Конспект урока русского языка. 9 класс. СПП с придаточными причины.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Шелег Ольга Валерьевна

конспект рабочего  урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект34.09 КБ
Файл Презентация к уроку82.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока русского языка. 9 класс. СПП с придаточными причины.

 Урок - изучение нового материала
ТЕМА:
СПП с придаточными причины.
ЦЕЛЬ. Создавать условия для успешного освоения учащимися сложноподчиненного предложения с придаточными  причины.
ЗАДАЧИ. 
1. Обучающие:

  • Способствовать повторению изученного ранее материала о СПП с разными типами придаточных
  • Формировать понятие о СПП с придаточными  причины

2. Развивающие:

  • Развивать навыки расстановки знаков препинания в СПП
  • Развивать коммуникативные умения правки текста
  • Развивать умения работать с учебником, заполнять таблицу

3. Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к урокам русского языка через самостоятельный поиск необходимой информации
  • Воспитывать ответственность в коллективном труде, заинтересованность каждого учащегося в конечном результате

ОБОРУДОВАНИЕ. 
Учебник. Тетрадь. Ноутбук. Мультимедийная презентация. Проектор.

ТИП УРОКА. 
Урок открытия новых знаний. 
МЕТОДЫ: 
* аналитическое чтение;  
* беседа по вопросам; 
* частично – поисковый. 

Технология:

Технология деятельностного метода
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: 
* работа с учебником; 
* поиск информации для заполнения таблицы;
* выполнение практических заданий
ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. 

*контроль в формате заданий ОГЭ в конце урока.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 
* устные ответы учащихся на вопросы; 
*выполнение упражнений на закрепление; 
*поиск необходимой информации и заполнение таблицы

УУД прописаны в конспекте на этапах урока
Планируемые результаты: учащиеся самостоятельно выясняют, что такое СПП с придаточными изъяснительными, учатся строить такие предложения, находят их в тексте, делают соответствующие выводы, успешно выполняют проверочную работу в конце урока.

УМК:

  1.  Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 9 кл. учебник
  2. Егорова    Методические разработки к учебнику 9 кл.  Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А., Дейкиной А.Д. и др. Русский язык. 9 кл.  
  3. Диктанты и изложения        к учебнику 9 кл.  Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А., Дейкиной А.Д. и др. Русский язык. 9 кл.                        

                                     

ХОД УРОКА 

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-создание положительной эмоциональной направленности;

-включение обучающихся в деятельность

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока: СПП с придаточными причины.

А девизом урока являются следующие слова:

«Узнаём, познаём, поймём и расскажем!». Вернемся к девизу в конце урока и расскажем все, о чем узнаем, что поймем и познаем о СПП с придаточными причины.

У: какие отметки вы сегодня хотели бы получить? Тогда обратите внимание на доску, на критерии оценивания вашей работы на уроке.

А теперь запишем в тетрадях дату.

Слушают учителя, в тетрадях прописывают дату

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками(К).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Формирование и развитие  ценностного отношения  к умению воспринимать задание.

Определение границ  «знания» и «незнания».

Дает задание, определить тип придаточного предложения, нарисовать схему. (слайд)

1.После обеда был я в гостях у священника что друж..т с секретарем нашего министра.  2. Ольга была уверена что продолжать путешествие они будут вместе. 3. Мама уехала из города, потому что у нее возникли проблемы.

Выполняют задание в тетрадях.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П)

– извлечение необходимой информации из текстов (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

3. Выявление места и причины затруднения.

Формирование и развитие  ценностного отношения   к умению самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения.

Формирование представления о результате деятельности.

У: Почему вы не смогли определить тип придаточного в предложении 3?

Отвечают на вопрос учителя, рассуждают.

– постановка и формулирование проблемы (П);

-структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование разных позиций (К).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

У: вернемся к теме урока (на доске).

  • Какие слова из формулировки темы вам известны?
  • Что неизвестно и почему?

У: а сейчас, исходя из темы и выполненного вами задания, давайте определим цель нашего урока. Каким способом мы будем ее достигать?

Беседуют с учителем. Ставят цель.

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

–анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия (П);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

– поиск и выделение необходимой информации (П);

– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

– планирование (П);

– прогнозирование (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

–  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

–разрешение конфликтов (К).

5. Реализация построенного проекта.

Реализуется проект её решения.

У:  на ваших столах есть листочки с теоретическими сведениями о СПП с придаточными причины, прочитайте внимательно  данные сведения и заполните таблицу (на слайде)

У: А теперь вернемся назад, к нашим предложениям и определим тип придаточного в том предложении, которое вызвало у вас трудности.

Работают с учебником, поиск информации для заполнения таблицы.

Определяют типы придаточных

– познавательная инициатива (Р);

– поиск необходимой информации (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– адекватное использование речевых

средств для решения коммуникационных задач (К);

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Дает задание:

  1. Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид. (устно)
  1. Мама закрыла шторы
    2) Первыми тронулись на юг болотные птицы 
    3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того 
    4) Я плохо спал этой ночью
  2. А. что самолет улетел рано утром.
    Б. так как было душно.
    В. потому что свет мешал малышу спать.
    Г. так как болота уже начали замерзать.

  1.  Составить предложения с придаточным причины по заданному началу, составить схемы.

  1. Я очень устал ________ .
  2.  Мы были в отчаянии_______. 
  3. _____________ мы были очень довольны.
  4. Туристы остановились____ .

Выполняют задание письменно в тетрадях

– установление причинно-следственных связей (П);

– построение логической цепи рассуждений,  доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование и развитие ценностного отношения  к умению применять алгоритм различения

Дает задание:

Составить предложение по схемам, определить тип придаточного (устно)
1.
(...), (если бы…)

  1. (...), (так как…)
    (пример на доске)

Устно фронтально отвечают, перестраивая предложения и исправляя ошибки

– доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

8. Включение в систему знаний и повторение.

.

Способствовать включению новых знаний в систему знаний, развитие умения применять полученные знания на практике.

Дает задание: выполнить тест из примерных для подготовки к ОГЭ

Проверь себя!
1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью с придаточными причины.

1.
Нет,(1) нет,(2) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно,(3) потому что у меня совсем маленькая квартира.
2.
Я так заслушался, (4) что вздрогнул, (5) когда Вася заговорил.
3.
Он сидел передо мной такой шоколадный,(6) и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный,(7) а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно,(8) потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху,(9) как будто он уже заранее сдаётся...

Делают вывод, где может пригодиться знание СПП с придаточными изъяснительными, выполняют тест, проверяют себя по данным учителем ответам.

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– выведение следствий (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– постановка вопросов (К);

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Формирование и развитие ценностного отношения  к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

У: Возвращаемся к девизу, рассказываем все, что познали. По критериям на доске оцените свою деятельность на уроке, выявите, что удалось или не удалось и почему

-Какую цель ставили на уроке?

-Удалось ли её достигнуть?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что нужно сделать ещё?

-Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем ещё надо поработать?

Выставляет оценки за урок учащимся.

Беседуют с учителем, делают выводы, оценивают себя и свою работу на уроке в  соответствии с критериями на доске.

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– планирование учебного сотрудничества (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л).

Домашнее задание

Организация самостоятельной домашней работы обучающихся.

Выдает домашнее задание, объясняет способ его выполнения

Записывают домашнее задание

               

Шелег Ольга Валерьевна                                                    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины

Слайд 2

1.После обеда был я в гостях у священника что друж ..т с секретарем нашего министра. 2. Ольга была уверена что продолжать путешествие они будут вместе. 3. Мама уехала из города, потому что у нее возникли проблемы.

Слайд 3

Сравним!!! 1. После обеда был я в гостях у священника , что друж И т с секретарем нашего министра. […],(что…) – придаточное определительное (у священника (какого?) 2. Ольга была уверена , что продолжать путешествие они будут вместе. […],(что…) - придаточное изъяснительное (была уверена (в чем?) 3. Мама уехала из города (?) потому что у нее возникли проблемы.

Слайд 4

Опорная схема Отвечают на вопросы Присоединяются союзами Выражают значения Относятся к

Слайд 5

Опорная схема Отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего? Присоединяются союзами Союзами: потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Выражают значения причину того, о чём говорится в главном предложении Относятся к ко всему главному предложению

Слайд 6

Мама у̲̲е̲̲х̲̲а̲̲л̲̲а ̲̲ из города , (Почему? По какой причине?) потому что у нее ̲̲ в̲̲о̲̲з̲̲н̲̲и̲̲к̲̲л̲̲и ̲̲ проблемы .

Слайд 7

Соотнесите части предложений. Определите типы придаточных. 1. Мама закрыла шторы А) что самолет улетал рано утром. 2. Первыми тронулись на юг болотные птицы Б) так как было душно. 3. Мы решили упаковать вещи вечером из-за того В) потому что свет мешал малышу спать. 4. Я плохо спал этой ночью Г) так как болота уже начали замерзать.

Слайд 8

Составьте предложения с придаточными причины Я очень устал ________ . Мы были в отчаянии _______. Туристы остановились ____ .

Слайд 9

Составить предложение по схемам, определить тип придаточного 1. (...), (когда…). 2. (...), (так как…).

Слайд 10

1. Все сложилось бы иначе, если бы Павлик сказал правду. 2. Мы не поехали в Крым, так как машина сломалась.

Слайд 11

Проверь себя! 1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (- ы ), обозначающую (- ие ) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью с придаточными причины. 1. Нет, (1) нет, (2) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, (3) потому что у меня совсем маленькая квартира. 2. Я так заслушался, (4) что вздрогнул, (5) когда Вася заговорил. 3. Он сидел передо мной такой шоколадный, (6) и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, (7) а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, (8) потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, (9) как будто он уже заранее сдаётся...

Слайд 12

Сравни свои ответы!!! 3.8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места" (9 класс)

Это урок изучения нового материала по теме СПП с придаточными обстоятельственными места разработан в соответствии с программой и учебником С. И. Львовой....

Технологическая карта урока русского языка «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных резуль...

Презентация по русскому языку "СПП с несколькими придаточными" 9 класс

Данную презентацию можно использовать на уроках русского языка в 9 классе при изучении темы "СПП с несколькими придаточными"...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс...

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...