Конспект урока физики по теме "Плотность вещества" и презентация к нему 7 класс
презентация к уроку (физика, 7 класс) по теме

Скорченко Любовь Егоровна

Урок проводился мною в рамках муниципального конкурса "Современнный урок- современным детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plotnost_otkr_ur.docx31.33 КБ
Office presentation icon plotnost_k_otkr_ur.ppt2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока физики в 7 классе

тема: «Плотность вещества»

Цели урока:

Образовательная – ввести понятие плотности вещества.

Развивающая – развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие  познавательного интереса учащихся.

Воспитательная – формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к  предмету, положительного отношения к знаниям.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

  1. - Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада   видеть вас сегодня на уроке.. Прежде чем мы приступим к изучению новой темы. Я хочу, чтобы все настроились на урок. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям и скажите себе: "Я нахожусь на уроке и хочу узнать что-то мне неизвестное." Готовы? А сейчас давайте приступим к работе.

 

Ученики приветствуют учителя.

2. Мотивация

Послушайте следующее стихотворение: СЛАЙД 1

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,

Телевизору, голосу рации,

Вентилятору на столе.

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам.

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам…

Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение?

Молодцы ребята.  Было высказано много мнений и все они правильные.

Это стихотворение  об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Причем к этому открытию вы придете сами.

Слушают учителя

 - Потому что здесь говорится про открытия, а все открытия связаны с физикой.

- Потому что человек, который удивляется может совершать открытия.

Два ученика работают по карточкам.

-

 

 3. Актуализация знаний

Ребята, сейчас мы с вами  вспомним понятие, которое нам пригодится сегодня на уроке. Итак, нам надо повторить физическую величину – массу.

СЛАЙД 2-4

.

Молодцы! Очень хорошо. Вы с заданием справились

Если будут затруднения учитель проводит коррекцию знаний.

 

 

 

        

Ребята  смотрят на экран, читают высказывания.

Ребята отвечают:

4. Изучение нового материала:

Постановка проблемы.       СЛАЙД 5

Учитель  Представьте, что к нам обратилась Татьяна Ивановна с просьбой рассчитать массу одного кирпича , чтобы знать сколько машин отправлять за кирпичом, необходимым для ремонта школы №5. В нашем распоряжении только линейка. . Как определить массу кирпича?

(Опыт  № 1. На столе лежит кирпич. Как используя  только линейку  определить его массу?)

Затрудняетесь? Ладно мы вернемся к этому  вопросу позже, только вы его запомните.

СЛАЙД 6

Каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Из жизни мы знаем, что масса тела зависит не только от размеров, но и от того, из какого вещества оно состоит

СЛАЙД 7

Опыт № 2. Возьмем два цилиндра одинакового объема.

Объем цилиндров одинаковый. Как вы думаете, а массы будут какими?

Появились две точки зрения. Хорошо.

В физике что является подтверждением истинности того или иного высказывания?  Опыт.

Давайте проверим  ваши мнения опытом.  СЛАЙД 8

Проводит взвешивание  цилиндров на весах.

Итак, опыт показал, что масса цилиндров разная.

Ребята, какой вывод можно сделать из этого опыта?

СЛАЙД 5

Молодцы!

Если мы возьмем 1 кг железа и 1 кг ваты и взвесим, массы у них будут одинаковые или разные?  СЛАЙД 10

Хорошо. А по объему они будут отличаться?

А где будет объем больше?  Слайд 11

Хорошо. Сделайте вывод по аналогии с первым выводом.

СЛАЙД 12

Молодцы!

На экран проецируется два вывода. Прочитайте пожалуйста и запомните.

Как вы думаете, а почему так?

А есть у вас знания по теме «Плотность вещества»?

СЛАЙД 13

  5.Тема нашего урока «Плотность вещества»

Давайте вместе с вами определим цели урока.

Что мы хотим узнать на уроке нового? Чему мы хотим научиться?

Хорошо, вы назвали почти все цели.

Итак, сегодня на уроке мы должны познакомиться с физической величиной – плотность, узнать,  что она характеризует, узнать, как она обозначается и по какой формуле находится. Посмотрите на ваши столы там лежит план обобщенного характера. По нему мы и будем работать.

Вывод: все дело в том, что масса распределяется по объему.     СЛАЙД 14

Прочитайте и вдумайтесь.

У цилиндров одинаковый объем, а масса разная.

Это значит, что  масса по-разному распределяется по объему.

Как распределяется масса по объему?

Молодцы! Это главный вывод. И вы его сделали сами.

Итак, ребята, в нашем опыте с цилиндрами получаются такие результаты, потому что:

Масса распределяется по объему.

Масса распределяется по объему  по-разному: для одного цилиндра на единицу объема  приходится  большая масса, для другого на единицу объема приходится  меньшая масса.

Слайд 15

А теперь главное:

Масса, приходящаяся на единицу  объема - это и есть  плотность.

Еще раз повторю:

Масса, приходящаяся на единицу  объема - это и есть  плотность.

Понятно?

Итак, что такое плотность?

Опрашиваю несколько учеников

Теперь посмотрите на экран. И прочитайте, что такое плотность.

СЛАЙД 16-18

Плотность – это физическая величина, которая показывает массу, приходящуюся на единицу объема.

Записали в тетрадь

Итак, мы познакомились с тем, что такое плотность. Она обозначается буквой – р.

А  теперь мы с вами выполним очень сложное задание: мы попытаемся получить формулу для  плотности. Используйте подсказку: масса распределяется по объему.

Скажите, в математике какое действие по смыслу ближе всего  слову распределение?

Тогда немного подумайте и скажите, какая будет формула, если масса распределяется  по объему?    

Молодцы!

Посмотрите на экран

Давайте прочитаем формулу

Это было буквенное чтение формулы, а теперь прочитаем формулу физически. Только слово деление, заменим на слово отношение.

Итак, плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

Далее открывается экран, и дети читают это определение.

Записали в тетрадь  

СЛАЙД 19

Теперь сделаем небольшую паузу.

Физкультминутка: Ребята, вы уже знаете о том, что воздействие на нервные окончания в наших ладонях, мы воздействуем почти на весь наш организм. Поэтому я предлагаю вам похлопать и похлопать не просто так, а со смыслом. Представим, что наши ладони молекулы, а от чего зависит движение молекул?

Поэтому, слушем меня и думаем, как должны двигаться наши ладони. Быстро или медленно? Итак, очень холодно. Чуть теплее-теплее. Очень жарко. И снова стало холодно.

.

Так как плотность – это физическая величина, то у нее есть единица измерения. Давайте ее определим.

В чем измеряется масса?

В чем измеряется объем?

Тогда единица измерения плотности будет:   СЛАЙД 20

Записали в тетрадь

Это на экране.

А еще ребята единицей измерения плотности будет 1 г/см3.

А что значит плотность 1 кг/м3?

Молодцы!

Мы с вами  сегодня хорошо поработали.

Итак, подведем итоги, что же получили на данный момент:

Назовите тему урока:

С какой физической величиной мы познакомились?

Что она показывает?

Как она обозначается?

В каких единицах измеряется?

Дети высказывают свои мнения:

- затрудняются  ответить

 

одинаковыми

- разными

- опыт  

- что у тел с одинаковым объемом масса может быть разной.

 

- одинаковые

- да будут.

Там, где 1 кг ваты

У тел с одинаковой массой, объем может быть разным

 

Дети читают выводы

- может плотность разная

Нет

узнать что такое плотность;

- узнать от чего она зависит;

- узнать, как она обозначается;

- узнать какой у нее смысл

У левого цилиндра на единицу объема приходится большая масса, а у правого цилиндра  на единицу объема приходится  меньшая масса.

Дети слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плотность – это  масса, приходящаяся на единицу объема.

 

 

 

-надо массу разделить на объем

 

деление

 

Дети читают формулу

 

 

 

 

 

 

-

 кг

- м3

1 кг/м3

 

Это когда в одном кубическом метре один кг вещества.

 

 

 

 

Плотность вещества

С плотностью

Какая масса находится в единице объема.

р

1 кг/м3

6. Закрепление изученного материала.

  1. Работа с таблицей. СЛАЙД 21

Ребята, откройте   учебник на странице 66, и найди таблицу плотностей. Сейчас мы поработаем с таблицами. Далее учитель рассказывает  о таблицах, по какому принципу они делятся.

Показывает один пример, например с водой. А потом задает вопросы ученикам:

- Чему равна плотность цинка? Каков смысл данного числа?

- Чему равна плотностьнефти? Каков смысл данного числа?

- Какое из твердых тел имеет самую высокую плотность? Какое самую низкую плотность? Что обозначают эти числа?

Найдите массу одного кубического метра  железа.

Определим плотность цилиндра, массу которого измерял………. СЛАЙД  22

Молодцы! Очень хорошо

 Ареометр СЛАЙД 23

А теперь ребята я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить задание, которое вызвало у вас затруднение. Вопрос с кирпичом.   СЛАЙД  24

Так как же используя линейку определить массу кирпича.

Я вам помогу чуть-чуть.

Перед вами формула для плотности.  Выразите мне из нее массу вещества.

Так как же используя линейку определить массу кирпича.

Давайте определим массу кирпича.

Выполняют практическое задание.

Молодцы! Очень хорошо.

 

Дети отвечают на вопрос учителя.

 

Ученики выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

Плотность надо умножить на объем.

Надо линейкой измерить длину, ширину и высоту. Потом их перемножить найдем объем. Из таблицы плотности взять плотность кирпича и найдем его массу,  умножив плотность на объем.

7. Рефлексия  СЛаЙД 34-36

Сейчас проведем небольшую тестовую работу с целью проверки ваших знаний по изученной теме.

Отвечаете в тетради.

Далее проверяем себя по ключу. Поставьте себе оценку по результатам  теста. Если у вас  нет ошибок – 5, если 1 ошибка - 4. Если ошибок больше, то пока ничего не ставьте.

Поднимите руки те, у кого ни одной ошибки.

Хорошо.

Ребята, вопрос к вам какой вопрос вызвал у вас наибольшее затруднение?

Далее идет анализ вопросов, которые вызвали трудность.

Ребята я хочу сказать, что вы молодцы. Хорошо работали сегодня на уроке. Но вот у меня есть ощущение незаконченности  нашего урока, как будто мы что-то забыли. Посмотрите, пожалуйста, на ваши планы. Все ли мы рассмотрели.

Да. Вы правы.

Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что  величина очень важна и для промышленности  и для строительства и для  сельского хозяйства.

Использование материалов  с малой плотностью  в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого  титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует  тому, что  уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при  распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая,  то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается.  Сильный дождь разрушает  верхний  самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.

Спасибо ребята за урок! Мне было приятно поработать в вашем классе. Вы молодцы. Мы вместе успели за урок очень много. Давайте наш урок закончим стихами, которыми мы урок начали

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,

Телевизору, голосу рации,

Вентилятору на столе.

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам.

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам…

Наш урок – был открытием. Все, что вы сегодня узнали самостоятельно при моей небольшой помощи.

Д/з параграф 18 п.с.№3 Рассчитать плотность тела известной  массы

Дети выполняют задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики с презентацией по теме "Лазеры", 11 класс

Конспект урока в 11 классе по базовой двухчасовой программе, учебник Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, «Физика-11» для базового уровня – М.: Илекса, 2007 г.  В презентации, используемой в качестве сопр...

Конспект урока физики в 8 классе и презентация по теме "Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации"

Статья содержит конспект урока изучения нового материала по учебнику А.В. Перышкина.Урок включает основные этапы: мотивацию, активизацию знаний, изучение нового материала, закрепление и рефлекси...

План к уроку обществознания по Шадрикову и презентация к нему

План-конспект урока обществознания по теме: "Правовой статус несовершеннолетнего"...

Презентация и конспект урока физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды"

Полностью готовый материал к уроку. Презентация расчитана на весь урок, в ней применяется исторический материал и немного краеведения. Можно брать и идти на урок....

Конспект урока по теме "Отношение величин " + презентация. Математика 6 класс.

Урок-открытие новых знаний. Ребята в процессе занятия сами подходят к определению "отношения". Решая задачи, убеждаются в значимости нового понятия и узнают удивительные факты из мира животных. Урок с...

Конспект урока физики в 11 классе+ презентация к уроку

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц...

Конспект урока с технологической картой и презентацией биология 5 класс тема урока "Лишайники"

Конспект урока биологии с технологической картой и презентацией для 5 класса  тема "Лишайники" ( линия И.Н. Пономаревой). Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного и разв...