Разработка урока русского языка по теме "Местоимение" 6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Миронова Татьяна Михайловна

Месоимение как часть речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkrytyy_urok.doc105.5 КБ
Office presentation icon mestoimenie.ppt2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Миронова Татьяна Михайловна МОУ «СОШ №22 с УИОП» г. о. Электросталь.

Открытый урок по русскому языку на тему: Местоимение (6 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • получить знания о местоимении как части речи;
  • научиться находить местоимения в тексте (определять их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении), правильно употреблять их в речи;
  • способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Технологии: 1) Информационно-коммуникативные, 2) игровые, 3) групповые

Оборудование: Учебник «Русский язык. 6 класс» Разумовская, презентация, карточки

План урока:

I.        Организационный момент. Определение темы        

II.        Опрос, составление определения.        

III.        Словарная работа.        

IV.        Закрепление изученного материала.        

V.        Физминутка        

VI.        Групповая игра – Цепочка ассоциаций        

VII.        Работа с текстом        

VIII.        Устное упражнение-разминка.        

IX.        Рефлексия.        

X.        Домашнее задание        

XI.        Выставление оценок        

Ход урока:

  1. Организационный момент. Определение темы

СЛАЙД 1

- Здравствуйте, ребята, садитесь. – В тетрадях отступили строчку, записали число. Классная работа. Сегодня мы начинаем изучение новой большой темы. Послушайте лингвистическую сказку и скажите, какую же часть речи мы с вами начинаем изучать? Сказка называется «Злая колдунья».

В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!
Злая колдунья отбросила посох и, злорадно потирая руки, сказала:
- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!
 
И в царстве наступил беспорядок…
Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.
Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего этого, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
 
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
 
- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому-либо, говорите – ты, а к нескольким людям – вы.
 
Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно; если их много - они . А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до ее жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но он разгадал.

- Давайте и мы, ребята попробуем отгадать их вместе с мудрецом!
- Каким гребнем головы не расчешешь?
(Петушиным).
- Какое небесное тело имеет два названия; одно - мужского, другое – женского рода?
(Месяц, луна). 
- Что означают детские слова: журчей, колоток, копатка, мазелин?
- Как правильно сказать:

У рыбов нет зубов ,
У рыбей нет зубей,
Или – у рыб нет зуб?

Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква «В» затерялась, и слова стали называться местоимениями.

Итак, вот мы с вами и определили тему нашего сегодняшнего урока. Что же это за тема?

-Местоимение СЛАЙД 2

  1. Опрос, составление определения.

- Ну что ж, что мы узнали о местоимениях из прослушанной сказки?

Что они используются вместо имён и только указывают на предметы. 

СЛАЙД 3

- Верно, но местоимения могут заменять не только предметы. Сравните примеры:

СЛАЙД 4 На ёлке висел красивый шарик. – На ёлке висел какой-то шарик.

- На какой вопрос отвечает местоимение какой-то?

Какой

- Верно, какую же часть речи заменяет это местоимение?

Прилагательное

СЛАЙД 5

- Правильно, следовательно, можно сделать вывод, что местоимения указывают на предмет или признак предмета. Давайте сравним следующие примеры:

СЛАЙД 6

На дворе четверо мальчиков играли в квадрат – На дворе несколько мальчиков играли в квадрат.

- Какую часть речи заменяет местоимение несколько? На какой вопрос отвечает?

Числительное, сколько.

СЛАЙД 7

Совершенно верно. Значит, местоимения указывают на предмет, его признак или количество, не называя их. Итак, что же у нас получается? Что же такое местоимение?

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, его признак или количество, не называя их. Местоимение отвечает на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, сколько?.

СЛАЙД 8 М., как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.

СЛАЙД 9 Итак, по значению и грамматическим особенностям местоимения делятся на следующие разряды: личные, возвратные, вопросительные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.

(учитель раздаёт карточки с разрядами и примерами).

  1. Словарная работа.

СЛАЙД 10

Имя. См. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.»Русский язык» 1987 г. Стр. 201.

Слово местоимение связано по происхождению со словом имя. Каждое явление, каждый предмет имеет имя, название. Слово многозначное. Рассмотрим одно из значений.

«Грамматический разряд склоняемых слов, Обозначающих предметы, признаки, количества. (Имя существительное, имя прилагательное…)

Подберём однокоренные слова: именовать, именной, безымянный…

СЛАЙД 11

Справка.

По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов – заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или «дублёры» в театре, выходят на поле или смену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово. (А. Реформатский.)

  1. Закрепление изученного материала.

СЛАЙД 12

Итак, на следующем слайде фрагмент из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» (перевод Б.Заходера). Это стихотворение состоит почти из одних местоимений.

- Сначала я прочитаю его.

Ни он, ни я, ни мы, ни вы
Не ведали беды,
Но
он поверил ей, увы,
Что
я боюсь воды!!
 
Меня пытались не мытьем,
Так катаньем донять.
Они вдвоем, а мы – втроем,
А дважды два – не пять!
  
Он ей – ты мне. Мы вам – вы нам!
Она ему – оно!
Хотя
они – он знает сам! –
Вернулись
к ней давно!
  
«
Ты измываться им не дашь!» –
Он сам так утверждал!
И
что ж? Она же входит в раж,
Подняв
такой скандал!
  
И лучшие умы страны
Гадают до
сих пор:
Они ли, мы ли, вы ль должны
Смыть кровью
свой позор!
  
Во имя
нашей чистоты
Пускай не знает свет:
На
самом деле вы – мы – ты –
Они с ней
Или нет?
 - Сейчас находим все местоимения, выписываем их, определяем разряд, морфологические признаки (род, число, падеж).

Контроль: По цепочке, по предложению. (учитель исправляет)

он, я, мы, вы, они, оно – Личные, Им. п.
Меня – личное, В.п

мне, вам, нам, ему, им, ей, - личные, Д.п
сам – определительное, м.р., И.п, ед.ч
к ней –личное, Д.п.

 что – относительное, И.п
такой  - указательное, м.р., ед. ч, В.п.
сих – указательное, мн.ч. Р.п.
свой  - притяж., м.р. В.п
нашей – притяж, ед.ч. ж.р. Р.п
самом – определительное, ср.р. ед.ч. П.п.

  1. Физминутка

- Итак, давайте немного отвлечёмся и сделаем небольшое упражнение для наших глаз.

Попробуйте написать местоимение КОТОРЫЙ глазами.

  1. Групповая игра – Цепочка ассоциаций.[1]

- Давайте вспомним с вами нашу игру в ассоциации, но сегодня задание будет несколько иным. Каждому ряду (команде) я даю листочек с написанным местоимением. Ваша задача придумать к нему определения и передать следующему так, чтоб ему было видно только ваше слово, но не видно предыдущих. Последний участник даёт название этом предмету, явлению или существу.

(первый ряд – он, второй – оно, третий – она)

  1. Работа с текстом

СЛАЙД 13

- Посмотрите на слайд. В нем дан текст, который необходимо исправить и записать правильный вариант в тетрадь.

В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук.

(СЛАЙД 14 ИСПРАВЛЕННЫЙ ТЕКСТ. В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром они пришли в лес. Была чудесная погода. В такой день не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла девять белых грибов. Столько же нашел и внук.)

- Какие речевые недочеты вы заметили в этом тексте? Для чего нужны местоимения? (Повторы; чтобы избежать повторов; чтобы наша речь была грамотной и красивой).

  1. Устное упражнение-разминка.

СЛАЙД 15.

 (Чтобы ученики немного отдохнули и расслабились).

Кроссворд – шарада (на доске). В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.

  1. Какие два личных местоимения 1 лица мешают движению на дорогах?
  2. МЕСТОИМЕНИЕ
  3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе – мелкая клевета или клеветник.
  4. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
  5. Сколько личных местоимений в слове Семья?
  6. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь

        

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

я

м

ы

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

4

т

ы

к

в

а

 

 

 

о

 

 

 

 

6

я

щ

и

к

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

3

я

б

е

д

а

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

5

с

е

м

ь

 

 

  1. Рефлексия.

СЛАЙД 16

Соберём ромашку. (Ответы написаны на лепестках).

Вопросы:

  1. С какой частью речи мы познакомились на уроке? (Местоимение)
  2. С каким словом по происхождению связано местоимение? (Имя)
  3. В чём особенности значения местоимений? (Укаывает, но не называет)
  4. На какие вопросы отвечают местоимения? (Кто? что? какой? сколько?)
  5. Как они меняются? (по падежам, реже по числам и родам))
  6. Какую роль играют местоимения в речи? (помогают избежать повторов)

  1. Домашнее задание

СЛАЙД 17 параграф 55, упр.649, выучить определение

  1. Выставление оценок

СЛАЙД 18


[1] ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЦЕПОЧКИ АССОЦИАЦИЙ

Играть могут ребята с 11-12 лет. Количество играющих в пределах 20 человек; если класс большой, можно разделить его пополам. Играющим понадобятся ручки и длинные узкие листки бумаги. Все должны сидеть так, чтобы иметь возможность очень быстро и без путаницы передавать листки по кругу. Ведущий, обязателен, и ему понадобятся часы с секундной стрелкой или секундомер. Время игры зависит от количества играющих.

Ход игры. После того как игроки сформировали круг, каждый уяснил, кому он будет передавать листок и от кого получит, все приготовили листки бумаги и ручки, ведущий дает сигнал к началу игры. По сигналу каждый пишет вверху своего листка любое слово - существительное и быстро передает листок соседу по кругу. Затем каждый читает полученное слово и быстро пишет ниже первое пришедшее в голову слово, на которое его натолкнуло прочитанное. После этого он заворачивает край листка так, чтобы было видно только последнее написанное слово, и по следующему сигналу ведущего передает листок дальше. Так повторяется до тех пор, пока на каждом листке не появится скрытая от играющих цепочка из 15-20 слов, то есть записки пройдут один или два полных круга.

Важно, чтобы игра проходила в очень быстром темпе, ведущий с помощью секундомера или просто, считая вслух, следит, чтобы записка находилась у одного игрока не более пяти секунд, все должны писать первое, что приходит в голову, а не перебирать варианты. Успех игры зависит прежде всего от хорошей организации - если не все выполняют команды ведущего или хотя бы один человек неправильно передает записки, ход игры будет нарушен.

В конце игры записки со словами разворачивают и читают вслух, часто под общий хохот, настолько неожиданны бывают порой ассоциативные цепочки. Все вместе выбирают наиболее удачные цепочки. Если игра прошла хорошо, в выигрыше оказываются все.

Варианты. Можно всем начать составлять цепочки ассоциаций с одного и того же слова. Тогда интересно проследить, как по-разному выстраиваются цепочки, иногда далеко расходясь по смыслу, иногда повторяя друг друга «шаг в шаг».

Игру можно продолжить, предложив каждому составить по цепочке, оказавшейся у него в конце игры, связный рассказ.

Цели. Игра строится на том, что цепочки составляются в режиме свободных ассоциаций, без рефлексии. Поэтому очень важны чтение и обсуждение получившихся цепочек. Можно проследить, какие метонимические и метафорические ходы лежали в основе ассоциаций, отметить самые неожиданные и самые типичные повторяющиеся ассоциации. Стоит отмечать случаи, когда цепочка делает «петлю», то есть уже использованное в цепочке слово вновь возникает в ней, появившись в результате иной ассоциативной связи.

Цепочки ассоциаций могут быть и своеобразным психологическим портретом класса. У старшеклассников чаще возникают ассоциации «от обратного», типа смех — слезы, что, по мнению психологов, говорит о невротичности, тревожности ребят. Меньше становится с возрастом и метонимических ассоциаций (а ведь цепочка шестиклассников практически вся метонимическая!), видимо, ребята начинают воспринимать мир как сложный, неоднозначный, полный скрытых связей.

• Первая ассоциативная цепочка составлена шестиклассниками, вторая - старшеклассниками.

Перемена - скоро - Новый год - подарок - компьютер - игра - шахматы - чемпион - медаль - орден - война - пальба - фейерверк - Новый год - Дед Мороз - Санта-Клаус - олени - север - зима.

Стол - обед - бабушка - дедушка - борода - анекдот - смех - слезы - обида - ссора - друг - разговор - дело - бизнес - деньги - время - пространство - горизонт - мечта - сон - вечер - сказка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать третье марта Классная работа Тема «????????????????» Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 2

МЕСТОИМЕНИЕ Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 3

Определение. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, не называя его Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 4

На ёлке висел красивый шарик. На ёлке висел какой-то шарик. СРАВНИТЕ: Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 5

Определение. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или признак предмета, не называя его Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 6

СРАВНИТЕ: На дворе четверо мальчиков играли в квадрат. На дворе несколько мальчиков играли в квадрат. Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 7

Определение . Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, его признак или количество, не называя их. Местоимение отвечает на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, сколько?. Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 8

Местоимение , как правило, изменяются по падежам . Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями. Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 9

Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 10

Словарная работа. ИМЯ , имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. - Иван. 2. Фамилия, семейное название. На стене - имена погибших героев. 3. Личная известность; репутация. Ученый с мировым именем. 4. Известный, знаменитый человек. Крупные имена. 5. Название предмета, явления. Растение алоэ известно под именем -""столетник". 6. В грамматике: разряд склоняемых слов. И. существительное.,И. прилагательное. И. числительное. 7. имени кого-чего. В память, в честь кого-чего-н. Театр имени Вахтангова. Музей имени Пушкина. Канал имени Москвы. Ожегов С.И Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 11

Справка. По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов – заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или «дублёры» в театре, выходят на поле или смену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово. (А. Реформатский.) Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 12

Ни он, ни я, ни мы, ни вы Не ведали беды, Но он поверил ей, увы, Что я боюсь воды!! Меня пытались не мытьем, Так катаньем донять. Они вдвоем, а мы – втроем, А дважды два – не пять! Он ей – ты мне. Мы вам – вы нам! Она ему – оно! Хотя они – он знает сам! – Вернулись к ней давно! «Ты измываться им не дашь!» – Он сам так утверждал! И что ж? Она же входит в раж, Подняв такой скандал! И лучшие умы страны Гадают до сих пор: Они ли, мы ли, вы ль должны Смыть кровью свой позор! Во имя нашей чистоты Пускай не знает свет: На самом деле вы – мы – ты – Они с ней Или нет? (Б. Заходер) Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 13

Работа с текстом В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла 9 белых грибов. 9 белых грибов нашел и внук . Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 14

Исправленный текст. В субботу бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром они пришли в лес. Была чудесная погода. В такой день не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла девять белых грибов. Столько же нашел и внук . Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 15

Кроссворд – шарада 2 1 м е с 4 т о 6 и м 3 е н и 5 е 2 1 я м ы е с 4 т о 6 и м 3 е н и 5 е 2 1 я м ы е с 4 т ы к в а о 6 и м 3 е н и 5 е 2 1 м е с 4 т о 6 и м 3 е н и 5 е 2 1 я м ы е с 4 т о 6 и м 3 е н и 5 е 2 1 я м ы е с 4 т о 6 и м 3 я б е д а н и 5 е 2 1 я м ы е с 4 т ы к в а о 6 и м 3 я б е д а н и 5 е 2 1 я м ы е с 4 т ы к в а о 6 и м 3 я б е д а н и 5 с е м ь 2 1 я м ы е с 4 т ы к в а о 6 я щ и к м 3 я б е д а н и 5 с е м ь Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 16

Кроссворд – шарада . 2 1 я м ы е с 4 т ы к в а о 6 я щ и к м 3 я б е д а н и 5 с е м ь Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 17

Рефлексия. Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 18

Домашнее задание параграф 55, упр.649, выучить определение Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! МОЛОДЦЫ!!! Миронова Т.М. МОУ "СОШ №22 с УИОП" г.о. Электросталь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова"

Разработка урока в 6 классе по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Определены универсальные учебные умения. на которые учитель будет ориентировать  учащихся. Даётся занимательная викто...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....