Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи", 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи", 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 90_sp_s_raznymi_vidami_svyazi.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

План занятия № 90 по дисциплине «Русский язык» в 9 классе

Тема занятия: Сложные предложения с разными видами связи (продолжение)

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид занятия: беседа, работа с учебником.

Методы обучения: объяснение учителя, работа с учебником.

Класс

Дата

Цели:

а) образовательные:

– углубить представления о структуре сложных предложений с разными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; прививать навыки анализа текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

развивающие:

– развивать интеллектуальную сферу, память;

– формировать умение характеризовать предложение;

– развивать речь учеников;

в) воспитательные:

– воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к родному языку;

– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;

 способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся.

Оборудование: учебник.

Ход занятия:

I. Организационный момент (1 – 2 мин.)

Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.

II. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).

Сегодня мы изучим тему «Сложные предложения с разными видами связи». Наша задача –  углубить представления о структуре сложных предложений с разными видами связи; развивать умение схематически представлять предложение; прививать навыки анализа текста; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

III. Проверка знаний учеников (8 – 10   мин.)

1. Лингвистическая разминка.

1.1. Найдите словосочетания со связью «управление»:

а) доволен успехами, б) управлять автомобилем, в) читать лежа, г) характерные черты, д) стена из кирпича. (а, б, д)

1.2. Найдите нарушения в употреблении предлогов с существительными:

а) по истечении срока, б) благодаря ходатайства, в) согласно расписания, г) по прибытию поезда, д) вопреки всему. (a в, г)

2. Проверка домашнего задания.

IV. Подведение итогов проверки (1 мин.)

V. Изложение нового материала (35 – 40 мин.)

1. Работа с учебником.

1.1. Закрепление пунктуационных правил: упражнение 215 (устно).

2.2. Выполнение схем предложений: упражнение 216.

2. Анализ газетного текста.

Рассмотрим небольшую заметку с точки зрения синтаксиса и стиля (газета «Спорт-Экспресс», 30 июля 2004 г.):

Китаец кинул японцев

Ну, не любят в Китае японцев, что поделаешь! Китайские фанаты отчаянно освистывали гостей из Страны восходящего солнца на протяжении всего их матча с Таиландом на Кубке Азии –   не помогло: подопечные знаменитого бразильца Зико победили со счетом 4:1 и вышли в четвертьфинал. Во время игры китайцы забрасывали сектора с японскими болельщиками петардами, а после матча окружили автобус сборной Японии. Напуганный водитель (тоже, понятно, китаец), несмотря на протесты Зико, рванул с места, так и не дождавшись двух игроков. За брошенными во враждебном окружении Сунсуке Накамурой и Ясухито Эндо пришлось высылать отдельную машину. А японская федерация направила организаторам турнира официальный протест.

(101 слово.)

Примечание. Можно начать работу с заметкой, продиктовав ее, а можно раздать заранее распечатанные тексты. Выбор заметки может быть произвольным, важно, чтобы она была небольшой и «живой», то есть отражала сегодняшнюю речь и современные проблемы, была интересна школьникам.

Задания по тексту можно поделить: одна группа анализирует лексику, другая строение предложений, третья – стиль и т.д. На подготовку ответов достаточно 4 – 5 минут, затем заслушиваются сообщения представителей каждой группы. Можно ограничиться синтаксическим анализом, а остальную работу перенести на дом.

Следует отметить признаки публицистического стиля, особенности газетной заметки:

1) она актуальна, отражает интересы широкой группы населения – болельщиков, лаконична, понятна, доступна; обращена к читателям, отвечает на их негативную реакцию на поведение фанатов во время и после матча (первая фраза).

2) Текст эмоционален: об этом свидетельствуют риторические приемы (восклицательная интонация, косвенное обращение), оценочная, экспрессивная лексика («отчаянно освистывали», «напуганный», «рванул», «во враждебном окружении»).

3) Кроме того, в заметке очевидно смешение стилей: разговорного, с одной стороны (заголовок «Китаец кинул японцев»; «Ну, не любят в Китае японцев, что поделаешь!», «фанаты», «освистывали», «тоже, понятно, китаец», «рванул»), и публицистического, с другой (стереотипные выражения: «гостей из Страны восходящего солнца», «направила организаторам турнира официальный протест»). Обратим внимание на каламбур, построенный на двойном толковании заголовка: «кинул»  – на сленге означает «обманул», «подвел в трудной ситуации» это же слово в контексте заметки означает «бросил на произвол судьбы» имеет прямой смысл (испугавшийся водитель уехал с места событий, ставив двух игроков среди разбушевавшихся фанатов).

4) С точки зрения синтаксиса интересно второе предложение. Его схема: [ ] – [ ]: []. Предложение с бессоюзной связью. Второе предложение имеет значение следствия по отношению к первому. Третье предложение раскрывает содержание второго, перед двоеточием можно вставить «а именно». Отметим также парцелляцию, логически выделяющую последнее предложение (по структуре оно является продолжением предыдущего; а прием парцелляции – особого членения предложений – акцентирует внимание на последствиях инцидента – дает оценку происшедшему.

3. Словарная работа

Выписать в рабочий словарь слова в рамках: систематически, регулярно, планомерно, силуэт, прогноз, прогнозирование. Выяснить, к какой лексической группе относятся первые три слова (синонимы). Разобрать слова по составу.

VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала (1 – 2 мин.)

Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.

Сегодня на уроке

Повторили… 

Узнали… 

Учились… 

Наблюдали… 

Познакомились…

Сделали вывод…

Кроме этого…

VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.)

VIII. Задание для самостоятельной работы ученико во внеурочное время (1 – 2 мин.)

1. Упр. 217.

IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию

1. Русский язык: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др. – М.: Просвещение, 2009. – 6 изд-е. – 206 с.

Подпись преподавателя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".

Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...

Урок русского языка в 9 классе « Сложное предложение с разными видами связи».

Урок обобщения и закрепления знаний о сложных предложениях с разными видами связей....

Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с разными видами связи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР (9 класс)...

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...

Урок-практикум «Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация в СП с разными видами связи» в 11 классе.

Цели урока:-систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить ...