Главные вкладки

    разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

    Бакирова Людмила Михайловна

    Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл morfologicheskiy_razbor_narechiy.docx17.68 КБ
    Файл morfologicheskiy_razbor_narechiy.pptx88.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока. Морфологический разбор наречий

    Цель и задачи урока:

    1. познакомить учащихся с морфологическим разбором наречий как части речи;
    2. формировать умения определять грамматические признаки наречия в морфологическом разборе;
    3. обогащать речь школьников за счет использования наречий в речи;
    4. воспитывать умение взаимодействия.

    Оборудование: компьютер, экран, проектор, карточки

    ХОД УРОКА

    1.Орг.момент

     Добрый день! Сегодня у нас урок, на котором мы познакомимся с морфологическим разбором наречий, вспомним разряды наречий, понаблюдаем за ролью наречий в поэтической речи, а еще у нас будет много сюрпризов.

    2. Повторение ранее изученного.

     Как приятно и отрадно,

    Что мне все сегодня рады!

    Признаюсь великодушно,

    Думала,  у вас здесь скучно.

    А теперь смотрю я точно:

    Собрались вы не нарочно.

    Все ведут себя прилично,

    Учатся здесь все отлично!

    Вот сейчас проверю вас,

    Помните ли вы мой сказ?!

    - Что вы знаете о наречии?

    -Назовите все наречия, сказанные в данной речи! Запишите их в тетрадь. (Слайд 2)

     Текст выводится на экран, и ребята называют и записывают наречия в тетрадь:

    приятно, отрадно, великодушно, скучно, точно, прилично, отлично, нарочно; сегодня, здесь, сейчас.

    - Молодцы! Наречия в тексте находить можете.

    3. Лингвистическое лото (повторение разрядов наречий).

    - Какие разряды наречий вы знаете?

    Распределить наречия в соответствии с разрядами в таблицу:

    Сослепу, назло, вдали, сегодня, сгоряча, таинственно, наверху, поразительно, слева,  вдвое, спереди, послезавтра. (Слайд 3)

    Наречие места

    Наречие причины

    Наречие образа действия

    Наречие цели

    Наречие времени

    Наречие меры и степени

    Вдали наверху слева спереди

    сослепу сгоряча

    таинственно поразительно

    назло

    сегодня послезавтра

    вдвое

    Составьте с любым из данных слов предложение (можно простое). Выполните синтаксический разбор.

    А теперь давайте попробуем проанализировать слово «сегодня» как часть речи по известному нам алгоритму разбора других изученных частей речи (письменно).

    1. Прийти (когда?) сегодня, наречие времени, обозначает признак действия.
    2. Морфологические признаки: - неизменяемость
    3. Синтаксическая роль - обстоятельство

    4.  Тема урока. (слайд 1)

    Внимательно посмотрите на доску: перед вами образец морфологического разбора. Есть ли что-то незнакомое в характеристике наречия как части речи? Тогда откройте учебник на странице 150 (учебник «Русский язык 7 класс» автор Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)

    Прочитайте план морфологического разбора наречия. Еще раз посмотрите на образец и прочитайте его.  

    Почему в морфологическом разборе наречий мы не указываем непостоянные признаки? (Наречие – неизменяемая часть речи).

    Выполните разбор любого наречия из упражнения 249 по образцу (задание выполняется сначала устно, затем письменно)

    5.Физминутка.

    Называю наречие, оканчивающееся на ь  – нужно сделать приседание,

    Если ь не пишется – поднять руки вверх,

    А если наречие на другую орфограмму или вовсе не наречие – хлопать в ладоши.

    Прочь, вскачь, уж, чуть-чуть, замуж, сплошь, вправо, невтерпеж.

    6. Самостоятельная работа по вариантам (слайд  4)

    Перед вами два предложения. Найдите наречие и выполните его морфологический разбор.

    1. Всюду колосится золотая рожь.
    2. Машина ехала медленно по проселочной дороге.

    Вариант 1  из 1 предложения.

    Вариант 2  из 2 предложения.

    Взаимопроверка  выполненных заданий (слайд 5).

    Вариант 1.

    Всюду колосится

    1.Наречие относится к глаголу: обозначает признак действия.

    2.Колосится где? -  всюду; наречие места.

    3.В предложении является обстоятельством.

    Вариант 2.

    Медленно ехала

    1.Наречие относится к глаголу: обозначает признак действия.

    2.Ехала как? – медленно; наречие образа действия.

    3.В предложении является обстоятельством.

    7. Цифровой диктант (слайд 6).

    На экране наречия, в которых пропущены буквы-орфограммы. Запишите цифрами, соответствующие буквам: 1- а, 2-о, 3 – е, 4 – и.

    Дочист…, н…когда не видел,  вправ…,  слев…,  ждать н…когда, издалек…, досрочн…

    Ответ: 1,4,2,1,3,1,2.

    8.Итоги.Оценки.

    Итак, ребята, что мы с вами сегодня повторили и закрепили?

    9.Дом.задание: п.31 выполните морфологический разбор 5 наречий (слайд 7)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР НАРЕЧИЙ Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ с.Лебедевка Краснокутского района Саратовской области Бакирова Л.М.

    Слайд 2

    Как приятно и отрадно, Что мне все сегодня рады! Признаюсь великодушно, Думала у вас здесь скучно. А теперь смотрю я точно: Собрались вы не нарочно. Все ведут себя прилично, Учатся здесь все «отлично»! Вот сейчас проверю вас, Помните ли вы мой сказ?!

    Слайд 3

    ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЛОТО Сослепу, назло, вдали, сегодня, сгоряча, таинственно, наверху, поразительно, слева, вдвое, спереди, послезавтра.

    Слайд 4

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Найдите наречие и выполните его морфологический разбор. Всюду колосится золотая рожь. Машина ехала медленно по проселочной дороге. Вариант 1 из 1 предложения. Вариант 2 из 2 предложения.

    Слайд 5

    ВЗАИМОПРОВЕРКА Вариант 1. Всюду колосится 1.Наречие относится к глаголу: обозначает признак действия. 2.Колосится где? - всюду ; наречие места. 3.В предложении является обстоятельством. Вариант 2. Медленно ехала 1.Наречие относится к глаголу: обозначает признак действия. 2.Ехала как? – медленно ; наречие образа действия. 3.В предложении является обстоятельством.

    Слайд 6

    ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ Запишите ответ цифрами, соответствующие буквам: 1- а, 2-о, 3 – е, 4 – и. Дочист …, н…когда не видел, вправ …, слев …, ждать н…когда, издалек …, досрочн …

    Слайд 7

    Домашнее задание Параграф 31, правило. Выполните морфологический разбор 5 наречий


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока русского языка по теме "Употребление наречий в тексте".

    Для изучения материала использовались технические средства при просмотре эпизода художественного фильма о народном гулянии на Масленицу, ученическая презентация, картина Б.Кустодиева "Широкая Маслениц...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе (ДЦП) по теме: "Пунктуационный разбор простого предложения"

     Данный урок русского языка проведён в 5 классе с обучающимися с диагнозом ДЦП и ставит своей целью  повторение и закрепление изученного на уроках материала по теме “Синтаксис п...

    Методическая разработка использования интерактивной доски на уроках русского языка по теме "Наречие" в 7 классе

    Материал может быть использован как на отдельно взятом уроке по теме «Наречие», так и на нескольких уроках по данной теме. Он включает в себя три раздела: сведения о наречии как части речи, правописан...

    Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)

    Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия"  (ФГОС)...

    Конспект урока по русскому языку "Морфологический разбор наречия"

    Конспект урока на тему "Морфологический разбор наречия"...

    Разработка урока русского языка на тему "Морфологический разбор причастия" для 7 класса.

    Разработка может быть использована для проведения открытого урока. Также в ней содержится раздаточный материал....