Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rol_prilagatelnyh_v_hudozhestvennom_tekste._klass.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Татаринова О.Г., учитель МБОУ Белоберезковская СОШ №1
Трубчевского района Брянской области
Мастер-класс
Русский язык 6 класс
Роль прилагательных в художественном тексте
Цель :расширить представление учащихся об употреблении прилагательных в художественном тексте
Задачи :
- научить правильно употреблять прилагательные в речи,
- закрепить и расширить представление об эпитете,
- научить использовать эпитеты при построении высказывания
Ход урока
Учитель.
Здравствуйте ! Очень приятно всех вас видеть в такой день!
- Посмотрите в окно и подберите определения для характеристики сегодняшнего дня. ( Ноябрьский, пасмурный, хмурый, холодный…..)
- А какая часть речи помогла вам нарисовать пейзаж сегодняшнего дня ?
( имя прилагательное)
Учитель .
СЛАЙД №1
Тема сегодняшнего нашего урока – роль прилагательных в художественном тексте.
Слайд №2
Цель нашего урока - расширить представление об употреблении прилагательных в художественном тексте. Для достижения цели мы должны будем решить несколько задач:
- научиться правильно употреблять прилагательные в речи,
- закрепить и расширить представление об эпитете,
- научиться использовать эпитеты при построении высказывания.
СЛАЙД №3
А теперь давайте на миг перенесёмся к морю, полюбуемся белым парусником и вспомним строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
- Кто автор этих чудесных строк? ( М.Ю. Лермонтов)
- А что было бы, если бы из этого стихотворения исчезли прилагательные? (Пропало бы очарование поэзии)
- Какой вывод о роли прилагательных в художественном тексте можно сделать?(Прилагательные служат для создания картин природы в художественных текстах)
СЛАЙД №4
- Давайте проведём эксперимент : уберём из художественного текста все прилагательные. Какую картину мы увидим? ( Бесцветную, лишённую красок).
СЛАЙД №5
- А теперь вернём краски этой картине . Что произошло? Как называется этот приём? ( Цветопись.С её помощью картина природы стала цветной.)
- Какой вывод о роли прилагательных в художественном тексте можно сделать?(Прилагательные помогают нарисовать цветную картину мира)
СЛАЙД №6
- Мы убедились, как важны прилагательных при создании пейзажей. А можно ли при помощи прилагательных охарактеризовать предмет ? Возьмём, к примеру, яблоко. По каким признакам мы можем его охарактеризовать?
( Цвет, размер, вкус, запах, время созревания)
Задание : опишите яблоко с помощью прилагательных по названным признакам. ( Большое, красное, вкусное, ароматное сентябрьское яблоко)
- Какой вывод о роли прилагательных в художественном тексте можно сделать? (Прилагательные охарактеризовать предмет с разных сторон) предмет ).
СЛАЙД №7
- Проведём небольшую творческую работу и посмотрим, как вы умеете употреблять прилагательные в речи.
Заслушаем нескольких человек. Сравним с текстом оригинала.
СЛАЙД №8
- А можно ли при помощи прилагательных нарисовать портрет человека? (Да.)
- Давайте посмотрим на один из портретов. Нравится он вам? (Нет.) А что нужно для того, чтобы портрет стал противоположным? Как называются слова с противоположным значением? ( Антонимы).
Задание : замените выделенные прилагательные антонимами.
Нравится ли теперь вам портрет героини?
Вывод : при помощи прилагательных можно нарисовать как внешний , так и внутренний портрет персонажа
СЛАЙД №9
Игра «Отгадай спрятавшееся слово». Можно посмотреть подсказку.
(Эпитет)
СЛАЙД №10
- Посмотрите на картинку и попробуйте найти эпитеты. (Задумчивые, бездонные, умные). Сем эпитеты отличаются от остальных прилагательных ? ( помогают выразить личное отношение к предмету речи)
СЛАЙД №11
- Найдите и выпишите из текста эпитеты.
СЛАЙД №12
Самопроверка.
СЛАЙД №13
- А во всех ли текстах можно употреблять эпитеты? Давайте проведём ещё один эксперимент. Перед вами два текста. Попробуем на место пропуска вставить эпитеты. Что получится? Вывод сформулируйте сами.
Вывод: эпитеты употребляются только в текстах художественного стиля , а также публицистического ( последнее – подсказка учителя).
СЛАЙД №14
Самостоятельная работа.
- Давайте проверим, как вы научились находить эпитеты в художественных текстах.
СЛАЙД №15
Проверка и выставление оценок.
СЛАЙД №16
- А сейчас давайте поиграем и обменяемся эпитетами друг с другом. Я говорю фразу с эпитетом ученику и беру кого его за руку. Он повторяет, употребляя новый эпитет, и берёт за руки следующего ученика. И так далее.
Вывод : прилагательные-эпитеты могут передавать эмоции и создавать настроение.
СЛАЙД №17
- Вот видите, какие чудеса может делать эпитет. Поэтому я в его честь написала Похвалу.
СЛАЙД №18
- А теперь подведём итоги нашей работы, наших наблюдений и экспериментов. Какие выводы о роль прилагательных в художественном тексте мы можем сделать? (Ученик – научный руководитель зачитывает выводы, сделанные в процессе работы).
Слайд №19
Рефлексия.
- Подберите определения-эпитеты для оценки нашего урока.
Спасибо за внимание.
Перечень слайдов:
СЛАЙД №1
Тема сегодняшнего нашего урока
Слайд №2
Цель нашего урока
СЛАЙД №3
Перенесёмся к морю
СЛАЙД №4
- Давайте проведём эксперимент
СЛАЙД №5
- А теперь вернём краски этой картине
СЛАЙД №6
Яблоко
СЛАЙД №7
- Проведём небольшую творческую работу
СЛАЙД №8
- Нарисовать портрет человека. Антонимы.
СЛАЙД №9
Игра «Отгадай спрятавшееся слово».
СЛАЙД №10
- Попробуйте найти эпитеты.
СЛАЙД №11
- Выпишите из текста эпитеты.
СЛАЙД №12
Самопроверка.
СЛАЙД №13
- Проведём ещё один эксперимент. Два текста. Вставить эпитеты.
СЛАЙД №14
Самостоятельная работа.
СЛАЙД №15
Проверка и выставление оценок.
СЛАЙД №16
- Поиграем и обменяемся эпитетами друг с другом.
СЛАЙД №17
- Похвала.
СЛАЙД №18
- Итоги.
СЛАЙД №19
Рефлексия. Эпитеты уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе
Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...
Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...
конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс
Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...
конспект урока по теме " СПП с придаточным определительным" и презентация к нему
Цель урока познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным...
Конспект урока русского языка по теме "Безличные предложения" с презентацией
Конспект урока по теме "Безличное предложение", изучение нового материала....
Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" 5 класс Презентация
Урок русского языка по теме "Антонимы". для учащихся 5 класса. Урок изучения нового материала и применения полученных знаний на практике.К уроку подготовлена сложная презентация с применение...
Конспект урока русского языка "Правописание производных предлогов" (7 класс) и презентация к нему
Разработка включает конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание производных предлогов" и презентацию к нему. Занятие нацелено на отработку навыка распознавания предл...