Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места" (9 класс)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Шестакова Наталья Анатольевна

Это урок изучения нового материала по теме СПП с придаточными обстоятельственными места разработан в соответствии с программой и учебником С. И. Львовой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_var.docx175.98 КБ
Файл spp_s_pridatochnymi_mesta.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 9 Б  

Дата урока 19.12.2016  

Место урока в учебном плане: 5-й урок в разделе СПП

Тема учебного занятия: Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

  1. Познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными места;
  2. Научить учащихся:

а) находить СПП с придаточными места, знать, на какие вопросы они отвечают;

б) отличать СПП с придаточными места от СПП с придаточными, внешне сходными с ними.

  1. Развивать у учащихся внимательность, совершенствовать пунктуационные навыки;
  2. Воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя разнообразный по форме и содержанию дидактический  материал

Анализ:

  1. Что удалось сделать_______________________________________________________________

  1. Что не получилось_________________________________________________________________

  1. Над какими моментами следует ещё поработать_______________________________________

  1. Организационный момент. Настрой на работу                               Слайд 2

  1. Повторение изученного. Цифровой диктант.                                         Слайд 3

Запишите номера предложений в 2 столбика: 1 – с придаточными определительными

                                                                               2 – с придаточными изъяснительными

Проверка: Определительные: 2, 3, 7, 8, 9, 10

                   Изъяснительные:   1, 4, 5

                   5 – сложносочинённое предложение

  1. Синтаксический разбор предложения                                          Слайд 4

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром 

Разбор СПП с придаточным изъяснительным

Вопросы:

  1. Какой вид сложного предложения используется в этом отрывке стихотворения Н. Рубцова? На какие вопросы отвечают придаточные? Какое средство связи использовано?
  2. Каких второстепенных членов предложения больше всего в придаточных?
  3. К какому типу относятся эти обстоятельства? Как определить типы обстоятельств?

III. Переход к новой теме.

У: Мы при разборе СПП предложения отмечали, что главная часть всегда имеет смысловую неполноту, которая дополняется придаточной частью. В СПП с придаточными определительными и изъяснительными эти части заменяют недостающие дополнения и определения. А какой ещё член предложения может восполняться придаточной частью? (обстоятельство). Итак,  мы переходим к изучению Придаточных обстоятельственных.

Какие виды обстоятельств вы знаете?                                                Слайд 5

места

времени

сравнения

Образа действия, меры и степени

цели

условия

причины

следствия

уступки

Придаточные обстоятельственные делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении. Начнём изучение придаточных обстоятельственных с первой группы

Тема урока: Придаточные обстоятельственные места             Слайд 6

Вспомните ключевые вопросы, по которым мы определяли другие виды придаточных предложений:

  1. Где располагается придаточная часть?                                                               Слайд 7
  2. От чего зависит придаточное предложение?
  3. Какое значение имеет придаточное предложение и какие вопросы мы к нему задаём?
  4. Какими средствами присоединяется придаточное предложение?
  5. Есть ли указательные слова в главной части?

Давайте выполним упражнение 274 из нашего учебника и выясним основные признаки придаточных обстоятельственных места

(Запись в тетрадях предложений, их разбор и составление схем)

1)Где светлый ключ,/ спускаясь вниз по серым камням/, точит слёзы, ползут на чёрный кипарис гроздями

 пурпурные розы.(где —, /     /,=), [    =   — ]

2) Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая.

3) Ни в каком покровительстве сосна не нуждается, растёт там, где никто не может расти.

4) И куда ни взглянешь освежённым взором, отовсюду веет тишиною да простором

5) Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.

 далее -  заполнение таблицы:  матрица на столе у каждого                                        Слайд 8

Место придаточного

Вопросы к придаточному

От чего зависит придаточное

С помощью чего присоединяется

Есть ли указательные слова в гл. части

Перед главным

После главного в конце предложения

Внутри главного предложения.

Где?

Куда?

Откуда?

От всего предложения

От обстоятельства места, выраженного наречием места:

Всюду, везде, повсюду

Союзные слова: где,куда,откуда

Там

Туда

Оттуда

IV. Закрепление нового материала

  1. А сейчас потренируемся в конструировании СПП предложения с придаточным места. Конструирование СПП с придаточным места:

Работа в парах: на парте лежат наборы «Конструктор предложений». 

Составьте СПП с придаточным места, запишите и начертите линейную (горизонтальную схему)

У доски 2 учеников также выполняют это задание для самопроверки:

К – 1

  1. Высятся горные хребты, покрытые нетронутой тайгой.
  2. Расположено самое глубокое на земле озеро Байкал с его удивительно чистой и прозрачной водой.

К – 2

  1. Раскинулись благоустроенные коттеджи.
  2. Ещё недавно блестели на солнце седые камыши.

Карточка для самопроверки:                                                                                     Слайд 9

Там, где высятся горные хребты, покрытые нетронутой тайгой, расположено самое глубокое на земле озеро Байкал с его удивительно чистой и прозрачной водой.

Где ещё недавно блестели на солнце седые камыши, раскинулись благоустроенные коттеджи.

 

  1. Исследование: вопрос всегда ли союзное слово ГДЕ связывает придаточное места?

Запишем примеры из упражнения 278. По ходу записи выясняем виды придаточных.

  1. Меж гор, лежащих полукругом, пойдём туда, где ручеёк, ви-я-сь, бежит зелёным лугом к реке сквозь(предлог) липовый лесок. Придаточное места
  2. В безмолвный терем входит он, где дремлет чудным сном Людмила. Придаточное опред
  3. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. Прид. места
  4. [Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы], (где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель). прид. места
  1. Повест., невоск, слож, союзное, СПП с придаточным обст места; придаточное поясняет всё главное предложение и присоединяется с. сл ГДЕ
  2. 1) двусост., распр., полное, ослож. обособл приложением

2)двусост., распростр., неполное, ослож. однород сказ., обращением, вв. сл

  1. Умолк (глагол) аул, где беззаботно недавно слушали певца. придаточное опред
  2. Мой дом везде, где есть небесный свод. Прид. места
  3. Вчера я шёл по зале о-свещ-ённ-ой, где так давно встречались мы с тобой. придаточное опред
  4. Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово. прид. изъяс.
  5. На горах под метелями, где лишь( частица) ели одни вечно зелены, сел орёл в тень под елями. придаточное места

Вывод: 1, 3, 4, 6, 9 – обстоятельственные места

               2,5,7 – определительные

                  8 – изъяснительное

V. СР. упр. 276

    Составьте интеллект-карту по изученной сегодня теме (карту понятий)

VI. Итог урока. Ключевые вопросы урока                                                                     Слайд 10.

Проверьте, все ли вопросы нашли ответы в вашей карте понятий.

VI. Домашнее задание распечатано на карточках:

Вариант 1

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте скобками главное и придаточное предложения. Отметьте средство связи в СПП

  1. Алексей пополз туда где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.
  2. Куда река пошла там и русло будет.
  3.  Там где глаз не мог уже отличить в потёмках поле от неба ярко мерцал огонёк.
  4. Небо было там пурпурное тёплое и ласковое и манило туда где оно касалось краем зелени лугов.
  5. Иди куда влечёт тебя свободный ум.

Составьте схемы 1 и 2 предложений.

Вариант 2

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Укажите вид придаточного в последнем предложении.

Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения.

1.Протянулись верёвочкой гуси строгие старые в ч..рном один за другим все туда где исчезла таинственной тёмной точкой белая чайка. (М.М. Пришвин) 2. Иногда ветер пробегал по реке с н..зовьев из лесистых пространств оттуда где г..рело в осеннем небе спокойное и ещё жаркое солнце. 3. Сердце зам..рало от мысли что там куда струится эта река почти на двести километров только лес лес и нет никакого жилья. (К.Г. Паустовский) 4. Мой дом везде где есть небесный свод где только слышны звуки песен. 5. И через силу скач..т конь туда где свет..тся огонь. (М.Ю. Лермонтов) 6. Найти можно только там где есть что искать. 7. Где нет знаний там нет и смелости. 8. Куда река пошла там и русло будет. 9. Там счастье не диво где трудятся нелениво. 10. Где путь прямой там не езди по кривой. (Пословицы)

Дополнительное задание:

Выпишите слова с чередованием гласных в корне.

Укажите части речи выделенных слов, запишите их поморфемно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СПП с придаточными места Урок русского языка в 9 классе Разработан учителем русского языка и литературы высшей категории Шестаковой Натальей Анатольевной МБОУ СШ № 1 г. Данилов Ярославской области 2016 год

Слайд 2

Настрой на работу учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна

Слайд 3

Цифровой диктант Определительные: 2, 3, 7, 8, 9, 10 Изъяснительные: 1, 4, 5 6 – сложносочинённое предложение учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна

Слайд 4

Звезда полей! В минуты потр _ сений Я в_поминал как тихо за холмом Она г_рит над золотом осенн_м Она г_рит над зимн_м серебром… 1.Запишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. 2. Сделайте разбор предложения. 3. Начертите линейную схему сложного предложения. Синтаксический разбор предложения учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна

Слайд 5

Места Времени Сравнения Образа действия, меры и степени Ц ели Условия Причины С ледствия Уступки Типы обстоятельств учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна

Слайд 6

Придаточные обстоятельственные места

Слайд 7

Где располагается придаточная часть? От чего зависит придаточное предложение? Какое значение имеет придаточное предложение и какие вопросы мы к нему задаём? Какими средствами присоединяется придаточное предложение? Есть ли указательные слова в главной части? Вопросник учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна

Слайд 8

Перед главным, п осле главного в конце предложения, внутри главного предложения . Где? Куда? Откуда? От всего предложения; о т обстоятельства места, выраженного наречием: всюду , везде, повсюду Союзные слова: где, куда, откуда [ там ], (П ) туда оттуда Придаточные места учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна

Слайд 9

Там , где высятся горные хребты , покрытые нетронутой тайгой, расположено самое глубокое на земле озеро Байкал с его удивительно чистой и прозрачной водой. Где ещё недавно блестели на солнце седые камыши , раскинулись благоустроенные коттеджи. Карточка для самопроверки: учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна

Слайд 10

Где располагается придаточная часть? От чего зависит придаточное предложение? Какое значение имеет придаточное предложение и какие вопросы мы к нему задаём? Какими средствами присоединяется придаточное предложение? Есть ли указательные слова в главной части? Вопросник учитель русского языка и литературы Шестакова Наталья Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).

Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение  всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...

Дистанционный урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (11 класс)

Дистанционный урок   "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"      (11 класс)...

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...

Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места"

Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. На уроке приобретённые ранее умения и навыки, а именно: определение главного и придаточного, его местоположения по отношению к...

Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными 9 класс.

Разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" 9 класс. Урок построен по принципу создания фильма. В ходе урока использованы различные формы и методы раб...

Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными 9 класс.

Разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" 9 класс. Урок построен по принципу создания фильма. В ходе урока использованы различные формы и методы раб...