Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися новых понятий: типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;
Отличительные признаки параллельного, последовательного и однородного подчинения придаточных .
1.2Применение обучающимися опорных знаний: сложные предложения, сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, однородные члены предложения.
1.3 Развитие у обучаемых УУД: смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений, осознание и построение речевого высказывания в устной и письменной форме, применять знаково-символические действия.
регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка результатов учебного труда.
коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка.
Развитие предметных умений: формулировать определение лингвистических понятий. Способы подчинения придаточных в сложноподчинённом предложении (параллельное подчинение, последовательное подчинение, однородное подчинение) определять вид подчинения у конкретных СПП с несколькими придаточными, строить схемы СПП с несколькими придаточными.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Короткова Н.Р.
Урок выведения новых знаний (русский язык)
Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
Цели урока:
Образовательно-развивающие цели
1.1Выведение и усвоение обучающимися новых понятий: типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;
Отличительные признаки параллельного, последовательного и однородного подчинения придаточных .
1.2Применение обучающимися опорных знаний: сложные предложения, сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, однородные члены предложения.
1.3 Развитие у обучаемых УУД: смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений, осознание и построение речевого высказывания в устной и письменной форме, применять знаково-символические действия.
регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка результатов учебного труда.
коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка.
Развитие предметных умений: формулировать определение лингвистических понятий. Способы подчинения придаточных в сложноподчинённом предложении (параллельное подчинение, последовательное подчинение, однородное подчинение) определять вид подчинения у конкретных СПП с несколькими придаточными, строить схемы СПП с несколькими придаточными.
2.Воспитательные цели:
2.1. Формирование мировоззрения обучающихся на основе философских категорий: первичное - вторичное, общее - особенное - единичное
2.2. Воспитание речевой культуры учащихся, их бережного и уважительного отношения к русскому языку.
2.3. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижений, нравственно-этическое оценивание действий одноклассников.
№ п/п | Деятельность учителя | Время, баллы | Деятельность обучающихся |
1. | Оргмомент | ||
Объявление темы урока. Знакомство обучающихся с заявкой на оценку: (14 обучающихся в классе) «5» -19 балов и более «4» - 15-18 баллов; «3» - 11-14 баллов. Планирование обучающимися оценки, фиксирование её на полях в тетради. Назначение арбитров в каждой группе для учёта активности и фиксации на доске результатов на каждом этапе урока. | 1 мин. | ||
2. | Определение познавательных целей. - Сформулируйте к теме урока проблемные вопросы (вопрос - понятие или вопрос-суждение), ответив на которые мы сможем раскрыть тему урока. - Ответ на данные вопросы является целью нашего урока. | 1-2 мин. По 1 б. за каждый в-п. по2б. за каждый в-с Всего 3б | - Как называются сложноподчинённые предложения, которые содержат два и более придаточных предложения? (многочленными) -Что необходимо знать, чтобы определить вид подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными? -Как доказать, какой вид подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными? В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможны два вида подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение придаточных. - Два и более придаточных в сложноподчинённом предложении по-разному соотносятся друг с другом. Какие типы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными можно выделить на основании отношения придаточных между собой и к главному предложению? _ |
3. | Актуализация знаний. Фронтальная работа Задание 1 Назовите родовой признак ближнего и дальнего ряда к понятию сложноподчинённое предложение. Задание 2 Докажите, что наличие главной и придаточной части есть отличительный видовой признак сложноподчинённого предложения. | По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 2 балла | Предполагаемый ответ на задание 1. Родовой признак ближнего ряда к понятию сложноподчинённое предложение является сложное предложение. Родовой признак дальнего ряда к понятию сложноподчинённое предложение является предложение. Предполагаемый ответ на задание 2. Наличие главной и придаточной части есть существенный признак сложноподчинённого предложения. Придаточная часть (части) по смыслу подчинена главному и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом. |
Задание 3 Продолжите предложение Однородные члены предложения – это Задание 4 Прослушав определение понятий, установить, каким понятиям принадлежат существенные признаки в данных определениях и записать понятия в тетрадь. 1) Основная синтаксическая единица языка, выражающая законченную мысль, имеющая грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. 2) Единица языка, представляющая собой соединение двух (или более) самостоятельных частей речи (исключая грамматическую основу предложения), в котором одна из них является главным словом, а другая зависимым. Задание 5 1. Приведите примеры предложений и запишите в тетрадь: а) простого предложения с однородными членами; б) сложноподчинённого предложения | 1б за правильный ответ 1 б. за каждое правильное предложение Всего 2б | Предполагаемый ответ на задание 3 Однородные члены предложения – это одинаковые члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос. Они равноправны и независимы друг от друга. Предполагаемый ответ на задание 4 1 – предложение. 2 – словосочетание | |
Индивидуальная работа (самопроверка на слайде) | |||
Выполнение тестовых заданий. 1.В сложноподчинённом предложении простые предложения: а) равноправны по отношении друг к другу и соединены интонационно; б) равноправны по отношении друг к другу и соединены союзами; в) неравноправны по отношении друг к другу и соединены союзами. 2.Укажите сложноподчинённое предложение. а)Если у берёзки появились золотые пряди, значит, наступила осень; б)Рядом полыхает рябинка, горит костром её листва даже в пасмурный день; в)Подует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.
| По 1б. за каждый правильный ответ Всего 2б |
| |
Усвоение новых знаний | |||
1.Прочитайте предложения Сколько придаточных частей в каждом из сложноподчинённых предложений? 1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. 2.Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперёд. Найдите в учебнике (параграф 28, стр.105) ответ на вопрос: как называются сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | 1б за правильный ответ. Всего 1б 1б | Предполагаемый ответ -Сложноподчинённые предложения могут содержать два и более придаточных. Такие предложения называются многочленными. | |
- Рассмотрите схемы предложений с несколькими придаточными. . Слайд 1 К чему присоединятся придаточные части в первом предложении? во втором? в третьем? - На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяют типы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Проведём эксперимент. Эксперимент 1 Слайд 2. Однородное подчинение І. Докажите, на примере предложения, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.
3. Эксперимент 2 . Слайд 3 Последовательное подчинение І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. Слайд 4 3. Эксперимент 3. Параллельное подчинение І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части. | Слайд 1 1.Я понял, что задание сложное, что надо будет работать со сложными схемами. 2. Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли. 3. Скорость, с которой сигнал поступает в мозг, говорит ему о том, какого типа раздражитель действует в данный момент. | ||
Применение и закрепление новых знаний | |||
Задание для индивидуальной работы Спишите сложноподчинённые предложения в такой последовательности: 1. а) с параллельным подчинением; в) последовательным подчинением придаточных. б) однородным подчинением; 2. Составьте схему каждого предложения | За правильное выполнение 1 части задания 1,5б За правильное выполнение 2 части 3б | Предполагаемый ответ 1.а) Время путешествия нашего истекло, хотя мы успели пройти лишь половину того, что задумали. 2.в) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. 3.б) Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил. | |
Задание для работы в группах (подготовка к ОГЭ) Какие из перечисленных утверждений являются верными? Свой ответ обоснуйте. 1. Самолёт пролетает в облаках сквозь водяные капли, каждая из которых настолько холодная, что от соприкосновения с металлом превращается в лёд. (Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) -подчинением придаточных). 2)Собирать плоды и ягоды следует в сухую погоду, потому что, сорванные в жаркую погоду, они быстро вянут, так как содержат меньше сока. (Предложение 2 сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.) * 3) Первый зодчий возвёл только первый этаж, когда же обнаружил, что здание откликается по вертикали на четыре сантиметра, сбежал. (Предложение 3 сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.) 4)Когда случалось неприятное, караульные зажигали костёр, чтобы крепость готовилась к осаде. (Предложение 4 сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.)+ 5) Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. (Предложение сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных). 6) Русский язык так богат, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (Предложение сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.) | Выступление от группы -1б По 2б за каждый правильно выбранный и обоснованный вариант | Предполагаемый ответ 2, 4,5 | |
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Выполнить 1 часть упр.167. | |||
Подведение итогов | |||
Определение достигнутых целей урока. -Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Сделайте вывод, достигли мы цели или нет? | |||
Самооценка. Рефлексия самооценки | |||
_ Арбитры, подведите итог, какая группа была самой активной, кому можно добавить поощрительные баллы? -Подсчитайте общее количество набранных баллов. Соотнесите его с заявкой на оценку и определите, на какую оценку вы можете претендовать? | Ученики, названные арбитрами, ставят себе ещё баллы. Каждый ученик определяет суммарное количество баллов, учитывая баллы, полученные за устные ответы и письменные работы | ||
Домашнее задание | |||
1.Упр.167, часть 2 2.ОГЭ, тестовое задание №2 (найти задание, соответствующее теме нашего урока и проанализировать. | |||
Экран активности групп
1 группа | 2 группа | 3 группа | |
Обсуждение 1задания | |||
Обсуждение 2 задания | |||
Обсуждение 3 задания | |||
Поощрительные баллы | |||
Всего |
Активность членов группы №1(таблица для арбитров)
ФИО | Практические задания | Устная работа | Поощрительные баллы | Итого | ||||||
1 | 2 | 3 | Вопрос-понятие | Вопрос-суждение | Определение понятия | Суждение на сравнение понятий | умозаключение | |||
Лист индивидуальных достижений обучаемых на уроке
ФИО _____________________Класс______________Дата___________________Оценка | ||||||||||
Тема урока | ||||||||||
Индивидуальный труд | Устные ответы | Поощрительные баллы | Всего | |||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Вопрос-понятие | Вопрос-суждение | Определение понятия | Суждение на сравнение понятий | Умозаключение | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...
Сценарий урока открытия новых знаний, математика 5 класс, тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"
В документе содержится примерный сценарий урока, разработанный в соответствии с элементами этапов урока открытия новых знаний....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."
Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....
Тема урока: « Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».Урок русского языка в 9 классе.
"Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении с однородным подчинением" как элемент подготовки к ОГЭ....

Презентация по русскому языку по теме "Урок развития речи. Описание комнаты".6 класс.
Данная презентация подготовлена по учебнику "Русский язык 6 класс". Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Включает выполнение упражнений,заданий, словарной работы и плана....

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:
План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС (урок открытия новых знаний) Тема «Не с причастиями»
Тип урока: урока усвоения новых знанийЦель урока: познакомить учащихся с правописанием Не с причастиями.Задачи урока:Образовательные:1. Сформировать у учащихся представление о правописании не с ...
