Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Николаева Любовь Зосимовна
Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Analiz_teksta.rar838.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Лингвистический анализ текста (по упражнению 277)

Разработка урока учителя русского языка и литературы МОУ «Коркатовский лицей» Николаевой Любови Зосимовны

Цель и задачи:

1) Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение  навыков лингвистического анализа прозаического текста;

2) развитие образного мышления и языкового чутья;

3) формирование эстетического вкуса; воспитание внимания к слову

Структура урока:

  1. Вызов интереса
  2. Восприятие текста
  3. Анализ текста

Средства обучения: учебник «Русский язык. 6 класс». С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.- М., «Просвещение», 2008; презентация к уроку, таблички поэтапного анализа текста, карточки с заданиями для групповой работы

  1. Вызов интереса
  1. Слово учителя.

- 3 слайд.  Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите?

- Картину, где изображен зимний лес. Она так и называется «Зимний лес». Написал эту замечательную картину известный русский художник Иван Шишкин.

- Сообщение обучающегося –

Шишкин Иван Иванович (1832-1898) – русский живописец, рисовальщик, гравер. Шишкин – один из крупнейших и популярных русских пейзажистов. Он знал природу «ученым образом». Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли «лесной богатырь – художник, «царь леса»

 

Клевер Юлий Юльевич  (1850-1924) – русский живописец. В пейзажах, близких к салонному искусству, часто вопроизводил эффекты вечернего освещения. Обучение искусству пейзажа в Академии художеств при ее становлении сводилось к освоению единственно возможной, как было принято думать в те времена, итальянской школы пейзажной живописи. А отсюда возникший термин «итальянский пейзаж» означал красивое изображение (форма) красивой местности (содержание).

           

- 4 слайд. Теперь посмотрите на следующую картину. Что вы видите?

- Тоже зимний лес, но уже на закате.

Автор этой картины – Юлий Юльевич Клевер.

- Сообщение обучающегося –

Понравились картины, какое-то чувство возникает, когда смотришь на эти картины?

(радость,  восхищение,  любование, торжественность, тайна)

Ребята, красоту зимнего леса эти художники передали с помощью красок. А как без красок можно изобразить красоту природы?

- С помощью слов, дать словесное описание.

- 5 слайд. При анализе текста художественного произведения мы используем термин «пейзаж»

Пейзаж – это словесное описание природы (гор, морей, степей, полей, леса и т.д.) и местности). В живописи и в литературе пейзаж может служить фоном, на котором разворачивается действие, а может быть средством раскрытия характера героя.

2. Постановка задачи.

 Наша задача сегодня на уроке -  поэтапный лингвистический анализ отрывка из произведения И.А.Бунина ( это упражнение 277 учебника)

  1. Восприятие текста.

Для начала давайте послушаем текст, вслушаемся в красоту русского слова

- выразительное чтение обучающимся текста –

III.           Анализ текста.  

- 6 слайд -

1        этап. Определение признаков текста. Какие признаки позволяют этот отрывок назвать текстом? (Связность, законченность, основная мысль, строение, общая тема, развитие мысли...)

          2 этап. Как можно озаглавить данный текст  (Зимний лес)

3        этап. Определение стиля текста.

-- К какому стилю вы отнесли бы данный текст? (К художественному: в нём создаются яркий художественный образ русского леса)

4        этап.  Какими художественными средствами достигнута образность? Анализ средств выразительности.

Эпитеты: «огромное и удивительно нежное небо», «радостные краски», «пышных зеленых венцах», «золотистый свет»

Олицетворения: Снегами, завалившими чащи елей..», «играет золотистый солнечный свет»

Метафора: «сосны замерли под глубоким небом»

Эмоционально-экспрессивная оценка : «великолепие и спокойствие», «удивительно», «особенно хороши», «совершенно синяя»,  

Восклицательное предложение: «Какое великолепие и спокойствие!»

Вывод: Текст характеризуется созданием яркого художественного образа зимнего леса, это характерно для художественного стиля речи.

5        этап. Определение типа текста.

-К какому типу речи вы отнесёте данный текст? Аргументируйте вывод.

Описание:   

Описание леса: «Великолепие и спокойствие» - это чащи елей, заваленные глубоким, свежим снегом, над елями синее, огромное и удивительно нежное небо, солнце за лесом, санный след, на вершинах сосен играет золотистый солнечный свет, молчаливые сосны.

Описание языка: Эпитеты, олицетврения, метафора, эмоциональная лексика

Вывод: Эпитеты, олицетврения, метафора, эмоциональная лексика помогают увидеть красоту леса в январские морозы

6        этап. Анализ построения текста

- Как построен тект? Сколько в нем частей? Разделите текст на части. Назовите микротемы. Найдите основную микротему текста.

Текст состоит из 9 предложений, которые расположены стройно, последовательно; имеет законченность, т.е. начало и конец. В данном тексте 3 микротемы:

«Утро, выглядываю в окно и не узнаю леса…»;

«…Какое великолепие и спокойствие»;

«… описание красоты леса»

Основную смысловую нагрузку несет вторая микротема, она выводит на тему текста.

7 этап. Определение темы текста, его основной мысли.

- Назовите тему текста. Соответствует ли она названию теста? В каком предложении она отражена?

- Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие.

 - Какова основная мысль?

Писатель помог нам ощутить красоту зимнего леса, заставил вглядеться, ощутить чувство радости, восхищения. Он и сам восхищается красотой природы. Красота раскрывается не всем, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает, осмысливает происходящее.

8 этап. А теперь, ребята, попробуем проанализировать морфологические особенности текста. Работать будем в группах.

Работа в группах

1 группа

2 группа

3 группа

Орфография

  1. Безударные гласные, проверяемые ударением
  2. Непроверяемые гласные и согласные
  3. Падежные окончания прилагательных
  4. Чередующиеся гласные
  5. Спряжение глагола

 Морфология

Сколько в тексте

  1. Существительных
  2. Прилагательных
  3. Глаголов(вид глагола)

Синтаксис и пунктуация

  1. Сколько предложений в тексте, какие они по структуре (простые или сложные).
  2. Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?
  3. Какова роль однородных членов предложений?

1 группа

  1. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.

1) Безударные гласные, проверяемые ударением: окно (окна), великолепие (великий),   спокойствие (покой), снегами (снег), удивительно (диво), по утрам (утро), хороши (хороший), зеленым (зелень), в глубокой (вглубь), тени (тень), вершинах (верх), играет (игры), золотистый (золото)

2)  Непроверяемые гласные и согласные: спокойствие, январские, морозы, хороши, колеях, совершенно, венцах

3)  Падежные окончания прилагательных: над глубокими, свежими (Т.п), синее, огромное, нежное (И.п), яркие, радостные (И.п, мн.ч), над свежим, зеленым (Т.п), синяя (И.п, ж.р), золотистый солнечный (И.п, ж.р), под глубоким (Т.п),  

4)  Чередующиеся гласные: замерли (замирать)

5)  Спряжение глагола: играет (1 спр.)

2 группа

  1. Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?           Существительных 27, обозначающие предмет. Автор показывает, как красив лес, чувствуем пушистый снег, видим небо, солнце над чащами елей, санный след, притихшие сосны.                                                                                                                             Прилагательных 18, помогают ярче передать те краски, особенности в природе, которые бывают зимой.                                                                                                                                                                    Глаголов 5 – действие предмета,но их мало, так как под глубоким снегом деревья неподвижны, действие совершает только лирический герой и солнечный свет играет над неподвижным лесом.                                                                                                                                                                                             Глаголы несовершенного вида. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.

Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею

3 группа

  1. Сколько предложений в тексте, какие они по структуре (простые или сложные).
  2. Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?
  3. Какова роль однородных членов предложений?                                                                           В тексте 9 предложений, все они простые. Первое предложение по структуре простое, односоставное, оно является  вступлением. Все остальные предложения простые осложненные. Однородные подлежащие, сказуемые, определения и обстоятельства “расширяют” наше видение, делают заметным все детали.
  1. Итог, домашнее задание.

Вывод: Итак, писатель рисует картины природы словами - читатель рисует их в своем воображении; художник создает конкретные образы, которыми зритель может любоваться, ничего не додумывая. У нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание (упр.280)

Слово учителя: Читая и анализируя текст на уроках русского языка хотелось бы, чтобы вы почувствовали и красоту слова, и уверовали в то, что слово - это целый мир, исполненный таинственной силы.

Список литературы:

  1. Учебник «Русский язык.7 класс». С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.- М., «Просвещение», 2008
  2. Словарь литературоведческих терминов
  3. www.bibliotekar.ru/rusShishkin 
  4. http://funeral-spb.ru/necropols/smolenskoep/klever/
  5. cinemamir.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка.

Материал содержит перечень задания для комплексного лингвистического анализа текста, а также тексты для анализа....

Лингвистический анализ текста на уроках русского языка

Эта работа представляется вполне актуальной, поскольку современное обучение требует налаживания межпредметных связей. Словесники стремятся в первую очередь осуществить связь изучения русского языка и ...

Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции».

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции»....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Конспект урока русского языка в 9 А классе по теме "Комплексный анализ текста". (Подготовка к ГИА)

На уроке проводится комплексный анализ текста Е.Осетрова "Колокольный звон". В процессе работы над текстом повторяются сложные вопросы различных разделов языкознания, совершенствуются навыки...