Урок русского языка в 9 классе. СПП с придаточными изъяснительными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Ереденко Надежда Владимировна

СПП с придаточными изъяснительными с использованием ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_s_prid._izyasnit.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным 

(Тема урока)

ФИО (полностью)

 

Ереденко Надежда Владимировна

Место работы

 

МБОУ Объединенная СОШ №6 им. В.А.Сулева, Егорлыкского района, Ростовской обл.

Должность

учитель

учитель

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительными  №27

Базовый учебник

Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений/ Под. ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

  1. Цель  урока: закрепить алгоритм распознавания структуры СПП, дать общее представление о придаточных изъяснительных, показать особенности СПП с придаточными изъяснительными, научить грамотно оформлять предложения с данной структурой, развивать орфографические и пунктуационные навыки.

9. Задачи:

- обучающие: формирование умения находить главную и придаточную часть СПП, составлять их схемы, знакомство  с особенностями придаточных изъяснительных,  формирование  умений  различать союзы и союзные слова;

-развивающие: обогащение речевой практики учащихся на основе использования синтаксической конструкции  СПП с придаточными изъяснительными, развитие внимания, памяти, логического мышления;

-воспитательные:  развитие  языкового чутья и воспитание бережного  отношения к родному языку на основе работы с текстом.  

  1. Тип урока: комбинированный.
  2. Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная
  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проект, интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет.
  4. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Вхождение в тему урока  

1

Подведение к теме урока на основе анализа текста М. А. Шолохова (демонстрация):

- Как  бы вы сформулировали основную мысль текста?

- Какие ключевые слова помогли вам определить основную  мысль?

-В каком стиле написан текст?

-К какому типу речи относится текст?

- Какие языковые средства, характерные для данного стиля, присутствуют?

-Сколько в данном тексте СП?

-Как вы определили?

-Найдите СПП с придаточным определительным, пользуясь алгоритмом распознавания  структуры СПП.

-Используя алгоритм, определите вид  придаточного  предложения.

-А какой вопрос можно задать к придаточному?

-О каком виде придаточных пойдет речь на нашем уроке?

- Что вы сегодня должны сделать, чтобы научиться определять  придаточные изъяснительные?

Слушание текста, ответы на вопросы (фронтальная работа);

 формулирование  темы, цели урока, запись в тетради темы урока  

4-5

2

Актуализа-ция опорных знаний

2

Закрепление алгоритма  распознавания СПП (ранее изученных), (демонстрация) с использованием таблицы на стр. 61:

 - прочитайте  предложение; пользуясь информацией таблицы, определите вид придаточного СПП;

 -  графически обозначьте вид придаточного;

Индивидуальное выполнение задание по определению главной и придаточной части, составление схемы предложений, определение типа придаточных (уже изученных),

работа с таблицей, самопроверка

7-8

 

3

Создание условий для восприятия нового материала

3

4

Формулировка заданий и вопросов по изучению нового материала:

-составьте устное высказывание по теме, используя  теоретические сведения п. 12 и таблицу в учебнике стр. 61;

- сравните полученные данные с таблицей ЭОР;

- составьте сравнительную таблицу «Союзы и союзные слова» на основе схемы  ЭОР

Изучение нового материала на основе работы с учебником, сопоставление способов  подачи материала в учебнике (теоретический материал, схема, таблица) с таблицей ЭОР, составление устного высказывания по теме, определение особенностей придаточных изъяснительных, составление сравнительной таблицы «Союзы и союзные слова»

11-12

4

Организа-ция и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала

5

6

Контроль  за ходом работы в парах, коррекция знаний, консультация,

проверка усвоения знаний

Выполнение задания на обнаружение СПП с придаточными изъяснительными (работа в парах)  (выделяют основы, составляют схемы, определяют союз или союзное слово, проводят орфографический и пунктуационный анализ предложений; работа с  тестом (индивидуальная)

12-13

5

Подведение итогов урока

Подведение  итогов урока:

-Что нового о СПП вы узнали?

-Чему вы научились на уроке?

-Какие навыки и умения, приобретенные  сегодня, вам пригодятся на других предметах?

Оценивание обучающихся, выставление отметок  в дневник

Кратко дают обзор изученному материалу

4-5

6

Домашнее задание

Запись  на доске домашнего задания и  небольшой комментарий по его выполнению(п. 12, упр 118 по заданию (1в- задание №1, 2в- списать пословицы, расставить знаки препинания, определить вид придаточного предложения, составить схемы )

Запись домашнего задания в дневник,  вопросы по его выполнению

2-3

Приложение к плану-конспекту урока

Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными __________________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

3

4

5

6

 

Донской пейзаж

Эл. задание «СПП с при-даточными определительными»

Интерактивная схема «СПП с придаточными изъяс-нительными»

Анимация «Союзное слово что и союз что»

Эл. задание «СПП с при-даточными изъяснительными»

Тест «Прида-точные изъяс-нительные. Знаки препинания»

И

К

И

И

П

К

Репродукция

Эл. задание

Интерактивная схема

Анимация

Эл. задание

 

Тест

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6&img_url=bondsll.in.gallerix.ru%2Fpp%2Fdonskoj-pejzazh-40-x-27.jpg&pos=1&rpt=simage&lr=39&noreask=1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0a091d14-fbeb-4231-8db9-34fbee7738f1/index_listing.html

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60660/?interface=pupil&class=51&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01730-0a01-00ee-00b5-5129c5112329/60652/?interface=pupil&class=51&subject=8

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5440b855-2f75-4cff-9182-7ec5cad43d52/61577/?interface=pupil&class=51&subject=8 

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5440b855-2f75-4cff-9182-7ec5cad43d52/61577/?interface=pupil&class=51&subject=8

Текст для анализа

(1)«Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»
(2)Трудно было страстно и нежно выразить любовь к отчему краю, к родной земле, с которой ты связан и повенчан на веки вечные от первого крика до последнего вздоха. (3)С вешенскими зорями и закатами, на терпком полынном ветру надо было впитать в себя все, что лежало вокруг, уходило далеко в трагические и мужественные страницы истории донского, казачьего круга. (4)И чтобы потом со всей силой невиданного таланта ответить своей земле, воздать сторицей за любовь и ласку, а главное - за неповторимость самой земли и тех, кто живя на ней, прошел огненные купели, сохранив в нелегких и непростых своих характерах святую, неистребимую преданность Родине
.

                                                                                        (М.А.Шолохов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....

Урок русского языка 9 класс "СПП с разными видами придаточных"

Цели урока : знакомство со СПП с разными видами придаточных, Формирование умения отражать строение СПП с несколькими видами связи , отработка навыка постановки знаков препинания в СПП....

Урок русского языка 9 класс "СПП с разными видами придаточных"

Цели урока : знакомство со СПП с разными видами придаточных, Формирование умения отражать строение СПП с несколькими видами связи , отработка навыка постановки знаков препинания в СПП....

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....