Лингвистический анализ текста на уроках русского языка
статья по литературе (6 класс) по теме

Ждановская Кристина Олеговна

Эта работа представляется вполне актуальной, поскольку современное обучение требует налаживания межпредметных связей. Словесники стремятся в первую очередь осуществить связь изучения русского языка и литературы. Эта связь развивается в основном по двум направлениям. Во-первых, использование на уроках русского языка литературных текстов. Во-вторых, лингвистический, языковой анализ изучаемых литературных произведений. Лингвистический анализ, с одной стороны, поможет глубже понять идейное содержание художественного текста, а с другой стороны, покажет учащимся, какую большую роль в литературе играет то или иное языковое явление. Подобная работа вызывает большой интерес у учащихся, развивает языковое чутье, помогает формировать умения связной речи. А работа над связной речью является одной из главных задач, которые решаются на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskiy_analiz_teksta.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лингвистический анализ художественного текста (на примере стихотворения «Парус» М. Ю. Лермонтова)». 

Оглавление.

  1. Введение……………………………………………………стр.3
  2. Теоретическая часть ………………………………………стр.4- 8

Сущность лингвистического анализа художественного текста (на примере анализа труда Н. М. Шанского «Лингвистический анализ художественного текста»).

  1. Практическая часть………………………………………..стр.9-15

Разработка урока развития речи. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» в 6 классе.

  1. Заключение………………………………………………...стр.16
  2. Список использованной литературы…………………….стр.17

Введение.

Тема данной работы – «Лингвистический анализ художественного текста (на примере стихотворения «Парус» М. Ю. Лермонтова)».

Цель данной работы – разъяснить сущность лингвистического анализа художественного текста и понять, как он может быть применен на уроках русского языка.

Для достижения заданной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

  1. дать понятие «лингвистический анализ художественного текста»;
  2. показать путем анализа первоисточника точку зрения Н. М. Шанского на проблему лингвистического текста;
  3. разработать пример лингвистического анализа  художественного текста.

Эта работа представляется вполне актуальной, поскольку современное обучение требует налаживания межпредметных связей. Словесники стремятся в первую очередь осуществить связь изучения русского языка и литературы. Эта связь развивается в основном по двум направлениям. Во-первых, использование на уроках русского языка литературных текстов. Во-вторых, лингвистический, языковой анализ изучаемых литературных произведений. Лингвистический анализ, с одной стороны, поможет глубже понять идейное содержание художественного текста, а с другой стороны, покажет учащимся, какую большую роль в литературе играет то или иное языковое явление. Подобная работа вызывает большой интерес у учащихся, развивает языковое чутье, помогает формировать умения связной речи. А работа над связной речью является одной из главных задач, которые решаются на уроках русского языка.

В своей работе я опиралась на труды Н. М. Шанского, Л. А. Новикова, Купаловой А. Ю. и Никанорова В. В.


Сущность лингвистического анализа художественного текста (на примере анализа труда Н. М. Шанского «Лингвистический анализ художественного текста»).

В процессе преподавания художественной литературы, а также русского языка приобретает большое значение лингвистический анализ. Он основан на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых фактов. Н. М. Шанский в своей работе «Лингвистический анализ стихотворного текста» подчеркивает, что важность лингвистического анализа для понимания идейно-художественных особенностей текста первостепенна. Чтобы изучить идейное содержание какого-нибудь произведения, чтобы правильно воспринять его,  надо произведение, прежде всего, правильно понимать. Однозначное, адекватно-непротиворечивое понимание художественного текста как той или иной информации, выраженной определенными языковыми средствами, и дает его лингвистический анализ.

Н. М. Шанский считает основной важнейшей целью лингвистического анализа выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении. Лингвистический анализ является фундаментом литературоведческого и стилистического изучения художественного текста.

В своей книге Шанский разграничивает литературоведческий, лингвистический и стилистический анализы художественного текста. Литературоведческий анализ предполагает изучение произведения и эпохи, место произведения в литературном процессе и в творчестве данного писателя, проблематику и т.д., а стилистический изучает образные языковые средства текста, как общеязыковые, так и авторские.

Лингвистический анализ абсолютно необходим потому, что язык любого литературного произведения является многоплановым и разнослойным. Он включает в первую очередь определение лингвистической сущности:

  1. устаревших слов и оборотов, т.е. лексических и фразеологических архаизмов и историзмов;
  2. непонятных фактов поэтической символики;
  3. устаревших и окказиональных перифраз;
  4. незнакомых современному носителю русского языка диалектизмов, профессионализмов, арготизмов и терминов;
  5. индивидуально-авторских новообразований в сфере семантики, словообразования и сочетаемости;
  6. ключевых слов разбираемого текста как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием;
  7. устаревших и ненормативных фактов в области фонетики, морфологии и синтаксиса.

Как отмечает Н. М. Шанский, осознание и характеристика названных явлений в пределах одного произведения и составляет содержание лингвистического анализа художественного текста. Отсюда мы можем сделать вывод, что предметом лингвистического анализа является языковой материал текста.

Лингвистический анализ всегда начинается с замедленного чтения литературного произведения под лингвистическим «микроскопом», как назвал его Шанский. Оно выявляет неясные и трудные места текста, его индивидуальные особенности как художественного единства.

Н. М. Шанский в своей книге выделяет принципы анализа художественного текста:

  1. Основной принцип – рассмотрение языковой материи литературного произведения в качестве определенной микросистемы развивающегося языка художественной литературы на фоне исторически изменяющегося русского литературного языка и в качестве структурно организованного «плана выражения» определенной информации. Т.е. с одной стороны, учет специфических черт языка художественной литературы и с другой, обязательная оглядка на зависимость используемых языковых средств от темы и содержания произведения, идейной и художественной позиции автора, его жизненного опыта, биографии, литературных пристрастий.
  2. Языковые средства, образующие художественный текст, должны быть проанализированы в их отношении к соответствующим фактам современного русского литературного стандарта.
  3. Языковые факты должны быть проанализированы в их отношении к русской художественной системе, синхронной данному произведению. Это позволит вскрыть индивидуально-авторские инновации и излюбленные писателем языковые средства и стилистические приемы.
  4. Языковой материал должен быть проанализирован и с точки зрения его эстетического соответствия нормам русской художественной системы. При этом важно учитывать, что в ряде случаев вполне возможны ненормативные и некодифицированные единицы и структуры, чужие и чуждые языковому стандарту.
  5. При анализе русской классики прошлого необходимо постоянно и четко дифференцировать естественные архаизмы времени и архаизмы намеренного использования.
  6. Номинативные единицы языка (слова, фразеологизмы, свободные словосочетания) должны быть раскрыты во всех присущих им фоновых и коннотативных значениях как языковые обозначения культурно-исторического содержания.
  7. При анализе стихотворных текстов следует учитывать, что все поэтические произведения – это микросистема, ритмо-рифмически организованная. Это заставляет быть предельно внимательными не только к его содержательной языковой сути (ключевые слова и обороты и т.д.), но и к его формальной – конструктивной и звукографической – стороне (стихотворная орфоэпия, звукопись, графика стиховой строки и др.)
  8. При лингвистическом анализе писателей-билингвов необходима тщательная характеристика и квалификация всех фактов второго языка и строгая дифференциация их с точки зрения причин появления (эстетической ценности, нормативности).
  9. Необходимо учитывать различия, которые существуют между русской и чужой словесно-образной картиной мира.
  10. Анализ должен быть абсолютно беспристрастным и объективным, основанным только на реально существующих и существовавших лингвистических фактах, полностью исключающий современное восприятие и толкование.

Сформулированные принципы лингвистического анализа художественного текста предполагают различные методы и приемы его проведения. Методические приемы выделения и квалификации соответствующего языкового факта среди других, сравнение и сопоставление его с другими, а также последующее всестороннее рассмотрение его в большом языковом и художественном контексте Н. М. Шанский считает самыми важными. Каждый анализируемый языковой факт должен быть вычленен как отдельная лингвистическая единица, а затем путем сравнения и сопоставления с другими фактами точно и четко осознан в своих лингвистических и эстетических значениях и функциях.

Шанский отмечает, что знания, добытые посредством лингвистического анализа художественного текста, имеют большое практическое значение для преподавания литературы и русского языка. Лингвистический анализ позволяет ученику-словеснику научить детей читать художественную литературу, более правильно организовать  работу по развитию речи, воспитать учеников чуткими к красоте и выразительности русского литературного языка, привить им лингвистическое и эстетическое чутье.

Приемом, которым можно пользоваться на уроках словесности, и который целиком и полностью основан на результатах лингвистического анализа, является лингвистическое комментирование. Лингвистическое комментирование представляет собой разъяснение неясных мест художественного текста, которые мешают его правильному пониманию и восприятию как определенной информации и образной системы. Толкование языковых фактов проводится, прежде всего, учителем и помогает видеть учащимся на первый взгляд незаметное и малозначимое, читать литературное произведение осмысленно и внимательно. В таких случаях комментирование превращается уже в лингвистический анализ художественного текста.

Только вникающее и неспешное чтение литературного текста позволяет глубоко и правильно понять его как определенный факт словесного искусства, сохранить непосредственное впечатление и уяснить, как оно сделано в качестве образной системы.


Разработка урока развития речи. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» в 6 классе.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова на примере анализа стихотворения «Парус».

Задачи урока:

обучающая: учить определять роль художественных элементов в тексте;

развивающая: развивать воображение; развивать навыки анализа текста;

воспитывающая: воспитывать интерес к литературе.

Структура урока:

  1. Вступительное слово
  2. Чтение стихотворения вслух
  3. Набор ассоциаций
  4. Работа с заголовком
  5. Анализ стихотворения
  6. Подведение итогов

Оборудование:

Тетрадь, распечатка со стихотворением

Парус

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! Он счастия не ищет,

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Ход урока.

  1. Вступительное слово. Объявление темы и цели урока.

Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Парус». М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение, когда ему было 18 лет. В тот момент жизни он должен был оставить Московский университет и переехать в Санкт-Петербург, чтобы продолжить учебу. К несчастью для поэта, учиться в Петербурге ему не пришлось. Своим близким друзьям он говорил в то время: «Я не вижу впереди ничего особенно утешительного». В этот период жизни он и написал стихотворение «Парус», как он сам выразился, на берегу моря. Думая о своей дальнейшей судьбе, поэт гулял по городу и частенько оказывался на берегу Финского залива, где и было написано стихотворение.

Вот сегодня мы и попытаемся понять, о чем же этот текст, и как могло внутреннее душевное состояние поэта в нем отразиться.

  1. Чтение стихотворения вслух.
  2. Набор ассоциаций.

Какой образ при чтении стихотворения встал у вас перед глазами? Запишите свои мысли в тетрадь.

Перечисление ассоциаций учеников. (это может оказаться море, солнце, парусник, корабль и т.д.)

  1. Работа с заголовком.

Итак, подведем небольшой итог. Что же у нас получилось? Какие образы чаще всего назывались? (море и парус) Как вы думаете, почему так произошло? (это связано с заглавием)

Как вы считаете, почему Лермонтов назвал свое стихотворение «Парус»? (Парус - главный герой стихотворения)

Скажите, а в каком значении здесь это слово употреблено? В прямом или переносном? (в прямом – образ корабля в открытом море) Давайте подумаем, может ли это слово иметь еще одно значение? В стихотворении присутствует и еще один смысл слова «парус». Словарь символов дает следующее определение. Парус – это символ устремленности к неизведанному, а потому символ воли в значении свободы. (4;386)

Вот давайте и посмотрим, каким образом Лермонтов создает образ паруса.

  1. Анализ стихотворения.

Мы с вами уже сказали, что в центре стихотворения находятся образы моря и паруса. Как бы вы мне объяснили, что такое море? (море – стихия, в которой находится парус) Давайте рассмотрим соотношение образов моря и паруса в каждой строфе.

Читаем еще раз первую строфу.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Как здесь соотносятся образы моря и паруса? (они непосредственно взаимосвязаны: парус находится в море) Мы здесь сталкиваемся напрямую с морем? (нет, здесь не море, а «туман моря») Что подчеркивает слово «туман»? (подчеркивается размытость, зыбкость образа)

Обратите внимание на эпитеты, найдите их в этой строфе. (парус одинокой и туман голубой) Что вы заметили необычного в правописании слова «одинокой»? (в современном русском языке употребляют форму одинокий, в стихотворении используется устаревшая форма этого слова)

Сколько значений в этом стихотворении приобретает прилагательное «одинокий»? (два значения, первое – плывущий один, без подобных себе других; второе – не имеющий близких людей)

Делаем вывод, сколько же значений имеет слово «парус»? (тоже два – корабль и символ человеческой души, жизни) Обратите внимание, Лермонтов наделяет парус человеческими чертами. Как называется средство художественной выразительности, которое использует поэт?

Какие слова из первой строфы также указывают на «одушевление» паруса? (глаголы – ищет и кинул) С точки зрения лексики русского языка в каких отношениях находятся эти глаголы? (в антонимических, это антитеза)

Есть ли в этой строфе еще одно противопоставление? (далекий - родной) А зачем это нужно было автору? (употребление этих антонимов дает сжатое, легкое и емкое изображение; ищет в стране далекой – кинул в краю родном – отказ от всего самого дорого)

Посмотрим внимательнее на вторую строфу.

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! Он счастия не ищет,

И не от счастия бежит!

Какая картина возникает во второй строфе? (картина бури) Какие строчки и слова вы бы отнесли к описанию бури? (ветер свищет, мачта гнется, скрыпит)

Давайте подумаем, когда парусник плывет, двигается? (когда есть ветер) А когда он остановится? (в штиль) Так можем ли мы наверняка утверждать, что Лермонтов изобразил картину бури? (нет, это «нормальные» условия движения судна, а скрип мачты – обычный звуковой фон плывущего парусника) В таком случае на первый план выступает «динамическая» картина, т.е. движение. И здесь очень важным становится образ ветра. Как вы думаете, с чем связан образ ветра в поэтической традиции? (ветер – вольность, свежесть, свободное движение, порыв)

Посмотрите на эту строфу с точки зрения фонетики и звукописи. Где здесь есть звукоподражание? (ветер свищет – звук [щ֙] передает ощутимый свист ветра, здесь же возникает скрип мачты [с-к-р-п]) Неслучайно глагол «скрыпеть» дан в старой звуковой огласовке и орфографии.

Прочитайте еще раз первое предложение второй строфы.

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

По структуре это какое предложение? (сложное) Какой знак использует Лермонтов? Для чего он необходим? (интонационное привлечение внимания)

Сколько глаголов в этом предложении? (четыре: играет, свищет, гнется, скрыпит) Зачем необходимо это нагнетание глаголов? (создается контраст с первой строфой, где все спокойно)

Обратите внимание, здесь опять возникает антитеза, назовите ее. (счастия не ищет – не от счастия бежит) О чем это свидетельствует? (показаны полная разочарованность и равнодушие; и в этой и в предыдущей строфе движение к чему-то и от чего-то, обретения и потери)

Наконец, давайте посмотрим, в каких отношениях море и парус находятся в третьей строфе.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Какая картина возникает перед глазами? (в третьей строфе нарисовано море, озаренное солнцем, и парус) Какие слова указывают на присутствие паруса? (местоимение – ним и обращение «мятежный»)

Каким предстает здесь мир? (солнечным, умиротворенным, счастливым) Докажите. (лексическое значение слова «лазурь» - голубизна, синева, цвет моря в солнечную погоду. Важную роль играет и эпитет «луч золотой»)

Какое еще определение дается парусу в стихотворении? (мятежный) Что обозначает это слово? (тревожный, неспокойный, бурный) По своему лексическому значению к какому слову близко прилагательное «мятежный»? (к слову «буря»)

Итак, в конце стихотворения возникает образ бури, которому противопоставлен покой. Что такое буря, какие близкие по значению слова мы можем подобрать  к этому слову? (буря – стихия, хаос, разрушение, превратности судьбы и т.д.) Да, с одной стороны, это яростная борьба, грозящая гибелью, но с другой, если вдуматься, то это еще и сила, пробуждающая восторг, дающая возможность испытать свои силы.

В стихотворении буре противопоставляется покой. Какой смысл вы вкладываете в понятие «покой»? (покой – это спокойное море, отсутствие препятствий, душевная гармония) Могут ли объединиться эти два понятия: покой и буря? (нет, в стихотворении Лермонтова они разделены; поэт прямо говорит: «Как будто в бурях есть покой!»)

Давайте проведем небольшой лингвистический эксперимент. Посмотрите внимательно на все стихотворение. Из скольких частей состоят строфы стихотворения? (из двух) В каких строках написан образ паруса в море? (в первых и вторых) А чему же тогда посвящены третьи и четвертые строки? (эти строки передают внутреннее состояние паруса)

Попробуйте прочитать это стихотворение по-другому, соединив сначала первые две строки каждой строфы, а затем третьи и четвертые. Что получится?

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Увы! Он счастия не ищет,

И не от счастия бежит!

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

 Что изменилось? (пропало напряжение и многозначное изображение)

  1. Подведение итогов.

Итак, давайте сделаем вывод, к чему же стремится парус? К невозможному. Буря не дает ему чувства счастья. Но в то же время спокойное море заставляет просить этой самой бури. Получается, что парус хочет такого состояния, в котором соединились бы то, что несет в себе буря, с тем прекрасным, что проявляется в покое. Парус стремится к гармонии и не может удовлетвориться ничем достигнутым.

О чем это стихотворение? О вечной тревоге и стремлениях человеческого духа. Концовка стихотворения «Как будто в бурях есть покой!» выражает невозможность достижения какого-либо идеала.

Какие чувства владели Лермонтовым, когда он прогуливался на берегах Финского залива? (желание недосягаемого, понимание непостижимости идеала)

Поменялось ли ваше восприятие этого стихотворения после его анализа? Как? (…)

  1. Объяснение домашнего задания.


Заключение.

Данная работа позволяет сделать следующие выводы:

  • При сознательно-коммуникативном методе обучения русскому языку художественные тексты могут быть использованы учителем в его работе по усвоению и эффективному применению учащимися фактов и категорий всех языковых уровней и стилей речи, повышению их речевой компетенции и культуры речи.
  • Стихотворный текст, благодаря его специфической организованности, является прекрасным языковым пространством для обучения школьников законам текстообразования.
  • В художественном тексте заложена большая объяснительная и обучающая сила для формирования у учащихся правильного словоупотребления.
  • На стихотворном тексте можно эффективно решать орфоэпические задачи.
  • Художественные тексты русской классики на уроках выполняют задачи и нравственного, и эстетического воспитания. При правильном их использовании тексты могут не только играть большую образовательно-воспитательную роль, но и формировать положительную мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета.

Список использованной литературы.

  1. Купалова А.Ю. Никаноров В.В. Практическая методика русского языка: 8 класс. – М.,1992.
  2. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М.,2004.
  3. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.2000.
  4. Телицын В.Л. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.,2003.
  5. Шанский М.Н. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М.,2002.
  6. Шанский М.Н. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М.,1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 8 классе.

Данный дидактический материал представляет собой полный или частичный комплексный лингвистический анализ текстов А.С. Пушкина и отрывков из произведений писателя. Материалы, представленные в работе, н...

Доклад "Совершенствование языкового анализа текста на уроках русского языка.

Анализ текста в старших классах на уроках русского языка....

Комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка.

Материал содержит перечень задания для комплексного лингвистического анализа текста, а также тексты для анализа....

Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...