конспект урока русского языка "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Миллер Наталья Владимировна

конспект содержит характеристику урока, технологическую карту, план-конспект урока, перечень учебно-методических средств 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_odnosostavnye_predlozheniya_8_klass.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского  языка с учетом требований ФГОС на тему:

«Односоставные предложения»

Содержание

Характеристика урока…………………………………………………………………с.2

Технологическая карта  урока…………………………………………………………с.4

План-конспект урока………………………………………………………………….с. 6

Учебно-методические средства обучения.…………………….……………………..с.9

Мультимедийная презентация урока.

Характеристика урока

Данная методическая разработка предназначена  для проведения урока русского языка в 8 классе по теме  «Односоставные предложения».

Цель урока: обобщение знаний об односоставных предложениях.

         Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание односоставных  предложений в тексте;
  • классификация односоставных  предложений по их значению и структурным особенностям;
  • построение речевых  высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
  • осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной  речи;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.

 Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология  и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы ;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

 Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;  
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков.   На изучение темы «Односоставные предложения»  в рабочей программе по русскому языку в 8 классе выделено 12 часов (По программе под редакцией М.М.Разумовской). Это 10 урок по изучению видов односоставных предложений, ему предшествовали уроки по изучению следующих тем: виды односоставных предложений (1 час), определённо-личные предложения (2 часа), неопределённо-личные предложения (2 часа), обобщённо-личные предложения (1 час), безличные предложения (2 часа), назывные предложения (1 час). Урок предшествует контрольному уроку, уроку целевого применения усвоенного.

Вид урока – комбинированный урок.

Выбранная структура урока наиболее рациональна для достижения поставленной цели. Использование фольклорного материала  – это  превосходный, незаменимый  материал для различного вида деятельности на уроке. Это обусловлено, во-первых , житейской мудростью и высоким идейно-эстетическим качеством народных изречений и, во-вторых, их лингвостилистическими достоинствами. Кроме того пословицы  помогли соблюсти логическую  связь между различными этапами урока.

Использование игрового материала помогает в интересной форме повторить пройденное и развивает интерес к языку.

Введение в урок тестового материала  позволяет быстро проверить знания, умения и навыки и постепенно подготовить учащихся  к итоговой аттестации.

Работа с текстами разных стилей  необходима на каждом уроке, так  как это позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лингвистический кругозор. К тому же, тексты разных стилей были подобраны учащимися самостоятельно, в качестве домашнего задания.

На уроке был использован материал (сообщение о Шахматове), который учащийся подготовил самостоятельно. Такой вид работы воспитывает самостоятельность учащихся и  учит самостоятельно добывать информацию, выбирать и преподносить главное.

Введение в урок заданий творческого характера позволяет учащимся проявить свои творческие способности, данный вид работы реализует дифференцированный подход.  

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.

Активизация мыслительной деятельности учащихся достигалась благодаря быстрой смене форм работы на уроке.

Технологическая карта  урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы; цели; задач; мотивация их принятия; планируемые результаты.

Демонстрация слайда № 2,3,4,5,6

Создание ситуации успеха и эмоционального настроения.

 Приветствие

Настрой на рабочий лад

Запись даты и темы в рабочую тетрадь

 

Коммуникативные

2 мин.

Проверка усвоения теоретических знаний по теме

Проверка ЗУН:

  1. Организация индивидуальной работы  на компьютере.

  1. Проведение игры «Путаница»

Демонстрация  слайда № 7,8

Демонстрация  слайда №  9

Демонстрация  слайда №  10

 

Индивидуальная работа на компьютере (выполнение упр.3из электронного приложения к учебнику)

Работа в парах  заполнение таблицы  (в тетрадях)

Самопроверка

Вспомнить виды односоставных предложений и их  признаки, восстановить соответствие  между видом предложения, его признаками и примером

Классификация односоставных  предложений по их значению и структурным особенностям; Знание особенностей строения односоставных предложений и их классификации

регулятивные

познавательные

коммуникативные

5  мин.

Обобщение и систематизация знаний.

Постановка    вопроса

Демонстрация слайда № 11

Демонстрация слайда № 12

Индивидуальное сообщение учащегося о лингвисте.

 

Восприятие устной речи

 Умение воспринимать лингвистический текст

Личностные

коммуникативные

3 мин.

  1. Организация индивидуальной работы  на компьютере.

  1. Организация работы по учебнику

 

Индивидуальная работа на компьютере по Обучающей  программе-тренажеру по русскому языку «Фраза»

Индивидуальное  выполнение  упр. 166  (в тетрадях)

Найти в тексте односоставные предложения, определить их вид.

Работа по орфографии.

Классификация односоставных  предложений по их значению и структурным особенностям

регулятивные

познавательные

коммуникативные

10 мин

ФИЗМИНУТКА  Слайд № 13

2 мин.

Обобщение и систематизация знаний.

Организация  работы с текстами.

Демонстрация слайда № 14

Демонстрация слайда №  15, 16

Работа в малых группах  с текстами разных стилей (подготовленные карточки)

Защита  результатов исследования

Выяснить в текстах каких стилей и с какой целью употребляются разные виды односоставных предложений.

Знание разновидностей стилей речи, распознавание односоставных  предложений в тексте

регулятивные

познавательные

коммуникативные

10 мин.

Организация творческой работы

Демонстрация слайда №  17, 18,19, 20 , 21

Творческая работа в группах

Составить текст-описание картины с использованием односоставных предложений.

 Умение   употреблять односоставные предложения в речи

Личностные познавательные

коммуникативные

5 мин.

Контроль

 Организация работы с тестами

Демонстрация слайда №  23-27

Демонстрация слайда №  28

 Индивидуальная работа  по тестам (перфокарты)

Взаимопроверка

 Решить тестовые задания по теме

 Классификация односоставных  предложений по их значению и структурным особенностям

 Познавательные

5 мин

Рефлексия

 Задание на дом

Демонстрация слайда № 29

Выставление оценок

Психологическая разгрузка

Демонстрация слайда № 30

 Запись  задания в дневник

 

 

 

3 мин

План-конспект урока

ХОД УРОКА

1.Оргмомент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы : «Односоставные предложения», закрепим умения и навыки распознавания таких  предложений и; понаблюдаем за употреблением всех  видов односоставных предложений в  речи, будем учиться уместному  употреблению  односоставных предложений в устной и письменной речи.

Это цель нашего урока.

А девизом нашего урока будут служить следующие слова: « Всякая пословица к слову  молвится».

Используя пословицы и поговорки, мы делаем нашу речь выразительнее, образнее, богаче. Недаром наш великий русский поэт А.С. Пушкин восклицал: « Что за золото пословицы русские!»

Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся  к этим сокровищам русского языка, вспомним некоторые из пословиц, кроме того, пословицы будут обозначать этапы нашего урока, служить руководством к действию и языковым материалом для усвоения новой темы.

Итак, «Делу время - потехе час».

II. Проверка знаний умений и навыков по теме «Односоставные предложения»

ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ УЧЕНЬЯ

Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Как вы понимаете его смысл?

Давайте  повторим особенности строения односоставных предложений и их классификацию.

      1.  2 ученика работают индивидуально за компьютерами с электронными учебниками: Упр.3 (Тема «Односоставные предложения»).

     2. Классу предлагаю вам игру «Путаница».

Перед вами слайд с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места. Работаем в парах.

Правильные ответы заносим в тетради.

Вид предложения

Признаки

Пример

Безличное

Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица)

Весна!

Определённо-личное

Главный член -подлежащее

Тебе звонили

Неопределённо-личное

Главный член-сказуемое (безличный глагол)

Светает

Назывное

Главный член – сказуемое

(глагол в форме 3 лица мн.числа)

Встаю каждый день рано

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.  

III. Обобщение темы «Односоставные предложения»


  1. «НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ»

Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Как вы понимаете его смысл?

Ребята,  вы знаете, кто из лингвистов впервые поднял   вопрос  об  односоставных  предложениях  в  русской  грамматике?

Давайте послушаем об этом сообщение вашего одноклассника.

Сообщение учащегося:

Впервые поднял   вопрос  об  односоставных  предложениях  в  русской  грамматике  великий  русский  лингвист Алексей  Александрович  Шахматов.  Именно А.А.Шахматов  первым  в  истории  нашей  науки  выделил  типы  односоставных  предложений  и  описал  особенности  их  строения.  Именно он «впервые  собрал  колоссальный  материал,  характеризующий  поразительное   разнообразие  синтаксических  конструкций  современного  русского  языка».

Научные  интересы  языковеда многогранны:  А.А.Шахматов  занимался  историей  и  диалектологией  русского  и  других  славянских  языков, возглавлял  работу  по  созданию  академического  толкового  словаря  и  комиссию  по  реформе  орфографии.  

Шахматов внес  огромный  вклад  в  изучение  синтаксиса  и  истории   русского языка.

  1. «ДЕЛО СЛОВОМ НЕ ЗАМЕНИШЬ»

Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? Закрепим теоретические знания практикой.

  1. 2 ученика работают индивидуально за компьютерами  по Обучающей  программе-тренажеру по русскому языку «Фраза» (Тема «Односоставные предложения»)
  2. Остальные учащиеся выполняют упражнение 166 учебника.

Прочитайте задание. Что мы должны сделать? Выполните упражнение самостоятельно.

Беседа по результатам выполнения упражнения:

-  Объясните выбор пропущенных орфограмм.

-  Какие виды односоставных предложений вам встретились?

-  Проиллюстрируйте примерами из текста свои ответы.

- Как вы думаете, с какой целью в тексте использованы односоставные предложения?

  1. ИЗ РЕЧИ ПУСТОЙ МЫСЛИ НЕ ИЗВЛЕЧЁШЬ.

Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

А сейчас мы с вами должны выяснить в текстах каких стилей и с какой целью употребляются разные виды односоставных предложений. Готовясь к уроку, каждая из групп подбирала примеры из текстов разных стилей. Перед вами на карточках тексты. Ваша задача:

  1. Определить стиль текста.
  2. Найти в тексте односоставные предложения.
  3. Определить вид односоставных предложений.
  4. Сделать вывод о целесообразности использования односоставных предложений в данном стиле.

Защита результатов исследования.

  1.  С УМНЫМ ПОГОВОРИТЬ, ЧТО МЁДУ ИСПИТЬ.

Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

Тема  «Односоставные  предложения»  вызывает  немало  споров  и  вопросов.  Но,  пожалуй,  именно  эта  тема,  как   никакая  другая,  показывает  богатство  языковых  средств  русского  языка.  Давайте посмотрим, как поэты используют односоставные предложения в своих произведениях.

Чтение и анализ стихотворения  А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье».

Фет использовал   способность  русского языка выражать  самые  тонкие  смысловые  оттенки  не  только  с  помощью  лексического  и  фразеологического  состава  русского  языка,  но  и  при  помощи  синтаксических  конструкций.

          Л.Н. Толстой сказал про это произведение: «В  нем  нет  ни  одного  глагола.  Каждое  выражение – картина»

  1. А теперь мы проявим свои творческие способности. Перед вами красивый пейзаж. Попробуйте описать увиденное с помощью односоставных предложений. Работаем в группах.

IV. Контроль усвоения  темы «Односоставные предложения»

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ

Прочитайте название этапа. Охарактеризуйте это предложение. Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

Итак, мы с вами повторили всё, что знаем об односоставных предложениях

А теперь проверим, как вы усвоили эту тему.

Решите небольшой тест. Работаем с перфокартами.

(Тест на слайдах)

Обменяйтесь перфокартами и проверьте друг у друга правильность выполнения.

(Ответы на слайдах)

V. «Рефлексия»

ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ

  1. Запишите домашнее задание:

Тест № 13 (по вариантам) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 8 класс.

Упр. 169  (учебник).

  1. Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вы извлекли из нашего урока много полезного для себя.

          В заключении я хочу подарить вам стихотворение,  в котором тоже есть односоставные предложения. К тому же, я хочу, чтобы эти слова были вам  руководством  к действию в вашей дальнейшей жизни.

Когда тобою решено

Добиться благородной цели,

То остаётся лишь одно:

Осуществить мечту на деле.

Иди вперёд своим путём,

Иди, исполненный отваги,

И пусть овраги, пусть коряги,

Ты всё равно иди своим путём.

Спасибо всем.

Урок окончен

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – М., Экзамен; 2009 г.
  2. Русский язык 8 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. М.М. Разумовской. – М., Дрофа; 2011.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 8 класс. –М.,ВАКО;2010.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
  6. Используемые электронные ресурсы:
  1. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.
  2. Электронное  учебное издание. Русский язык 8 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской.
  3. Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения.

Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием с современных образовательных технологий: дифференцированных, информационно-коммуникационных, тренинговых, здоровьесберегающих....

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...