Конспект урока по русскому языку "Морфологический разбор наречия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Матвейкина Ирина Демьяновна

Конспект урока на тему "Морфологический разбор наречия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план- конспект31.13 КБ
Office presentation icon презентация2.82 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ: Октябрьская ООШ

Конспект урока по русскому языку по  теме «Морфологический разбор наречия»

Подготовила:

учитель русского языка

 и литературы

Матвейкина И.Д

Тема урока: Морфологический разбор наречий

Цель и задачи урока:

  • познакомить обучающихся с морфологическим разбором наречий как части речи;
  • создание условий для формирования умения определять грамматические признаки наречия в морфологическом разборе;
  • обогащение  речи  школьников за счет использования наречий в речи;
  • воспитание  умения  взаимодействия и объективное оценивание своей работы;.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, карточки

ХОД УРОКА

1.Орг.момент. (слайд 1)

 Добрый день! Сегодня у нас урок, на котором мы повторим всё, что мы узнали о наречии, вспомним разряды наречий, понаблюдаем за ролью наречий в речи, а ещё у нас будут сюрпризы, и  пройдёт наш урок под девизом:

                                                         Здравствуй, могучий,

                                                           Здравствуй, великий,

                                                          Здравствуй, любимый,

                                                         Русский язык!

Запись числа, классной работы.

2. Повторение ранее изученного.( слайд 2)

 Как приятно и отрадно,

Что мне все сегодня рады!

Признаюсь великодушно,

Думала,  у вас здесь скучно.

А теперь смотрю я точно:

Собрались вы не нарочно.

Все ведут себя прилично,

Учатся здесь все отлично!

Вот сейчас проверю вас,

Помните ли вы мой сказ?!

- Что вы знаете о наречии? Что такое наречие?

-Назовите все наречия, сказанные в данной речи! Запишите их в тетрадь. (Слайд 2)

 Текст выводится на экран, и ребята называют и записывают наречия в тетрадь:

приятно, отрадно, великодушно, скучно, точно, прилично, отлично, нарочно; сегодня, здесь, сейчас.( 1 у доски)

- Молодцы! Наречия в тексте находить можете.

3. Лингвистическое лото (повторение разрядов наречий).( слайд 3)

- Какие разряды наречий вы знаете?

Распределить наречия в соответствии с разрядами в таблицу ( работа в парах на карточках)

Сослепу, назло, вдали, сегодня, сгоряча, таинственно, наверху, поразительно, слева,  вдвое, спереди, послезавтра. (Слайд 4)

Наречие места

Наречие причины

Наречие образа действия

Наречие цели

Наречие времени

Наречие меры и степени

Вдали наверху слева спереди

сослепу сгоряча

таинственно поразительно

просто

высоко

Назло

В шутку

сегодня послезавтра

Вдвое

много

- У вас на парте у каждого лежит оценочный лист, в котором вы будете оценивать своё выполнение заданий. Оцените  свою работу. ( оценивание работ)

Устный опрос.

- Все ли наречия могут образовать степень сравнения?  

 - Какие наречия могут образовать степень сравнения?  

- Какие степени сравнения имеют наречия? От наречий какой смысловой группы можно образовать степень сравнения?

- Как образуется  простая сравнительная степень сравнения? Составная?

- Как образуется превосходная степень сравнения ?  

- А теперь 1 группа образует   степени сравнения наречия высоко, а 2 группа  наречия просто.( проверка устно)

- А теперь запишем предложение для синтаксического разбора. ( 1 у доски за разворотом,  все самостоятельно)

Пушистые снежинки, легко порхая и кружась,  медленно опускались на землю.

-  А теперь проверим, верно ли сделан разбор у нас на доске и у вас в тетрадях?

- Какие ошибки допущены?

- А теперь оцените свою работу в оценочном листе

- Выполним морфологический разбор деепричастия. ( 1 у доски)

- Что общего у наречия и деепричастия?( неизменяемость, синтаксическая роль)

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? ( морфологический разбор наречия)

Запись темы в тетради.

4.  Тема урока. (слайд 6)

-Внимательно посмотрите на доску: перед вами образец морфологического разбора наречия.  

-В чём различие разбора деепричастия и наречия?

- Есть ли что-то незнакомое в характеристике наречия как части речи?

- Тогда откройте учебник на странице 103 (учебник «Русский язык 7 класс» автор Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)

-Прочитайте план морфологического разбора наречия. Еще раз посмотрите на образец и прочитайте его.  

-Почему в морфологическом разборе наречий мы не указываем непостоянные признаки? (Наречие – неизменяемая часть речи).

-Выполните разбор любого наречия записанных вами в таблице по образцу (на доске  письменно)

5.Физминутка.( слайд 7) ( под музыку)

-Встаньте прямо, поверните голову налево, направо, наклоните назад, вперёд; поднимите руки вверх, в стороны, опустите вниз; слегка закройте глаза, сильно зажмурьте глаза,  откройте глаза, посмотрите вдаль, сядьте тихо на свои места, спинку держите ровно, слушайте внимательно, пишите аккуратно.

6. Закрепление изученного (слайд  8)

-Перед вами два предложения. Найдите наречие и выполните его морфологический разбор.

  1. Всюду колосится золотая рожь.
  2. Машина ехала медленно по проселочной дороге.

Вариант 1  из 1 предложения.

Вариант 2  из 2 предложения.

Взаимопроверка  выполненных заданий (оценивание работ на оценочном листе) (слайд 9).

Вариант 1.

Всюду колосится

1.Наречие относится к глаголу: обозначает признак действия.

2.Колосится где? -  всюду; наречие места.

3.В предложении является обстоятельством.

Вариант 2.

Медленно ехала

1.Наречие относится к глаголу: обозначает признак действия.

2.Ехала как? – медленно; наречие образа действия.

3.В предложении является обстоятельством.

7. Развитие речи. 

Хорошо поработали и давайте немного отдохнем. (сценка «Рецепт») (слайд 10)

(В роли врача – учитель (одевает шапочку доктора), в роли пациента – подготовленный ученик) Раздаётся стук в дверь, доктор говорит: - Войдите!

Ученик:

- Доктор, можно к вам?

- Что случилось, что вас ко мне привело?

- Доктор, у меня это… ну никто не понимает меня.

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- В седьмом.

- А дружно вы живете в своем классе?

- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…

- Жутко и дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?

- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

- Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает рецепт – учебник русского языка.

-Да, такой рецепт нужен всем, помните об этом.

-Чем болен наш ученик? Что в его речи было не так?

-А как называется одним словом выражение в пух и прах? (Фразеологизм)

В пух и прах – ругать, разносить.

Жутко весело, ужасно дружно (замените на правильный вариант)

 - Предлагаю побыть учителями и исправить ошибки ( слайд 11)

Обратно (снова) пошел проливной дождь.

Вперед (сначала) подумай, потом отвечай.

Держитесь более свободнее. – запишите предложения в исправленном виде( по 1 у доски)

8. Работа с  фразеологизмами.

- Фразеологизмы прочно вошли в нашу речь и многие из них заменили наречия, а вы сейчас напишете значения предложенных фразеологизмов.

Замените данные фразеологизмы наречиями.( дети  пишут только значение фразеологизма по группам) (слайд 12)

Положа руку на сердце

честно

У черта на куличках

далеко

Рукой подать

близко

Как в аптеке

точно

Как баран на новые ворота

недоуменно

На широкую ногу

расточительно

Черным по белому

ясно

Битый час

долго

Бок о бок

рядом

Вверх дном

кувырком

Веки вечные

навсегда

На вес золота

дорого

Душа в душу

дружно

Не покладая рук

старательно

- А теперь проверим выполненное задание ( слайд 13)

- Оцените себя, насколько вы были точны в значении фразеологизмов.(оценивание работы)
- Как мы видим, в русском языке возможна замена одного слова другим или целым словосочетанием, что говорит о богатстве и красоте нашего языка. Недаром писатель А.И.Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Будьте художниками своей речи, пополняйте словарный запас, говорите правильно и красиво!

9. Рефлексия. 

-Что сегодня нового мы узнали на уроке?

 -  Что было для вас трудным?

  - Что было интересным?

- А теперь на оценочном листе поставьте себе отметку за урок

- А теперь давайте составим синквейн на тему «Наречие

Домашняя работа

- На дом вы получите карточку и выполните письменно задание в тетради. Посмотрите на экран: ( слайд 14)

Подберите подходящие по смыслу наречия и вставьте их в текст, 1 наречие выполните морфологический  разбор. Слова для вставки: доверху, по-прежнему, вокруг, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху.

Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с _______ падавшими _______ потоками воды, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и посмотрел на _______ промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все ________ кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой.

Приложение.

«Лингвистическое лото»

Наречие места

Наречие причины

Наречие образа действия

Наречие цели

Наречие времени

Наречие меры и степени

        Оценочный лист.        

Лингвистическое лото

Синтаксический разбор

Морфологический разбор

Фразеологизмы

Оценка

 за урок

оценка

Домашняя работа

Подберите подходящие по смыслу наречия и вставьте их в текст, 1 наречие выполните морфологический разбор.  Слова для вставки: доверху, по-прежнему, вокруг, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху.

Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с _______ падавшими _______ потоками воды, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и посмотрел на _______ промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все ________ кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз урока: «Здравствуй, великий, Здравствуй, могучий, Здравствуй, любимый, Русский язык ! »

Слайд 2

Как приятно и отрадно, Что мне все сегодня рады! Признаюсь великодушно, Думала у вас здесь скучно. А теперь смотрю я точно: Собрались вы не нарочно. Все ведут себя прилично, Учатся здесь все «отлично»! Вот сейчас проверю вас, Помните ли вы мой сказ?!

Слайд 3

Сослепу, назло, вдали, сегодня, сгоряча, таинственно, наверху, поразительно, слева, вдвое, спереди, послезавтра, просто, в шутку, много, высоко.

Слайд 4

Наречие места Наречие причины Наречие образа действия Наречие цели Наречие времени Наречие меры и степени Вдали наверху слева спереди сослепу сгоряча таинственно поразительно просто высоко Назло В шутку сегодня послезавтра Вдвое много

Слайд 5

1.Прийти (когда?) сегодня, наречие времени, обозначает признак действия. 2. Морфологические признаки: - неизменяемость 3.Синтаксическая роль - обстоятельство

Слайд 8

Найдите наречие и выполните его морфологический разбор. Всюду колосится золотая рожь. Машина ехала медленно по проселочной дороге. Вариант 1 из 1 предложения. Вариант 2 из 2 предложения.

Слайд 9

ВЗАИМОПРОВЕРКА Вариант 1. Всюду колосится 1.Наречие относится к глаголу: обозначает признак действия. 2.Колосится где? - всюду ; наречие места. 3.В предложении является обстоятельством. Вариант 2. Медленно ехала 1.Наречие относится к глаголу: обозначает признак действия. 2.Ехала как? – медленно ; наречие образа действия. 3.В предложении является обстоятельством.

Слайд 11

Исправь речевые ошибки!!! Обратно пошел проливной дождь. Вперед подумай, потом отвечай. Держитесь более свободнее

Слайд 12

Фразеологимы 1 группа 2 группа Положа руку на сердце У черта на куличках Рукой подать Как в аптеке На широкую ногу Душа в душу Черным по белому Битый час Бок о бок Вверх дном Веки вечные На вес золота Не покладая рук Как баран на новые ворота

Слайд 13

Проверим!!! Положа руку на сердце честно У черта на куличках далек о Рукой подать близко Как в аптеке точно Как баран на новые ворота недоуменно На широкую ногу расточительно Черным по белому ясно Битый час долго Бок о бок рядом Вверх дном кувырком Веки вечные навсегда На вес золота дорого Душа в душу дружно Не покладая рук старательно

Слайд 14

Домашнее задание Подберите подходящие по смыслу наречия и вставьте их в текст, 1 наречие выполните морфологический Слова для вставки: доверху, по-прежнему, вокруг, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху. Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с _______ падавшими _______ потоками воды, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и посмотрел на _______ промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все ________ кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой.

Слайд 15

Подготовила: учитель русского языка и литературы Матвейкина И.Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку « Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности»

Урок русского языка в 9 классе "Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности" проведен в рамках районного семинара "Сооциальная адаптация и финансовая грамотность дет...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...