Разработка урока русского языка на тему "Морфологический разбор причастия" для 7 класса.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Разработка может быть использована для проведения открытого урока. Также в ней содержится раздаточный материал. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка

открытого урока

русского языка

на тему:

«Морфологический разбор причастий»

для 7 «Б» класса

Разработано

учителем русского языка и литературы

СОШ № 24 г. Ферганы:

Хан Асал Салимбековной

Фергана

2020-2021 учебный год

Тема урока: "Морфологический разбор причастия".

Цели: 

Образовательные: повторить изученное о причастии; познакомиться с порядком морфологического разбора причастия; закрепить умение определять морфологические признаки причастия; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки; (ПК 1, ПК2)

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края, воспитывать уважение к товарищам; (КК4)

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, усидчивость, умение анализировать. (КК3)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-практикум

Методы и приемы: беседа, прием «Найди и объясни», самостоятельная работа, исследование.

Оборудование:  раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями, перфокарты.

Ход урока

I. Орг.момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, перекличка.

II. Актуализация имеющихся знаний. Работа по карточкам.

1) Орфографическая разминка. «Найди и объясни»
Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните ваш выбор.

Мысл…щее существо, дума…щий человек, крас…щее вещество, засе…нное поле, прослуш…нный курс, задерж…нный на работе, скош…нная трава, слыш…мый в лесу, спряга…мые существительные, колебл…мый ветром, нарисов…нный ответ, стро…щееся здание

2) Беседа + работа по карточкам. Исследование.

Карточка № 1

шумящий поток -__________________________

на темнеющем горизонте -___________________

зеленеющим лесом - _______________________

белеющим туманом - _______________________

колющийся шиповник - _____________________

спеющая малина - _________________________

 - Попробуйте угадать, что нужно сделать.

 -Правильно, нужно заменить словосочетания с причастиями на словосочетания с прилагательными.

- Какой вывод из этого мы можем сделать?

(Связь между прилагательными и причастиями. Причастия имеют признаки прилагательных)

- С какой частью речи, помимо прилагательного, причастия имеют связь? (Глагол)
 - Назовите признаки глагола, которые переняло причастие. (Время, вид, возвратность/невозвратность)

Карточка № 2

Определи время и вид причастий

проверенное учителем упражнение -  _____________________

выполненное учеником задание - ________________________

быстро бегущая девочка  - _____________________________

ребёнок, улыбающийся маме  - __________________________

показавшееся из-за тучи солнце  - ________________________

струя пены, отбрасываемая кормой - ______________________

Карточка № 3

В каких из приведённых примеров у причастия должен быть постфикс – ся? Запиши в 2 столбика.

1)мальчик, собирающ.. грибы                      5)дом, строящ.. быстро

2)мальчик, собирающ.. в школу                 6)река, шумящ.. за поворотом

3)человек, интересующ.. меня                    7)ручьи, бегущ.. с гор

4)мастер, строящ.. дом                                  8)песня, доносящ.. издалека

III. Объяснение нового материала. Знакомство с порядком морфологического разбора причастия.

План разбора причастия

I

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II

Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки:

 

1

разряд причастия (действительное, страдательное);

2

признаки глагола: вид, возвратность, время;

3

признаки прилагательного:

 

а

только для страдательных причастий – полная / краткая форма;

б

для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).

III

Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).

IV. Закрепление.

  1. Морфологический разбор причастий (письменно) по перфокартам:
    Только там, при легком шуме бегущей реки, посреди цветущих и зеленеющих деревьев и кустов, теплом и благовонием дышащей ночи, имеют полный смысл и обаятельную силу соловьиные песни.
    С. Аксаков

hello_html_m529351c2.gif

2) Подбор причастий по морфологическим признакам, составление словосочетаний.

  • Страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, полное, в творительном падеже, единственного числа, мужского рода
  • Действительное, настоящего времени, несовершенного вида, в дательном падеже, множественного числа. 

Самостоятельное выполнение упражнения № 97 на странице 45

V. Итоги урока.

  • Что называется причастием?
  • На какие группы делятся причастия?
  • Какие признаки глагола есть у причастия?
  • Какие признаки прилагательного?

VI. Домашнее задание:

Упражнение по развитию речи:  

 - Какие  музеи,  памятники  истории  и  культуры  Республики Узбекистан вам известны? Составьте небольшой устный рассказ об одном из них. Используйте в тексте причастия.
     

hello_html_m529351c2.gif

hello_html_m529351c2.gif

hello_html_m529351c2.gif

hello_html_m529351c2.gif

hello_html_m529351c2.gif

hello_html_m529351c2.gif

Карточка № 1

шумящий поток -___________________________________________

на темнеющем горизонте -_____________________________________

зеленеющим лесом - _________________________________________

белеющим туманом - ________________________________________

колющийся шиповник - ______________________________________

спеющая малина - __________________________________________

Карточка № 1

шумящий поток -___________________________________________

на темнеющем горизонте -_____________________________________

зеленеющим лесом - _________________________________________

белеющим туманом - ________________________________________

колющийся шиповник - ______________________________________

спеющая малина - __________________________________________

Карточка № 1

шумящий поток -___________________________________________

на темнеющем горизонте -_____________________________________

зеленеющим лесом - _________________________________________

белеющим туманом - ________________________________________

колющийся шиповник - ______________________________________

спеющая малина - __________________________________________

Карточка № 1

шумящий поток -___________________________________________

на темнеющем горизонте -_____________________________________

зеленеющим лесом - _________________________________________

белеющим туманом - ________________________________________

колющийся шиповник - ______________________________________

спеющая малина - __________________________________________

Карточка № 2

Определи время и вид причастий

проверенное учителем упражнение  

выполненное учеником задание

быстро бегущая девочка

ребёнок, улыбающийся маме

показавшееся из-за тучи солнце

струя пены, отбрасываемая кормой

__________________________

__________________________
__________________________

__________________________

__________________________
__________________________

Карточка № 2

Определи время и вид причастий

проверенное учителем упражнение  

выполненное учеником задание

быстро бегущая девочка

ребёнок, улыбающийся маме

показавшееся из-за тучи солнце

струя пены, отбрасываемая кормой

__________________________

__________________________
__________________________

__________________________

__________________________
__________________________

Карточка № 2

Определи время и вид причастий

проверенное учителем упражнение  

выполненное учеником задание

быстро бегущая девочка

ребёнок, улыбающийся маме

показавшееся из-за тучи солнце

струя пены, отбрасываемая кормой

__________________________

__________________________
__________________________

__________________________

__________________________
__________________________

Карточка № 2

Определи время и вид причастий

проверенное учителем упражнение  

выполненное учеником задание

быстро бегущая девочка

ребёнок, улыбающийся маме

показавшееся из-за тучи солнце

струя пены, отбрасываемая кормой

__________________________

__________________________
__________________________

__________________________

__________________________
__________________________

Карточка № 3

В каких из приведённых примеров у причастия должен быть постфикс – ся? Запиши в 2 столбика.

1)мальчик, собирающ.. грибы                      5)дом, строящ.. быстро

2)мальчик, собирающ.. в школу                 6)река, шумящ.. за поворотом

3)человек, интересующ.. меня                    7)ручьи, бегущ.. с гор

4)мастер, строящ.. дом                                  8)песня, доносящ.. издалека

Карточка № 3

В каких из приведённых примеров у причастия должен быть постфикс – ся? Запиши в 2 столбика.

1)мальчик, собирающ.. грибы                      5)дом, строящ.. быстро

2)мальчик, собирающ.. в школу                 6)река, шумящ.. за поворотом

3)человек, интересующ.. меня                    7)ручьи, бегущ.. с гор

4)мастер, строящ.. дом                                  8)песня, доносящ.. издалека

Карточка № 3

В каких из приведённых примеров у причастия должен быть постфикс – ся? Запиши в 2 столбика.

1)мальчик, собирающ.. грибы                      5)дом, строящ.. быстро

2)мальчик, собирающ.. в школу                 6)река, шумящ.. за поворотом

3)человек, интересующ.. меня                    7)ручьи, бегущ.. с гор

4)мастер, строящ.. дом                                  8)песня, доносящ.. издалека

Карточка № 3

В каких из приведённых примеров у причастия должен быть постфикс – ся? Запиши в 2 столбика.

1)мальчик, собирающ.. грибы                      5)дом, строящ.. быстро

2)мальчик, собирающ.. в школу                 6)река, шумящ.. за поворотом

3)человек, интересующ.. меня                    7)ручьи, бегущ.. с гор

4)мастер, строящ.. дом                                  8)песня, доносящ.. издалека

Орфографическая разминка. «Найди и объясни»

Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните ваш выбор.

Мысл…щее существо, дума…щий человек, крас…щее вещество, засе…нное поле, прослуш…нный курс, задерж…нный на работе, скош…нная трава, слыш…мый в лесу, спряга…мые существительные, колебл…мый ветром, нарисов…нный ответ, стро…щееся здание

Орфографическая разминка. «Найди и объясни»

Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните ваш выбор.

Мысл…щее существо, дума…щий человек, крас…щее вещество, засе…нное поле, прослуш…нный курс, задерж…нный на работе, скош…нная трава, слыш…мый в лесу, спряга…мые существительные, колебл…мый ветром, нарисов…нный ответ, стро…щееся здание

Орфографическая разминка. «Найди и объясни»

Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните ваш выбор.

Мысл…щее существо, дума…щий человек, крас…щее вещество, засе…нное поле, прослуш…нный курс, задерж…нный на работе, скош…нная трава, слыш…мый в лесу, спряга…мые существительные, колебл…мый ветром, нарисов…нный ответ, стро…щееся здание