Конспект урока русского языка по теме "Безличные предложения" с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Кыркина Ольга Ивановна

Конспект урока по теме "Безличное предложение", изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx178.95 КБ
Файл plan.docx43.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день! Начнём наш урок.

Слайд 2

. Односоставные предложения Назывное Зима . Определённо-личное Люблю морозный день. Неопределённо-личное Во дворе убирают снег. Обобщённо-личное Береги нос в большой мороз! Сегодня Похолодало. Безличное предложение

Слайд 3

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Цели: 1 ) Узнавать, находить безличные предложения среди других; 2) Уяснить способы выражения сказуемого в безличном предложении. 3) Роль безличных предложений.

Слайд 4

Установите соответствие . 1. н /л А) Морозное утро. 2. Об/л Б ) Идёшь в школу и видишь на лужицах ледок. 3. О/ л В) Шила в мешке не утаишь. 4. Назывн . Г) По утрам морозит. 5. Безлич . Д) Во дворе играют в снежки. Ответ: 1.д, 2.в, 3.б, 4.а, 5.г.

Слайд 5

В безличном предложении главный член может быть выражен: 1)безличным глаголом; 2)личным глаголом в безличном значении; 3)инфинитивом; 4) кратким страдательным причастием среднего рода; 5) словами категории состояния; 6)отрицательным словом нет, глаголом не было, с отрицанием не.

Слайд 6

Выпишите номера безличных предложений. 1. Бездонную бочку водой не наполнишь. 2. Подготовьтесь к зиме. 3. Занесло снегом дорогу. 4. С вечера всё спится. 5. На дворе темно 3) Занесло- личный гл.в безлич . знач. ; состояние природы; 4) спится – безлич . гл.; состояние человека 5) темно - слово кат. сост. ; состояние природы. Ответ : 3, 4, 5, . САМОПРОВЕРКА

Слайд 7

Конструирование предложений . Переделайте двусоставное предложение в безличное. Я не здоров. Малыш не спит. Приближается вечер. Снег замёл дорогу. У тебя есть книга? Пахнет сосна. Мне нездоровится. Малышу не спится. Вечереет. Снегом замело дорогу. У тебя нет книги? Пахнет сосной. Самопроверка

Слайд 8

1 .Стою на опушке ближайшего леса. 2. Вокруг мёртвая тишина. 3. Не слышно пения птиц, не качаются ветви деревьев. 4. Огромная ель снизу доверху укутана снежным покрывалом. 5. Ветви берёз искрятся на солнце от серебряного инея. 6. Дышу полной грудью и наслаждаюсь красотой природы. 7. Чувствую себя такой счастливой! 8. Как хорошо в лесу! 9. Жаль, что позвонили по телефону. 10. Нужно возвращаться домой. Выразительно прочитайте текст.

Слайд 9

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Цели: 1 ) Узнавать, находить безличные предложения среди других; 2) Уяснить способы выражения сказуемого в безличном предложении. 3) Роль безличных предложений.

Слайд 10

Домашнее задание Домашнее задание : 1. стр.177 правило; 2. написать сочинение; 3. упр.395.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гобикская средняя общеобразовательная школа Рогнединского района Брянской области

План-конспект урока русского языка

 по теме

«Безличные предложения»

   8 класс

Учитель: Кыркина Ольга Ивановна

учитель русского языка и литературы

2 квалификационная категория

П. Гобики  2015 уч. год

Программа С.И. Львовой

Учебник: «Русский язык. 8 класс»  С.И.Львова, В.В. Львов

Тип урока: объяснение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор.

Формирование  УУД.

Метапредметные.

Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать цель, тему;

-осознанно строить сообщения;

-использовать схемы;

-извлекать информацию ;

-сравнивать и оценивать информацию.

Регулятивные:

-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

-осуществлять контроль по результату;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.

Коммуникативные:

-предлагать помощь и сотрудничество;

-строить монологическое высказывание;

-вести диалог, слушать собеседника;

-осуществлять взаимный контроль.

Планируемые личностные результаты:

-готовность и способность к саморазвитию;

-самооценка на основе критериев,

- навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.

Предметные.

Повторить теоретические сведения об односоставных предложениях, ввести понятие "безличные предложения", определить способы выражения сказуемого в безличных предложениях, продолжить работу по восполнению пробелов в орфографии, развивать речь и творческие способности,  работать над развитием речи учащихся, вести планомерную подготовку к ГИА

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2.  Этап актуализации ранее изученного материала.

Учитель:  Добрый день. Начинаем наш урок.  (слайд № 1) 

Скажите, пожалуйста, какие предложения я сейчас  использовала?

Учащиеся:  (Это Односоставные предложения, потому что имеют один главный член предложения).

Учитель:  Да, действительно, они односоставные, потому что грамматическая основа в каждом из них представлена одним главным членом.

  Сегодня на уроке мы  продолжим знакомство с видами односоставных предложений. Слова продолжим знакомство говорят, что есть ещё вид односоставных предложений, который вам не знаком.

3.Этап актуализации   учебной деятельности.

Учитель:  Давайте вспомним, какие виды односоставных предложений вы изучили (слайд №2  по очереди появляются понятия) последним появляется сначала   предложение Сегодня похолодало.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: К какому виду вы отнесёте это предложение?

Ученики (гадают)

Учитель:  Не гадайте, этот вид предложений ещё не знаком. Назовите грамматическую основу. Похолодало .

- Есть ли подлежащее? (нет)

-А может ли оно быть, может ли быть лицо, которое производит действие, или действие происходит само по себе, т.е. без лица?

-Подумайте, как можно назвать предложения, в которых действие происходит  без лица?

-Ребята, вместе, общими усилиями мы определили тему нашего урока.

Слайд № 3  Запишите тему урока БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Учитель: Исходя из  темы, по аналогии с изученными видами односоставных предложений, попытайтесь сформулировать цели и задачи урока:

  1. Узнавать, находить безличные предложения среди других; а помогут определять и находить безличные предложения способы выражения сказуемого.
  2. Уяснить способы выражения сказуемого в безличном предложении.
  3. Роль безличных предложений.

4.Этап первичного закрепления.

Итак, мы выяснили, что предложения, в которых действие происходит  независимо от деятеля, лица, происходит само по себе называются БЕЗЛИЧНЫМИ.  

Учитель: Внимание на таблицу (Слайд 4) 

Установите соответствие.

  1. Морозное утро.              – наз.
  2. Идёшь в школу и видишь на лужицах ледок. – о/л
  3. Шила в мешке не утаишь. – об/л

4)  Во дворе играют в снежки . – н/л

5) По утрам морозит.   - безл

Учитель:   (Дети работают в тетрадях ) .

- Поменяйтесь рабочими тетрадями, проверьте по образцу.

(На экране ответ: ) оцените работу,  за каждый правильный ответ 1 балл, макс. 5 баллов. 

Фронтальный опрос :

- Какие слова в предложениях иллюстрируют « Правописание безударных личных окончаний  глаголов»? (ВИДИШЬ, МОРОЗИТ) объясните.

 - Какую общую орфограмму вы можете назвать в словах ( ИДЁШЬ, ВИДИШЬ, УТАИШЬ)?.

- Какое из предложений является иллюстрацией к теме урока? Запишите его в тетрадь.

- Почему это безличное предложение.  Подчеркните основу.

- Что выражает глагол сказуемое в этом предложении?  (состояние природы или человека).

 - Безличные  предложения очень часто выражают состояние природы или состояние человека.

Работа в парах: Ребята, я предлагаю  вам поработать в парах.

Работа с учебником:

- Открываем учебник на стр. 177, внимательно читаем правило о безличном предложении от слов «чаще всего…и до конца страницы.

Сформулируйте вопрос по прочитанному материалу и дайте на него ответ. 2 минут.

(Учитель спрашивает) : Какой вопрос сформулирован в вашей паре ? И какой ответ был дан.)

- Итак, ещё раз перечислим, каковы  способы выражения сказуемого в безличном предложении.

(Слайд №  5 с таблицей.) Сама перечисляю.

- Давайте вернёмся к нашему предложению со сказуемым морозит

- Каким способом выражен глагол-сказуемое?

(это личный в безличном значении Сравним морозит холодильник !). (Можно учителю записать предложение )

(Слайд 6) Внимание на экран !

Перед вами несколько предложений, можно ли считать их текстом? Почему?

- Выпишите безличные предложения

1. Бездонную бочку водой не наполнишь.

2. Подготовьтесь к зиме.

3. Занесло снегом дорогу.

4. С вечера всё спится.

5. На дворе темно.

- Сколько выписали предложений? 3

- Определите значение сказуемого (состояние человека или состояние природы)

- установите способ выражения сказуемого.

Проверь себя по образцу и оцени свой результат : 

По 1 баллу за каждое предложение

По 1 баллу за правильно определённое значение

По 1 баллу за верно установленный способ выражения сказуемого. Макс. 9 баллов.

- фронтальный опрос:

- Объясните правописание – тся .

Работа в группах  (Слайд 7).  

Конструирование предложений.  С последующей проверкой

Переделайте двусоставное предложение в безличное:

Я не здоров.           Безличный глагол

Малыш не спит.   безличн

Приближается вечер.      безлич

Снег замел дорогу.      Лич

У тебя есть книга? Словом нет

Пахнет сосна.            Личный в безличном

Ребята, объединитесь в группы  по  человека

- Какими  способами выражено сказуемое  в предложениях ?

Фронтальный опрос:

- какие орфограммы встретились в предложения?

( НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕ    СПИТСЯ, ВЕЧЕРЕЕТ ) объясните  

Учитель записывает 2 предложения:

 Наступил рассвет.

Рассвело.

- Сравните 2 предложения, что общего? Ч ем отличаются?

-В каком предложении содержание передано белее лаконично выражено состояние природы? В чем главное назначение безличных предложений?

Дети отвечают:

Учитель : безличные предложения  в лаконичной форме обозначают  состояние природы и человека, а также придают выразительность речи.

- Ребята, мы выяснили, какими способами выражено сказуемое в безличном предложении.

А сейчас я  предлагаю поработать с текстом.

5. Закрепление навыков определения безличных предложений в тексте и определение их роли.

Работа с текстом

Текст у каждого на столе. Работа по вариантам

Вариант 1.

  1. Выразительно прочитайте текст и озаглавьте его, вынеся в заглавие тему( В лесу).

       1. Стою  на опушке ближайшего леса. 2. Вокруг мёртвая тишина.  3. Не слышно пения птиц, не качаются ветви деревьев. 4. Огромная ель снизу доверху укутана снежным покрывалом. 5. Ветви берёз искрятся на солнце от серебряного инея. 6. Дышу полной грудью и наслаждаюсь красотой природы. 7. Чувствую себя такой счастливой! 8. Как хорошо в лесу!

           9.  Жаль, что позвонили по телефону.10.  Нужно возвращаться домой.

- Перед вами 10 предложений, можно ли их считать текстом? Почему?

Они связаны по смыслу и грамматически.

 Вариант 2. Выразительно прочитайте текст и озаглавьте его, вынеся в заглавие идею (Как хорошо в лесу!).

1.        Стою  на опушке ближайшего леса. 2. Вокруг мёртвая тишина.  3. Не слышно пения птиц, не качаются ветви деревьев. 4. Огромная ель снизу доверху укутана снежным покрывалом. 5. Ветви берёз искрятся на солнце от серебряного инея. 6. Дышу полной грудью и наслаждаюсь красотой природы. 7. Чувствую себя такой счастливой! 8. Как хорошо в лесу!

9.          Жаль, что позвонили по телефону.10.  Нужно возвращаться домой.

Учитель:   вариант 1 .  Определите тип речи.. Какие предложения помогают передать внутреннее состояние автора? (8, 9,10)

Вариант 2.   Определите  стиль текста.

4.Какие слова текста иллюстрируют :

  • 1 вариант Правописание проверяемых безударных гласных  (стою, тишина. Подберите проверочные. Каким способом проеряли?
  • 2 вариант Правописание непроверяемых гласных ( природы, телефон)

Объясните графически написание н в слове серебряного.

Коллективная работа

  1. Выпишите номера односоставных предложений, подчеркните грамматические основы определите их вид.
  • Сравните 1 и 2 предложение . Что общего?
  • Чем 3 отличается от 2-х предыдущих? Какое  оно? Какая связь? (бессоюзная)
  • Можно ли 4 и 5 предложение рассматривать, как иллюстрацию к теме, которую изучаем? Почему нет ? Все ли согласны. Подчеркните  грамматические основы.

Индивидуальная работа у доски 3 чел. У доски    Сделайте полный синтаксический разбор 10 предложения.

  1. в словообразовательный счастливой  счасть(е) суффиксальный
  2. в морфемный позвонили

чем отличаются разборы?

2. Ребята,  лес красив в любое время года и,  поверьте – нет лучшего отдыха, чем прогулка в лес. Посетите   зимний лес. Свои ощущения, своё настроение передайте в небольшом сочинении. Учтите: в нём должно быть не менее 5 односоставных предложений.

6.  Домашнее задание (дифференцированное).

          1.  стр.177 правило;

2.   написать сочинение;

3. упр.395.

- Прочитайте, что нужно сделать? Кто может дать образец? Записывать нужно перестроенное предложение.

7. Рефлексия.

-Давайте проведём небольшую рефлексию.

Что нового вы узнали ? Н а сколько баллов вы усвоили новый материал?

Учитель выставляет оценки.

- Благодарю вас всех за урок.