Главные вкладки

    Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Шурыгина Любовь Николаевна

     

    Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

     

    Цель урока:

    учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом.

     

    Оборудование: выставка лингвистической литературы, таблицы-схемы, компьютер.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_po_teme_prichastie.docx29.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шурыгина Любовь Николаевна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Новониколаевская СОШ №3»

    Тема урока: «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

    Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

    Цель урока:

    учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом.

    Оборудование: выставка лингвистической литературы, таблицы-схемы, компьютер.

    Ход урока.

    1. Организационный момент урока.

    Сообщение темы, целей и плана урока.

    1. Работать с эпиграфом к уроку.

    Причастие – это часть речи,

    причастная к глаголу

     в образе прилагательного.

    В. Даль.

    Учитель: Как понять смысл этого высказывания? Что значит «причастие»?

    1. Сообщения учащихся.

    Выступление заранее подготовленных учащихся с небольшими сообщениями.

    1. Роль причастий и причастных оборотов в нашей речи.
    2. Сфера употребления причастий. Всегда ли уместно употребление причастий?
    3. Употребление причастий в произведениях поэтов, писателей-прозаиков, в периодической печати, в учебной литературе, в устной и письменной речи товарищей.

    1. Беседа по вопросам учебника и задания. Опираемся на контрольные вопросы и задания с. 70. Ответы должны быть полными, развернутыми, с примерами.
    1. «Создай свою звезду»

    Каждой команде дают листок, на котором написано условие выбора слитного или раздельного написания не с причастием.

                                                       

    А также дают по макету звезды –

    Участники должны за определенное время, пользуясь полученными условием, заполнить «звезду» примерами. Выигрывает та команда, которая правильно, быстро выполнит задание.

    1. Работа с таблицами-схемами.

    Учитель: А теперь мы с вами будем работать в роли корректора. Через несколько минут состоится открытие ресторана, а повар не знал, как пишутся некоторые слова, и оказалось, что в меню остались пропущенные буквы. Ребята, поможем восстановить текст (тексты распечатаны для каждого ученика).

    Меню № 1

    1. Салат из белокоча…ой маринова…ой капусты.
    2. Закуска из пече…ого тушё…ого птичьего мяса.
    3. Яйца, фарширова…ые сельдью.
    4. Капуста острая, мочё…ая по-китайски.
    5. Кукуруза, жаре…ая с луком.

    Меню № 2

    1. Сазан заливной фарширова…ый.
    2. Телятина с ветчиной, запечё…ые в соусе бешамель.
    3. Щи из кваше…ой капусты с картофелем.
    4. Суп картофельный с макаро…ыми изделиями.
    5. Клюкве…ый суп с ма…ыми клеками.
    6. Рулеты из рыбного филе, отваре…ые с укропом.

    1. Восстановите схему

    От глагола                                          … спр            ущ   ющ

    …. Вида                                              … спр            ащ   ящ

    Н. ф. глагола на гласную

    + суф.

    Н. ф. глагола на согласную

    + суф.

    1. Определите, какой вагончик лишний.

    Слова для вагончика     Слова для вагончика         Слова для вагончика

            №1                                    №2                                        №3

    чита…щий                       чита…мый                          дыш…щий

    участву…щий                  уважа…мый                       слыш…мый

    удивляя…щий                 та…щий                              вид…мый

    скач…щий                       избира…мый                      вид…щий

    пада…щий                       грохоч…щий                      гон…мый

    1. Зачитайте подобранные дома примеры с причастными оборотами из произведений А.С.Пушкина. Проанализируем подобранные фрагменты с учетом оценки поэтом роли причастий и требования к этому прозы.

    1. Работа с текстом.

                   Раненье словом.

    Раненье словом, как ни странно,
    Бессрочней каторги иной:
    Незаживающая рана
    На год, на пять, на жизнь длиной.


    Она сокрыта сплошь и рядом,
    Но и скрываемая есть,
    Она сочится желчью, ядом,
    А желчь и яд - питают месть.


    И можно стать белоголовым,
    Былые распри сжечь дотла,
    Но жжет и жжет раненье словом,
    Как раскалённая игла.

                                                             С. Смирнов.

    Учитель:  Прочитайте стихотворение С. Смирнова. Объясните смысл названия.

    1. Подберите синонимы к словам распри, былой.
    2. Объясните значение фразеологизма сплошь да рядом. Каким членом предложения он является?
    3. Выпишите из текста причастия. Объясните, как они образованы.
    4. Образуйте причастия от глаголов ранить, скрывать, скрыть, сжечь, сжигать.

    1. Подведение итогов урока. Оценивание работы класса и отдельных учащихся.

    1. Задание на дом.

    Придумать свои вопросы и задания разных видов по этой теме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 7 классе. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».

    Разработка конспекта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие» с  учётом требований ФГОС основного общего образования ...

    Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"

    Урок - экскурсия в музей Русского языка проводится с целью обобщения, систематизации знаний, умений и навыков по теме "Причастие"Задачи:1. систематизировать знания о причастии как о самостоятельной ча...

    Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»"

    Цели урока:систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми при...

    Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

    Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...

    Открытый урок русского языка в 6 классе Повторение и обобщение изученного по теме "Имя числительное".

    Тема: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное». Цели: Познавательные: систематизировать и обобщить знания об имени числительном; формировать навыки правильн...

    Урок русского языка в 9 классе.«Повторение и обобщение изученного по теме «Сложное предложение».

    Повторить основные сведения о сложном предложении, его видах, обобщение имеющихся знаний....

    Урок русского языка в 5 классе «Повторение и обобщение изученного п теме «Синтаксис и пунктуация».Самоанализ урока.

    Технологическая карта урока русского языка в 5 «а» классе  «Повторение и обобщение изученного по  теме «Синтаксис и пунктуация».Самоанализ урока....