Главные вкладки

    Урок русского языка в 5 классе «Повторение и обобщение изученного п теме «Синтаксис и пунктуация».Самоанализ урока.
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

    Демикайте Ирина Антоновна

    Технологическая карта урока русского языка в 5 «а» классе  «Повторение и обобщение изученного по  теме «Синтаксис и пунктуация».Самоанализ урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_urokasamoanaliz.docx29.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка в 5 «а» классе  «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

     учителя первой квалификационной категории  МБОУ СОШ №1 г. Советский ХМАО-ЮГРЫ Демикайте И.А.

    Тема раздела: «Синтаксис и пунктуация».

    Тема урока: «Повторение и обобщение изученного п теме«Синтаксис и пунктуация».

    Тип урока: урок – практикум.

    Форма урока: групповая.

    Технология: деятельностного подхода.

    Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий

    Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная

    Оборудование: мультимедийный проектор, опорный конспект урока, презентация

    Цель урока: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»

    Задачи:

    1.      Предметная: повторение основные понятий, изученных в разделе «Синтаксис и пунктуация»

    2.      Коммуникативная: развитие  умения систематизировать изученный материал, сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

    3.      Личностная: воспитание  личностных качеств - самоконтроля, самоанализа, мотивации.

    Планируемые результаты:

    - личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование моральным и этическим требованиям поведения;

    -регулятивные УУД:умение строить планируемые действия; проговаривать вслух  их последовательность.

    - коммуникативные УУД: развитие умений работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сотрудничать в паре; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    - познавательные УУД: интеграция полученной  информации в имеющийся запас знаний, ее преобразование, структурирование и применение.

    Результат урока: безошибочное выполнение упражнений; научиться на практике применять  правила постановки знаков препинания  в простом предложении с однородными членами, при обращении, вводных словах, сравнительных оборотах,  в сложном предложении, в предложениях с прямой речью; пользоваться справочной литературой; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь, умение оценивать работу другого ученика, организовывать проверку.

    Технологическая карта урока

    План урока

    Этапы урока

    Организация этапа,

    доска и оборудование

    Основное содержание этапа (деятельность)

     учителя

    учащихся

    1.Самоопределение к деятельности

    Организационный момент

    Задачи этапа: приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию; организация внимания обучающихся.

    - на доске записаны слова М.В.Ломоносова «Знаки ставятся по силе разума».

    - О каких знаках идёт речь?

    - Как вы понимаете данные слова?

    - Речь идёт о знаках препинания.

    Ответы учеников (если ты умный, знаешь правила постановки знаков препинания, то будешь писать грамотно или наоборот)

    2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Постановка цели и учебной задачи урока.

    На доске отрывок из стихотворения К.И. Чуковского:

    Едят там вилками компот

    Там пьют из чашек бутерброд

    Из хлеба с сыром там котлеты

    Из мяса свежего конфеты

    С начинкой сладкий суп с фасолью

    В тарелках всё там варят с солью…

    Справа на доске записаны названия разделов русского языка:

    Морфология

    Лексика

    Пунктуация

    Морфемика

    Синтаксис

    - Давайте убедимся, действительно ли важно правильно ставить знаки препинания?

    - Прочитайте отрывок из стихотворения К.И. Чуковского.

    - Ваше мнение?

    - Как же сделать так, чтобы обед стал съедобным?

    - Расставьте знаки препинания.

    - А какой раздел науки о языке изучает правильную постановку знаков препинания? На доске есть подсказка.

    - Без какого раздела пунктуацию изучать бессмысленно?

    - Почему?

    - Как вы думаете, каким важным делом мы сегодня на уроке займемся?

    - Надо расставить знаки препинания.

    Один ученик на доске расставляет знаки препинания и читает.

    - Пунктуация.

    - Синтаксис.

    - Синтаксис изучает предложения, а знаки препинания нужны именно там.

    Учащиеся формулируют тему и цель урока.

    3.Построение проекта выхода из затруднения

    Дети заранее разбиваются на команды по 4 человека любым удобным для них способом. Также заранее выбирается первый проверяющий. Остальных в ходе работы дети определяют сами.

    На столах (заранее расставленных) лежат конверты с заданиями и ответами.

    Две станции универсальные, где есть все задания.

    Также на столах справочники, учебники.

    Учащиеся передвигаются с рабочей тетрадью, путевым листом и письменными принадлежностями.

    - А чтобы  было интереснее работать, сегодня вы будете сами друг друга обучать. Я буду в роли помощника учителя. Я объясню, что делать, а вот как делать, вы решите самиМы с вами разделимся  на команды по 4 человека. Один будет проверяющим. Он не выполняет задания, а следит за работой остальных членов команды и выставляет баллы в путевой лист.

    Меняется станция, проверяющим становится следующий член команды. Все члены команды будут в роли проверяющего и учеников.

    На столах учебники, справочники. Можно пользоваться любой литературой. Также на столах вы найдете конверт с заданиями и карточками (см. приложение 1).

     Работа выполняется в рабочей тетради и на карточках. Нужны будут ручки - синяя, зеленая, -карандаш, резинка.

    Ваша задача: выполнить 5 карточек с заданиями, получить максимальное количество баллов.

    А чтобы выполнить все задания, вам понадобятся знания, которые вы приобрели, изучая тему «Синтаксис и пунктуация».

    Учащиеся слушают инструкции учителя. Рассаживаются по командам за столы. Готовят инструменты для работы, изучают путевые листы.

    4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель- результат: всесторонняя проверка знаний и способов действий учащихся;  проверка образа мышления учащихся; проверка сформированности общих учебных умений.

    - Приступаем к работе.

    Технические вопросы объясняет и  помогает решать учитель. Учитель также следит за дисциплиной в классе, за атмосферой в группах.

    Работа с карточками (см. приложение №1,2)

    Учащиеся группами перемещаются по классу. Можно переходить к следующему столу, только если все члены команды выполнили все задания. Дети учатся самостоятельно налаживать тактику работы, чтобы все успевали, работали быстро и слаженно. Учатся слушать и слышать друг друга.

    Учащиеся сами читают задания, сами следят за правильностью их выполнения.

    5.Рефлексия деятельности

    Задание на дом.

    Цель: информация о домашнем задании; мотивирование выполнения домашнего задания;  инструктаж по выполнению домашнего задания;  проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения домашней работы

    - Сосчитайте общее количество баллов.

    Учитель называет максимальное количество баллов, у кого столько или почти столько поднимают руку.

    Домашнее задание: сочинение-миниатюра.

    Какое предложение из карточки № 5 (3 диктант) вам понравилось больше других? Почему? Начните с этого предложения небольшой текст. О чём вы хотите рассказать? К тексту подберите заголовок.

    Подсчитывают набранные баллы.

    Домашнее задание: лингвистическое сочинени е на материале повторения на уроке

    Приложение № 1.

    Рабочие карточки.

    Карточка № 1. Однородные члены предложения.

    Прямо в тексте карандашом расставить знаки препинания и подчеркнуть только однородные члены предложения. Составить схемы только однородных членов.

    1. Искусство создаёт хороших людей формирует душу.

    2. Любите изучайте великое искусство музыки!

    3. Мещёрский край богат торфом и лесами молоком и ягодами.

    4. Я люблю подмосковные рощи и мосты над рекой.

    5. Иней лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве.

    6. В темноте не было видно ни берёз ни колодца.

     7. Шёл седьмой или восьмой день наступления.

    8. В нашем лесу растут как лиственные так и хвойные деревья.

    Карточка № 2. Однородные члены предложения.

    Прямо в тексте карандашом расставить знаки препинания и подчеркнуть только однородные члены предложения. Составить схемы только однородных членов.

    1) Повсюду мох  и внизу под ногами  и на камнях  и на ветвях деревьев.

    2) Ни дерево ни вода  ничто не шелохнётся.

    3) И всё вокруг показалось мне таинственным и вершины ёлок  и метнувшаяся в сумраке сова  и неторопливый шорох пробежавшего барсука.

    4) Всё вокруг  снежные поля  серое небо тёмные кусты и белый морозный туман  всё окрашивалось розовым светом.

    5) Всё кругом  зелёная трава, шумящая листва  солнце над головой   выглядело радостным и привлекательным.

    Карточка № 3. Обращение и прямая речь.

    Выделить  знаками препинания прямую речь и  обращения в предложениях. Обозначить обращение графически.

    1.Ой  Тотошка  какой ты смешной   сказала Элли.
    2. Старушка обратилась к Элли  Как ты очутилась в стране Жевунов  милое дитя.
    3. Это правда  сударыня. Во время ураганов мы прячемся в погреб  но я побежала в домик за моей собачкой   смущенно ответила Элли.
    4. Лисица  пела   Петушок   петушок  золотой гребешок  выгляни в окошко  дам тебе горошку.

    5. Смотри  Петя  не выглядывай в окошко  не слушай лису   сказал кот.

    6. Говорит хитрая лиса  Что же   Петя   ты такой гордый стал

    Карточка № 4. Вводные слова.

    1. Прочитайте предложение, расставьте знаки препинания, обозначьте графически вводные слова.

    Любовь к природе  впрочем  как и всякая человеческая любовь  бесспорно  закладывается в нас с детства. (И.Соколов – Микитов)

    1. Согласны  ли вы с мнением русского писателя-путешественника Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Письменно обоснуйте свою точку зрения. Используйте в своем тексте вводные слова: во-первых, во-вторых, конечно, безусловно, может быть.

    Карточка № 5. Сравнительный оборот.

    Расставьте знаки препинания, обозначьте сравнительный оборот как член предложения. Сравнительный союз обведите в кружочек.

    1) Плыл  как лодочка  лист по воде. (М.Лермонтов)

    2) Ветер всхлипывал  словно дитя  за углом потемневшего дома. (Н.Рубцов)

    3) Пробирается месяц сквозь тучи  будто жёлтое око совы. (С.Островой)

    4) Белей  чем горы снеговые  идут на запад облака. (М.Лермонтов)

    5) А красных мухоморов ряд  что карлы сказочные  спят. (А.Майков)

    Вставьте в предложение сравнительные обороты. Запишите в тетрадь.

    1) Заснеженные кусты, как ….. , сверкали в лучах январского солнца.

    2) Кленовый листочек, словно …. , тихо падал на землю.

    3) Крупные дождевые капли колотили в окно, как ….

    Самоанализ урока русского языка в 5 «а» классе

    Тема раздела: «Синтаксис и пунктуация».

    Тема урока: «Повторение и обобщение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».

    Тип урока: урок – практикум.

    Форма урока: групповая.

    Технология: деятельностного подхода.

    Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий

    Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная

    Оборудование: мультимедийный проектор, опорный конспект урока, презентация

    Цель урока: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»

    Задачи:

    1.      Предметная: повторение основные понятий, изученных в разделе «Синтаксис и пунктуация»

    2.      Коммуникативная: развитие  умения систематизировать изученный материал, сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

    3.      Личностная: воспитание  личностных качеств - самоконтроля, самоанализа, мотивации.

    Планируемые результаты:

    - личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование моральным и этическим требованиям поведения;

    -регулятивные УУД:умение строить планируемые действия; проговаривать вслух  их последовательность.

    - коммуникативные УУД: развитие умений работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сотрудничать в паре; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    - познавательные УУД: интеграция полученной  информации в имеющийся запас знаний, ее преобразование, структурирование и применение.

    Результат урока: безошибочное выполнение упражнений; научиться на практике применять  правила постановки знаков препинания  в простом предложении с однородными членами, при обращении, вводных словах, сравнительных оборотах,  в сложном предложении, в предложениях с прямой речью; пользоваться справочной литературой; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь, умение оценивать работу другого ученика, организовывать проверку.

    Структура урока:

    1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
    2. Актуализация знаний.
    3. Закрепление изученного материала с проговариванием во внешней речи.
    4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, комментирование.
    5. Информация о домашнем задании (комментирование).

    Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию и представлен по ходу изучения раздела «Синтаксис и пунктуация».

    На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

    Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Правильно распределено время на этапы урока, «связки» между этапами логичны. На уроке были использованы следующие формы работы: коллективная, групповая, самостоятельная, самооценка, самопроверка, обобщение, работа с пунктограммами.

    Задания были разнообразны и подобраны таким образом, чтобы учащиеся не уставали от монотонной работы.

    Для решения познавательных и регулятивных задач поставленных на урок задавала вопросы по обобщению и систематизации имеющейся у ребят информации. Считаю, что подобные вопросы помогают ребятам включиться в работу. На уроке учащиеся активно отвечали  на поставленные вопросы, следовательно, они быстро включились в работу.

    Каждое задание комментировалось, ответы на них проговаривались.

    На всех этапах урока почти все ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. 

    Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. Теория опиралась и подкреплялась практическими заданиями.

    При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

    Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

    Считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи.  Тип, форма, цель, задачи урока были адекватны теме урока.  Уровень самостоятельности учащихся на этапах урока достаточен.

    На уроке выполнили большой объём работы, соблюдены все структурные элементы урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    обобщение опыта по теме "Использование компьютерных техноогий на уроках русского языка"

    Обобщение опыта по теме: "Использование компьютерных технологий на уроках  русского языка",...

    Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

    Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

    Обобщение опыта по теме "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка через алгоритмизацию процесса обучения

    Актуальность опыта направлена на создание условий   совершенствования  орфографической  зоркости  школьников  5-9 классов средней школы...

    Интегрированный урок русского языка в 5 классе по закреплению изученного по теме "Лексика"

    Урок-эстафета русского языка в 5 классе на тему «Закрепление изученного по теме «Лексика» на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» построен на использовании поисково-эвристических активных...

    Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

    Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

    Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

    Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Глагол. Обобщение изученного материала"

    Презентация помогает организовать повторение изученного материала по теме "Глагол" в интересной форме....