Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Острожная Елена Викторовна

Методическая разработка урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" , 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  русского языка в 9 классе

Слайд  № 1

Тема «Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным».

Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными.

Задачи:

Обучающие:

1) находить придаточные определительные в СПП по характерным признакам, правильно употреблять такой вид СПП в речи;

2) расставлять знаки препинания в СПП с придаточным определительным;

3)составлять схемы СПП с придаточным определительным;

Развивающие:

4) развивать навыки речевых умений ;

5)систематизировать полученные знания, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;

6) формировать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, находить оптимальные решения;

Воспитательные:

7) воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка;

8) воспитывать творческую инициативу, стремление к поиску, сотрудничеству.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Объявление темы и целей урока. Запись в тетради.

2.Проверка домашнего задания.

Слайд №2

  1. Орфографическая работа (повторим задание 5 ОГЭ)

 Пр… встать, пр….клеить, пр…длинный, пр…красный, пр…творить(дверь), пр…давать (друга), пр..градить, бе…шумный, …делать, и…править (ошибку), бе..цветный, и…бегать, …бросить, ра…дать, на…ломить, п…терять, о…гадать, по…твердить, с…скочить.

Актуальность знаний. Вопрос – ответ.

      На каждой парте лежит распечатка задания, внимательно прочитайте утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте «+», не согласны – 0.

1.СПП состоит из главного и придаточного (-ых) предложения (-ий).

2.Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.

3.Части СПП соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.

4.Части СПП равноправны.

5.Союзное слово не является членом предложения.

6.Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.

7.Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.

8. В СПП может быть несколько придаточных предложений.

Слайд № 3     Правильные ответы.+0+00+++ (проводится в форме взаимопроверки).

                       Оценивание : 8 баллов «5»,7-6 баллов «4», 5 баллов «3».

3. Объяснение нового материала.

Слайд №  4

Учитель: Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы: изъяснительные, определительные и обстоятельственные. Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточных определительных.

Слайд № 5

Учитель:  Давайте обратимся к тексту. 

     1. В каждом времени года великий русский композитор Пётр Иванович Чайковский находил свою прелесть. 2.Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших жёлтых листьев и поискать под берёзами и елями белые грибы. 3. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый, мелкий дождик. 4.Настроение и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. 5.Слушая её, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

(Из периодической печати)

1.Работа с текстом:

  • О ком  говорится в тексте? Определите тему текста. (Говорится о великом композиторе).
  • Определите основную мысль текста. (Чайковский любил осень и сумел передать любовь к ней в своей музыке).
  • Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишите его в тетрадь.

(комментированное письмо)

5.Слушая её, мы  проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным).

  • Обозначьте графически главную и придаточную части.
  • Чем осложнена главная часть предложения? (деепричастным оборотом)
  • Начертите схему сложного предложения.
  • Задайте вопрос к придаточной части. Какой частью речи выражено слово, от которого задаем вопрос к придаточному предложению? (От слова «природа», это существительное) .
  • Определите вид придаточного предложения.
  • Найдите СПП в тексте. Проанализируйте и постройте схемы этих предложений.

Слайд №6      2.Он любил ясные осенние дни, (какие?) когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших жёлтых листьев и поискать под берёзами и елями белые грибы.

3.Ему нравилась и холодная осенняя пора, (какая?) когда подолгу моросит частый, мелкий дождик.

4.Настроение и чувства, (какие?) что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке.

Вывод: Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, от него задаётся вопрос, всегда стоят после него.

2.Работа с учебником с.45 (местоимённо- определительные придаточные).

Учитель: Объясните,  в  чём  отличие местоимённо - определительных от собственно - определительных придаточных (они относятся к местоимениям тот, всё, все, каждый и др., употреблённым в значении существительного и могут стоять перед определяемым словом).

4. Закрепление материала

  1. (1 вариант) Выполнение упр. 94. 
  2. (2 вариант)   Выполнение упр. 93   

Учитель:  проверьте выполненное задание и найдите ошибки, если они есть.

Слайд № 7           (для проверки   упр. 93, упр.94)

                                    Работа в парах
Слайд № 8                                     

1. И нищий наездник томится в ущелье,

1. как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Наступила минута,

2. что слоны в диковинку у нас.

3. В ясный день вы увидите,

3. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Известно,

4. и в саду было холодно.

5. Солнце ещё не успело подняться,

5. когда я почувствовал огромную усталость.

Слайд № 9   

Задание: соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее? Докажите. (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4).     5-4 (ССП).

Вопросы классу:

Какие предложения из таблицы относятся к теме сегодняшнего урока? Запишите их в тетради, составьте схемы этих предложений.

Слайд № 10 (1-3) И нищий наездник томится в ущелье, (каком?) где Терек играет в свирепом веселье.    (Придаточное определительное).                                                  

(2-5) Наступила минута, (какая?) когда я почувствовал огромную усталость.  (Придаточное определительное).                                                                

- Можно ли в них поменять местами главное и придаточное предложения? Почему? Докажите.

- Каким образом можно проверить, что перед вами именно придаточные определительные? (По вопросу от главного к придаточному – какой?)

5.Самостоятельная работа.

    Выполнение индивидуальных заданий на карточках.  

Слайд № 11, 12 (проверка)

1 вариант, 2 вариант, 3 вариант, 4 вариант, 5 вариант,

6.Практическая часть.

- Объяснительный диктант 

Запись предложений под диктовку и их анализ (определение главного и придаточного предложений, постановка вопроса, выделение средств связи, определение синтаксической роли союзных слов), составление схемы предложения.

1.Слева за мандариновыми кустами начинался сад в котором р...сли груши инжир и гранатовое дерево усеянное пунцовыми илотами

2.Я взбежал по маленькой ле(с,ст)нице которая вела в светлицу и в первый раз (от)роду вошел в комнату Марьи Ивановны.

     3.К полудню мы вышли к той реч..ке где заранее условились (с,з)делать привал.

Решение типовых заданий ОГЭ. Задание 12.

Слайд № 13 

Задание: в приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения, связанными подчинительной связью. (Придаточные определительные).

Комната, (1) в которую вступил Иван Иванович, (2) была совершенно пуста. Давайте помечтаем, (3) например, (4) о той жизни , (5) какая будет после нас, (6) лет через двести-триста. Потоки дождя, (7) которые без перерыва стучали в окна, (8) скатывались с низкой голландской  кровли.

Слайд № 14    Ответ: 12567

7. Рефлексия и подведение итогов урока.  (Работа в парах)

Слайд № 15   

- Что нового вы узнали на уроке о придаточном предложении ответите,

заполнив  графическую модель – схему в виде цветка  с опорой на вопросы первой колонки.

(Каждый учащийся, отвечая на вопросы, заполняет лепестки модели цветка).

1.Вид придаточного предложения?                                           1.Определительное

  1. 2.На какой вопрос отвечает придаточное предложение ?

2.Какой?

  1. 3.К чему прикрепляется придаточное в главном?

3.К существительному

  1. 4.Средства связи?

4.Союзные слова (который, что, где, куда, откуда,  и др.)

  1. 5.Есть ли указательные слова?

5.(Тот, такой, те, то и другие)

  1. 6.Позиция придаточного по отношению к главному предложению?

6. (Всегда после определяемого слова)

  1. 7.Схема или пример предложения.

7.ук. слово+ сущест. (союзное слово который, куда, где, что…)

- Поставьте себе оценку за работу на уроке.

  • Какие задания были интересны?
  • Какие трудности были?

- Выставление учителем оценок за урок.

  1. Домашнее задание.

Слайд № 16

   

1 уровень.  Составить 7-8 СПП с придаточными определительными, начертить  схемы предложений на тему «Осень»

2 уровень.  Придумать текст 7-10 предложений на тему «Осень», включив в текст 3-4 СПП с придаточными определительными.

Приложение

Самостоятельная работа.

    Выполнение индивидуальных заданий на карточках.  

1 вариант. Расставьте знаки препинания, выделите главные слова и средства связи, напишите вопрос.

1. Мать открыла ему дверь и всё так же ласково улыбаясь провела в комнату в которой сидела бабушка (Ф. Искандер). 2. Море тихо вторило началу одной из древних легенд которые может быть создались на его берегах (Максим Горький). 3. Спасти её должен был конечно же прекрасный принц который непременно появится в самую трагическую минуту и непременно под алыми парусами (М. Юденич).

_____________________________________________________________________

2 вариант.  Расставьте знаки препинания, выделите главные слова и средства связи, напишите вопрос.

1.Окна её комнаты выходили в улицу-ущелье дном которого оказалась мерцающая кварцевыми слитками вода канала. 2. Опять заговорили жалобно перебивая друг друга колокола соседних церквей. Им с Сан-Марко отвечал ровный гул на фоне которого всплескивали верхние колокола. 3. В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света верхний угол которой касался края зеркального шкафа. 4. Она увидела парадное соседнего дома ступени которого уходили прямо в воду.

3 вариант. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части, начертить схемы предложений.

1. Давно уже поспела п..левая клубника лакомит..ся которой нам позв..ляли (в)доволь. (Аксаков.)

2. Грош(?) цена человеку который (не) может сл..мить дурной привыч ки.

3. И боль что скворч..нком стучала в виске стиха..т стиха..т.

4 вариант. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части. Начертить схемы предложений.

1.Я взбежал по маленькой ле(с,ст)нице которая вела в светлицу и в первый раз (от)роду вошел в комнату Марьи Ивановны. (Пушкин).

2.Я пр_казал ехать на (не)знакомый предмет который тот(час) и стал подвига(т,ть)ся нам (на)встречу. (Пушкин)

3.За равниной тянется черная пашня, над которой пестрят не то грачи, не то галки. (Чехов).

5 вариант. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части, начертить схемы предложений.

1.К полудню мы вышли к той реч..ке где заранее условились (с,з)делать привал.

2.Из лесного оврага на дне которого б..жал маленький роднич..к, неслось в..ркование диких голубей.

3.Я ост_новился в гости(н,нн)ице где ост_навливались все проезжие. (Лермонтов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"

Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...

конспект урока по теме " СПП с придаточным определительным" и презентация к нему

Цель  урока познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Растем патриотами России» (Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными)

Цели урока:Обучающая: дать понятие о СПП с придаточными определительными.Развивающая: формировать умения находить придаточные определительные в составе сложноподчинённого предложения; правильно расста...

Разработка урока русского языка "СПП с придаточным определительным"

Цели урока: Дать понятие о СПП с придаточными  определительными.Развивать орфографическую и пунктационную зоркость.Формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, опре...

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...

Конспект урока по теме: "СПП с придаточным определительным "

Цели урока: (Слайд 2)Дать понятие о СПП с придаточными  определительными.Развивать орфографическую и пунктационную зоркость.Формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, ...