Главные вкладки

    Конспект урока с технологической картой и презентацией биология 5 класс тема урока "Лишайники"
    план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

    Гринева Галина Борисовна

    Конспект урока биологии с технологической картой и презентацией для 5 класса  тема "Лишайники" ( линия И.Н. Пономаревой). Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного и развивающего обучения. Формируемые УДД: коммуникативные - формирование навыков учебного сотрудничества; развивающие - включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; познавательные - сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; личностные- постепенно выстраивать собственную целостную картину органического мира. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Средняя школа №212 Фрунзенского района, Санкт-Петербурга

    Урок биологии для 5 класса

    Тема «Лишайники»

    Подготовила учитель биологии

    высшей квалификационной категории

    Гринева Галина Борисовна

    Конспект урока биологии

    Тема «Лишайники», 5 класс (линия Пономаревой И.Н.)

    Тип урока:  урок открытия новых знаний

     Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения,  рзвивающего обучения.

     Формируемые УУД: коммуникативные – формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы: развивающие –проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества ; познавательные – сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; личностные- постепенно выстраивать собственную целостную  картину органического мира.

    Планируемые результаты: научиться различать типы лишайников.

    Подготовительная работа: создание презентации, подготовка раздаточного и  дополнительного материала.

     


    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ в 5 классе ГБОУ СОШ № 212

     учитель биологии Гринева Г.Б.                                                      

                                                           

                                                                                     

        Тема 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

    Урок   Лишайники

                             

    Цели
    деятельности
    учителя

    Формировать представление об изучаемом предмете, первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познакомить с материалом параграфа учебника; определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению новой темы; развивать интерес к предмету «Биология»

    Тип урока

    Урок изучение нового материала (открытие  новых знаний)

    Планируемые
    образовательные
    результаты

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, узнают, что такое методы изучения лишайников.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.

    Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

    Методы и формы
    обучения

    Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная.

    Образовательные
    ресурсы

    Учебник Биология 5 класс И. Н. Понамарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова Издательский центр "Вентана-Граф"

    Москва 2017 год, рабочая тетрадь.

     

    Оборудование

      УМК. Таблица «Лишайники», гербарный материал с образцами различных видов лишайников, ПК, медиапроектор

    Наглядно-демонстрационный материал

    Зрительный ряд: рисунки с изображением  лишайников, слайды, пейзажей, гербарный материал.

    Основные понятия


    Организационная структура  урока

    Этапы
    урока

    Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы органи-зации
    взаимодействия на уроке

    Формируемые умения (универсальные
    учебные действия)

    Промежуточный контроль

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    I. Организаци

    онный момент

    II. Изучение нового материала

    Эмоциональная, психологическая
    и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

    Беседа

    по теме «Внешнее строение лишайников»

    Вступительное слово: «Добрыйдень, дети!   Давайте улыбнемся один – другому и начнем  наш урок  с хорошего настроения.»  

    Мотивация

     На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Вспомните, какой тип питания характрен для грибов? Грибы гетеротрофные органитзмы. Они питаются готовыми органическими веществами. Что такое симбиоз? Симбиоз - это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам или одному из них и не наноситвреда другому. Вы помните, что грибы вступают в симбиоз с корнями деревьев. Как называется симбиоз грибов и корней  растений? Такой симбиоз называется микориза. Оказывается, грибы могут вступать в симбиотические отношения не только с корнями деревьев. Я хочу вам рассказать небольшую сказку:  как – то, очень давно,  поднялся сильний ветер,  подхватил  он  споры гриба  и занес на камень, который  лежал возле  водоема.  Вместе  с водой  из водоема  на камень попала   водоросль: «  Все, погибну!»   Но тут,   руку дружбы протянул  гриб : « Давай, я тебя  буду защищать!», и  прикрыл  ее гифами.  Хорошо   стало водоросли,  для гриба она  поставляла    питательные вещества,   а от него  в  замен  водоросль получала воду  и  защиту  от  засухи. Так  живут они и  сегодня и    этот  симбиотический организм  называется – лишайником.»

    Учитель сообщает учащимся тему урока. Начинает беседу по обсуждению плана и целей урока. Задание  учащимся: Продумаем план, по котрому мы будем изучать лишайники.  ( Ученики могут предложить изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, многообразие, где встречаются, значение в природе ).

      Рассказ учителя.   Лишайники – своеобразная группа живых организимов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду. Долгое время лишайники были загадкой для исследователей . Сущность лишайников  была расскрыта только во второй половине ХХ века. Как мы уже узнали с вами эти организмы  представляют собой симбиоз гриба и водоросли или гриба и цианобактерий. Главный отличительный признак лишайников – симбиоз двух организмов разных видов – гетеротрофного гриба и автотрофных водорослей. Тело лишайников представлено слоевищем . Слоевища очень разнообразны по окраске, размеру, форме и строению. Большинство лишайников имеют слоевище размером 3-7 см., но некоторые слоевища достигают  длины болем 1 метра. Цвет  слоевища может быть белый, желтый,голубой, зеленый, серый и даже черней. Лишайники растут очень медленно. Возраст слоевиша, нередко насчитывает несколько сотен лет и даже тысячу лет.

     Слушают, принимают участие в диалоге.

    Познавательная: слушают учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге

    с учителем.

    Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

    Фронтальная

    Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология».

    Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание

    в устной  и письменной форме

    о новых понятиях;

    умеют извлечь существенную информацию из разных источников
    (из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

    Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения

    Учащиеся рассматривают гербарные экземпляры лишайников, сравнивают внешний вид лишайников, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. Выполняют задание в рабочей тетради.

    Учитель показывает классу гербарные экземпляры лишайников и предлагает сравнить их внешний вид.

    - Одинаковые ли они по внешнему виду?

    - Если отличаются, то чем?

     Для уточнения ответов найдите в тексте учебника на с.66

    материал «Строение лишайников», изучите его и определите, к какой группе относятся лишайники из гербария.  Накипные лишайники имеют вид корочки. У листоватых лишайников слоевище плоское, как пластинка. Кустистыелишайники имеют  вид кустика прямостоячего или висячего.

    После обсуждения, в рабочей тетради выполняется задание 1 на с.42 «Типы лишайников, выделяемые по внешнему виду».

    Слушают, рассматривают и различают гербарные экземпляры, работают по заданиям в учебнике и в рабочей тетради.

    Познавательная: отвечают на вопросы. Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания.

    Регулятивная: высказывают свои мнения

    на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя.

    Фронтальная.

    Устные ответы

    Физкультминутка.

    Проводит физкультминутку

    Ветер

    Осторожно ветер,
    За калитку вышел,

    (руки вверх и махи руками вправо-влево)

    Постучал в окошко,

    (постучать пальчиками по парте)

    Пробежал по крыше,

    (перебирать пальчиками по парте)

    Покачал тихонько
    Ветками черемух,

    (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

    Пожурил за что-то
    Воробьев знакомых.

    (погрозить пальчиком)

    И, расправив гордо
    Молодые крылья,
    Полетел куда-то,
    Вперемешку с пылью.

    (махи руками)

    С. Есенин

    Выполняют физические упражнения.

    Фронтальная.

    Изучение внутреннего строения лишайников.

    Изучение жизнедеятельности лишайников.

    Неприхотливость лишайников

    Значение лишайников

    Рассказ учителя.  А теперь познакомимся с внутренним строением лишайников. Слоевище представляет собой множество переплетенных грибных нитей (гиф). Между ними одиночно или группами расположены клетки зеленых водорослей, а у некоторых лишайников - клетки цианобактерий.  Для закрепления знаний,  выполните задание 3 в рабочей тетради на с.42. (Обозначить цифрами 1 и 2 на рисунке основные части лишайника).

    Рассказ учителя. Питание лишайников происходит за счет деятельности обоих компонентов: гифы гриба поглощают из окружающей среды воду с расстворенными в ней минеральными веществами, а водоросли, в которых есть хлорофилл, образуют органические вещества в процессе фотосинтеза. В данном случае мы видим преимущество симбиотического организма.

    Размножаются лишайники, подобно грибам, спорами или отдельными кусочками слоевища.

    География распространения: Песка Сахары, безжизненная Антарктида, полярная тундра, леса Дальнего Востока.

    Места обитания: голая почва, болота, стволы деревьев, раскаленные солнцем скалы, заборы, стекло. Такая неприхотливость лишайников объясняется способностью их впитывать всей поверхностья тела влагу дождей, росы и туманов. Лишайники имеют одну особенность, они очень чувствительны к условиям загрязнению окружающей среды, в присутствии дыма и ядовитых газов они быстро гибнут. По состоянию лишайников (особенно вблизи городов) люди оцениквают чистоту воздуха.

         

    Лишайники- организмы   первопроходцы, они заселяют голые скалы и участвуют в разрушении горнах пород, растворяя ее особами кислотами. Отмершие части лишайников обогащают почву органическими веществами.  Лишайники содержат   сахара  и белки. Они служат  пищей  для многих  видов животных. Например, олений мох или ягель, - любимая  пища  для  оленей.  Некоторые  види лишайников,  например  цетрарию иссландскую, может  употреблять  в  пищу  человек.  Кроме  того, определенные  виды лишайников человек  использует в промышленности,  для получения  сахаров, красителей, в  производстве   лакмуса, в парфюмерной и медицинской промышленности.  Известны  факты, что деревья, покрытые  лишайниками, меньше подвержены  разрушительной  деятельности  грибов, которые  повреждают древесину.

    Регулятивная:

    Рассматрива- ют  на экране слайд «Внутреннее строение лишайника на поперечном разрезе», анализируют изображение. Выполняют задание в рабочей тетради

    Фронтальная

    Ш. Итоги урока.

    Рефлексия

    Домашнее задание

    Обобщение полученных на уроке сведений.

    Заключительная беседа

    – Наш урок подходит к концу, мы с вами изучили все вопросы по нашему плану. Я надеюсь, что теперь вы без труда сможете ответить на вопрос: Почему лишайники часто называют « изумительной выдумкой природы», а великий расский ученой К.А.Тимирязев назвал их «растениями - сфинксами».

    Давайте  проверим, что мы запомнили о лишайниках.

    Метод “Микрофон”-  закончите  предложение:

    тела.)

    Возможен другой вариант закперления

    1. Лишайники делятся на такие группы: … ……. (Кустистые, листоватые, накипные.)

    2. На камнях   поселяются лишайники………. (Накипные)

    3. Ксантория принадлежит  к   … . (Листоватым лишайникам.)

    4. Ягель принадлежит   к  … . (Кустистым   лишайникам.)

    5. Тело лишайников – таллом,  состоит   из двух организмов: … . (Гриба и  водоросли.)

    6. Лишайники  поглощают  воду … .  (Всей  поверхностью полученных знаний. Прием  «Симофор». Учитель называет утверждение, если оно правильное, ученики поднимаюи зеленый знак симофора, если неправильный -  красный.

    Тело лишайника называется слоевище (да)

    Лишайники приносят вред природе (нет)

    Лищайники очень требовательны к условиям произрастания (нет)

    Водоросоль шишайника синтезирует органические вещества (да)

    Симбиоз – взаимовыгодное содружество (да)

    Гриб паразитирует на водослях, питаясь за их счет (нет)

    Лишайники бывают только зеленого цвета (нет)

    Еще один вариант « Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону»:

    Каждому ученику дается текст в виде раздаточного материала для самостоятельной работы: Дописать недостающие слова:

    1. Главный отличительный признак лишайников – симбиоз двух организмов: геторотрофнного…….

    и автотрофного……………

    1. Тело литшайника представлено………….
    2. Лишайники делятся на три типа…………
    3. В присутствии дыма и ядовитых газов лишайники…………….

    (открывается слайд с ответами на экране, производится самопроверка)

    Изучить §15 учебника, ответить на вопросы после параграфа. Прогуляйтесь по нашему микрорайону и попробуйте найти лишайники. Если вы их не найдете, то попробуйте объяснить почему их здесь нет?

    Учащиеся отвечают на заданные вопросы.

    Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

    Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Лишайники Урок биологии в 5 классе Презентация подготовлена учителем биологии ГБОУ №212 Гриневой Г.Б.

    Слайд 2

    Цель урока Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоза гриба и водоросли; Показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; Самостоятельно раскрыть роль лишайников в природе и в жизни человека.

    Слайд 3

    Общая характеристика и внешнее строение Лишайники – особая группа живых симбиотических организмов. Произрастают на всех континентах. Более 25000 видов. В Арктике 350 видов. Относятся к высшим растениям. Тело – слоевище. Разнообразны по окраске, форме, размерам и строению. Размеры от 3-7 сантиметров до метра. Размножаются кусочками слоевища и спорами. Растут медленно.

    Слайд 4

    Виды лишайников Кустистый

    Слайд 5

    Накипные лишайники Кальцеофилы

    Слайд 6

    Листоватые лишайники Пармелия Пельтигера Ксантория настенная (золотянка)

    Слайд 7

    Кустистые лишайники Уснея Кладонии Цетрария

    Слайд 8

    Гифы гриба Клетки водоросли Орга ничес кие вещества Вода и мине раль ные соли Внутреннее строение и питание лишайника Лишайник – симбиоз гетеротрофного гриба и автотрофной водоросли.

    Слайд 9

    Роль лишайников в природе Корм для северных оленей(ягель). Защищают деревья от грибов – паразитов. Лишайники – индикаторы состояния окружающей среды.

    Слайд 10

    Лишайники - пионеры суши Разрушают горные породы. Участвуют в образовании почв. Питание для обитателей почвы.

    Слайд 11

    Роль лишайников в жизни человека Пища(исландский мох, манна небесная). В медицине(за противомикробные свойства). Индикаторы чистоты воздуха. В химической промышленности (красители,лакмус,глюкоза). Получают красители и используют в парфюмерной промышленности.

    Слайд 12

    Охрана лишайников Асахинея шоландера Лобария легочная

    Слайд 13

    Дополнительные сведения В состав лишайников входит около 26000 видов грибов и около 26 родов фотосинтезирующих организмов. Самыми старыми лишайниками считаются антарктические лишайники, имеющие возраст около 10000 лет. Лишайники не боятся ничего, кроме загрязнения воздуха. Они гибнут при высоком содержании грязных примесей в атмосфере,особенно серы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока с технологической картой по теме:"Длина окружности". ФГОС

    Урок разработан в соответствии с  требованиями ФГОС....

    Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Решение неполных квадратных уравнений".

    Использование на уроке разноуровневых заданий на разных этапах урока....

    конспект урока и технологическая карта к уроку по теме "Hobby" 5 класс УМК "Rainbow English"

    Тема урока: Hobby.Цель: Развивать навыки устной речи. На основе изученного материала провести опрос и составить диаграмму по полученной информации.Задачи:Образовательная: активизировать навыки употреб...

    Конспект урока и технологическая карта "Параллелограмм" 8 класс

    Конспект урока для изучения нового материала...

    Конспект урока с технологической картой по теме "Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки"

    Научить учеников раскладывать многочлены на множители гораздо сложнее, чем научить умножать многочлены. Овладеть приёмами разложения многочлена на множители очень важно. Такого рода преобразования буд...

    Конспект урока и технологическая карта урока для 5 класса по теме: "Год за годом. Погода".

    Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Год за годом. Погода"5 класс. Учебник Spotlight....