Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_po_russkomu_yazyku.doc | 51.5 КБ |
prilozhenie_k_uroku_9klass.rar | 133.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение- средняя
общеобразовательная школа № 3
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (мастер – класс)
Часть А (А1-А10)
Часть В (В5 - В8)
Часть С
Тема урока
«Деепричастие как часть речи (обобщение и повторение)»
(7 класс)
Учитель Игошева Людмила Алексеевна
Употребляя деепричастие, мы делаем свою
речь грамотной, яркой и выразительной.
Учебная цель:
- Обобщение и систематизация знаний о деепричастии. Дальнейшее формирование навыка выделения запятыми одиночных деепричастий и деепричастных оборотов.
- Предупреждение грамматических ошибок, связанных с употреблением деепричастий и деепричастных оборотов.
- Способствовать развитию мышления.
Уметь: Употреблять в речи деепричастие, тем самым совершенствуя свою речь.
Оборудование: тесты, дидактический материал, иллюстрации.
Ход урока.
- Организация классного коллектива.
- Ознакомление с целью и задачами урока.
- Устные высказывания «Что я знаю о деепричастии Ом деепричастном обороте?»
- Орфоэпический диктант.
Шутящий, черпая, делящий, загнутая, плесневея, статуя, ржавея, хвалящая, закупорив, балуясь, взглянувший, заперев, щебечу, щедрота, шмыгнув, черкать.
- Расставьте ударение, определите среди слов деепричастие.
Работа по карточке № 2
- Анализ записанных на доске предложений.
- Парусник, рассекая волны, плыл вдаль.
- Волны, играя, набегали на берег.
- Волны, играя и пенясь, выбрасывали на берег ракушки.
- Океан шумел не умолкая.
- Люди бежали сломя голову от надвигающейся опасности.
- Чайки, кружась над морем, издавали крики, и, наблюдая за ними, люди любовались их полётом.
- Чайки, пролетая над морем, издавали крики и, добывая себе пищу, опускались очень низко к воде.
- Я никогда не видел море, а побывав, был очарован.
- Рыбаки ловили не только крупную рыбу, а, боясь остаться без улова, брали даже мелочь.
Выполнить задание по карточке № 1.
- С какими видами связи встречаемся в словосочетаниях с деепричастиями?
- Какого вида связи не может быть в таких словосочетаниях?
- Как соотносятся основной глагол – сказуемое с деепричастием.
(ты) (ты)
Только побывав близ океана, сможешь увидеть его величие и мощь.
Глядя на штурмующее море, нельзя не испытывать какие – то чувства.
Проплыв большое расстояние, у меня началась отдышка.
Проплыв большое расстояние, мне стало плохо.
Работа по карточке № 1
- Проверка домашнего задания (текст)
1) заголовок Ледяные торосы.
2) основная мысль: Вода заключает колоссальную энергию и может предвещать опасность.
3) Стиль – художественный стиль.
4) тип речи – повествовательное с рассуждением.
5) указать предложения с деепричастием.
Поделитесь своими размышлениями по поводу прочитанной статьи.(Чтение двух сочинений). Обратите внимание на то, что и писатели, и художники, и музыканты не обошли стороной такого природного явления, как водная стихия.
( Н. Дубовский, Айвазовский, И. Гончаров, М. Горький)
- Итог урока. Выводы.
- Выполнение теста.
- Объяснение домашнего задания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение- средняя
общеобразовательная школа № 3
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (мастер – класс)
Часть А (А1-А10)
Часть В (В5 - В8)
Часть С
Тема урока
« Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи»
(9 класс)
Учитель Игошева Людмила Алексеевна
Тема урока «Сложноподчиненные предложения с
придаточными изъяснительными в речи».
Цели урока:
- закрепить знания о СПП с придаточными изъяснительными;
- совершенствовать речевые, орфографические, пунктуационные навыки;
- прививать навыки культуры речи.
Эпиграф
« Если бесстыдство быта ( брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».
Д.С.Лихачёв
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания.
Ученики читают свои сочинения рассуждения по тексту №192 (Р.М.Гриценко «Разноаспектный анализ текста» Часть 1.8-9классы.Пособие для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы.юКраснодар 2008).
3.Лингвистическая разминка
Языковой – языковый
Диктант - диктат
? Поставьте ударение, определите лексическое значение слов.
Языковой – относящийся к речи, языку, словесному способу общения, выражения мыслей ( языковые явления).
Языковый – относящийся к языку – органу в полости рта; сделанный из языка( языковая колбаса ).
Диктант – письменная работа, упражнение в правописании «на слух».
Диктат- навязывание своей воли другому ( в политике – навязывание своих условий, требований другому государству).
4.Работа с текстом
А) Вставьте буквы, назовите виды орфограмм на месте пропусков.
(1)Бр...вирование грубостью в языке как и бр…вирование грубостью в м…нерах (не)ряшеством в одежде распр…странё…нейшее явление и оно в основном св…дет…льствует о псих..логической (не)защищ…нности человека о его слабости а (во)все не о силе.(2)Говорящ…й стремит…ся грубой шуткой резким выр…жением иронией ц…ничностью под…вить в себе чу…ство страха иногда просто оп…сения.
(3)В основе любых ж…ргонных ц…ничных выражений и ругани лежит слабость. (4) «Плюющиеся слова» (по)тому и дем…нстрируют своё пр…зрение к тр…вмирующим их явлениям в жизни что те их беспоко…т муч…ют волнуют что они чу…ствуют себя слабыми (не)защищенными против душевных травм.
(5)(По)настоящему сильный и здоровый ур…вновеше…ный человек не буд…т без нужды говорить громко не буд…т ругат…ся и употр…блять ж…ргонные слова. (6)Ведь он уверен что его слово и так весомо.
(7)Учит…ся хорош…й спокойной инте…л…гентной речи надо долго и вн…мательно – пр…слушиваясь запоминая зам…чая читая и изучая.(8)Наша реч.. важнейшая часть не только наш…го пов…дения но и наш…й личности наш…й души ума наш…й способности не подд…ват…ся вл…яниям среды. (По Д.Лихачеву)
(1)Бравирование грубостью в языке как и бравирование грубостью в манерах неряшеством в одежде распространённейшее явление явление и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека о его слабости а вовсе не о силе.(2)Говорящий стремится грубой шуткой резким выражением иронией циничностью подавить в себе чувство страха иногда просто опасения.
(3)В основе любых жаргонных циничных выражений и ругани лежит слабость. (4) «Плюющиеся слова» потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни что те их беспокоят мучают волнуют что они чувствуют себя слабыми незащищенными против душевных травм.
(5)По-настоящему сильный и здоровый уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. (6)Ведь он уверен что его слово и так весомо.
(7)Учиться хорошей спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь запоминая замечая читая и изучая.(8)Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения но и нашей личности нашей души ума нашей способности не поддаваться влияниям среды. (По Д.Лихачеву)
Б)Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
(1)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде,- распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе.(2)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, иногда просто опасения.
(3)В основе любых жаргонных циничных выражений и ругани лежит слабость. (4) «Плюющиеся слова» потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что те их беспокоят, мучают, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, незащищенными против душевных травм.
(5)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. (6)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
(7)Учиться хорошей спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.(8)Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума , нашей способности не поддаваться влияниям среды. (По Д.Лихачеву)
В)Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, составьте схему.
Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Г) Объясните лексическое значение слов, выделенныхкурсивом.
Бравировать – пренебрегать чем-нибудь ради показной храбрости; хвастливо рисоваться чем-нибудь.
Циничный – полный цинизма, бесстыдный.
Д)Из предложения 4 выпишите 2 примера использования метафоры.
МЕТАФОРА – троп, переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
5. Итог урока.
Чтение стихотворения.
Добрые слова.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!
М. Лисянский
Домашнее задание :
напишите по тексту сочинение – рассуждение объёмом не более 150 слов, отразив в нём своё понимание проблемы, затронутой в тексте.
Подписи к слайдам:
ТЕМА УРОКА
ЦЕЛИ УРОКА:закрепить знания о СПП с придаточными изъяснительными;совершенствовать речевые, орфографические, пунктуационные навыки;прививать навыки культуры речи.
Дайте определение паронимам:Языковой – языковыйДиктант - диктатЯзыковой – относящийся к речи, языку, словесному способу общения, выражения мыслей ( языковые явления).Языковый – относящийся к языку – органу в полости рта; сделанный из языка( языковая колбаса ).Диктант – письменная работа, упражнение в правописании «на слух».Диктат- навязывание своей воли другому ( в политике – навязывание своих условий, требований другому государству).
(1)Бр...вирование грубостью в языке как и бр…вирование грубостью в м…нерах (не)ряшеством в одежде распр…странё…нейшее явление и оно в основном св…дет…льствует о псих..логической (не)защищ…нности человека о его слабости а (во)все не о силе.(2)Говорящ…й стремит…ся грубой шуткой резким выр…жением иронией ц…ничностью под…вить в себе чу…ство страха иногда просто оп…сения. (3)В основе любых ж…ргонных ц…ничных выражений и ругани лежит слабость. (4) «Плюющиеся слова» (по)тому и дем…нстрируют своё пр…зрение к тр…вмирующим их явлениям в жизни что те их беспоко…т муч…ют волнуют что они чу…ствуют себя слабыми (не)защищенными против душевных травм. (5)(По)настоящему сильный и здоровый ур…вновеше…ный человек не буд…т без нужды говорить громко не буд…т ругат…ся и употр…блять ж…ргонные слова. (6)Ведь он уверен что его слово и так весомо. (7)Учит…ся хорош…й спокойной инте…л…гентной речи надо долго и вн…мательно – пр…слушиваясь запоминая зам…чая читая и изучая.(8)Наша реч.. важнейшая часть не только наш…го пов…дения но и наш…й личности наш…й души ума наш…й способности не подд…ват…ся вл…яниям среды. (По Д.Лихачеву)
(1)Бравирование грубостью в языке как и бравирование грубостью в манерах неряшеством в одежде распространённейшее явление явление и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека о его слабости а вовсе не о силе.(2)Говорящий стремится грубой шуткой резким выражением иронией циничностью подавить в себе чувство страха иногда просто опасения. (3)В основе любых жаргонных циничных выражений и ругани лежит слабость. (4) «Плюющиеся слова» потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни что те их беспокоят мучают волнуют что они чувствуют себя слабыми незащищенными против душевных травм. (5)По-настоящему сильный и здоровый уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. (6)Ведь он уверен что его слово и так весомо. (7)Учиться хорошей спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь запоминая замечая читая и изучая.(8)Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения но и нашей личности нашей души ума нашей способности не поддаваться влияниям среды. (По Д.Лихачеву)
(1)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде,- распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе.(2)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, иногда просто опасения. (3)В основе любых жаргонных циничных выражений и ругани лежит слабость. (4) «Плюющиеся слова» потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что те их беспокоят, мучают, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, незащищенными против душевных травм. (5)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. (6)Ведь он уверен, что его слово и так весомо. (7)Учиться хорошей спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.(8)Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума , нашей способности не поддаваться влияниям среды. (По Д.Лихачеву)
- пренебрегать чем-нибудь ради показной храбрости; хвастливо рисоваться чем-нибудь. - полный цинизма, бесстыдный.
Бравировать
Циничный
- переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
МЕТАФОРА (троп)
« Если бесстыдство быта ( брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Д.С.Лихачёв
Добрые слова.Ах, как нам добрые слова нужны!Не раз мы в этом убеждались с вами,А может, не слова – дела важны?Дела делами, а слова – словами.Они живут у каждого из нас,На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнести в тот самый час,Когда они другим необходимы! М. Лисянский
Домашнее задание : напишите по тексту сочинение – рассуждение объёмом не более 150 слов, отразив в нём своё понимание проблемы, затронутой в тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе. СПП с придаточными изъяснительными
СПП с придаточными изъяснительными с использованием ЭОР...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest....
Урок русского языка в 9классе "Сложноподчиненые предложения с придаточными определительными" Малина Е В
Развернутый план-конспект урока русского языка в 9 классе с применением требований по новым ФГОС и использованием дальтон-технологии....
Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)
Цели урока:научиться различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными и производить их синонимическую замену;закрепить умения правильно расставлять знаки препинания и с...
Проект урока по русском у языку для 9 класса "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"
Это урок объяснения нового материала. Он в системе уроков поможет подготовить девятиклассников в итоговой аттестации....
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
Данный урок может применяться при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными. Урок богат разными формами и методами обучения....
Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом
Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...