Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Маврина Людмила Александровна

Методическая разработка предназначена для урока русского языка в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt_urok_moy_got.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений»

Маврина Людмила Александровна, 

учитель русского языка и литературы

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.

Цель: способствовать развитию умения последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Тип и вид урока: урок усвоения знаний и способов действий; учебный практикум.

Планируемые результаты (предметные): проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения; понимают коммуникативно – эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и используют их в собственной речевой практике; имеют представление об основных функциях языка.

Личностные результаты: имеют достаточный словарный запас и объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты: владеют всеми видами речевой деятельности. Проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

     

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Учащиеся представляют самостоятельно составленные  сложносочиненные предложения, разбирают их синтаксически, строят схемы.

2. Фронтальный опрос 

*Какие предложения называются сложными? 

*Дайте определение ССП? Какой математический знак можно поставить между частями

*ССП? Расшифруйте. С чем ассоциируются ССП? 

*Назовите, какие еще виды сложных предложений вы знаете? 

*Какие сочинительные союзы различаются в ССП по значению? 

*Назовите, какие союзы относятся к соединительным? 

*Какие - к разделительным? 

*Какие - к  противительным? 

Схематический диктант.

Цель диктанта: проверка умения различать, что связывает союз и – однородные члены или части сложного предложения; определять виды простых предложений, входящих в состав сложносочинённого.

Методика проведения: диктуются предложения, ученики, не записывая их, чертят схемы.

А) Сонный ночной ветер зашуршал в темноте по крыше, и мне стало холодно.

Б) Липы цветут, и пахнет липовым мёдом.

В) Мороз, и под ногами скрипит снег.

Г) Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города.

Д) Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

Е) Пугачёв остановился на крыльце и со всеми поздоровался.

Ж) Цветы и травы покрывают зелёный холм, и никогда сюда лучи не проникают.

III. Сообщение темы урока.

1 Учащиеся знакомятся с планами и образцами устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора сложносочинённого предложения.

Схема синтаксического разбора предложения:

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое предложение:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное предложение:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или  подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Схема пунктуационного разбора предложения:

1) Пронумеровать знаки препинания.

2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

IV  Закрепление материала.

  1. В упражнении 75 учащиеся производят синтаксический разбор двух сложносочинённых предложений устно, двух – письменно, объясняют, почему не будут анализировать пятое предложение( предложение простое, осложнено однородными сказуемыми)
  2. Выборочный диктант по вариантам.

Вариант 1. Выписать сложносочинённые предложения из упражнения 82 на стр. 52, выполнить их синтаксический и пунктуационный разбор.

Вариант 2. Выписать сложносочинённые предложения из упражнения 81 на стр. 52, выполнить их синтаксический и пунктуационный разбор.

V Контроль знаний.

 1.Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены)

А) Весной жилище суслика прогревается и хозяин выходит из своего жилища.

Б) Цвели кувшинки и было много малины.

В) Строители подойдут к реке и начнётся переправа на другой берег.

Г) Зелёные стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле.

2) В каких предложениях союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены)

А) В саду было тихо и лишь откуда – то издалека доносился шум колёс.

Б) Никто не знал ни его состояния ни его доходов и никто не осмеливался о том его спрашивать.

В) Вмиг вылетел он из печки перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега

Г) Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор.

3) Укажите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.

А) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт.

Б) Наступила весна, но было ещё холодно.

В) Потёмки всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры.

Г) Душно стало в комнате, и мы вышли на балкон.

VI Рефлексия

-- Закончите предложения:

* На уроке я работал…

* Своей работой на уроке я…

* Урок показался мне…

* За урок я…

VII Информация о домашнем задании.

& 17, упр.77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе (ДЦП) по теме: "Пунктуационный разбор простого предложения"

 Данный урок русского языка проведён в 5 классе с обучающимися с диагнозом ДЦП и ставит своей целью  повторение и закрепление изученного на уроках материала по теме “Синтаксис п...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...