию равнодушного отношения к реальному проявлению агрессии.

2.9 Подстрекательство со стороны взрослых

Известно, что 1/3 преступлений подростки совершают под воздействием взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.

2.10 Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства.

3. Виды правонарушений

Важнейшим критерием деления правонарушений на виды является степень общественной опасности. Степень общественной опасности характеризуется следующими показателями:

1. значимость регулируемых правом общественных отношений;

2. размер причинённого вреда или ущерба;

3. способ, время и место совершения правонарушения;

4. личность правонарушителя.

В зависимости от степени общественной опасности правонарушения делятся на два вида:

Преступлением признаётся деяние, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством. Преступление отличается максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые уголовным законодательством. Объектами преступлений являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Перечень преступлений, установленный уголовным законодательством, является исчерпывающим, и расширенному толкованию не подлежит.

Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой иной – не уголовной – отраслью законодательства.

Проступки отличаются меньшей (по сравнению с преступлением) степенью общественной опасности (вредности). Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.

Проступки подразделяются на:

1. административные – представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права противоправные деяния;

2. гражданско-правовые – отличаются от прочих специфическим объектом посягательства, каковым выступают имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами семейного, трудового, земельного права;

3. дисциплинарные – представляют собой деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности, предприятий, учреждений, организаций.

3.1 Виды правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и криминалистическая характеристика

Криминалистическую характеристику преступлений несовершеннолетних составляют, прежде всего, криминалистически значимые сведения о личности несовершеннолетнего правонарушителя, мотивации его преступного поведения, типичных способах, предметах и местах посягательств.

Особенности поведения подростков во многом определяются противоречивостью их возрастного положения: с одной стороны, это уже не дети, а с другой – еще не взрослые. Именно в подростковом возрасте формируется чувство взрослости.

Криминалистическое значение рассматриваемых сведений проявляется главным образом в том, что они должны учитываться при определении тактики следственных действий с участием несовершеннолетних, а также при проведении следователем профилактической работы.

Питательной средой, формирующей преступное поведение подростков, нередко является их окружение. Многие подростки до совершения преступления вращались в крайне неблагополучной социальной микросреде, в которой обычным было нарушение нравственных и правовых норм. Пьянство, хулиганские действия, аморальное поведение процветали как в семьях, так и в кругу друзей. У многих несовершеннолетних правонарушителей были судимы родственники, друзья, близкие знакомые. Эти сведения могут помочь на первоначальном этапе расследования в определении направлений поисковых мероприятий в ситуации, когда имеются данные о совершении преступления неизвестным подростком. В такой ситуации помочь установлению преступника могут и обобщенные сведения о поведении подростков-правонарушителей. Допреступное поведение многих подростков характеризуется различными антиобщественными проявлениями (пьянством, токсикоманией, азартными играми, половой распущенностью и так далее). В особенности это закономерно для подростков, совершивших тяжкие преступления. Нередко преступление является прямым продолжением предыдущего противоправного поведения подростка.

Трудновоспитуемость подростков рассматривается наукой через явление, которое называется девиация (отклонение от нормы, отклоняющееся поведение).

Определенное криминалистическое значение приобретают сведения о субъективной стороне правоотношений несовершеннолетних. Судебные инстанции неоднократно разъясняли, что некоторые действия подростков, внешне сходные с такими преступлениями, как кража и грабеж, по своей субъективной стороне не содержат состава этих преступлений (например, угон велосипеда с целью покататься). Иногда незначительные правонарушения совершаются подростками из озорства. На формирование мотивов действий несовершеннолетних часто влияют ложно понимаемые чувства благородства, товарищества, неадекватная реакция на обиду и обидчика, влияние взрослых. Все эти факторы сказываются на квалификации и оценке степени общественной опасности действий несовершеннолетних, и соответственно, они должны тщательно анализироваться в процессе расследования.

Наряду со сведениями о субъекте и субъективной стороне криминалистическая характеристика содержит данные и об объективной стороне преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

По делам об убийствах, изнасилованиях, грабежах, разбоях преступлению нередко предшествовало совместное с жертвой распитие спиртного. При этом действие потерпевшего часто были социально порицаемы. В ряде случаев несовершеннолетние использовали беспомощное состояние жертвы, вызванное опьянением, малолетним или преклонным возрастом, болезнью.

Анализ корыстных посягательств несовершеннолетних показывает, что они чаще, чем взрослые, похищают, наряду с другими, предметы, способные удовлетворить потребности, свойственные, прежде всего, юношеству. Наиболее распространенными предметами преступного посягательства несовершеннолетних являются: одежда, аудио- и видеоаппаратура, сотовые телефоны, продукты питания, различные инструменты, часы, деньги, украшения и парфюмерия. Сами по себе перечисленные предметы похищают не только несовершеннолетние. Однако наличие в списке похищенного продуктов питания, сладостей и других, довольно нестандартных при хищениях предметов должно служить основанием для выдвижения версии об участии в преступлении подростков. 

4. Юридическая ответственность несовершеннолетних

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.

 Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность  (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет  (ч.1 ст. 2.3.КоАП РФ).

 Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ. (например, предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и др.). Такой вид административного наказания как административный арест к несовершеннолетним не может применяться  (ч.2 ст. 3.9.КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении  (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ). Наиболее часто встречающиеся составы административных правонарушений, совершаемые несовершеннолетними:

- Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

- Появление в общественных местах в состоянии опьянения;

 - Мелкое хулиганство;

- Мелкое хищение;

 - Уничтожение или повреждение чужого имущества;

- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;

 - Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

 - Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

5. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Преступление– виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

Согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Кодексом.
В соответствии со ст. 87 Уголовного Кодекса РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Уголовная ответственность в России в полном объёме наступает
с 16 лет. Но есть преступления, за которые к ответственности могут привлечь с 14 лет, перечень данных преступлений содержится в ч. 2 ст. 20 УК РФ (например, за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), изнасилование (статья 131),насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), вандализм (статья 214). Почему несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности за все преступления с 16-летнего возраста, а за отдельные из них – с 14 лет? Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида. Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность.

Статьей 88 УК РФ предусматриваются виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

 Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

Алгоритм оказания ребёнку социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:

1 этап - выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

2 этап - координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.

6.Организация  работы с учащимися требующих особого педагогического контроля.

Ежегодно в начале учебного года корректируются списки детей по категориям, формируется банк информации (Социальный паспорт) об учащихся "группы риска". Информация о детях может поступать и от классного руководителя, тогда социальный педагог в случае необходимости подключает районные структуры; например, от специалистов отдела опеки и попечительства, КДН и ЗП или из ОДН, тогда уже социальный педагог знакомит с ней классного руководителя.

На каждого ученика из неблагополучных семей, находящихся под опекой, учащихся-инвалидов, учащихся с девиантным поведением заведена "Карточка учёта", в которую заносится необходимая информация о ребёнке и его семье. На обороте карточки отражается работа, проведённая с учащимся и семьёй (беседы, рейды, письма в МВД, ходатайства в КДН и т.д.). Сформирована картотека учащихся.

В сентябре классные руководители традиционно составляют план воспитательной работы с классом. Дети "группы риска" требуют к себе особого подхода и контроля, поэтому классный руководитель составляет "план индивидуальной работы" с этими ребятами с указанием класса, фамилии и имени учащегося. План и следующие документы находятся у классного руководителя в папке класса.

Затем классный руководитель совместно с социальным педагогом составляют карту психолого-педагогического сопровождения обучения детей группы риска, которая включает в себя характеристику учащегося, отражающую учебную деятельность и характеристику межличностного общения (отношение к учёбе, уровне развития внимания, памяти, способности к самооценке, реакции на замечания учителя, а также отражаются творческие способности учащегося, место учащегося в коллективе, стиль отношения со сверстниками, наличие или отсутствие друзей, участие в общественной жизни класса, конфликтен или нет).

На обороте фиксируется успеваемость учащегося и посещаемость учебных занятий и сведения о совершённых проступках и правонарушениях, а также проведённой работе с родителями( индивидуальные беседы).

На каждого учащегося, состоящего на внутришкольном учёте, учете в ПДН и КДН, заполняется карта учащегося, содержащая сведения о родителях, краткую информацию о бытовых условиях, взаимоотношениях между членами семьи, особенностях семейного воспитания.

Часто для определения причин возникновения проблем у учащегося необходимо посетить его семью. Тогда социальным педагогом совместно с классным руководителем составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, который отражает санитарное состояние квартиры, наличие у ребёнка места для отдыха, места для выполнения домашних заданий, обеспеченность необходимых потребностей ребёнка в пище, одежде и т.д.

Ежегодно классный руководитель составляет социальный паспорт класса, в котором содержатся сведения о жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей, перспективах образования для детей (пожелания родителей), состоянии здоровья учащихся, их внешкольной деятельности. Затем составляется социальный паспорт школы. Данные сведения позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье внимание психологов, медиков, социальных работников.

На каждую проблемную семью можно составить план профилактических и коррекционных мероприятий, которая отражает основные направления работы с семьёй.

Такой тщательный сбор информации о ребёнке и его семье часто помогает выявить существующую проблему ребёнка и вовремя ему помочь.

Трудностей у детей "группы риска" действительно много, и риск возникновения иногда целого комплекса проблем в разных областях жизни у этих ребят выше, чем у остальных. Поэтому эти дети нуждаются в особом контроле и внимании.

Направления работы. Совместная деятельность школы и родителей 

изучение и диагностика семей

организация социально-психологической службы

индивидуальная работа с семьями

классные часы с приглашением родителей;

спортивные конкурсы;

праздники, поездки, экскурсии.

родительские собрания с приглашением врача, психолога, социального педагога, сотрудников МВД.

социальный паспорт класса;

изучение мнение родительской общественности, собеседование с родительскими комитетами;

индивидуальные консультации психолога или социального педагога для детей и родителей;

консультации по профориентации для учащихся и родителей.

выявление проблемных семей;

организация рейдов в семьи, бесед с родителями,

по необходимости привлечение внимания ОВД, Отдела опеки, КДН и ЗП, Управления труда и социального развития

В процессе этой работы происходит диагностика семейных проблем, выявляются семьи, нуждающиеся в постоянном контроле и помощи. С ними проводится индивидуальная и групповая просветительская работа, профилактические мероприятия, социально-педагогическая защита прав ребенка. Их цель - оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Дети "группы риска", часто их называют "трудными детьми" доставляют много забот классному руководителю и педагогам. Поэтому очень важно не только социальному педагогу, но и классным руководителям, и учителям-предметникам суметь подобрать нужные слова, стать ребёнку мудрым советчиком. Для этого необходимо работать по следующим направлениям работы:

 Педагогическая поддержка.

 Процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

 Социальная диагностика.

Это направление предполагает особое внимание к детям, с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.

 Коррекционная работа.

Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с детьми, требующими ППВ. Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся, стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

Просветительская работа.

Организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы.

Работа с педагогическим коллективом.

Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

А также согласно следующим принципам:

-принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

-принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

-принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

-принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);

-принцип диалога (необходимо уметь слушать ребёнка, уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

-принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

-принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);

-принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны иметь практическую направленность. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

-принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что, действуя в контакте с административными и юридическими службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку - в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал. 

7.Ожидаемые результаты.

Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся;

Обеспечить охрану жизни и здоровья учащихся;

 Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних включает в себя нормализацию условий их жизни и воспитания в семье, индивидуальный подход к ним, переориентацию или разобщение стихийных групп, куда входят подростки: При этом главное средство воздействия на трудных ребят — включение их в социально позитивную деятельность во внеклассной и внешкольной работе.

Предупредить правонарушения подростков, обеспечить исправление и перевоспитание их вполне возможно, если к профилактической работе привлечь широкий круг государственных учреждений и общественных организаций, согласовать на основе комплексного подхода совместную деятельность школы, семьи, общественности, административных органов.

 Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.

Защита прав ребенка - выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети – инвалиды, опекаемые) - защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений, Комиссия по делам несовершеннолетних) - защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых - правовое просвещение учащихся (программа «Ребенок и закон»);

Обеспечение поддержки семье в формировании личности учащегося - раннее выявление неблагополучных семей - создание банка данных по неполным семьям, опекунским семьям - пропаганда здорового образа жизни в семье, как необходимого условия успешной социализации детей и подростков - психолого – педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье - содействие включению родителей в учебно – воспитательный процесс - организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально – педагогической проблематике

Профилактика, коррекция и реабилитация - раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведении учащихся - обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета - организация профилактической работы с учащимися «группы риска" - способствование пропаганде здорового образа жизни - повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.

Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка - развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями

Организационно – методическая деятельность - анализ и обобщение опыта социально – педагогической деятельности - участие в методических семинарах, конференциях различного уровня по социально – педагогическим проблемам - накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, результатов проведенных социально – педагогических исследований.

8. Заключение.

 Следует обращать внимание на «скоротечные преступления», происшедшие

спонтанно, необдуманно. Неосознаваемую мотивацию преступного

поведения можно отнести к подсознанию, т.е. к тем неосознаваемым

механизмам, которые образовались путем вытеснения из сознания

некоторых психотравмирующих обстоятельств и затем проявляют себя в

преступлении, как компенсация своей неполноценности, ущербности за счет

агрессии и истязания другого существа. Такой механизм образовался путем

подражания, внушения, запечатления некоторых форм асоциального,

антиобщественного поведения окружающих, СМИ (в частности,

телевидение), что характерно для детского возраста, когда подобным

образам формируются устойчивые фиксированные установки.

Преступность несовершеннолетних - это лишь начальная часть общей

преступности. Именно связь с преступностью других возрастных групп

образует особо опасное криминальное лицо преступности

несовершеннолетних.

Список литературы:

  1. Конституция РФ
  2. Конвенция ООН «О правах ребенка»
  3. Семейный кодекс Российской Федерации
  4.  Закон РФ «Об образовании»
  5. Уголовный кодекс РФ
  6. ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  7. Г.А. Аникина Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков. // Молодой ученый. – 2014. − №19 .
  8. Т.П. Авдулова Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования − М.: Издательский центр «Академия», − 2012. − 240 с.
  9. А.А. Бакаев «Система профилактики правонарушений несовершеннолетних» - М., 2004, с. 146.
  10. С.А. Беличева Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: учеб. пособие. Издательский дом «Питер» 2012.
  11. Е.Б. Бреева «Дезадаптация детей и национальная безопасность России. Издание 2» - М., 2005
  12. А.А. Галжиева «Дети – жертвы в своей семье» // «Криминальная ситуация на рубеже веков в России» - М., 1999
  13. А.Д. Гонеев Роль субъектной позиции будущего учителя в процессе подготовки к коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками. 2012. // Ученые записки. [Электронный научный журнал]
  14. И.Н. Девентьярова Девиантное поведение подростков: анализ понятий. // Вектор науки ТГУ. 3(6). 2011 С. 99-101.
  15. Г.Г. Зайдуллина  Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3-2
  16. В.Г. Казанская «Подросток. Трудности взросления» - СПб, 2006, с. 31-34.
  17. В.В. Казакова Особенности работы с детьми – девиантами в начальной школе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. http://psychology.snauka.ru/.
  18. Э.Б. Мельникова «Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии» - М., 2000
  19. Б.А. Намаканов Девиантное поведение подростков – проблема школьного воспитания. // Наука и школа. 2011. № 1. С. 112-117.
  20. Т.А. Свинцицкая Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе // Молодой ученый. − 2015. − №11.
  21. Е.О. Смолева Анализ психологических теорий девиантности несовершеннолетних // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6
  22. М.В. Такмакова Влияние условий обучения в общеобразовательной школе на формирование девиантного поведения подростков. // Социология власти. № 3.
  23. Е.В. Тараканова Девиантное поведение подростков как причина стойкой школьной неуспеваемости. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 342011 С. 68-72.
  24. Т. А. Хагуров Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России.// Журнал Вестник института социологии. № 7 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник наюблюдений за детьми, требующими особого педагогического внимания

«Дневник  индивидуальной работы с учащимся, требующими особого педагогического внимания» Цели:  ·       адекватно воспринимать себя и окру...

«Дневник индивидуальной работы с учащимся, требующими особого педагогического внимания»

Цель: ·       адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;·        развивать адаптационные умения;·...

Педсовет "система профилактической работы с детьми, требующими особого внимания"

Наш педсовет был посвящён именно системе работы с детьми, требующими особого внимания педагогов. рассмотрена система взаимодействия школы со всеми имеющимися в микрорайоне субъектами профилактики прав...

Методическая разработка.Организация работы с детьми требующих особого педагогического внимания (подростковая преступность)

В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное вниман...

Папка по работе с детьми, требующего особого внимания

В папке находится информация и шаблоны для работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися...

Организация работы с детьми требующих особого педагогического внимания (подростковая преступность)

В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное вниман...