Конспект урока русского языка "Правописание производных предлогов" (7 класс) и презентация к нему
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Разработка включает конспект урока русского языка в 7 классе по теме  "Правописание производных предлогов" и презентацию к нему. Занятие нацелено на отработку навыка распознавания предлогов в тексте, их правописания и умения разграничивать предлоги и омонимичные части речи.На уроке представлены разные формы работы с классом: фронтальный опрос, работа в парах, группах. Для проверки уже имеющихся знаний о предлоге учащимся предложен тест с взаимопроверкой, также на уроке есть возможность для развития творческих способностей детей: собрать рассыпанные слова в предложения (задание "Помоги наборщику"), составить собственный текст с включением предлогов. Завершается урок рефлексией и собственной оценкой ребенка за работу на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_predlogov_7_klass.docx21.99 КБ
Файл pravopisanie_predlogov_7_klass.pptx454.41 КБ

Предварительный просмотр:

Каргу Наталья Эйновна,

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 456

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Конспект урока русского языка

Класс – 7

УМК – Бунеев Р.Н. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс

Профиль – общеобразовательный (4 часа в неделю)

Тема урока «Правописание производных предлогов»

Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (карточки)

Цель урока: закрепить навык правописания производных предлогов

Задачи урока:

1.Образователные: систематизировать знания о предлоге; отрабатывать навык правописания предлогов.

2.Развивающие: способствовать развитию навыка нахождения производных предлогов в тексте, разграничения производных предлогов и омонимичных частей речи; развивать навык самостоятельного составления текста с использованием производных предлогов.

3.Воспитательные: содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.

Ход урока

Приветствие.

Оформление классной работы.

Откройте тетради, оформите сегодняшнюю классную работу. Третью строчку пока пропускаем.

Орфографическая разминка

Учитель говорит толкование значения слова, учащиеся записывают слова в столбик (2 человека работают у доски). Все слова начинаются на П.

  1. Премьера – первое представление спектакля, фильма, цирковой программы;
  2. Преступник – человек, совершивший общественно опасное действие, нарушающее закон;
  3. Пригород – населенный пункт, примыкающий к большому городу;
  4. Прибой – набегающие на берег морские волны;
  5. Преподаватель – специалист, который обучает, сообщает, передает сведения по какому-либо учебному предмету;
  6. Привилегия – преимущественное право, льгота;
  7. Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни;
  8. Предлог – служебная часть речи.

Дополнительное задание: в соседний столбик записать слова  -   1 вариант –  2 слова с разными значениями приставки ПРЕ-; 2 вариант – с разными значениями приставки ПРИ-.

Среди записанных слов нам встретилось слово, называющее ту часть речи, которую мы сейчас изучаем – ПРЕДЛОГ.

Тест (Слайд 2)

Давайте проверим себя и убедимся, что мы уже немало знаем о предлоге. Итак, вам предлагается справиться с тестом. (тест на слайде)

Теперь обменяйтесь тетрадями, давайте оценим работу друг друга. Ключ к тесту на слайде. (Слайд 3) Кто справился на «5», на «4», на «3» - ?

Определение понятия «предлог».

Выполняя задание, вам пришлось вспомнить некоторые теоретические сведения об этой части речи. Дайте определение – что такое предлог.

Формулировка темы урока, постановка задач

Ну а теперь пора сформулировать тему сегодняшнего урока.

На доске записаны ключевые слова урока (слайд 4):

Текст, предлог, производный, омонимы

- Продолжите список ключевых слов и сформулируйте задачи урока развития умений.(Дети продолжают: непроизводный, правописание, слитно, раздельно, через дефис). Запишите тему урока на 3 строчке «Правописание производных предлогов» (слайд 5)

Итак, на прошлом уроке мы узнали правила написания производных предлогов, сегодня нам предстоит закрепить свои знания. Фронтальный опрос

- Назовите предлоги, которые пишутся через дефис (из-за, из-под, по-над, по-за)

- Назовите производные предлоги, в которых на конце пишется буква Е (в течение, в продолжение, вследствие, в заключение, наподобие)

- Назовите предлоги, которые пишутся слитно (вследствие, насчет, ввиду, наподобие, вроде, несмотря на)

Первое задание на развитие умения отличать производный предлог от омонимичной части речи мы будем выполнять в парах. Разделите страницу на 2 части вертикальной чертой, подпишите колонки: «Предлог», «Другая часть речи» (слайд 6). Выходите по 2 человека (соседи по парте). Один заполняет левую колонку, другой – правую.  При этом вы должны убедить нас в правильности своего примера, обозначить орфограммы.

Я называю слово, вы составляете с ним словосочетание.

В течение

Насчет

В продолжение

Вследствие

Несмотря на

А теперь откройте учебники и из упражнения 339 выпишите предложение с предлогом, который нам не встретился.(в заключение – предложение 7). Куда мы запишем это предложение? А теперь найдите ему пару. Предложение 10. Запишите. Прокомментируйте орфограммы.

Найдите предложение, в котором выделенное слово надо отличать от предлога ВСЛЕДСТВИЕ. Прочитайте предложение 6. Какой частью речи является выделенное слово впоследствии, что мы должны знать о его написании?

Сейчас я хочу предложить вам другое задание. (Слайд 7) Называется оно «Помогите наборщику!» Он рассыпал слова в предложении. Собирая рассыпанные слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы.

 (1 предложение выполняем все вместе.)

1) Артур Конан Дойл, о, английский, рассказал, чем, вот, писатель.

2) Поколений, легенда, нескольких, о, (в)продолжени… , страшной, Баскервилей, в, собаке, роду, сохранялась.

3) Баскервилей, долгого, страшное, наводило, замка, (в)течени…, на, ужас, чудовище, времени, обитателей.

4) Ним, сэр, с, Генри Баскервиль, встречи, (в)следстви …, умер.

5) Не, неизвестно, Шерлок Холмс, чем, вмешался, бы (в)следстви…, все, бы, если, кончилось.

6) Облегчением, (в)последстви…, с, обитатели, вздохнули, замка.

Ответ. (Слайд 8)

  1. Вот о чем рассказал английский писатель Артур Конан Дойл.
  2. Легенда о страшной собаке сохранялась в роду Баскервилей в продолжение нескольких поколений.
  3. В течение долгого времени страшное чудовище наводило ужас на обитателей замка Баскервилей.
  4. Вследствие встречи с ним умер сэр Генри Баскервиль.
  5. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в следствие не вмешался Шерлок Холмс.
  6. Впоследствии обитатели замка вздохнули с облегчением.

Употребление производных предлогов в речи

 Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи?

(В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).

Создание собственного текста

(Работа в группах)

– Только ли в официально - деловом стиле могут использоваться производные предлоги?

В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Зима в Колпино»

Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик  термометра и т.д.

Вариант созданного текста

Из сводки погоды

В Колпино в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.

И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.

Найдите лишнее. Рефлексия.

  • На доске записаны слова. (Слайд 9)

Найдите лишнее слово. Вследствие, в течение, в продолжение, в следствии.

                                        Несмотря на, ввиду, на счёт, вроде.

  • Объясните, почему выбранное в ряду слово лишнее. (Не предлог, а омонимичное существительное с предлогом.)
  • Как связано предложенное задание с целью урока?
  • Все ли поставленные на уроке задачи удалось решить? (Слайд 10) Оцените свою работу на уроке в виде смайлика:
  • У меня все получилось! Никаких вопросов не возникло.
  • У меня не все получилось. Есть некоторые вопросы.
  • Я часто затруднялся. У меня еще много вопросов, которые  предстоит решить.

Домашнее задание (Слайд 11): (по выбору):

1) составить тест из 5 заданий по теме урока «Правописание предлогов»

2) Написать эссе (10-15 предложений) о предлоге


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 7 классе Учитель Каргу Наталья Эйновна , ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района Санкт-Петербурга Правописание предлогов

Слайд 2

Решите тест 1. Какое слово употреблено с предлогом? А) (во) шёл Б) (во) двор 2. С какими частями речи употребляются предлоги? А ) с глаголами, наречиями, деепричастиями; Б ) с существительными, местоимениями, числительными 3. Какими членами предложения являются предлоги? А ) обстоятельство; Б ) дополнение; В ) не являются членами предложения. 4. Укажите , какие предлоги являются производными: А ) из-за, под, над, с, в, от; Б ) в течение, в продолжение, согласно, вокруг. 5. Укажите, какое значение передается с помощью предлога: в ле­су, на шкафу , за огородом, у сада. А) пространственное; Б) причинное. 6. Укажите сочетание существительного с предлогом с времен­ным значением: А) приехать через месяц; Б) промокнуть из-за дождя; В) появиться из-за дома. 7 . Укажите, какой предлог является составным: А) после ; В) благодаря; Б) несмотря на ; г) из-за

Слайд 3

Взаимопроверка 1 2 3 4 5 6 7 Б Б В Б А А Б «5» – О ошибок «4» – 1 ошибка «3» – 2-3 ошибки

Слайд 4

Определение темы урока Текст, предлог, производный, омонимы, правописание … Продолжите список ключевых слов и сформулируйте тему и задачи урока

Слайд 5

Тема урока «Правописание производных предлогов» Задачи урока: Находить производные предлоги в тексте. Отличать их от слов самостоятельных частей речи. Правильно писать предлоги (слитно, раздельно, через дефис).

Слайд 6

Работа в парах Предлог Другая часть речи (В) течени … (На)счет (В) продолжени … (В) следстви ... (Не)смотря на

Слайд 7

Помогите наборщику! 1) Артур Конан Дойл, о, английский, рассказал, чем, вот, писатель . 2 ) Поколений, легенда, нескольких, о, (в) продолжени … , страшной, Баскервилей , в, собаке, роду, сохранялась. 3) Баскервилей , долгого, страшное, наводило, замка, (в) течени …, на, ужас, чудовище, времени, обитателей. 4) Ним, сэр, с, Генри Баскервиль , встречи, (в) следстви …, умер. 5) Не, неизвестно, Шерлок Холмс, чем, вмешался, бы (в) следстви …, все, бы, если, кончилось. 6) Облегчением, (в) последстви …, с, обитатели, вздохнули, замка.

Слайд 8

Проверьте себя! 1. Вот о чем рассказал английский писатель Артур Конан Дойл. 2. Легенда о страшной собаке сохранялась в роду Баскервилей в продолжение нескольких поколений. 3. В течение долгого времени страшное чудовище наводило ужас на обитателей замка Баскервилей . 4. Вследствие встречи с ним умер сэр Генри Баскервиль . 5. Неизвестно , чем бы все кончилось, если бы в следствие не вмешался Шерлок Холмс. 6. Впоследствии обитатели замка вздохнули с облегчением.

Слайд 9

Найди лишнее! Вследствие, в течение, в продолжение, в следствии. Несмотря на, ввиду, на счёт, вроде.

Слайд 10

Оцени свою работу на уроке! У меня все получилось! Никаких вопросов не возникло . У меня не все получилось. Есть некоторые вопросы. Я часто затруднялся. У меня еще много вопросов, которые предстоит решить.

Слайд 11

Домашнее задание (по выбору) С оставить тест из 5 заданий по теме урока «Правописание предлогов » 2 ) Написать эссе (10-15 предложений) о предлоге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

Конспект урока русского языка в 6 классе и презентация по теме "Имя числительное.Обобщение"

Эта работа представляет собой конспект урока русского языка в 6 классе и презентацию по теме "Имя числительное.Обобщение"....

Конспект урока физики по теме "Плотность вещества" и презентация к нему 7 класс

Урок проводился мною в рамках муниципального конкурса "Современнный урок- современным детям"...

Конспект урока русского языка в 6 классе. Тема урока: «Предлог».

Тип урока: Урок изучения нового материала.Цели: Определение роли предлога в предложении как служебной части речи. Задачи:- Формировать умения  определять роль предлога в предложении.- З...

Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Правильное построение предложений с деепричастным оборотом"

Урок русского языка в 6 классе по программе М.Разумовской. Ребята знакомятся с предложенным теоретическим материалом и находят ответ на вопрос: "Как правильно построить предложение с деепричастным обо...