Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Газизова Гульнара Маратовна

Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. На уроке приобретённые ранее умения и навыки, а именно: определение главного и придаточного, его местоположения по отношению к главному, составление схем предложений – получили дальнейшее развитие, что необходимо для усвоения последующих тем, для повышения грамотности учащихся и для успешной сдачи ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места

Раздел: Сложные союзные предложения. Сложноподчинённые предложения. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Цели:

Познавательные:

  • Повторить опознавательные признаки СПП; проверить знания о СПП с придаточными определительными, изъяснительными
  • Познакомить с отличительными особенностями сложноподчинённых предложений с придаточными места (строение, средства связи, положение в СПП)
  • Научить опознавать СПП с придаточными места среди других СПП, внешне сходными с ними.

Развивающие:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся в целях подготовки к ОГЭ
  • Формировать умение и навыки работы с текстом
  • Развивать навыки монологической речи, умения формулировать и аргументировано отвечать на вопросы
  • Формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы
  • Развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность

Воспитательные:

  • Прививать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка
  • Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнениям других людей

Ожидаемый результат:

Обучающиеся должны уметь:

  • Распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными
  • Моделировать и употреблять в речи СПП разных видов
  • Характеризовать синтаксическую структуру СПП
  • Видеть СПП в художественном тексте.

Формы организации работы детей:

Фронтальная, групповая, индивидуальная, устная и письменная, демонстрация в форме презентации, решение проблемных вопросов, наблюдение.

Формы организации работы учителя:

Аналитическая беседа, эвристическая беседа, демонстрация слайдов

Тип учебного занятия:  

 урок формирования новых знаний и умений

Данный урок «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места» опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. На уроке приобретённые ранее умения и навыки, а именно: определение главного и придаточного, его местоположения по отношению к главному, составление схем предложений – получили дальнейшее развитие, что необходимо для усвоения последующих тем, для повышения грамотности учащихся и для успешной сдачи ОГЭ.

Основные методы обучения:

  1. По источнику знаний 
  • Словесные
  • Наглядные
  • практические
  1. По степени взаимодействия учителя и ученика
  • Изложение материала
  • Беседа
  • самостоятельная работа
  1. В зависимости от конкретных методических задач
  • подготовка к восприятию
  • объяснение
  • закрепление материала
  1. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе
  • объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • проблемный – проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации, частично-поисковый, исследовательский
  1. По характеру движения мысли от незнания к знанию – интеллектуальные и по степени активности учащихся 
  • Индуктивный
  • Дедуктивный
  • продуктивный
  1. Стимулирования и мотивации
  • познавательные – самоопределение учащимися личностно-значимой цели урока
  • групповая исследовательская деятельность
  • эмоциональные – создание ситуации успеха и взаимопомощи
  1. Контроля и самоконтроля 
  • устный – наблюдение
  • фронтальный опрос
  • письменный
  • самоконтроль – самооценка, взаимоконтроль, рефлексия
  1. По организации деятельности
  • Индивидуальные
  • фронтальные

Методические приёмы:

  • Сравнительные анализ предложения
  • Редактирование
  • Замена простых предложений синонимичными конструкциями СПП
  • Составление схем предложений и их характеристика
  • Наблюдение над смыслом СПП
  • Тестирование

Средства обучения:

Учебник русского языка для 9 класса, мультимедийная составляющая урока – презентация PowerPoint, раздаточный материал: тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, фрагмент художественного текста, таблица «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

Цель использования мультимедийного компонента – создание визуального ряда, который помогает учащимся актуализировать знания; решение проблемы наглядности материала на уроке; повышение мотивации учащихся к учению

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентаций, экран, мобильный класс.

Педагогическая технология     разноуровневого обучения с использованием ИКТ- технологии и элементов здоровьесберегающей технологии обучения.

Эпиграф:

Счастье только там, где любят нас, где верят нам.

М.Ю.Лермонтов

Структура и ход урока

  1. Организационный момент 

(Цель этапа: психологически подготовить учащихся к продуктивной деятельности на уроке).

Учитель приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. (Сядьте прямо, поднимите головы, улыбнитесь сегодняшнему дню и настройтесь на результативную работу).

Учащиеся настраиваются на предстоящую работу на уроке.

2. Этап актуализации первичного субъектного опыта учащихся. 

    (Цель этапа: проверить знания учащихся о сложных союзных предложениях).

Учитель: Давайте вспомним всё то, что мы изучали в течение нескольких уроков.

В: Какую общую тему мы изучаем?

В: Какие виды сложных предложений она включает? Восстановите схему, дополните её и прокомментируйте

 (1 ученик выходит к доске)

Сложное предложение

                                           Союзные                                                    Бессоюзные

Сложносочинённые              Сложноподчинённые

                                         

                                     Изъясн.          Определ.           Обстоят.

(Вопросы для комментария)

В: Чем отличается сложносочинённые предложения от сложносочинённых?

В: Как найти СПП?

В: Какие виды СПП мы уже знаем?

А наш сегодняшний урок мы начнём с анализа текста Виктора Петровича Астафьева 

В: Что вы знаете об этом писателе?

В: Какие произведения этого писателя вам известны?

(текст перед учащимися на партах и выводится на экран)

Текст В.П.Астафьева

  1. Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса.

(2) Он густел, расходился, и вскоре на протоке сделалось тесно от пузырьков, которые, не успев народиться, лопались и расходились кружками. (3) Дождь был так густ, что ветер не мог пробраться сквозь него и сконфуженно залёг в лесу.

(4) Мы заторопились и поплыли к островку, где был хвойный лес, окружённый со всех сторон покосами…

(5) А дождь прибавлял прыти. (6) Огромная чёрная туча поползла туда где была река и в одну минуту стало темно

Выполнение заданий по тексту

  1. Прочитайте выразительно текст
  2. Докажите, что перед нами текст. (Это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в единое целое единством темы, основной мыслью и с помощью различных языковых средств)
  3. Как можно озаглавить данный текст? Что отражает придуманное вами название: тему или основную мысль текста?
  4. Определите стиль и тип речи данного текста. Докажите свою точку зрения. (Художественный стиль, т.к. цель - нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать чувства автора. Употребляется в художественных произведениях; конкретность, образность, эмоциональность; слова в конкретном и переносном значении; эмоционально-оценочные слова)

       (учащиеся аргументируют свои ответы)

  1. Укажите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. (1, 4)
  2. Какое средство художественной выразительности использует В.Астафьев в данном тексте? (олицетворение). Докажите.
  3. Замените слово «прыти» из 5 предложения стилистически нейтральным синонимом. (силы, мощи)
  4. Замените словосочетание хвойный лес (Предложение 4), построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. (лес из хвои)

  1. Какие предложения по строению использованы в тексте? Какова роль сложныж предложений в тексте? (учащиеся отвечают). Типы каких придаточных использованы в СПП? (1 – обстоятельственное образа действия, 2 – определительные, 3 – образа действия, 4 – определительные, 6 – места)

Учитель: В тексте встретилось ещё одно сложное предложение. Найдите его.

Прочитайте это предложение. Какое значение оно несёт? (значение местоположения) 

По каким признакам вы определили, что данное предложение имеет придаточное места?

В: Для чего писатели часто используют СПП с придаточными места?

3. Этап формулирования целей и темы урока 

Отвечая на предыдущие вопросы, мы можем сформулировать тему нашего урока.

(Учащиеся формулируют - Сложноподчинённые предложения с придаточными места). Запишите тему урока в тетради.    

В: Что должны мы узнать сегодня на уроке, чему научиться, какие сформировать умения?

(Узнать отличительные особенности придаточных места – строение, средства связи, положение в СПП; научиться распознавать СПП с придаточными места среди других СПП; совершенствовать умения составлять схемы СПП)

 (учащиеся формулируют. Учитель корректирует формулировку тему и цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме. На доске ведётся соответствующая запись

4. Формирование новых знаний и умений 

 Выпишите из текста последнее предложение к себе в тетрадь, расставив недостающие знаки препинания.

(1 ученик у доски, остальные в тетрадях записывают это предложение на доску). С этим предложение мы будем работать в группах по следующей схеме. (выводится на слайде)

1 группа – определяет место придаточного

2 группа – указывают средства связи

3 группа – определить значение

4 группа -  подобрать вопрос

(Выступление представителей групп) Вспомогательные вопросы.

В: Выделите в этом предложении главное.

В: Поставьте вопрос к придаточному. Где находится придаточное по отношению к главному? (учащиеся формулируют)

В: Укажите, к чему относится придаточное.

В: Как присоединяется к главному предложению (союзом или союзным словом)? Какой вопрос можно задать? (Только союзными словами: Где? Куда? Откуда?)

В: Как отличить союзы от союзных слов? (Союзы не являются синтаксическими членами; к ним нельзя задать вопрос. Союзные слова являются членами придаточной части, т.к. они грамматически защищают словоформу – из главной части, к которой относятся; к союзным словам можно задать вопрос)

В: Чем являются союзные слова? (союзные слова выражены местоимёнными наречиями – где, куда, откуда – выполняют в придаточной части синтаксическую функцию обстоятельства и отвечают на вопросы обстоятельств).Почему слова «где?», «куда?», «откуда?» являются союзными словами?:

З: Составьте схему этого предложения.

З: Сделайте вывод о СПП с придаточными места, используя схему.

Учитель: Проверьте правильность своих выводов по учебнику стр. 57 – 58 (таблица).

Вывод: Таким образом, мы определили отличительные особенности придаточных места.

5. Динамическая пауза (Таблица В.Ф. Базарного) 

(Цель: Снять напряжение и усталость глаз. Учитель осуществляет визуальный контроль. Бодрым, весёлым голосом координирует движения обучающихся).

6 Закрепление изученного 

Учитель: Мы говорили о том, что средствами связи в СПП являются слова ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

   В связи с этим возникает Вопрос – проблема.

 

Всегда ли эти слова находятся в СПП с придаточными обстоятельственными места? Докажите. (учащиеся доказывают, формулируют, используя примеры из текста)

Всегда ли придаточные с этими союзными словами являются придаточными места?

I. ЗАДАНИЕ Учитель: А теперь обратите внимание на слайды. (Даны предложения) (3 ученика выходят к доске и чертят схемы этих предложений). Работа проводится в группах

  1. Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум. (А.С.Пушкин) – 1 группа
  2. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. (А.С.Пушкин) - 2 группа
  3. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня. (И.С.Тургенев) – 3 группа

4 группа делает выводы. Слова ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? могут находиться и в других придаточных СПП - в изъяснительном, в определительном, в обстоятельственном.

Вспомогательные вопросы

-Выделите в предложениях главную и придаточную части.

-Поставьте вопросы к придаточным и определите вид придаточных.

-С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями?

II. ЗАДАНИЕ Найдите предложения, в состав которых входит придаточное места.

  1. Мы отправились гулять туда, куда ходили не раз.
  2. Что написано пером, не вырубишь топором.
  3. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.
  4. Родина слышит, Родина знает, где в облаках её сын пролетает.
  5. И нищий наездник таится в ущелье, где Терек играет в свирепом веселье.

В: Какие предложения имеют сходное строение? Определите в них вид придаточных.

III. ЗАДАНИЕ Исследовательская работа 

Сопоставьте предложения и сделайте вывод.  

       1.  Там, в конце сада, росла берёза. (Там, где кончается сад, росла берёза)

  1. Далеко, почти у самого горизонта, темнели горы.
  2. На окраине города, за новыми домами, строится стадион.
  3. На дороге, у поворота к пристани, встретились друзья.

(Вывод: для указания места используются простые осложнённые предложения и сложные предложения)

IV. ЗАДАНИЕ (работа 1 группы)

Составьте предложения по данному началу (по продолжению предложений). (Проверка данной работы)

Он сказал, где….

Мы пошли туда, где….

Река, куда…

V. ЗАДАНИЕ (работа 2 группы)

Составьте сложные предложения, в которых слова где, куда, откуда присоединяли бы следующие придаточные предложения:

А) места

Б) определительное

В) изъяснительное

VI. ЗАДАНИЕ (работа 3 группы)

Составьте предложение по таким условиям.

-предложение состоит из 2-х частей

-части соединены союзным словом: откуда

-первая часть – главная, вторая – придаточная

-придаточная часть расположена внутри главной.

7. Самостоятельная работа (тренировочный тест).  Тест находится перед каждым учащимся на компьютере (и на парте)

1.Укажите неверное утверждение:

А) в сложноподчинённом предложении одна часть подчиняется другой;

Б) по значению сложноподчинённые предложения делятся на три группы;

В) сложноподчинённое предложение состоит из двух независимых предложений.

 

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

        

Ставя перед собой задачей карьеру или приобретательство, (1) человек испытывает больше огорчений, (2) а не радостей, (3) и рискует потерять всё. А что может потерять человек, (4) который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, (5) чтобы добро, (6) которое человек делает, (7) было бы внутренней потребностью, (8) шло от умного сердца, (9) а не от головы.

3. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.

А) Чтобы увидеть море, надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. (К.Паустовский)

Б) Когда творишь добро сам испытываешь некоторое радостное удовлетворение, и законную гордость, сопутствующую чистой совести. (М.Монтень)

В) Когда включили свет, комната оказалась большой и нарядной.

        

4.Определите вид придаточного в предложении.

В стороне от дороги, где от павших коней поднимался ещё лёгкий парок, немедленно накапливались кучки солдат.

5.Укажите правильные ответы

А) Придаточные места отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Б) Придаточные места присоединяются к главному с помощью 3 средств: союзов, союзных слов, частицы ЛИ, употреблённой в значении союза

В) Придаточные места присоединяется к главному вопросами ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

Г) Придаточные места относятся к именам существительным

Д) Придаточные могут занимать любую позицию по отношению к главному

Е) Придаточные занимают место после главного предложения или в его середине.

6. Выберите правильный ответ. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным места (запятые не расставлены)

А) Чуть – чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко.

Б) Дождик застал нас когда мы уже повернули в берёзовую рощу.

В) Куда сердце летит туда и око глядит.

Г) Осёл останется ослом даже если нагрузить его золотом.

Д) Командир первой роты спросил где кормить солдат.

Самооценка своей деятельности.

За 7 правильных ответов – оценка «5»

За 6 правильных ответов – оценка «4»

За 5 – 4 правильных ответа – оценка «3»

9.Подведение итогов. Рефлексия 

На этом мы закончим сегодняшний урок.

  • Удалось ли нам достичь поставленных целей урока? (Что обозначает? Где находится? Способы нахождения придаточного места в СПП?)
  • Чему научились на уроке?
  • Какие задания понравились?
  • Над чем урок заставил задуматься? На какие размышления навёл?

Ответьте на вопрос СПП, записав его в тетрадь

В: На доске были записаны эпиграфы. Согласны ли вы с этим утверждением? Как они связаны с темой нашего урока? Почему?

9. Домашнее задание

  1. группа - составить связный рассказ на лингвистическую тему «Придаточные предложения места»

       (4-5 предложений).

  1. группа – определить вид придаточных
  2. группа -  расставить запятые в предложениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).

Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение  всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...

Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места" (9 класс)

Это урок изучения нового материала по теме СПП с придаточными обстоятельственными места разработан в соответствии с программой и учебником С. И. Львовой....

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...