Разработка урока русского языка для 5 класса по теме "Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пуктуация"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Абдуллаева Людмила Витальевна

Тема: Повторение  и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

 

Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.

Тип урока: обобщение знаний.

 

Задачи:

Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями.

Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:

- личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Повторение  и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.

Тип урока: обобщение знаний.

Задачи:

Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями.

Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:

- личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Этапы урока:

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний, контроль усвоения,

5) Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6) Рефлексия (подведение итогов занятия).

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Организационная структура урока:

1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, дорогие ребята! Рада Вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало. 

Актуализация и проблемное учебное действие. (Мониторинг активности)

- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. Сказуемое.

2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. И

3. Название предложений по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. Невосклицательное

4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. Тире.

5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. А

6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. Кавычки

7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание

8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. Именительный

9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союз

- В итоге получилось слово Синтаксис.

Выведение темы

А с каким разделом тесно связан синтаксис? (пунктуация). Значит, тема урока… .

Целеполагание

- А с какой целью мы это будем повторять? (Чтобы уметь применять на практике). 
- Итак, сегодняшний урок поможет систематизировать изученный  материал, подготовиться к контрольной работе, научит работать с большей долей самостоятельности. Вам, ребята, предстоит применить полученные знания при выполнении различных упражнений.

1. Кластер.

Вспомните, какие единицы раздела относятся к синтаксису, какие – к пунктуации. Составьте кластер.

(работа в парах:1 вариант  составляет кластер по разделу «Синтаксис», 2 вариант составляет кластер по разделу «Пунктуация»

Словосоч..тание, предл..жение, текст, пр..стое, сложн..е, грамматич..ская основа, второст..пенные члены, опр..деление, доп..лнение, обстоят..льство, знаки пр..пинания, знаки зав..ршения, знаки выд..ления, знаки разд..ления,  воскл..цательный, мгног..точие, зап..тая, тире, кавыч..ки

(Взаимопроверка по ЭТАЛОНУ .  Ошибки  0 – 0…. «5»

                                                                            2 -2…..  «4»

                                                                            3 – 3….. «3»

Синтаксис

СловосочЕтание

предлОжение

текст

прОстое

 сложнОе

 грамматичЕская основа

второстЕпенные члены

опрЕделение

допОлнение

обстоятЕльство

Пунктуация

знаки прЕпинания

 знаки завЕршения

 знаки выдЕления

знаки раздЕления

восклИцательный

мгногОточие

запЯтая

тире

кавычки

Обобщение и систематизация знаний.

Устный опрос (фронтальный)  

Что такое синтаксис? (Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний)

Назовите единицы синтаксиса (Словосочетание, предложение, текст)

Что такое пунктуация? ( Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки)

Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).

Назовите виды словосочетаний? (Именное, глагольное).

Что такое предложение? (Это несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)

Что такое грамматическая основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)

Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)

Какие основные признаки однородных членов предложения? (Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)

Какое предложение называется сложным? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)

Словосочетание

-Вспомните, из каких двух частей состоит словосочетание?

- На карточках записан отрывок из стих. Прочитайте.

-Кто является автором этих строк? Как называется стихотворение?

-Вам надо выписать и выполнить разбор словосочетаний:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…

-Во всех ли словосочетаниях вы смогли определить, какой частью речи является главное слово? (Блестя – на какую часть речи похоже? Глагол -дееприч.)

-С какими произведениями Пушкина вы познакомились в 5 классе? Какую сказку изучили?

- Какова роль сказок в жизни каждого человека?

(Самопроверка по ЭТАЛОНУ  Ошибки  0  - …. «5»

                                                                      2 - …..  «4»

                                                                      3 - ….. «3»

Под небесами  (какими?) голубыми - именное

Коврами (какими?) великолепными – именное

Лес (какой?)  прозрачный – именное

Зеленеет (как?) сквозь иней – глагольное

Блестит (где? Под чем?) подо льдом - глагольное

Простое предложение

- Чем может быть осложнено простое предложение? (однородными членами предложения, обобщающим словом при однородных членах предложения, обращением, тире между подлежащим и сказуемым)

Знаки препинания в простом предложении

Обращение

-Найдите в предложениях обращение?

-Из какого произведения эти строки?

А)« Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…»

Б) «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Не видал ли

где на свете ты царевны молодой?

-Являются ли обращения членом предложения?

Однородные члены предложения

- Вспомним схемы постановки знаков препинания. (обобщающее слово)

(На доске)

Контроль усвоения

1)Пушкин входит в нашу ж..знь в самом начале её и уже не покидает никогда.2) Со слуха я знал его "Сказку о царе Салтане" "Полтавский бой" из "Полтавы" "Сон Татьяны" из "Евгения Онегина". 3)"Капитанская дочка" явилась для м..ня первой в ж..зни сам..стоятельно прочитанной книгой.4) С того вечера я стал ч..тателем книг его и мне беск..нечно дорого что этим я обязан Пушкину.5)Пушкин певец св..боды великий п..триот и провозвестник* светлого будущего своего народа.

(по А.Твардовскому)

*Провозвестник - Тот, кто (или то, что) провозглашает, предсказывает что-либо.

1.Вставьте пропущенные орфограммы. Расставить знаки препинания.

2.Найдите простые предложения с однородными членами. Укажите номер(а) предложения(й).

3. Найдите сложное (-ые) предложение (-ия) с однородными членами. Укажите номер(а) предложения(й).

Сложное предложение

- Вспомним схемы постановки знаков препинания

(На доске)

Контроль усвоения

(Самопроверка по ЭТАЛОНУ .  Ошибки  0 – 0…. «5»

                                                                        2 - 2…..  «4»

                                                                        3 – 3….. «3»

1)Пушкин входит в нашу жИзнь в самом начале её и уже не покидает никогда.2) Со слуха я знал его "Сказку о царе Салтане", "Полтавский бой" из "Полтавы" , "Сон Татьяны" из "Евгения Онегина". 3)"Капитанская дочка" явилась для мЕня первой в жИзни самОстоятельно прочитанной книгой.4) С того вечера я стал чИтателем книг его,  и мне бескОнечно дорого,  что этим я обязан Пушкину.5)Пушкин  -  певец свОбоды,  великий пАтриот и провозвестник* светлого будущего своего народа.

(по А.Твардовскому)

2.  1, 2,  5.

3. 4

Предложения с прямой речью

- Вспомним схемы постановки знаков препинания.

(На доске)

Контроль усвоения

Чтение вот лучшее учение   писал А.С. Пушкин

(Самопроверка по ЭТАЛОНУ  Ошибки  0  - …. «5»

                                                                      2 - …..  «4»

                                                                      3 - ….. «3»

«Чтение -  вот лучшее учение», -   писал А.С. Пушкин.

А.С. Пушкин писал: «Чтение -  вот лучшее учение».

Синтаксический разбор предложения.

Пушкин певец св..боды великий п..триот и провозвестник светлого будущего своего  

народа.

(Взаимопроверка  (устный комментарий)  Ошибки  0  - …. «5»

                                                                                           2 - …..  «4»

                                                                                           3 - ….. «3»

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

Рефлексия деятельности

Достигли цели?

- Оценим свои знания, подсчитаем общий балл. Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке. (слайд8)

1. сегодня было интересно…

2. было трудно…

3. я теперь могу…

4. я научился…

5. у меня получилось…

6. мне захотелось…

7. я попробую…

8. я смог…

9. урок дал мне для жизни…

А тех, кто не успел высказаться, я попрошу изобразить смайлики с тем настроением, с которым вы провели урок.

Домашнее задание (дифференцированное)

1.Составить кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация» -   на «5».

2.Написать мини-сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания».

3. 5 предложений, схемы, 1 предложение синт. разбор.

О пользе знаков препинания.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни проходили – в Космосе, на Земле или даже в его собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

А.Каневский.        



Предварительный просмотр:

Словосоч..тание, предл..жение, текст, пр..стое, сложн..е, грамматич..ская основа, второст..пенные члены, опр..деление, доп..лнение, обстоят..льство, знаки пр..пинания, знаки зав..ршения, знаки выд..ления, знаки разд..ления,  воскл..цательный, мгног..точие, зап..тая, тире, кавыч..ки

1)Пушкин входит в нашу ж..знь в самом начал.. её и уже не покида..т никогда.2) Со слуха я знал его "Ска..ку о царе Салтан.." "Полтавский бой" из "Полтавы" "Сон Татьяны" из "Евгения Онегина". 3)"Капитанская доч..ка" явилась для м..ня первой в ж..зни сам..стоят..льно прочитан..ой книг...й.4) С того веч...ра я стал ч..тат..лем книг его и мне беск..нечно дорого что этим я обязан Пушкину.5)Пушкин   певец св..боды в..ликий п..триот и провозвестник* светлого будущ..го св..его народа.

(по А.Твардовскому)

*Провозвестник - Тот, кто (или то, что) провозглашает, предсказывает что-либо.

1.Вставьте пропущенные орфограммы. Расставить знаки препинания.

2.Найдите простые предложения с однородными членами. Укажите номер(а) предложения(й). ________________

3. Найдите сложное (-ые) предложение (-ия) с однородными членами. Укажите номер(а) предложения(й).________________

     

Чтение     вот лучшее учение           писал А.С. Пушкин

А.С. Пушкин писал    Чтение      вот лучшее учение

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                



Предварительный просмотр:

Рабочий лист 16.12.17.                                   _______________________ (Ф.И.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9


1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. 

2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. 

3. Название предложений по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. 

4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. .

5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. 

6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. 

7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. 

8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. 

9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. 

  1. Синтаксис (С) и пунктуация (П)

Словосоч..тание, предл..жение, текст, пр..стое, сложн..е, грамматич..ская основа,

второст..пенные члены, опр..деление, доп..лнение, обстоят..льство, знаки пр..пинания,

знаки зав..ршения, знаки выд..ления, знаки разд..ления,  воскл..цательный, мгног..точие,

зап..тая, тире, кавыч..ки.                                                                             Оценка________

2. Словосочетание.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_______________________________________________         Оценка________

3.Простое и сложное предложения.

1)Пушкин входит в нашу ж..знь в самом начале её и уже не покидает никогда.2) Со слуха я знал его "Сказку о царе Салтане" "Полтавский бой" из "Полтавы" "Сон Татьяны" из "Евгения Онегина". 3)"Капитанская дочка" явилась для м..ня первой в ж..зни сам..стоятельно прочитанной книгой.4) С того вечера я стал ч..тателем книг его и мне беск..нечно дорого что этим я обязан Пушкину.5)Пушкин певец св..боды великий п..триот и провозвестник* светлого будущего своего народа.

(по А.Твардовскому)

*Провозвестник - Тот, кто (или то, что) провозглашает, предсказывает что-либо.

1.Вставьте пропущенные орфограммы. Расставить знаки препинания.

2.Найдите простые предложения с однородными членами. Укажите номер(а) предложения(й). ________________

3. Найдите сложное (-ые) предложение (-ия) с однородными членами. Укажите номер(а) предложения(й).________________                                                          

                                                                                                   Оценка________   

4. Прямая речь.

 Чтение     вот лучшее учение           писал А.С. Пушкин

А.С. Пушкин писал    Чтение      вот лучшее учение

                                                                                                   Оценка________   

5. Синтаксический разбор предложения.

Пушкин   певец св..боды  великий п..триот и провозвестник светлого будущего своего

народа.

                                                                                                           Оценка________   

 

Оценка за урок________                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...