Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ольга Григорьевна Татаринова

Конспект урока развития речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Татаринова О.Г., учитель МБОУ Белоберезковская СОШ №1

Трубчевского района Брянской области

Мастер-класс

Русский  язык    6 класс

Роль прилагательных в художественном тексте

Цель :расширить представление учащихся об употреблении прилагательных в художественном тексте
Задачи :

  • научить правильно употреблять прилагательные в речи,
  • закрепить и расширить представление об эпитете,
  •  научить использовать эпитеты при построении высказывания

Ход урока

 Учитель.

Здравствуйте ! Очень приятно всех вас видеть в такой день!

- Посмотрите в окно и подберите  определения для характеристики сегодняшнего  дня. ( Ноябрьский, пасмурный, хмурый, холодный…..)

- А какая часть речи помогла вам нарисовать пейзаж сегодняшнего дня ?

( имя прилагательное)

Учитель .

СЛАЙД №1

Тема сегодняшнего нашего урока – роль прилагательных в художественном тексте.

Слайд №2

Цель нашего урока - расширить представление об употреблении прилагательных в художественном тексте. Для достижения цели мы должны будем решить несколько задач:

  • научиться правильно употреблять прилагательные в речи,
  • закрепить и расширить представление об эпитете,
  • научиться  использовать эпитеты при построении высказывания.

СЛАЙД №3

А теперь давайте на миг перенесёмся к морю, полюбуемся белым парусником и вспомним строки:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?

 - Кто автор этих чудесных строк? ( М.Ю. Лермонтов)

- А что было бы, если бы из этого стихотворения исчезли прилагательные? (Пропало бы очарование поэзии)

- Какой вывод о роли прилагательных в художественном тексте можно сделать?(Прилагательные служат для создания картин природы в художественных текстах)

СЛАЙД №4

- Давайте проведём эксперимент : уберём из художественного текста все прилагательные. Какую картину мы увидим? ( Бесцветную, лишённую красок).

СЛАЙД №5

- А теперь вернём краски этой картине . Что произошло? Как называется этот приём? ( Цветопись.С её помощью картина природы стала цветной.)

- Какой вывод о роли прилагательных в художественном тексте можно сделать?(Прилагательные помогают нарисовать цветную картину мира)

СЛАЙД №6

- Мы убедились, как важны прилагательных при создании пейзажей. А можно ли при помощи прилагательных охарактеризовать предмет ? Возьмём, к примеру, яблоко. По каким признакам мы можем его охарактеризовать?

( Цвет, размер, вкус, запах, время созревания)

Задание : опишите яблоко с помощью прилагательных по названным признакам. ( Большое, красное, вкусное, ароматное сентябрьское яблоко)

- Какой вывод о роли прилагательных в художественном тексте можно сделать? (Прилагательные охарактеризовать предмет с разных сторон) предмет ).

СЛАЙД №7

- Проведём небольшую творческую работу и посмотрим, как вы умеете употреблять прилагательные в речи.

Заслушаем нескольких человек. Сравним с текстом оригинала.

СЛАЙД №8

- А можно ли при помощи прилагательных нарисовать портрет человека? (Да.)

- Давайте посмотрим на один из портретов. Нравится он вам? (Нет.) А что нужно для того, чтобы портрет стал противоположным? Как называются слова с противоположным значением? ( Антонимы).

Задание : замените выделенные прилагательные антонимами.

Нравится ли теперь вам портрет героини?

Вывод : при помощи прилагательных можно нарисовать как внешний , так и внутренний портрет  персонажа

СЛАЙД №9

Игра «Отгадай спрятавшееся слово». Можно посмотреть подсказку.

(Эпитет)

СЛАЙД №10

- Посмотрите на картинку и попробуйте найти эпитеты. (Задумчивые, бездонные, умные). Сем эпитеты отличаются от остальных прилагательных ? ( помогают выразить личное отношение к предмету речи)

СЛАЙД №11

- Найдите и выпишите из текста эпитеты.

СЛАЙД №12

Самопроверка.

СЛАЙД №13

- А во всех ли текстах можно употреблять эпитеты? Давайте проведём ещё один эксперимент. Перед вами два текста. Попробуем на место пропуска вставить эпитеты. Что получится? Вывод сформулируйте сами.

Вывод: эпитеты употребляются только в текстах художественного стиля , а также публицистического ( последнее  – подсказка учителя).

СЛАЙД №14

Самостоятельная работа.

- Давайте проверим, как вы научились находить эпитеты в художественных текстах.

СЛАЙД №15

Проверка и выставление оценок.

СЛАЙД №16

- А сейчас давайте поиграем и обменяемся эпитетами друг с другом. Я говорю  фразу с эпитетом ученику  и беру кого его  за руку. Он повторяет, употребляя новый эпитет,  и берёт за руки следующего ученика. И так далее.

Вывод : прилагательные-эпитеты могут передавать эмоции и создавать настроение.

СЛАЙД №17

- Вот видите, какие чудеса может делать эпитет. Поэтому я в его честь написала Похвалу.

СЛАЙД №18

- А теперь подведём итоги нашей работы, наших наблюдений и экспериментов. Какие выводы о роль прилагательных в художественном тексте мы можем сделать? (Ученик – научный руководитель зачитывает выводы, сделанные в процессе работы).

Слайд №19

Рефлексия.

- Подберите определения-эпитеты для оценки нашего урока.

Спасибо за внимание.

Перечень слайдов:

СЛАЙД №1

Тема сегодняшнего нашего урока

Слайд №2

Цель нашего урока

СЛАЙД №3

Перенесёмся к морю

СЛАЙД №4

- Давайте проведём эксперимент

СЛАЙД №5

- А теперь вернём краски этой картине

СЛАЙД №6

Яблоко

СЛАЙД №7

- Проведём небольшую творческую работу

СЛАЙД №8

-  Нарисовать портрет человека. Антонимы.

СЛАЙД №9

Игра «Отгадай спрятавшееся слово».

СЛАЙД №10        

- Попробуйте найти эпитеты.

СЛАЙД №11

- Выпишите из текста эпитеты.

СЛАЙД №12

Самопроверка.        

СЛАЙД №13

- Проведём ещё один эксперимент. Два текста. Вставить эпитеты.

СЛАЙД №14

Самостоятельная работа.

СЛАЙД №15

Проверка и выставление оценок.

СЛАЙД №16

- Поиграем и обменяемся эпитетами друг с другом.

СЛАЙД №17

- Похвала.

СЛАЙД №18

- Итоги.

СЛАЙД №19

Рефлексия. Эпитеты уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...

конспект урока по теме " СПП с придаточным определительным" и презентация к нему

Цель  урока познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным...

Конспект урока русского языка по теме "Безличные предложения" с презентацией

Конспект урока по теме "Безличное предложение", изучение нового материала....

Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" 5 класс Презентация

Урок русского языка по теме "Антонимы". для учащихся 5 класса. Урок изучения нового материала и применения полученных знаний на практике.К уроку подготовлена сложная презентация с применение...

Конспект урока русского языка "Правописание производных предлогов" (7 класс) и презентация к нему

Разработка включает конспект урока русского языка в 7 классе по теме  "Правописание производных предлогов" и презентацию к нему. Занятие нацелено на отработку навыка распознавания предл...