Конспект урока русского языка в 9 А классе по теме "Комплексный анализ текста". (Подготовка к ГИА)
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

ЛюдмилаИвановнаПолитова

На уроке проводится комплексный анализ текста Е.Осетрова "Колокольный звон". В процессе работы над текстом повторяются сложные вопросы различных разделов языкознания, совершенствуются навыки правописания, обобщаются и расширяются сведения об особенностяях текстов, относящихся к публицистическому стилю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolokolnyy_zvon.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

План-конспект урока по русскому языку

учителя русского языка и литературы

Политовой Л.И.

«Комплексный анализ текста» (подготовка к ГИА).

 9 «А» класс

                   

Сасово 2021

     Тема урока: Комплексный анализ текста

                                            (подготовка к ГИА).

                                            Занятие проводится на начальном этапе              

                                            знакомства учащихся со  

                                            сложноподчиненными предложениями.

                     Тип урока: Урок комплексного применения знаний,  

                                           умений и навыков учащихся.

           

 Цели урока:

  1. Образовательные: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.
  2. Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
  3. Развивающие:  развитие умения

 -  логически излагать свои мысли, используя литературный язык,    

 -  аргументировать, доказывать;

 -  слушания и распределения внимания во время слушания;

 -  задавать уточняющие вопросы;

 -  применять полученные знания в нестандартных ситуациях;    

 -  выделять главное, сравнивать, обобщать.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  3. Этап всесторонней проверки знаний.
  4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  5. Подведение итогов урока.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

  1. Устный и письменный.
  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

                                                                         

  Ход урока:

   I.  Организационный этап.

  • Подготовка учащихся к работе на уроке.
  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  • Визуальный контроль готовности к уроку.

  1. Этап проверки домашнего задания.

       На предыдущем занятии учащимся были розданы рабочие листы с текстом и заданиями к нему. (Приложение №1)

      - Как вы озаглавили текст?

      - Какова тема данного текста?

      - Назовите главную мысль текста.

  1. Этап всесторонней проверки знаний.

       1. Словарный диктант:

           Новгородская летопись, архиепископ, эпический оркестр, грандиозный инструмент, изгнавшие интервентов, дурная примета, набатный колокол, совет бояр, числилась крамола, повествовали метафорично, за тридевять земель, лесистая Карелия.

      - Проверьте написание данных слов по тексту.

       2. Установите соответствие между словами и их лексическим значением ( Приложение №2 раздается каждому  ученику) :

Приложение №2        

Интервент                        В старину человек, который воевал, сражался

                                          с врагами.

Летописец                         Участник преимущественно вооруженного  

                                           вмешательства одного или нескольких  

                                           государств во внутренние дела какой-нибудь

                                           страны.

Набат                                 Составитель в XI – XVII вв. погодной записи

                                            исторических событий.

Крамола                            Устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-

                                           -нибудь противозаконном, запрещенном.

Ратник                               На Руси в X – XV веке: собрание горожан для  

                                           решения общественных дел, а также места

                                           такого собрания.

Вече                                   Удары  в колокол как сигнал к сбору людей в

                                           случае пожара, тревоги.

 3.– Как вы понимаете смысл слов «набатный» и «вечевой»?

     

  Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. В переносном значении: о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь. (Этот звон объединял людей перед лицом опасности, наполнял их силой и уверенностью в том, что всем миром с опасностью можно справиться).

        Вече. Вечевой колокол собирал людей для мирных целей. Он был своеобразным голосом демократии, обещал открытое обсуждение важных для общества вопросов.

        - Что является общим у слов «набатный» и «вечевой»? (Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей).

4. Диктант. (2-ой абзац текста. Перед записью каждого предложения напишите его номер.)

 1. Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.  2. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. 3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

      - Выполните задания к диктанту ( Приложение №3 раздается каждому ученику) :

  1. Напишите номер сложного предложения. Укажите его вид. Начертите схему.
  2. Обозначьте в тексте все причастные обороты.
  3. Выпишите слово (-а), в которых все согласные мягкие.
  4. Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа.

5. Задания по группам                                                                              Индивидуальные задания.

                  1)  Приложение №4 (у доски)        

                  а)   Разберите по составу слово расходилась. (Запись слова  

                        на доске)

                  б)   Объясните расстановку знаков препинания в

                        предложении: Когда, например, приступали к литью

                       крупного колокола, то нарочито распускали ложный

                       слух.

                   в)   Назовите все орфограммы в слове распространится.   

                         (Запись слова на доске с графическим объяснением  

                         орфограмм).

                   2) Приложение №5 (за рабочим столом)

                    а) Каким членом предложения является слово инструмент: 

                        Колокол – это гигантский музыкальный инструмент?

                     б) Выпишите слово с орфограммой «Непроизносимые

                         согласные в корне слова».

                    в)  Какой вид связи использован в словосочетании отливка

                         колоколов?

  Работа в парах

        Приложение № 6.

          Восстановите последовательность пунктов плана текста.

  1. Поверья, связанные с колоколами.
  2. Благозвучный «серебряный звон».
  3. Первые упоминания о литье колоколов.
  4. Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.
  5. Звучание колоколов «во дни торжеств и бед народных».
  6. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.    

6.  Самостоятельная работа. (Тест. Приложение № 7)

7.  Коллективная работа

             1) Запись на доске предложения: О колоколах и колокольном

                 звоне складывалась в народе множества остроумных притч,

                 поговорок, загадок и шуток.

   -  Исправьте  орфографические ошибки в предложении.

            2)    В первом абзаце текста найдите сложноподчиненное

                   предложение, начертите его схему.

            3)-   Как вы думаете, что означает слово всполошный

 (колокол)? См. 5-ый абзац. (Всполошить – волновать, вызывать общую внезапную тревогу. Значит, всполошный – вызывающий внезапную общую тревогу, волнение).

              4)  Докажите принадлежность данного текста к

 публицистическому стилю. ( Проверка домашнего  

  задания)

                 Данный текст принадлежит к публицистическому стилю.

                 Во-первых, текст в сжатом виде рассказывает об истории колоколов в России и их значении для общества, то есть ставит важную для народа цель.

                Во-вторых, эта цель служит выражению главной мысли текста: необходимости объединения, сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.

               В- третьих, в тексте приводятся конкретные исторические даты, факты, цитаты из летописей, из стихотворений, которые иллюстрируют главную мысль, делают её более точной, образной, яркой. Далее, в тексте совмещаются слова возвышенного стиля ( «победоносные», «созывал», «торжественность» и другие ) и просторечные ( «всполошный», «за тридевять земель», «из дому вон»). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа : о серьезных и значительных и о бытовых, обычных. Это тоже характерно для публицистического стиля.

               Весь текст пронизывает пафос гордости за свою страну, за славных мастеров, которые занимались таким важным для народа ремеслом.

               Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические , культурные отношения, используется в газетах, журналах. Задача речи:  информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

               Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

              Языковые средства: 1. Общественно-политическая лексика; 2.Эпитеты, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении; 3.Побудительные и вопросительные предложения; 4.Риторические вопросы; 5.Распростанённые обращения; 6.Вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

       

            IV Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

            Обязательное. Выпишите из текста все сложноподчиненные предложения. Сделайте синтаксический разбор 2-х сложноподчиненных предложений, начертите схемы.

            Дополнительное. Найти пословицы или поговорки о колокольном звоне.

 

            V Этап подведения итогов урока.

             - На сегодняшнем занятии мы работали с текстом, выполнили тестовые задания к нему, аналогичные тем, что встречаются на итоговой аттестации. Мы доказали  принадлежность данного текста к публицистическому стилю; систематизировали знания по морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации.

               Надеюсь, что умения и навыки, полученные на данном уроке, пригодятся вам.

                                       Приложение № 1

         (1-ый абзац) Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века ( а возможно, много раньше, но сведений нет ) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: «… архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис. Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали « во дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

           (2-ой абзац) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

         (3-ий абзац) Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники ( была и такая специальность ) отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом, Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности. Отсюда и выражение             « серебряный звон ».

          (4-ый абзац) С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространиться слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

          (5-ый абзац) Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполношным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» и не прижился в Москве.

         (6-ой абзац) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе много остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу  была поговорка: первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дому вон.

          (7–ой абзац) О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

          (8-ой абзац) Трудное дело – отливка колоколов. Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – свое назначение.

                                                                                      (Е. Осетров)

                     

                                      Вопросы и задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Какова тема данного текста?
  3. Назовите главную мысль текста.
  4. Выясните в толковом словаре значение слов вече, интервент, крамола, летописец, набат, ратник.
  5. Каков стиль данного текста? Докажите.

                               Приложение №2.

Установите соответствие между словами и их лексическим значением:

        

Интервент                        В старину человек, который воевал, сражался

                                          с врагами.

Летописец                         Участник преимущественно вооруженного  

                                           вмешательства одного или нескольких  

                                           государств во внутренние дела какой-нибудь

                                           страны.

Набат                                 Составитель в XI – XVII вв. погодной записи

                                            исторических событий.

Крамола                            Устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-

                                           нибудь противозаконном, запрещенном.

Ратник                               На Руси в X – XV веке: собрание горожан для  

                                           решения общественных дел, а также места

                                           такого собрания.

Вече                                   Удары  в колокол как сигнал к сбору людей в

                                           случае пожара, тревоги.

                                   Приложение №3

Выполните задания к диктанту:

1) Напишите номер сложного предложения. Укажите его    

   вид. Начертите схему.

2) Обозначьте в тексте все причастные обороты.

3) Выпишите слово (-а), в которых все согласные мягкие.

4) Выпишите, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительной причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа.  

                                     Приложение №4

     

                  а)   Разберите по составу слово расходилась. (Запись слова  

                        на доске)

                  б)   Объясните расстановку знаков препинания в

                        предложении: Когда, например, приступали к литью

                       крупного колокола, то нарочито распускали ложный

                       слух.

                   в)   Назовите все орфограммы в слове распространится.  

                         (Запись слова на доске с графическим объяснением  

                         орфограмм).

                                        Приложение №5

                    а) Каким членом предложения является слово инструмент:

                        Колокол – это гигантский музыкальный инструмент?

                     б) Выпишите слово с орфограммой «Непроизносимые

                         согласные в корне слова».

                    в)  Какой вид связи использован в словосочетании отливка

                         колоколов?

                                     Приложение № 6.

          Восстановите последовательность пунктов плана текста.

  1. Поверья, связанные с колоколами.
  2. Благозвучный «серебряный звон».
  3. Первые упоминания о литье колоколов.
  4. Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.
  5. Звучание колоколов «во дни торжеств и бед народных».
  6. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.  

                                   Приложение №7

                                          Тест.

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

  1) арх..епископ, почт..ный, ж..знь, возв..щавший;

  2) пр..жился, ж..тели, пр..мета, бл..жайший;

  3) п..тух, с..ребро, з..мля, пр..ветствовать;

  4) с..зывать, гр..ндиозный, ст..лица.

2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена      буква и:

  1) летоп..сь, пр..дположения, осво..в, сво..образное;

  2) праздн..к, сч..талось, хрон..ка, л..тейный;

  3) в..селье, торжеств..нность, м..лодичность, пуш..чный;

  4) пр..мета, вел..чайшая, числ..лась, м..тафора.

3. Укажите правильную морфологическую характеристику                                                                                                                                                                                                                                                                                     выделенного слова: Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу.

 

   1) Существительное;

   2) Наречие;

   3) Краткое прилагательное;

   4) Краткое причастие.

 

4. Какие слова являются грамматической основой в предложении: С колоколами были связаны самые различные поверья.

   1) были связаны;

   2) поверья были связаны;

   3) поверья были;

   4) поверья связаны.

5. Укажите правильную характеристику предложения: Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух.

   1) простое;

   2) сложносочиненное;

   3) сложное бессоюзное;

   4) сложноподчиненное.

6. Какое из предложений соответствует данной характеристике: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено причастным оборотом?

   1) Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.

  2)  Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

   3) Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе.

   4) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.

                                                                             

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Строение текста типа рассуждения-доказательва" Презентация.

Подробная разработка урока русского языка в пятом классе по теме " Строение текста типа рассуждения-доказательства" с презентацией....

Конспект урока русского языка в 10 классе. Тема Учимся понимать текст"

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (часть С, ЕГЭ)...

Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ»

Форма урока:  урок с использованием информационных технологийТип урока:  закрепление  изученного  материала.Технология:  РКМЧП  Цель урока: формирование коммун...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Анализ ошибок"

Урок разработан с целью устранения пробелов в знаниях обучающихся по темам "Фонетика. Графика.Орфоэпия. Орфография". Игровая форма урока способствует повышению мотивации учеников.Цель урока:...