Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialektizmy.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon dialektizmy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА : Диалектизмы

Цели: повторение изученного об общеупотребительных словах; знакомство со словами-дилектизмами, пояснение их лексических особенностей; совершенствование навыков различения от общеупотребительных слов; воспитание интереса к изучению русского языка и гордости за свою страну.

Ход урока:

 Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

Н. В. Гоголь.

I. Организационный момент. Сообщение темы, мотивация учения.


II. Проверка домашнего задания.

    1. Синтаксический разбор предложения.

В.И.Даль – автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

Задание: начертите схему предложения.

    2. Фронтальный опрос:        

1. Лексика – это… 
-Какие слова называются однозначными? 
-Какие слова называются многозначными? 
-Какие  слова называются общеупотребительные ? 
-Как называются слова, известные не всему народу, говорящему на русском языке?

2. Инсценировка.

(Индивидуальное домашнее задание).

Бабушка и внук.

– Бабушка, где Маша?

– По батожья ушла.

– По что?

– Ну, по столбцы!

– По что?

– Ну, по петушки!

– По что, по что?!

– По стебни.

– Не понимаю, бабушка!

– Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща. 
— Чего принести, бабушка? 
— Бураков. 
— А это что такое? 
— Ну, у нас в деревне так свёклу называют. 

Вопросы учителя:

  • Ребята, почему внук не понял бабушку?
  • Назовите общеупотребительные слова (Записать слова: щавель, свёкла).
  • Запишите непонятные вам слова, которые использовала  в своей речи бабушка?

(Записать на доске и в тетрадях: батожья, столбцы, петушки, стебни,).

  • Можете ли сказать, как называются они?

(Ответы учащихся: “ старинные слова, устаревшие, старорусские, немодные, так говорят в деревне…”.)

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

    Большинство общеупотребительных слов появилось в русском языке много столетий назад, поэтому нам понятен язык сказок, былин. Так, например, зная общеупотребительные слова, мы сможем понять, чему учили детей в конце XVIII века.

Задание: Послушайте отрывок из свода правил этикета – «Юности честное зерцало». Какие наставления давали юным преподаватели? Почему же вам понятен смысл этих высказываний?

  Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь в великой чести держать…

  Дети не имеют без именного приказа родительского никого бранить или поносительскими словами порекать…

  Когда родители или другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом они к ним отозваться и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажите, матушка». И не дерзостно отвещать…

  Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив.

Задание: Назовите слова, которые живут века и понятны всем, говорящим на русском языке?

                (Ответы учащихся: матушка, говорить, дети, отец, родители, юность, вежливо.)

Учитель: Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности,  кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные  или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)

Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др. 
Вы, наверное, слышали некоторые слова от ваших бабушек и дедушек, в старину на Дону казаки именно такие слова использовали в своей речи.

Речь жителей той или иной местности называют диалектом.

В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры).


Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.

2. Работа с таблицей (наблюдение).

Общеупотребительные слова

Диалектные слова

северные

южные

1.Свёкла.

2.Говорить.

3.Красивый.

4.Дом.

5.Слабый.

Свёкла

Баить.

Баской.

Изба.

Слабый.

Бурак.

Гутарить.

Личманистый.

Хата.

Кволый.

Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами.

Задание: Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?

Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка – крынка, горшок, кувшин;  печурка  углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дёжке квас, 
Над печурками точёными 
Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

В литературный язык из диалектов вошли такие слова, как филин, ухват, заслонка, туес и другие.

Запись слов в тетрадидиалектизмы, диалекты.

 В словарных статьях диалектные слова имеют особую помету – обл. («областное»).

IV. Работа по учебнику. Чтение правила на стр.27.

 V. Рассказ учителя о В. И. Дале.

Учитель: Многие из вас, ребята, любят что-то собирать, коллекционировать: марки, открытки, книги, видеокассеты, диски … А можно ли собирать слова? Знаете ли вы людей, которые собирают слова? (Ответы учащихся.)

Существуют специальные диалектные словари, или словари русских народных говоров.

В этом году 22 ноября исполняется 210 лет со дня рождения  великого собирателя слов Владимиру Ивановичу Далю.

Показ презентации и рассказ учителя.

   Даль всю жизнь следовал одному правилу, услышанному  от своей мамы: «Надо зацеплять знание, какое встретится на пути». Он  был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Природа даровала Владимиру Ивановичу Далю много разных талантов, но особенно щедро наградила любовью к русскому слову. На протяжении всей жизни Владимир Иванович собирал слова, народные выражения, басни, притчи и сказки, которые раскрывали различные стороны народной жизни, свидетельствовали о богатстве народного языка. Владимир Иванович близко общался с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, И.А.Крыловым, Н.В.Гоголем, Н.М.Языковым и другими.

   В один прекрасный, солнечный день Даль прогуливаясь по Большой Морской улице, на которой проживал А.С.Пушкин, решил зайти к нему в гости. А.С.Пушкин был очень рад гостю и завязался разговор. «Сказка сказкой, - сказал Пушкин, - а язык наш сам по себе, и ему-то нигде нельзя дать этого русского раздолья, как в сказке. А как это сделать – надо бы сделать, чтобы выучиться говорить по-русски и не в сказке. Да нет, трудно, нельзя ещё!»

   Даль слушал,  поражённый пушкинской ясностью выражения мыслей,  которые давно и ему приходили на ум.  Пушкин спросил гостя, над чем он сейчас работает, и  Владимир Иванович рассказал ему, что везде, где он ни ездил, он собирает слова, меткие - выразительные, из самой гущи народной. И таких запасов у него накопилось уже тысяч двадцать.

Рассказ учащегося о В. И. Дале (подготовленное задание).

Ученик: «Так сделайте словарь!»- перебил его  Пушкин, который до сох пор внимательно слушал гостя.  

                «Словарь?»- переспросил Даль. «Да, нам позарез нужен словарь живого разговорного языка! Вы

                сделали треть словаря. Не бросать же вам свои запасы!» Даль  радостно улыбнулся: «Конечно же. Как

                это я не догадался». И Александр Сергеевич продолжил: «Мы словно забыли, что творец языка – народ.

                Есть же у нас свой язык… Вам никак нельзя бросать словарь неизданным надобно довести его до

                конца».  «Непременно доведу,» - согласился Даль. Расстались Пушкин и Даль друзьями.

Учитель: Своё обещание Владимир Иванович сдержал. И по сей день «Словарь живого великорусского языка»

Владимира Ивановича Даля остаётся величайшим памятником русской народной культуры. Словарь

включает в себя 200 слов и 30 пословиц.

        В  словаре Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах России. Так мартовский день 1819 года изменил всю жизнь Даля. «По дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых ехал молоденький мичман… Ямщик поглядел на небо и в утешение продрогшему моряку указал на пасмурневшее небо – верный признак перемены  к теплу. «Замолаживает»,- сказал он. «Как замолаживает?»- спросил седок.»  Ямщик объяснил, а Даль в записную книжку окаченевшими пальцами записал: «Замолаживает – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами, клониться к ненастью». Эти строки стали началом той огромной работы, которую Даль проводил в течение 53 лет, до самой своей смерти.

VI. Самостоятельная работа в группах со словарями.

Задание: найти в толковых словарях С. И. Ожегова и В. И. Даля диалектные слова, обратив внимание на помету.

1 ряд – Б

2 ряд – К

3 ряд - М

(Например, бирюк, бахилы, колча, косуля….)

VII. Самостоятельная работа  (Упр. 63).

Запишите диалектные слова, употребляемые для названия ветра.

VIII . Закрепление полученных знаний:

                                      а). Выборочный диктант.

Задание: выпишите диалектные слова

  

Вы идете по глухому лесу вдоль реки, которая впадает в Белое море. Вдруг из-за глухой елки дедка дружелюбно кричит вам : « Эй, друг! Туда не ходи, там – няша.»

(В любой северной деревне вы узнаете, что няша – это болото.

                        б). «А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул…А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая  моя жизнь хуже собаки всякой…» ( Из рассказа А.П.Чехова «Ванька».)

IX Подведение итогов урока.

Задание: Ребята, прочитайте, пожалуйста, стихотворение А. Яшина “Родные слова” (листочки с напечатанным текстом на столах у каждого учащегося). Попробуем с вами ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном 
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком, 
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

  • Какую тайну языка вы открыли для себя? (Работа с эпиграфом).
  • Как вам это удалось?
  • Какое диалектное слово вам понравилось больше всего? Почему?
  • Необходимо ли сохранять диалектные слова? Зачем это нужно?

Вывод: Используя диалектизмы в речи, надо помнить слова К.Паустовского: «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно». 

X.  Домашнее задание. П. 14, упр.

        

        



Предварительный просмотр:

ТЕМА : Диалектизмы

Цели: повторение изученного об общеупотребительных словах; знакомство со словами-дилектизмами, пояснение их лексических особенностей; совершенствование навыков различения от общеупотребительных слов; воспитание интереса к изучению русского языка и гордости за свою страну.

Ход урока:

 Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

Н. В. Гоголь.

I. Организационный момент. Сообщение темы, мотивация учения.


II. Проверка домашнего задания.

    1. Синтаксический разбор предложения.

В.И.Даль – автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

Задание: начертите схему предложения.

    2. Фронтальный опрос:        

1. Лексика – это… 
-Какие слова называются однозначными? 
-Какие слова называются многозначными? 
-Какие  слова называются общеупотребительные ? 
-Как называются слова, известные не всему народу, говорящему на русском языке?

2. Инсценировка.

(Индивидуальное домашнее задание).

Бабушка и внук.

– Бабушка, где Маша?

– По батожья ушла.

– По что?

– Ну, по столбцы!

– По что?

– Ну, по петушки!

– По что, по что?!

– По стебни.

– Не понимаю, бабушка!

– Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща. 
— Чего принести, бабушка? 
— Бураков. 
— А это что такое? 
— Ну, у нас в деревне так свёклу называют. 

Вопросы учителя:

  • Ребята, почему внук не понял бабушку?
  • Назовите общеупотребительные слова (Записать слова: щавель, свёкла).
  • Запишите непонятные вам слова, которые использовала  в своей речи бабушка?

(Записать на доске и в тетрадях: батожья, столбцы, петушки, стебни,).

  • Можете ли сказать, как называются они?

(Ответы учащихся: “ старинные слова, устаревшие, старорусские, немодные, так говорят в деревне…”.)

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

    Большинство общеупотребительных слов появилось в русском языке много столетий назад, поэтому нам понятен язык сказок, былин. Так, например, зная общеупотребительные слова, мы сможем понять, чему учили детей в конце XVIII века.

Задание: Послушайте отрывок из свода правил этикета – «Юности честное зерцало». Какие наставления давали юным преподаватели? Почему же вам понятен смысл этих высказываний?

  Во-первых, наипаче всего должны отца и матерь в великой чести держать…

  Дети не имеют без именного приказа родительского никого бранить или поносительскими словами порекать…

  Когда родители или другой их спросит, то должны они к ним отозваться и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом они к ним отозваться и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажите, матушка». И не дерзостно отвещать…

  Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив.

Задание: Назовите слова, которые живут века и понятны всем, говорящим на русском языке?

                (Ответы учащихся: матушка, говорить, дети, отец, родители, юность, вежливо.)

Учитель: Русские люди живут в разных географических условиях: кто-то в лесной местности,  кто-то в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные  или диалектные слова, понятные жителям определенной территории (местности)

Например: бурак (свекла), сула (судак), кочет (петух), дюже (очень); кушак (пояс), кислица (красная смородина), курень (дом), гутарить (говорить) и др. 
Вы, наверное, слышали некоторые слова от ваших бабушек и дедушек, в старину на Дону казаки именно такие слова использовали в своей речи.

Речь жителей той или иной местности называют диалектом.

В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или наречия), южнорусские диалекты (наречие), среднерусские диалекты (говоры).


Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.

2. Работа с таблицей (наблюдение).

Общеупотребительные слова

Диалектные слова

северные

южные

1.Свёкла.

2.Говорить.

3.Красивый.

4.Дом.

5.Слабый.

Свёкла

Баить.

Баской.

Изба.

Слабый.

Бурак.

Гутарить.

Личманистый.

Хата.

Кволый.

Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами.

Задание: Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина «В хате». Какие слова стихотворения вам непонятны?

Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка – крынка, горшок, кувшин;  печурка  углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дёжке квас, 
Над печурками точёными 
Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

В литературный язык из диалектов вошли такие слова, как филин, ухват, заслонка, туес и другие.

Запись слов в тетрадидиалектизмы, диалекты.

 В словарных статьях диалектные слова имеют особую помету – обл. («областное»).

IV. Работа по учебнику. Чтение правила на стр.27.

 V. Рассказ учителя о В. И. Дале.

Учитель: Многие из вас, ребята, любят что-то собирать, коллекционировать: марки, открытки, книги, видеокассеты, диски … А можно ли собирать слова? Знаете ли вы людей, которые собирают слова? (Ответы учащихся.)

Существуют специальные диалектные словари, или словари русских народных говоров.

В этом году 22 ноября исполняется 210 лет со дня рождения  великого собирателя слов Владимиру Ивановичу Далю.

Показ презентации и рассказ учителя.

   Даль всю жизнь следовал одному правилу, услышанному  от своей мамы: «Надо зацеплять знание, какое встретится на пути». Он  был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Природа даровала Владимиру Ивановичу Далю много разных талантов, но особенно щедро наградила любовью к русскому слову. На протяжении всей жизни Владимир Иванович собирал слова, народные выражения, басни, притчи и сказки, которые раскрывали различные стороны народной жизни, свидетельствовали о богатстве народного языка. Владимир Иванович близко общался с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, И.А.Крыловым, Н.В.Гоголем, Н.М.Языковым и другими.

   В один прекрасный, солнечный день Даль прогуливаясь по Большой Морской улице, на которой проживал А.С.Пушкин, решил зайти к нему в гости. А.С.Пушкин был очень рад гостю и завязался разговор. «Сказка сказкой, - сказал Пушкин, - а язык наш сам по себе, и ему-то нигде нельзя дать этого русского раздолья, как в сказке. А как это сделать – надо бы сделать, чтобы выучиться говорить по-русски и не в сказке. Да нет, трудно, нельзя ещё!»

   Даль слушал,  поражённый пушкинской ясностью выражения мыслей,  которые давно и ему приходили на ум.  Пушкин спросил гостя, над чем он сейчас работает, и  Владимир Иванович рассказал ему, что везде, где он ни ездил, он собирает слова, меткие - выразительные, из самой гущи народной. И таких запасов у него накопилось уже тысяч двадцать.

Рассказ учащегося о В. И. Дале (подготовленное задание).

Ученик: «Так сделайте словарь!»- перебил его  Пушкин, который до сох пор внимательно слушал гостя.  

                «Словарь?»- переспросил Даль. «Да, нам позарез нужен словарь живого разговорного языка! Вы

                сделали треть словаря. Не бросать же вам свои запасы!» Даль  радостно улыбнулся: «Конечно же. Как

                это я не догадался». И Александр Сергеевич продолжил: «Мы словно забыли, что творец языка – народ.

                Есть же у нас свой язык… Вам никак нельзя бросать словарь неизданным надобно довести его до

                конца».  «Непременно доведу,» - согласился Даль. Расстались Пушкин и Даль друзьями.

Учитель: Своё обещание Владимир Иванович сдержал. И по сей день «Словарь живого великорусского языка»

Владимира Ивановича Даля остаётся величайшим памятником русской народной культуры. Словарь

включает в себя 200 слов и 30 пословиц.

        В  словаре Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах России. Так мартовский день 1819 года изменил всю жизнь Даля. «По дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых ехал молоденький мичман… Ямщик поглядел на небо и в утешение продрогшему моряку указал на пасмурневшее небо – верный признак перемены  к теплу. «Замолаживает»,- сказал он. «Как замолаживает?»- спросил седок.»  Ямщик объяснил, а Даль в записную книжку окаченевшими пальцами записал: «Замолаживает – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучами, клониться к ненастью». Эти строки стали началом той огромной работы, которую Даль проводил в течение 53 лет, до самой своей смерти.

VI. Самостоятельная работа в группах со словарями.

Задание: найти в толковых словарях С. И. Ожегова и В. И. Даля диалектные слова, обратив внимание на помету.

1 ряд – Б

2 ряд – К

3 ряд - М

(Например, бирюк, бахилы, колча, косуля….)

VII. Самостоятельная работа  (Упр. 63).

Запишите диалектные слова, употребляемые для названия ветра.

VIII . Закрепление полученных знаний:

                                      а). Выборочный диктант.

Задание: выпишите диалектные слова

  

Вы идете по глухому лесу вдоль реки, которая впадает в Белое море. Вдруг из-за глухой елки дедка дружелюбно кричит вам : « Эй, друг! Туда не ходи, там – няша.»

(В любой северной деревне вы узнаете, что няша – это болото.

                        б). «А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул…А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая  моя жизнь хуже собаки всякой…» ( Из рассказа А.П.Чехова «Ванька».)

IX Подведение итогов урока.

Задание: Ребята, прочитайте, пожалуйста, стихотворение А. Яшина “Родные слова” (листочки с напечатанным текстом на столах у каждого учащегося). Попробуем с вами ответить на вопросы, поставленные в начале нашего урока.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном 
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком, 
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

  • Какую тайну языка вы открыли для себя? (Работа с эпиграфом).
  • Как вам это удалось?
  • Какое диалектное слово вам понравилось больше всего? Почему?
  • Необходимо ли сохранять диалектные слова? Зачем это нужно?

Вывод: Используя диалектизмы в речи, надо помнить слова К.Паустовского: «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно». 

X.  Домашнее задание. П. 14, упр.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Разработка урока русский язык 6 класс

Данный урок  проводится при изучении темы "Числительное".  Посредством краеведческого материала закрепить практические навыки правильного употребления числительного в речи.  ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...