Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Короткова Надежда Романовна

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;

Отличительные признаки параллельного, последовательного и однородного подчинения придаточных .

1.2Применение обучающимися опорных знаний: сложные предложения, сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, однородные члены предложения.

1.3 Развитие у обучаемых УУД: смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений, осознание и построение речевого высказывания в устной и письменной форме, применять знаково-символические действия.

регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка результатов учебного труда.

коммуникативных: постановка вопросов,  выражение своих мыслей в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка.

Развитие предметных умений: формулировать определение лингвистических понятий. Способы подчинения придаточных в сложноподчинённом предложении (параллельное подчинение, последовательное подчинение, однородное подчинение) определять вид подчинения у конкретных СПП с несколькими придаточными, строить схемы СПП с несколькими придаточными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_sdo_russkiy_yazyk.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Короткова Н.Р.  

Урок выведения новых знаний (русский язык)

Класс: 9         Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Цели урока:

Образовательно-развивающие цели

1.1Выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;

Отличительные признаки параллельного, последовательного и однородного подчинения придаточных .

1.2Применение обучающимися опорных знаний: сложные предложения, сложноподчинённое предложение, главное предложение, придаточное предложение, однородные члены предложения.

1.3 Развитие у обучаемых УУД: смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений, осознание и построение речевого высказывания в устной и письменной форме, применять знаково-символические действия.

регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка результатов учебного труда.

коммуникативных: постановка вопросов,  выражение своих мыслей в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка.

Развитие предметных умений: формулировать определение лингвистических понятий. Способы подчинения придаточных в сложноподчинённом предложении (параллельное подчинение, последовательное подчинение, однородное подчинение) определять вид подчинения у конкретных СПП с несколькими придаточными, строить схемы СПП с несколькими придаточными.

2.Воспитательные цели:

2.1. Формирование мировоззрения обучающихся на основе философских категорий: первичное - вторичное, общее - особенное - единичное

2.2. Воспитание речевой культуры учащихся, их бережного и  уважительного отношения к русскому языку.

2.3. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижений, нравственно-этическое оценивание действий одноклассников.

№ п/п

Деятельность учителя

Время, баллы

Деятельность обучающихся

1.

Оргмомент

Объявление темы урока.

Знакомство обучающихся с заявкой на оценку:

(14 обучающихся в классе)

«5» -19 балов и более

«4» - 15-18 баллов;

«3» - 11-14 баллов.

Планирование обучающимися оценки, фиксирование её на полях в тетради.

Назначение арбитров в каждой группе для учёта активности и фиксации на доске результатов на каждом этапе урока.

1 мин.

2.

Определение познавательных целей.

- Сформулируйте к теме урока проблемные вопросы (вопрос - понятие или вопрос-суждение), ответив на которые мы сможем раскрыть тему урока.

- Ответ на данные вопросы является целью нашего урока.

1-2 мин.

По 1 б. за каждый в-п. по2б. за каждый в-с

Всего 3б

- Как называются сложноподчинённые предложения, которые содержат два и более придаточных предложения? (многочленными)

-Что необходимо знать, чтобы определить вид подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными?

-Как доказать, какой вид подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными?

В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможны два вида подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение придаточных.

-  Два и более придаточных в сложноподчинённом предложении по-разному соотносятся друг с другом. Какие типы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными можно выделить на основании отношения придаточных между собой и к главному предложению?

_

3.

Актуализация знаний.

Фронтальная работа

Задание 1

Назовите родовой признак ближнего  и дальнего ряда к понятию сложноподчинённое предложение.

Задание 2

Докажите, что наличие главной и придаточной части есть отличительный видовой признак сложноподчинённого предложения.

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Всего 2 балла

 Предполагаемый ответ на задание 1.

 Родовой признак ближнего ряда к понятию сложноподчинённое предложение является сложное предложение. Родовой признак дальнего ряда к понятию сложноподчинённое предложение является предложение.

Предполагаемый ответ на задание 2.

Наличие главной и придаточной части есть существенный признак сложноподчинённого предложения. Придаточная часть (части) по смыслу подчинена главному и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

Задание 3

Продолжите предложение

Однородные члены предложения – это

Задание 4

Прослушав определение понятий, установить, каким понятиям принадлежат существенные признаки  в данных определениях и записать понятия в тетрадь.

1) Основная синтаксическая единица языка, выражающая законченную мысль, имеющая грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них.

2) Единица языка, представляющая собой соединение двух (или более) самостоятельных частей речи (исключая грамматическую основу предложения), в котором одна из них является главным словом, а другая зависимым.

Задание 5

1. Приведите примеры предложений и запишите в тетрадь:

а) простого предложения с однородными членами;

б) сложноподчинённого предложения

1б за правильный ответ

1 б. за каждое правильное предложение

Всего 2б

Предполагаемый ответ на задание 3

Однородные члены предложения – это одинаковые члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос. Они равноправны и независимы друг от друга.

Предполагаемый ответ на задание 4

1 – предложение.

2 – словосочетание

Индивидуальная работа (самопроверка на слайде)

Выполнение тестовых заданий.

1.В сложноподчинённом предложении простые предложения:

а) равноправны по отношении друг к другу и соединены интонационно;

б) равноправны по отношении друг к другу и соединены союзами;

в)  неравноправны по отношении друг к другу и соединены союзами.

2.Укажите сложноподчинённое предложение.

а)Если у берёзки появились золотые пряди, значит, наступила осень;

б)Рядом полыхает рябинка, горит костром её листва даже в пасмурный день;

в)Подует ветерок, и задрожит осинка, расставаясь с последними листочками.

 

По 1б. за каждый правильный ответ  Всего 2б

  1. В; 2. А

Усвоение новых знаний

1.Прочитайте предложения

Сколько придаточных частей в каждом из сложноподчинённых предложений?

1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.

2.Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперёд.

Найдите в учебнике (параграф 28, стр.105) ответ на вопрос: как называются сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

1б за правильный ответ. Всего 1б

Предполагаемый ответ

-Сложноподчинённые предложения могут содержать два и более придаточных. Такие предложения называются многочленными.

- Рассмотрите схемы предложений с несколькими придаточными. . Слайд 1

К чему присоединятся придаточные части в первом предложении? во втором? в третьем?

- На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяют  типы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.

Проведём эксперимент.

 Эксперимент 1 Слайд 2.

Однородное подчинение І. Докажите, на примере предложения, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

 

3. Эксперимент 2 . Слайд 3 Последовательное подчинение І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т.

Слайд 4

3. Эксперимент 3. Параллельное подчинение І. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

Слайд 1

1.Я понял, что задание сложное, что надо будет работать со сложными схемами.

2. Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли.

3. Скорость, с которой сигнал поступает в мозг, говорит ему о том, какого типа раздражитель действует в данный момент.                        

Применение и закрепление новых знаний

Задание для индивидуальной работы

Спишите сложноподчинённые предложения в такой последовательности:

 1.

а) с параллельным подчинением;

 в) последовательным подчинением придаточных.

б) однородным подчинением;

2. Составьте схему каждого предложения

За правильное выполнение 1 части задания 1,5б

За правильное выполнение 2 части 3б

Предполагаемый ответ

1.а) Время путешествия нашего истекло, хотя мы успели пройти лишь половину того, что задумали.

2.в) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

3.б) Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил.

Задание для работы в группах (подготовка к ОГЭ)

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Свой ответ обоснуйте.

1. Самолёт пролетает в облаках сквозь водяные капли, каждая из которых настолько холодная, что от соприкосновения с металлом превращается в лёд. (Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) -подчинением придаточных).

 2)Собирать плоды и ягоды следует в сухую погоду, потому что, сорванные в жаркую погоду, они быстро вянут, так как содержат меньше сока. (Предложение 2 сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.) *

3) Первый зодчий возвёл только первый этаж, когда же обнаружил, что здание откликается по вертикали на четыре сантиметра, сбежал. (Предложение 3 сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.)

4)Когда случалось неприятное, караульные зажигали костёр, чтобы крепость готовилась к осаде. (Предложение 4 сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.)+

5) Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. (Предложение сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных). 6) Русский язык так богат, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (Предложение  сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.)

Выступление от группы -1б

По 2б за каждый правильно выбранный и обоснованный вариант

Предполагаемый ответ

2, 4,5

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Выполнить 1 часть упр.167.

Подведение итогов

Определение достигнутых целей урока.

-Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Сделайте вывод, достигли мы цели или нет?

Самооценка. Рефлексия самооценки

_ Арбитры, подведите итог, какая группа была самой активной, кому можно добавить поощрительные баллы?

-Подсчитайте общее количество набранных баллов. Соотнесите его с заявкой на оценку и определите, на какую оценку вы можете претендовать?

Ученики, названные арбитрами, ставят себе ещё баллы.

Каждый ученик определяет суммарное количество баллов, учитывая баллы, полученные за устные ответы и письменные работы

Домашнее задание

1.Упр.167, часть 2

2.ОГЭ, тестовое задание №2 (найти задание, соответствующее теме нашего урока и проанализировать.

Экран активности групп

1 группа

2 группа

3 группа

Обсуждение  1задания

Обсуждение 2 задания

Обсуждение 3 задания

Поощрительные баллы

Всего

Активность членов группы №1(таблица для арбитров)

ФИО

Практические задания

Устная работа

Поощрительные баллы

Итого

1

2

3

Вопрос-понятие

Вопрос-суждение

Определение понятия

Суждение на сравнение понятий

умозаключение

Лист индивидуальных достижений обучаемых на уроке

ФИО _____________________Класс______________Дата___________________Оценка

Тема урока

Индивидуальный труд

Устные ответы

Поощрительные баллы

Всего

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Вопрос-понятие

Вопрос-суждение

Определение понятия

Суждение на сравнение понятий

Умозаключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Сценарий урока открытия новых знаний, математика 5 класс, тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"

В документе содержится примерный сценарий урока, разработанный в соответствии с элементами этапов урока открытия новых знаний....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Контроль знаний обучающихся по темам "Характеристика предложения" и "Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными", построенный на письмах Э. Асадова.

Предлагаемый материал содержит 4 варианта карточек с заданием А10 ЕГЭ и 3 варианта с заданием В6 ЕГЭ и В8 ГИА. Все предложения для анализа взяты из писем поэта Эдуарда Асадова читателям....

Тема урока: « Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».Урок русского языка в 9 классе.

"Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении с однородным подчинением" как элемент подготовки к ОГЭ....

Презентация по русскому языку по теме "Урок развития речи. Описание комнаты".6 класс.

Данная презентация подготовлена по учебнику "Русский язык 6 класс". Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Включает выполнение упражнений,заданий, словарной работы и плана....

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...