Проект урока по русском у языку для 9 класса "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Дворниченко Екатерина Николаевна

Это урок объяснения нового материала. Он в системе уроков поможет подготовить девятиклассников в итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_spp_s_pridatochnym_izyasnitelnym.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока в 9 классе

«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием «Сложноподчиненное предложения с придаточным изъяснительным»;
  • познакомить девятиклассников с причинно-следственными связями между сложноподчиненными предложениями;
  • развивать умение находить сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в тексте;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • прививать любовь к русскому языку и литературе.

Ход урока.

1. Организационный момент

2.Сообщение темы урока

(Обучающиеся, не записывая тему урока, работают с учителем. Они поэтапно выполняют задания, постепенно выводя тему урока)

3.Объяснение материала

- Посмотрите на записанные словосочетания. Запишите их, вставив пропущенные буквы, определите вид словосочетаний.

РАССЧИТЫВАТЬСЯ С КРЕДИТОРАМИ

ДОБИРАЮТСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ

- Какие виды орфограмм ( правила) вам надо было вспомнить для выполнения этого задания?

Давайте составим с этими словосочетаниями предложения с подчинительными союзами.

Например, « Я подумал, что в ближайшее время необходимо рассчитаться с кредиторами».

        Вы сказали, что общественным транспортом добираться будет проще.

- Запишите составленные предложения.

- Задайте вопрос от главного предложения придаточному.

- Какие вопросы были заданы?

- Как называются придаточные предложения, к которым ставятся вопросы косвенных падежей?

- Запишите тему урока на пропущенной строке.

- Давайте поставим цели для себя на этот урок.

  • (раскрыть понятие «Сложноподчиненное предложения с придаточным изъяснительным»;
  • определить союзы и союзные слова, с помощью которых придаточная часть соединяется с главной;
  • учиться находить причинно-следственные связи между сложноподчиненными предложениями;
  • развивать умение находить сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в тексте.)

- От каких слов мы задаем вопросы к придаточным изъяснительным?

- А теперь прочитаем о СПП с придаточными изъяснительными в учебнике.

( учащиеся читают текст учебника про себя).

- Что нового вы узнали?

- С помощью каких союзов присоединяются к главному придаточные изъяснительные?

4. Закрепление материала.

        - Составьте из простых предложений сложные, чтобы смысл предложений не изменился, запишите, поставив вопрос к придаточному предложению.

Мы говорили о предстоящих экзаменах. ( Мы говорили о том, что скоро предстоят экзамены)

Мы посчитали верным ответ одноклассника. ( Мы посчитали, что одноклассник ответил верно)

Они с удовольствием думали о будущих выходных днях. ( Они думали с удовольствием, что  скоро выходные)

Родственники радовались новорожденному. ( Родственники радовались, что родился малыш)

        -  Выберите из написанных на доске предложений СПП с придаточным изъяснительным. Запишите их.

Лис хочет узнать у Маленького принца, как живут на другой планете.

Оно означает: создать узы.

« Я во что бы то ни стало хочу найти людей,» - сказал Маленький принц.

Лис хочет, чтобы у него появился друг.

- Найдите предложение с фразеологизмом. Перестройте его в СПП с придаточным изъяснительным

        ( Вот именно... Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе - тоже. Я для тебя всего только Лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.«Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери.)

( Лис предложил Маленькому Принцу, чтобы были созданы узы дружбы между ними)

Переделайте предложение с прямой речью в СПП с придаточным изъяснительным.

(Маленький принц сказал, что хочет во что бы то ни стало найти друзей.)

- Самостоятельная работа( учащиеся выполняют упражнение 118 или работают по карточкам) ?

5. Подведение итогов урока.

- Как мы отличим СПП с придаточным изъяснительным от других СПП?

6. Домашнее задание.

        Пр.23, упр.120


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"

Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest....

Урок русского языка в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительным и определительным» (конспект, презентация, проверочный тест)

Цели урока:научиться  различать СПП с придаточными изъяснительным и определительными  и производить их синонимическую замену;закрепить умения  правильно расставлять знаки препинания и с...

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Данный урок может применяться при изучении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными. Урок богат разными формами и методами обучения....

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным"

Цель:Обучающие:познакомить учащихся с  сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным учиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:определить к че...

Конспект урока для 9 класса по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

         Дата проведения урока  6  декабря 2012 года. Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них. Замысел занятия реали...