Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Попова Оксана Васильевна

Цель:

Обучающие:

познакомить учащихся с  сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным 

учиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:

определить к чему относится придаточная часть;

 - на какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное;

-   какие средства связи используются для связи главной  части и придаточной в сложноп-ом предложении с придаточным изъяснительным

Развивающие:

                     -формировать умение определять главную часть и придаточную,                                        находить определяющее слово, ставить вопрос от главной части к придаточной, расставлять знаки препинания, строить схемы, правильно употреблять сложноп-ое предложение с придаточным изъяснительным в устной и письменной речи.

Воспитательные:

                           - воспитать любовь к русскому языку , к искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным  изъяснительным

Цель:

Обучающие:

познакомить учащихся с  сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным  

учиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:

определить к чему относится придаточная часть;

 - на какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное;

-   какие средства связи используются для связи главной  части и придаточной в сложноп-ом предложении с придаточным изъяснительным

Развивающие:

                     -формировать умение определять главную часть и придаточную,                                        находить определяющее слово, ставить вопрос от главной части к придаточной, расставлять знаки препинания, строить схемы, правильно употреблять сложноп-ое предложение с придаточным изъяснительным в устной и письменной речи.

Воспитательные:

                           - воспитать любовь к русскому языку , к искусству.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос. (данная работа проводится с цель обобщения и систематизации знаний учащихся).

Учитель задает учащимся вопросы, они отвечают, на проекторе появляется правильный вариант. Постепенно выстраивается следующая схема:

По количеству грамматических основ предложение бывает…

           Простое(1 грам. основа)               Сложное( 2и более грамм. основ)

                                                                               

                                                               По наличию –отсутствию союза…

                                                                         

                                                                        Союзное                    Бессоюзное

                                                                           

                                                        По характеру  союза…

                                                               

                                          Сложносоч-ое…     Сложноподч-ое  предложение…

              ( Части равноправные по значению)      ( Есть главная часть и придаточная)

                  [    ],и[   ]                                                    [    главн.часть  ],( придаточ.      )

                                                                             Как определить вид придаточного…

                               1.Обозначить: к чему присоед-ся прид. часть

                               2.С помощью чего присоединяется(союз. союзн. сл., ук.сл.)

                               3.Какие смысловые отношения складываются

                              между главной частью и придаточной. Правильно задать воп.

Слово учителя: На прошлом уроке , ребята , мы рассмотрели какую тему?

Ответ: Слож-ое предл. с придаточным  определительным.

Учитель: Опираясь на дом. Упражн. Давайте приведем примеры определения вида придаточного.

Учащиеся приводят в пример 2 предложения из дом. упр .Анализируют их( выделяют грамм. основу, определяют главную часть и придаточную, находят в главной части определяемое слово, ставят от него вопрос, определяют по вопросу вид придаточного. Называют средство связи-союзное слово, т.к вопрос не прямой, выполняет синт. функцию).

Учитель отображает на проекторе  схемы предложений из дом. упр. , озвучивает вопрос. Задаваемый от определяемого слова в главной части.

 Слово учителя: Ребята, на доске записаны 3 предложения, определит вид придаточного в каждом из них, посторойте схемы, найдите третье лишнее.

Мальчишка что сидел рядом, глянул на меня .    

( предложение сложное союзное, по характеру союза сложноп-ОЕ, опред.слово-Мальчишка (какой?) . прид. опред.. части связаны союзным словом , вопрос не прямой.

Схема [  сущ.( что),      ].

Анализ второго предложения проводится аналогично.

Мне приснился сон, которого я не мог забыть.

Слышно было, как деревья шипели . обливаясь потом.   

Учащиеся делают вывод , что третье лишнее- 3 предложение, когда ребята его анализируют, они приходят к выводу, что вопрос в 3 предлож., ставится в главной части тоже от слова, глагола и крат прич. Отвечает на вопрос косв.падежа. Придаточная часть поясняет, изъясняет глагол и крат. прич. Вывод : какая же тема сегодняшнего урока- СПП с придаточным изъяснительным.

 На проекторе появляется тема урока.    

Учитель определяет цели урока, на проекторе обозначается два момента1. Чему должны научиться 2. Что должны узнать .

 И только после этого ребята переходят к выполнению упражнений.

Первое упр 122 выполняется устно. Учащиеся читают предложения, анализируют их вслух, отрабатывают навыки постановки вопроса от слова в главной части. По ходу анализа приходят к выводу , что придаточная часть в СПП с придаточным изъяснительным чаще всего зависит от глагола, части связаны союзным словом, обращают внимание каким. Вопрос не прямой, союзное слово выполняет синтаксическую функцию.

Тога я еще не знал, какая страшная история вскоре произойдет.( не знал чего?) в главной части вопрос ставим от глагола. Вопрос падежный. Придаточная часть поясняет глагол. Вывод : придаточное изъяснительное. Части связаны союзным словом, т.к. вопрос не прямой.В предложении союзное слово выполняет  синтаксическую функцию .

Я радовался, как ребенок, что буду в одном кружке с Наташей Кулагиной                                                  

                                                                                                                                                                                                         

( предложение сложное, первая грамм. основа я радовался, вторая буду в одном кружке)

В главной части ставим вопрос к придаточной от слова радовался (чему?)Вопрос падежный, придаточная часть поясняет  глагол .Вывод: придаточное изъяснительное. Части связаны союзным словом, т.к. вопрос не прямой.

Следующие два предложения анализируются аналогично.

Далее учитель делает вывод: таким образом, ребята, от чего же зависит придаточная часть изъяснительная-от слова , которое чаще является глаголом, реже сущ. Прилаг., предикат. Наречием. Отвечает на вопрсы падежные, части могут быть связаны союзными словами( что ,какая, к кому, союзами  ли, будто,как, чтобы).

Учитель обращает внимание при анализе, от чего зависит придаточная часть. на какой вопрос отвечает.

Второй этап закрепления- выполнение упр. на доске Упр  125 .В анном упр. 5 предлож, на доске выполняем 2, учитель заранее записывает их, чтобы меньше тратить время на запись, 1 ученик выходит к доске , анализирует предложения. Делает вывод.

Всем своим и(с,СС) ку(с,СС) твом Микеланджело хочет показать, что самое красивое в пр…роде-это человеческая фигура.    (предл. сложное, союзное, сложноподч. В главной части ставим вопрос от  слова –хочет показать ( что?) вопрос падежный, придаточная часть изъясняет, поясняет придаточную. Вывод :  придаточное изъяснительное. Чертим схему

       

               Что?

[ глагол  ]  ,( что)   средство связи- союз, т.к. прямой вопрос.

                                                                               что

О скульптуре Микеланджело говорил, что « это первое из и(с.сс)ку(с.сс)тв», ссылаясь на библейскую л..генду.

                                                                     Анализ аналогичный.

 Далее учитель предлагает выполнить анализ оставшихся предложений самостоятельно.

На проекторе дается правильный вариант. Где обозначена грамм. основа, слово в главной части, поставлен вопрос. Записана схема. Учитель просит одного из учеников прокомментировать предложение.

                                    Что?

« Мне всегда казалось, что скульптура – светоч живописи»,- писал Микеланджело

Учитель обращает внимание, что светоч пишется без мягкого знака, т.к. в старину так называли факел. Просит обратить внимание на постановку знаков препинания при прямой речи. Один из учеников комментирует предложение На проекторе показана схема

                        что

[   глагол         ] ,( что           )  Вопрос падежный, части связаны союзом. т.к. вопрос прямой

 

             Во что?                                                                                           как

Он верил, что точно так же, как в природе  заложена красота, в человеке заложено добро.

Предложение сложное, состоит из трех частей, 1и 2 часть связаны союзом , придаточное отвечает на вопрос падежный, поясняет глагол верил.Вывод: придаточное изъяснительное. 2 и 3 части связаны союзом как, придаточное зависит от главной части. Придаточное сравнительное.

                                                                       что                    

В гордых думах , быть может , грезилось ему, что в его резце нуждается  не только мраморный блок , выбранный  им для работы, но и каждая скала, гора. В главной части вопрос ставим от глагола , вопрос падежный, части связаны союзом. Учитель обращает внимание на однородные подлежащие.

Учитель подводит итоги.

Ребята, мы выполнили с вами ряд упражнений, в которых представлены готовые предложения с придаточным изъяснительным.

Но мы не забываем. Что главная цель- правильное употребление СПП в устной и письменной речи.

Чтобы отработать навыки построения спп С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ, ДАВАЙТЕ ВЫПОЛНИМ СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ:

 На проекторе представлена картина « Опять двойка» Учитель просит описать данную картину , используя 5-6  СПП с с придаточным изъяснительным. Перед работой учитель проводит устную беседу, используя наводящие вопросы:       -откуда пришел мальчик?

                                                                               -что думает он в момент встречи с мамой и сестрой?

                                                                              -что пытается сказать ему мама, успокоить его.

                                                                             - что, возможно, пообещал ей сын?

                                                                              Прослушав несколько выступлений, учитель подчеркивает, как в устной и письменной речи СПП с прид.изъясн. помогают пояснить те или иные действия, помогают нам передать свои мысли.

          Вывод:

Ребята, наш урок подходит к концу. ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ К НАШИМ ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ И ОПРЕДЕЛИМ: ДОСТИГЛИ ЛИ МЫ ИХ.

  Определяли: от чего же зависит придаточное изъяснительное в главной части……

                           на какие вопросы отвечает прид. изъяснительное……..

                           средство связи главной части и придаточной……..

  Учились строить предложения СПП с придаточным изъяснительным

 Отработали навыки постановки знаков препинания . Строили схемы

 Учитель благодарит за работу, ставит оценки.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными"

В презентации собран дидактический материал, необходимый для проведения урока...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest....

Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)

Цели урока:научиться  различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными  и производить их синонимическую замену;закрепить умения  правильно расставлять знаки препинания и с...

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Конспект урока по русскому языку: "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными"

Урок "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными" входит в раздел "Сложноподчинённые предложения".  Основная задача - систематизировать материал по синт...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс...

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...