конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка.

Тема: Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

Цель: систематизировать отличия самостоятельных частей речи от служебных частей речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи.

Задачи:

Образовательные: показать предлог как служебную часть речи, роль предлога в словосочетании и в предложении, роль предлогов в выражении различных смысловых отношений.

Развивающие:  развивать умения логически  излагать  свои

мысли, работать над развитием речи.

Воспитательные:  воспитывать  интерес  к русскому языку,

умение   слушать  учителя  и   одноклассников,  уважительное

отношение друг к другу.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление учителем темы и цели урока.

II. Изучение нового материала.

 -  Все части речи делятся на две группы. Вспомним, какие это группы? (самостоятельные и служебные части речи).

 1)Таблица «Отличие самостоятельных частей речи от служебных» (коллективная форма работы, запись таблицы в тетрадь).

 - Какие самостоятельные части речи вам известны?

- Какие части речи мы относим к служебным?

- Какие признаки имеют самостоятельные части речи? Служебные?

- Назовите отличительные свойства самостоятельных частей речи.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

имя существительное

предлог

имя прилагательное

союз

имя числительное

частица

глагол

местоимение

наречие

причастие

деепричастие

Признаки:

Признаки:

- употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи;

- называют предметы, признаки, действия, количество;

- являются членами предложения.

- не употребляются  без самост. части речи;

- не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества;

- не бывают членами предложения;

- не изменяются.

2)Тренировочное объяснение при объяснении нового материала (с. 134 № под звёздочкой) – устная работа.

- Прочитайте данный ряд слов.

Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, и, ель, сквозь, иней, зеленеет, и речка, льдом, блестит.

- Из какого стихотворения А. С. Пушкина они взяты? С помощью каких слов можно восстановить четверостишие, выразить подчинённые отношения существительных к другим словам? Как называются эти слова? Что знаете о правописании предлогов? Являются ли они членами предложения? Сколько в тексте предложений?

3) Самостоятельное изучение учащимися теоретического материала учебника –   48, с. 134.

Беседа по новому материалу:

- Как вы понимаете «зависимость одних слов от других»?

- Что нового вы узнали о предлоге?

Сделайте вывод: предлог – служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

III. Практикум.

а) Выполнение упр. 286 (конструирование словосочетаний)

Работа со схемой.                        

                                      >------   Предлоги ----временные

                                                                      -----причинные

                                                                       ----пространственные

                                                                        ---- целевые

- По аналогии приведите подобные примеры (запись схемы и дополнение примерами в тетрадь).

б) Выполнение упр. 287 (группировка словосочетаний по значению предлога)- разобрать 3 словосочетания. (Предваряем дом. задание. Дом. зад. п. 48, стр. 134 № 287 (закончить), № 284(устно).

в) Творческая работа.

1. Правописание: (из) за, (из) под, сквозь, через.

2. Используя данные предлоги составить небольшую творческую работу (сочинение, рассказ, связные предложения) по теме: «В лесу», «Поздним вечером», «Звёздная ночь».

Проверка (прочитать 2 работы).

IV. Итог урока.

- Что нового узнали о предлоге?

Домашнее задание: правило – стр. 133- 134, № 287 (закончить), №284 (устно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ЭОР по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе

В папке представлен план-конспект урока русского языка по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...