Открытый урок по русскому языку на тему: « Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Измухамбетова  Альбина Серикхалиевна

« Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс)
Цели:

  1. Диагностика усвоения темы «Причастие».
  2. Орфографический и синтаксический повтор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

на тему:

« Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс)

Подготовила:

Измухамбетова А.С.

Камызяк  2022

Тема: « Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс)
Цели:

  1. Диагностика усвоения темы «Причастие».
  2. Орфографический и синтаксический повтор.

Задачи:

1.Воспитательные: воспитание интереса к языку и родной стране; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

2.Обучающие: обобщить изученный материал по причастию: закрепить знание теоретического материала; повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием; развивать умение правильно употреблять причастия в речи;

3. Развивающие: развивать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;

развивать творческие способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий; развивать словарный запас учащихся.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • формулирование познавательной цели, формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
  • формирование умения анализировать текст с целью выявления общих законов ,с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; умение доказывать.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (оценка действий партнера);
  • умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

  • самоопределение (мотивация учения);
  • умение находить ответ на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»
  • понимание значения русского языка в процессе получения образования, формирование стремления к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД:

  • формирование умения целеполагания (постановка учебной задачи), планирования, проведение рефлексии;
  • оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения).

Межпредметные связи: русский язык, литература, живопись, музыка.

Цель межпредметных связей: быстро и глубоко приобщить обучающихся к знаниям материала урока.

Используемое оборудование и средства обучения:

-мультимедийный проектор;

-презентация;

тесты;

-учебник: «Русский язык.7 класс» (авторы учебника: М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова);

-рабочие тетради; листы.

Доска: число, тема.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, коллективная.

Методы обучения: словесно-наглядный , проблемно -поисковый, объяснительно-иллюстративный , устный, практический.

Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, творческие задания, практические упражнения.

Ход урока.

I.  Организационный этап. (Приветствие. Эмоциональны

й настрой.)

-Здравствуйте ,ребята! Приветствую Вас, дорогие гости! Сегодня замечательное утро! Солнышко потихонечку встает в этот осенний день и поднимает нам настроение. Давайте  и мы подарим немного тепла друг другу, улыбнемся.

II. Мотивация к учебной деятельности. Начинаем наш урок русского языка.

Послушайте внимательно притчу:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

 — Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. ...

 - Смысл притчи? Как можно продолжить притчу? (Счастье в руках самого человека, «Каждый сам кузнец своего счастья» -гласит русская пословица)

-Ребята, а что такое счастье? Как вы считаете? Что для вас есть счастье? ( Когда рядом все родные, близкие. Здоровье, семья…)

-Конечно, вы правы. У каждого свое счастье….

Но для каждого ребенка какое самое главное счастье?  (Когда рядом есть мама).

В воскресенье, 27 ноября , отмечают в России День Матери. И мы все причастны к этому празднику. Сегодня мы идем всем классом на праздничный концерт, посвященный этому Дню. Согласитесь ли вы, ребята, как важно быть причастным к тому, что происходит  вокруг нас? Что происходит в нашем городе, на нашей улице, в нашей школе, в нашей стране? Да, ребята?....  конечно.

Слово ПРИЧАСТНЫЙ, что оно означает?

(имеющий  непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь…)

-Например, Человек, причастный к сбору информации и распространения  её в средствах массовой информации — СМИ. Он пишет тексты, создаёт аудио- и визуальные программы: репортажи, статьи, интервью. Кто он? (журналист, репортер, комментатор). Правильно. Эти люди очень много работают. И мы тоже поработаем.

- Сейчас откройте рабочие  тетради.

Запишите число. 25 ноября. Классная работа.

Запишите слово ПРИЧАСТИЕ.

  1. Есть в этом слове орфограммы?(непроизносимое согласное –Т, приставка ПРИ-   в значении «приближение»)
  2. Подберите однокоренные слова к слову ПРИЧАСТИЕ:

Причастие, участие, часть, соучастие, причастник.

Запишите их, выделите корень. Получился ряд однокоренных слов.

(ребята записывают)

3.Какое слово из записанных слов причастно к русской грамматике?

       ПРИЧАСТИЕ.

 III. Сообщение темы и целей урока.

 -На протяжении многих уроков мы с вами говорили о Причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.

-Как будет звучать тема урока? (Повторение и обобщение изученного о причастиях)

Запишите тему  иначе: «Какое это счастье, что учим мы ПРИЧАСТИЕ!»

Сформулируйте цель нашего урока по опорным словам:

1.Обобщить знания о причастии.

2.Повторить знаки препинания при причастном обороте, орфограммы в причастиях.

3. Наблюдать за употреблением причастий в речи.

Все верно! Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте, использовать причастие в речи.

Проверка д/з: Дома вы выполняли творческую работу. Рисовали портреты своих мам и написали к ним небольшие характеристики, применяя причастия. Давайте проверим, как вы справились с этим задание? (2-3 работы зачитывают, оформляем доску. рисунками). Молодцы! Ваши  работы я проверю и оценю обязательно!

III. Актуализация знаний.

 Есть великолепное определение Владимира Ивановича Даля: « Причастие – часть речи, причастная глаголу , в образе прилагательного».

Какое емкое и интересное определение. Давайте попробуем раскрыть суть данного термина с помощью кластера.

Давайте попробуем раскрыть суть данного термина с помощью кластера. Что такое кластер?

Кластер( с англ.) – понятие «кластер» переводится как «гроздь», «пучок».

Кластер- это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными наши мыслительные процессы.

1. Работа в парах.

С этой минуты прошу заполнять листы самооценки.

Они у вас лежат на столах. Напротив каждого задания  -Я смогу. Я достиг. Отмечаем в баллах.

Задание : С помощью кластера раскрыть суть высказывания, принадлежащее Далю. Время работы – 1 мин.

(Обучающиеся составляют кластер.)

 Проверим по слайду!  Молодцы! Оценили себя в листе самооценки!

Выполним небольшую разминку.

Я называю глагол- а вы мне  Д.П.Н.В.

Нападать- нападающий

Мечтать- мечтающий

Строить- строящий

Видеть- видящий

Что мы сейчас делали?

Образовывали Д.П.Н.В.

 Поиграть- …..

Убежать-….

Ущ/ющ – 1 спр.    АЩ/ЯЩ- 2 спр.

Д.П.Н.В. образуются только  от  глаголов НЕСОВ.вида, перех. И неперех.

Д.П.П.В. образуются от глаголов Совер. и  НЕсов.в ,

перх. И неперех.

Строить- строивший

Играть- игравший

Нести-несший

Какую гласную будем писать перед суффиксом?

Ту же ,что в неопред.форме.

СПНВ- суффиксы  -ЕМ-/- ОМ-/- ИМ-  читать- читаемый(1 спр.), видеть –видимый.(2 спр.)

СППВ- суффиксы –ЕНН-/ -ЁНН-/НН-/ -Т- Читать -прочитанный

Причастия согласуются с именами существительными, проверяем по вопросу и по окончанию, чтобы не было грамматических ошибок!!!

 Темнеющая роща- темнеющий лес

Девочка, (какая?)воспитанная бабушкой.

2.Здание Устно поработаем .на слайде слова. На карточках по вариантам.

1 вариант (лист самооценки заполняем)

Действительные и страдательные причастия настоящего времени

Читать, видеть, слышать,  хранить, озарять.

2 вариант

Действительные причастия прошедшего времени

Строить, надеяться, нести, везти, тянуть.

- Теперь предлагаю проверить себя. (Слайд     )

- Как называются причастия с зависимыми словами?

Вспомним схемы постановки знаков препинания при причастном обороте (один уч-ся работает у доски)

Запишем предложение, расставим знаки препинания, выделим графически причастный оборот

Нежный эдельвейс, растущий среди скал, не привлекает к себе внимание.

- Предлагаю проверить себя. Молодцы, вы справились с заданием. (Слайд     )

IV. Физминутка.

-Предлагаю вам встать. Я буду читать словосочетания, если прозвучит прилагательно, то вы садитесь на стулья,а если причастие - то встаете.

Свежий ветер, зеленеющий лес, утреннее солнце, веселые крики, великолепный день, приглушенные звуки, невыученное стихотворение, прозрачные кружева, мертвая тишина, спящий лес., тающие сосульки, рыхлые сугробы, бегущие ручейки.

- Молодцы, присаживайтесь. Продолжим работу.

V.  ИГРА «УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ» (Слайд     )

-Теперь перейдем к следующему заданию. «Угадай причастие»

  1. Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.
  2. Приставка – как у слова улетевший.
  3. Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.
  4. Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. Падежа, женского рода. (устилавшей).

Проверяем .Слайд    

-Ребята, какой раздел русского языка мы с вами вспомнили ? (морфемика)

-Что изучает морфемика? (раздел языкознания изучающий значимые части слова)

-Какие значимые части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс,окончание,основа)

- Какая из морфем содержит лексическое значение слова?

-Молодцы, ребята. Вы и с этим заданием справились.

7) Объяснительный диктант (Слайд     )

-Ребята, давайте вспомним правописание Н и НН в СППВ и отглагольных прилагательных.

- Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН ?

Жаре…ая рыба, выкраше…ый  отцом пол, засоле…ые на зиму грузди, кипячё…ое молоко, плавле…ый сыр, разброса…ные вещи, пече..ый в золе картофель, реше…ая задача.

Взаимопроверка, работа в парах. (Слайд     )

***8)Повторим алгоритм «Правописания не с причастиями»

Запишите номера словосочетаний, НЕ пишется слитно. (Слайд      )

1 вариант

2 вариант

1. вовсе (не) избалованный ребенок 
2. окно (не) завешено шторой 
3. (не) достоверная информация 
4. (не) лишенный юмора 
5. (не) помогающий никому 
6. (не) зависимый кандидат 
7. (не) устрашимый боец 

1.( не) воспитанный человек 
2. (не) меркнущий свет 
3. (не) ограниченные возможности 
4. свобода (не) провозглашена 
5. ничем (не) обладающий 
6. (не) слушающий никого 
7. (не) мечтающий о богатстве 

Взаимопроверка. (1вариант - 3,6,7; 2 вариант - 1,2,3.) (Слайд     )

Ну и завершающее  задание. На рабочем листе есть фотография под названием

 «Мамино счастье» (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.(3-4 предложения, используя не менее двух причастий).

Не забудьте описать:

1. событие, изображённое на фотографии;

2. людей, изображённых на фотографии;

3. эмоции, которые вызывает фотография.

Выполняют 4-5 мин.

Проверяем 2-3 работы.

VI. Рефлексия

-Теперь предлагаю поиграть в игру « Веришь или не веришь?»

Это упражнение поможет узнать. Как дети усвоили теоретические сведения о причастии.

Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.

– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?

– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?

– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?

– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?

– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?

– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

Заключительное слово учителя:

Что именно делали и повторяли на уроке?

Используем  причастия в речи!

Это путь долгий и начинающийся.

Затем ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Что не поняли, значит будет вашей целью.

Научитесь радоваться не только своим успехам, но и успехам своих  товарищей , своего города, школы, своей улицы, своей страны, чтобы вы были причастны к тому, что происходит вокруг вас, и чтобы вы, ребята, не оставались безучастными  к тому, что происходит. Я надеюсь, что вы поняли эту замечательную тему Часть речи «Причастие».

Портреты мам сфотографируем и отправим мамам в родительский чат. Поздравим их.

VII. Домашнее задание.

  1. На образовательных порталах найти крылатые выражения, где встречаются причастия.
  2. Выписать из произведения А.С.Пушкина «Борис Годунов» 5 причастий и  5 причастных оборотов.

VIII. Оценивание работы учащихся.

У вас на столах лежат листы самооценки, вы заполняли их на протяжении всего урока.

10-12 баллов – «5»

8--9 баллов –«4»

6-7- баллов – «3»

< 6 баллов – «2»

-Заполните листы самооценки и сдайте мне.

Спасибо вам всем за урок.

Запас  заданий.

5) Распределительный диктант.

-Запишем словосочетания, определим действительные или страдательные, определим время, обозначим суффиксы причастий(слайд № 16)

Зеленеющий сад, озаряемый солнцем цветок, белеющие ромашки, дышащий свежестью гладиолус, согреваемый лучами пион, дремлющий тюльпан, распускающаяся роза, колеблемая ветром хризантема, слышимый вздох георгина, трепещущая лилия.

- Обменяйтесь тетрадями, работаем в парах. (Слайд 17)

6) - Посмотрим еще раз на доску. В чем особенность сочетаний слов: дышащий свежестью гладиолус, колеблемая ветром хризантема, озаряемый солнцем цветок.

9) Тестовая работа (Слайд 26)

-Теперь,ребята, обобщим все пройденное на предыдущих уроках и напишем тестовую работу.

Тест.Причастие как часть речи.

Вариант 1

А 1. Какое слово является причастием?

  1. Детальный
  2. Тонущий
  3. Могучий
  4. Зелёный

А 2. Укажите причастие совершенного вида

  1. Вертевший
  2. Помогавшая
  3. Влиявший
  4. Созревшая

А 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?

  1. О выпавш..м снег..
  2. О затаивш..йсямыш..
  3. О скачущ..й лошад..
  4. С бьющ..мсясердц..м

А 4 .В каком словосочетании причастие является зависимым словом ?

  1. Собравший урожай
  2. Убежавшее молоко
  3. Заглянувший в окно
  4. Читающий текст

В 1. Из данного предложения выпишите причастия

Колеблющийся полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.

Тест. Причастие как часть речи.

                                       Вариант 2

А 1. Какое слово является причастием?

  1. Алюминиевый
  2. Прыгучий
  3. Сигнальный
  4. Командующий

А 2. Укажите причастие совершенного вида

  1. Вертевшая
  2. Поступивший
  3. Певший
  4. Гладивший

А 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?

  1. О прошедш..м времен..
  2. О расплескавш..йсяжидкост..
  3. На раскаливш..йся крыш..
  4. О строяш..мся здании..

А 4 .В каком словосочетании причастие является зависимым словом ?

  1. Заполняющий дневник
  2. Улетевшие на юг
  3. Промелькнувший хвост
  4. Написавший доклад

В 1. Из данного предложения выпишите причастия

Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.

Ответы

Вариант 1

А 1. 2

А 2. 4

А 3. 1

А 4. 2

В 1. Колеблющийся, зеленеющий

Вариант 2

А 1. 4

А 2. 2

А 3. 3

А 4. 3

В 1. Расстилающимся, парящие

.

1) Повторение признаков прилагательного у причастия.

- Итак, вспомним, что называется причастием, что оно обозначает?

- Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

- Ребята, как вы думаете, на какие  2 группы можно распределить эти слова?(слайд 7)

- Теперь повторим признаки прилагательного у причастия.

Торжественный, завораживающий, таинственный, волнующий, манящий, чудесный, переливающийся, радостный.

- Теперь, ребята,обменяйтесь тетрадями и проверьте своих соседей по парте.

За каждый правильный ответ запишите по 1 баллу.  (Слайд 8)

- А что объединяет причастия и прилагательные?

2)Повторим признаки глагола у причастия.

Работа с текстом (1 чел. у доски)

На доске:

С нежными лучами солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся фея цветов.

- Подчеркните причастия как члены предложения, определите глагольные признаки (вид, время).

- Какого времени не может быть у причастия?(будущего времени)

- Какие причастия могут выполнять роль сказуемого? (краткие причастия)

- Все ли причастия могут образовать краткую форму? (Нет, только страдательные причастия)

3) – Теперь перейдем к следующему виду работы, орфоэпической разминке

В орфоэпической разминке мы обратимся к правильному произношению причастий, которые написаны на доске. Прочитайте данные слова и правильно произнесите их. Работа у нас устная.

Слайд №10, 11

– Что означает слово сервированный? От какого глагола образовалось это причастие? (Сервировать.) Думаю, что эти причастия вы запомните и будете правильно произносить. ( Слайд 12)

- Ребята, кто из вас скажет, почему мы выполняем на уроках орфоэпическую разминку? (потому что, это одно из заданий ЕГЭ)

4)Продолжим работу и повторим типы причастий. (Слайд 13)

- С какими типами причастий вы знакомы? (действительные и страдательные.

- Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени. (ом, ем, им)

- От чего зависит написание этих суффиксов?

 -Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

- Назовите суффиксы действительных причастий.(ущ, ющ, ащ, ящ)

- От чего зависит написание этих суффиксов?

 -Как образуются действительных причастия прошедшего времени?

- Устно образовать (слайд №14) Работа по вариантам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Тема: Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика"

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". По УМК: Ладыженская Т.А,, Барано...

УРОК – СКАЗКА по теме "Повторение и обобщение изученного в разделе "Лексика". 5 класс.

Ребята в игровой форме повторяют  и закрепляют  знания и умения, полученные в ходе изучения раздела    "Лексика"....

Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»" (презентация к уроку)

Урок  «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»    проводится в 5 классе.    Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания уч...

Разработка урока русского языка для 5 класса по теме "Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пуктуация"

Тема: Повторение  и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.Тип урока: обобщение...

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Союз»

Тип урока: урок – обобщение.Цель урока: повторение и обобщение теоретических сведений о союзе как  служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении.Задачи урока:...

Конспект урока по теме: Повторение и обобщение изученного по теме "Союз" , в 7 классе

Обучающие:-  повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;- совершенствовать умения и навыкиобнаруживать союзы, ...