Урок русского языка в 6 классе "Лингвистический анализ художественного текста"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Агафоночкин Игорь Григорьевич

Урокпо УМК Бабайцевой. Комбинированный урок. Методы обучения: рассказ учителя, демонстрация презентации, языковой анализ.

Цели урока:

- способствовать формированию коммуникативной компетенции;

- содействовать закреплению умений определять тему и основную мысль  произведения, выявлять художественные средства, использованные автором для  реализации замысла  произведения;

-способствовать формированию умений находить фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические средства, использованные автором с целью раскрытия идеи произведения,

- воспитывать   внимательное отношение к слову, бережное отношение к окружающей  природе.

Степень сложности определяется наращиванием трудности   и повышением  самостоятельности учащихся в работе при выполнении упражнений и заданий (групповых, индивидуальных), а также использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

           «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

                                             с. Красные Ключи

Урок русского языка в 6 классе

Учитель русского языка

и литературы

Агафоночкин Игорь

Григорьевич

Цели:

- способствовать формированию коммуникативной компетенции;

- содействовать закреплению умений определять тему и основную мысль  произведения, выявлять художественные средства, использованные автором для  реализации замысла  произведения;

-способствовать формированию умений находить фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические средства, использованные автором с целью раскрытия идеи произведения,

- воспитывать   внимательное отношение к слову, бережное отношение к окружающей  природе.

Оборудование: распечатки текста для учащихся, таблицы для работы, компьютер, проектор.

Ход урока

1. Оргмомент.  Вступительное слово учителя. Психологическая подготовка учащихся, создание проблемной ситуации.

Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим об очень важной и актуальной теме. Она  касается каждого из нас, потому что все мы живем на одной Земле, и какой ей быть в ближайшее время, зависит от нас. Пожалуйста, внимательно посмотрите на слайды и подумайте, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать на уроке.

2. Показ слайдов.

Ответы учащихся.

3. Слово учителя. Абсолютно правильно, сегодня мы с вами поднимем актуальный вопрос. Как на человека действует лес, природа с одной стороны и город с другой. И ответим мы на этот вопрос, проанализировав текст, выявив его лексические, грамматические, синтаксические особенности.

- Откройте тетради, запишите число, к/р, и тему урока.

4.Проверка Д/З.  

- Дома вам было задано выполнить небольшой тест. Давайте проверим.

 (На слайде ответы к тесту. Учащиеся сверяют свои ответы, выставляют себе оценки)

- На следующем уроке мы сделаем анализ д/з.

                                        Тест.

  1. Определите начальную форму слов:

А)  протягивал      Б) проводов      В) выбросит.

Ответ: А) протягивать      Б) провод         В) выбросить

  1. Подберите антонимы к словам:

А) чистый         Б) тяжелый           В) разные

Ответ: А) грязный           Б) легкий           В) одинаковые

  1. Найдите лишнее:    

А)  неподвижно         Б) ненасытно          В) недолго

Ответ: Б) (без НЕ не употребляется)

4. Какое слово соответствует схеме

А) Неподвижно          Б) постирал         В) роптать

Ответ: Б

  1. Определить разницу в значении и написании слов:

А) Зеленый лес - …

         Б) Лез на крышу - …

Ответ: А)Зеленый лес – множество деревьев, растущих на небольшом пространстве.

Б) Лез на крышу – взбираться, подниматься, карабкаться.    

- Поменяйтесь тестами друг с другом проверьте тесть своего товарища, оцените его. В конце урока я соберу, завтра скажу оценки.

5. Работа  по теме урока.

Задачи: путем анализа текста, его лексических, словообразовательных, синтаксических особенностей  определить  основную мысль текста.

- Скажите еще раз, что такое лес? А нужен ли вообще человеку лес?

-  У вас на парте лежит текст. Пока Медана читает, вы послушайте его внимательно и подумайте, о чем этот текст.

Текст.

Лес и город. Город и лес. Разные порождения одной Вселенной. Такие разные и никак не совмещающиеся пока.

Город тянулся к  лесу,  протягивал в чащи мрачные щупальца дорог, тянул паутины проводов,  дышал гарью тяжкого дыхания.  А лес неподвижно смотрел на его осторожное, но настойчивое приближение. Лес не умел ни бояться, ни роптать, но он мог лишь жить и ждать своего часа. Лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными ветрами. Лес по каплям копил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.

Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго  будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить.

(По Н. Никонову).

2) беседа:

- Определите тему текста. О чем он? (об отношениях города и леса).

-  Подберите к нему заголовок так, чтобы в нем отражалась тема текста.

- Что отражает заголовок: тему или основную мысль? (тему)

- Можете ли вы сразу определить  основную мысль текста? С какой целью его создал автор?

- Для вас это еще трудно и для этого мы должны поработать с ним

- Мы определим основную мысль текста в конце работы.

А) Работа над лексическими особенностями текста:

-  Давайте посмотрим, какие эпитеты использует автор, характеризуя лес и город?

 - Какие метафоры использует автор? (Вспомнить, что такое метафора)

  - Какие олицетворения использует автор?

По мере анализа текста заполняется таблица, определяются изобразительные средства (все воспроизводится на экране).

Город

Лес

мрачные щупальца дорог

гарь тяжкого дыхания

паутины проводов

тянулся

протягивал

дышал

выбрасывал

чистые ночные ветра

чистая влага

смотрел

мог жить и ждать

рассеивал

разлагал

возвращал

- Какие краски появляются благодаря использованию этих изобразительных средств? (образ города создается с помощью темных тонов – выхлопных газов, темного дыма, серого железа; в обрисовке леса использованы светлые краски, от них словно веет свежим ветром

6. Физминутка.

Б) Работа над грамматическими средствами образности:

- Обратимся к глаголам, характеризующим действия города. Какие из них  соответствуют схеме?

           Протягивал, выбрасывал.

(Работа у доски)

- Что можно сказать о городе на основе данных наблюдений? (город представляется великаном, чудовищем, постоянно требует пищи  и все-таки остается ненасытным, каждый раз прося  все больше и больше, ничего не давая взамен).

- Найдите в глаголах, характеризующих лес, также три глагола, соответствующих этой схеме. (Работа у доски)

- Как они изображают лес?

Рассеивал, разлагал, возвращал

В) Выявление синтаксических особенностей данного текста.

- Сравните строение предложений, рисующих действия города и леса: (выводится на экран)

Город тянулся к лесу, простирал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания.    [ O, O, O, O, O…].

Лес не умел ни бояться, ни роптать, но он мог лишь жить и ждать своего часа.  [  ], но [  ]

(первое предложение  - простое, осложнено однородными сказуемыми, связанными  интонацией. Это подчеркивает динамику движения, желание во что бы то ни стало захватить, взять.

Второе предложение – сложное союзное со значением противопоставления.  При чтении его  выдерживается пауза, что указывает на неспешность, спокойствие, смирение).

Это ССП с противительным союзом → противопоставление  леса и города.

Синтаксический разбор первого предложения.

- Какова цель противопоставления? Ответив на этот вопрос, мы  определим основную мысль текста.  

- Автору удалось  создать живые образы, но только  ли о городе и лесе он говорит? Может быть, под образами города и леса подразумеваются другие предметы?  (учащиеся высказывают предположения).

- Давайте проверим наши предположения. Прочитаем вторую часть текста (проецируется на экран).

 

Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго  будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить.

- Какие противопоставления есть в тексте?

-  Наши предположения оказались верны: город  олицетворяет  человека, его жадность, а лес – весь огромный мир природы.    

- Какова же основная мысль текста? Для чего он написан?

       (слайд  с основной мыслью)

 ( каждый из нас должен помнить, что является частью огромного мира и не может растрачивать и уничтожать то, что сам не создавал. Автор привлекает внимание читателя к проблеме уничтожения человеком живой природы, его естественной среды обитания).

           - Какие вы можете привести факты в подтверждение того, что проблема эта достаточно серьезна в наше время? (экологические катастрофы, проблемы глобального потепления).

7. Рефлексия.

          - На ваших листочках записаны предложения. Продолжите их, высказав  свое мнение по проблеме, затрагиваемой в тексте.

Для меня природа – это …

Бывая в лесу, я всегда …

Чтобы сохранить природу, надо …

            - Ребята, кто хочет поделиться со своими мыслями вслух?

 - Сдайте мне листки, на следующем уроке я вам всем поставлю оценки.

8. Подведение итогов урока.

- Почему же нам было так трудно  определить основную мысль текста?

(только при внимательном отношении к слову можно понять замысел писателя, идею его произведения), выставление оценок.

9. Информация о дифференцированном домашнем задании.

Представьте, что вы участвуете в конкурсе «Живи, природа!». Напишите небольшой рассказ на экологическую тему.

Если эта тема вызовет у вас затруднения,  поделитесь своими наблюдениями за миром природы в рассказах  на следующие темы: «Однажды осенним днем», «Прогулка в школьном  парке », «Мы – часть природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Русского Языка 8-9класс. Анализ текста

Комлексный анализ текста в 8-9классе. Для материала взят отрывок из повести "Слепой музыкант" В.Г.Короленко...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

Главное на уроке русского языка, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и открытия, свои маленькие «открытия», пусть уже сделанные кем-то из больших ученых. Язык наших п...

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

Урок русского языка и литературы по теме "Текст. Признаки текста. Смысловые типы речи"

Урок направлен на развитие умения работать с текстом, совершенствовать письменную и устную речь обучающихся, способствует повышению мотивации к предмету....

Урок русского языка по теме "Анализ текста А.Дементьева "Лебединая верность"

Технологическая карта урока по ФГОС. Анализ  текста Андрея Дементьева "Лебединая верность" может проводиться в среднем звене....

Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему

Урок позволяет раскрыть возможности использования имён прилагательных при построении  художественного  текста, закрепить представление об эпитете, учит различать тексты разных стилей и типов...