Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 34_pridatochnye_izyasnitelnye.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

План занятия № 34 по дисциплине «Русский язык» в 9 классе

Тема занятия: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид занятия: беседа, работа с учебником.

Методы обучения: объяснение учителя, работа с учебником.

Класс

Дата

Цели:

а) образовательные:

– дать представление о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными, показать разнообразие их значений;

–совершенствовать пунктуационные навыки;

развивающие:

– развивать интеллектуальную сферу, память;

– формировать умение характеризовать предложение;

– развивать речь учеников;

в) воспитательные:

– воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к родному языку;

– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;

 способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся.

Оборудование: учебник.

Ход занятия:

I. Организационный момент (1 – 2 мин.)

Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.

II. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).

Сегодня мы изучим тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными». Наша задача – дать представление о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными, показать разнообразие их значений; совершенствовать пунктуационные навыки.

III. Проверка знаний учеников (8 – 10   мин.)

1. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упражнений 113 и 114  (параллельно с работой у доски).

2. Работа с учебником

Конструирование предложений (материал упражнения 115).

3. Словарная работа (с. 49 – 74).

IV. Подведение итогов проверки (1 мин.)

V. Изложение нового материала (35 – 40 мин.)

1. Беседа по вопросам

– Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное? (Дополнению.)

– На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?

– К каким членам главного предложения относятся придаточные изъяснительные?

– Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.

– Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных?

– Что такое косвенная речь?

– С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? (Что, как, будто.)

– Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (Косвенные побуждения.)

– Как строится косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.)

– Обязательны ли указательные слова в главном предложении?

2. Работа с синтаксическими синонимами

Задание: перестроить данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; отметить особенности синтаксических синонимов.

1) По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет». (По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.)

2) Собака словно просила: «Не прогоняйте меня!» (Собака словно просила, чтобы ее не прогоняли.)

3) Нас не спрашивают: «Вы хотите сдавать экзамены?» (Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.)

Примечание: в косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают, знаки вопроса и восклицания не ставятся.

4) Суеверные люди уверяют: «Встреча с черной кошкой сулит несчастье». (Суеверные люди уверяют, будто встреча с черной кошкой сулит несчастье.)

3. Задания на закрепление материала

3.1  Записать предложения, сделать их синтаксический разбор, поставить вопросы к придаточным изъяснительным.

1) Знаешь, я читала, что бессмертны души.

(А. Ахматова)

2) О, я была уверена, что ты придешь назад.

(А. Ахматова)

3) Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

(С. Есенин)

4) Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

(С. Есенин)

Отметим, что в 4-м примере придаточные предложения имеют добавочное значение причины.

3.2 Заполнить графу таблицы «Виды придаточных предложений», подобрать примеры придаточных изъяснительных.

3.3 Выполнить упражнения 117, 118 (устно).

4. Использование СПП с придаточными изъяснительными при цитировании

Задания: 

1. Записать цитаты (полностью или частично) в виде СПП с придаточными изъяснительными. 2. Сделать схемы СПП.

1) «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С. Лихачев)

(Д.С. Лихачев считал, что «любовь к родному краю, к родной культуре, родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе».)

2) «То были годы ее (А. Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов». (К. Чуковский)

(К. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ахматовой в год «ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов».)

3) «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто». (В. Некрасов).

(В. Некрасов вспоминал, что «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто».)

VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала (1 – 2 мин.)

Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.

Сегодня на уроке

Повторили… 

Узнали… 

Учились… 

Наблюдали… 

Познакомились…

Сделали вывод…

Кроме этого…

VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.)

VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время (1 – 2 мин.)

1. § 23; упражнение 120 (вариант – упражнение 121) – письменно.

IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию

1. Русский язык: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др. – М.: Просвещение.

Подпись преподавателя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Урок-презентация "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными"

В презентации собран дидактический материал, необходимый для проведения урока...

Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с применением игровой технологии, метода проектов, ИКТ...

План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 6 классе «Типы речи»

Цели деятельности учителя: познакомить с термином «морфология», повторить и обобщить известный материал по теме; развивать способность к языковому анализу; поддерживать интерес к изучению русского язы...