Конспект урока с технологической картой и презентацией биология 5 класс тема урока "Лишайники"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Гринева Галина Борисовна

Конспект урока биологии с технологической картой и презентацией для 5 класса  тема "Лишайники" ( линия И.Н. Пономаревой). Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного и развивающего обучения. Формируемые УДД: коммуникативные - формирование навыков учебного сотрудничества; развивающие - включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; познавательные - сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; личностные- постепенно выстраивать собственную целостную картину органического мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №212 Фрунзенского района, Санкт-Петербурга

Урок биологии для 5 класса

Тема «Лишайники»

Подготовила учитель биологии

высшей квалификационной категории

Гринева Галина Борисовна

Конспект урока биологии

Тема «Лишайники», 5 класс (линия Пономаревой И.Н.)

Тип урока:  урок открытия новых знаний

 Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения,  рзвивающего обучения.

 Формируемые УУД: коммуникативные – формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы: развивающие –проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества ; познавательные – сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника; личностные- постепенно выстраивать собственную целостную  картину органического мира.

Планируемые результаты: научиться различать типы лишайников.

Подготовительная работа: создание презентации, подготовка раздаточного и  дополнительного материала.

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ в 5 классе ГБОУ СОШ № 212

 учитель биологии Гринева Г.Б.                                                      

                                                       

                                                                                 

    Тема 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Урок   Лишайники

                         

Цели
деятельности
учителя

Формировать представление об изучаемом предмете, первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познакомить с материалом параграфа учебника; определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению новой темы; развивать интерес к предмету «Биология»

Тип урока

Урок изучение нового материала (открытие  новых знаний)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, узнают, что такое методы изучения лишайников.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная.

Образовательные
ресурсы

Учебник Биология 5 класс И. Н. Понамарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова Издательский центр "Вентана-Граф"

Москва 2017 год, рабочая тетрадь.

 

Оборудование

  УМК. Таблица «Лишайники», гербарный материал с образцами различных видов лишайников, ПК, медиапроектор

Наглядно-демонстрационный материал

Зрительный ряд: рисунки с изображением  лишайников, слайды, пейзажей, гербарный материал.

Основные понятия


Организационная структура  урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы органи-зации
взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организаци

онный момент

II. Изучение нового материала

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Беседа

по теме «Внешнее строение лишайников»

Вступительное слово: «Добрыйдень, дети!   Давайте улыбнемся один – другому и начнем  наш урок  с хорошего настроения.»  

Мотивация

 На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Вспомните, какой тип питания характрен для грибов? Грибы гетеротрофные органитзмы. Они питаются готовыми органическими веществами. Что такое симбиоз? Симбиоз - это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам или одному из них и не наноситвреда другому. Вы помните, что грибы вступают в симбиоз с корнями деревьев. Как называется симбиоз грибов и корней  растений? Такой симбиоз называется микориза. Оказывается, грибы могут вступать в симбиотические отношения не только с корнями деревьев. Я хочу вам рассказать небольшую сказку:  как – то, очень давно,  поднялся сильний ветер,  подхватил  он  споры гриба  и занес на камень, который  лежал возле  водоема.  Вместе  с водой  из водоема  на камень попала   водоросль: «  Все, погибну!»   Но тут,   руку дружбы протянул  гриб : « Давай, я тебя  буду защищать!», и  прикрыл  ее гифами.  Хорошо   стало водоросли,  для гриба она  поставляла    питательные вещества,   а от него  в  замен  водоросль получала воду  и  защиту  от  засухи. Так  живут они и  сегодня и    этот  симбиотический организм  называется – лишайником.»

Учитель сообщает учащимся тему урока. Начинает беседу по обсуждению плана и целей урока. Задание  учащимся: Продумаем план, по котрому мы будем изучать лишайники.  ( Ученики могут предложить изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, многообразие, где встречаются, значение в природе ).

  Рассказ учителя.   Лишайники – своеобразная группа живых организимов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду. Долгое время лишайники были загадкой для исследователей . Сущность лишайников  была расскрыта только во второй половине ХХ века. Как мы уже узнали с вами эти организмы  представляют собой симбиоз гриба и водоросли или гриба и цианобактерий. Главный отличительный признак лишайников – симбиоз двух организмов разных видов – гетеротрофного гриба и автотрофных водорослей. Тело лишайников представлено слоевищем . Слоевища очень разнообразны по окраске, размеру, форме и строению. Большинство лишайников имеют слоевище размером 3-7 см., но некоторые слоевища достигают  длины болем 1 метра. Цвет  слоевища может быть белый, желтый,голубой, зеленый, серый и даже черней. Лишайники растут очень медленно. Возраст слоевиша, нередко насчитывает несколько сотен лет и даже тысячу лет.

 Слушают, принимают участие в диалоге.

Познавательная: слушают учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге

с учителем.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология».

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание

в устной  и письменной форме

о новых понятиях;

умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения

Учащиеся рассматривают гербарные экземпляры лишайников, сравнивают внешний вид лишайников, работают с текстом учебника, отвечают на вопросы. Выполняют задание в рабочей тетради.

Учитель показывает классу гербарные экземпляры лишайников и предлагает сравнить их внешний вид.

- Одинаковые ли они по внешнему виду?

- Если отличаются, то чем?

 Для уточнения ответов найдите в тексте учебника на с.66

материал «Строение лишайников», изучите его и определите, к какой группе относятся лишайники из гербария.  Накипные лишайники имеют вид корочки. У листоватых лишайников слоевище плоское, как пластинка. Кустистыелишайники имеют  вид кустика прямостоячего или висячего.

После обсуждения, в рабочей тетради выполняется задание 1 на с.42 «Типы лишайников, выделяемые по внешнему виду».

Слушают, рассматривают и различают гербарные экземпляры, работают по заданиям в учебнике и в рабочей тетради.

Познавательная: отвечают на вопросы. Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания.

Регулятивная: высказывают свои мнения

на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя.

Фронтальная.

Устные ответы

Физкультминутка.

Проводит физкультминутку

Ветер

Осторожно ветер,
За калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько
Ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то,
Вперемешку с пылью.

(махи руками)

С. Есенин

Выполняют физические упражнения.

Фронтальная.

Изучение внутреннего строения лишайников.

Изучение жизнедеятельности лишайников.

Неприхотливость лишайников

Значение лишайников

Рассказ учителя.  А теперь познакомимся с внутренним строением лишайников. Слоевище представляет собой множество переплетенных грибных нитей (гиф). Между ними одиночно или группами расположены клетки зеленых водорослей, а у некоторых лишайников - клетки цианобактерий.  Для закрепления знаний,  выполните задание 3 в рабочей тетради на с.42. (Обозначить цифрами 1 и 2 на рисунке основные части лишайника).

Рассказ учителя. Питание лишайников происходит за счет деятельности обоих компонентов: гифы гриба поглощают из окружающей среды воду с расстворенными в ней минеральными веществами, а водоросли, в которых есть хлорофилл, образуют органические вещества в процессе фотосинтеза. В данном случае мы видим преимущество симбиотического организма.

Размножаются лишайники, подобно грибам, спорами или отдельными кусочками слоевища.

География распространения: Песка Сахары, безжизненная Антарктида, полярная тундра, леса Дальнего Востока.

Места обитания: голая почва, болота, стволы деревьев, раскаленные солнцем скалы, заборы, стекло. Такая неприхотливость лишайников объясняется способностью их впитывать всей поверхностья тела влагу дождей, росы и туманов. Лишайники имеют одну особенность, они очень чувствительны к условиям загрязнению окружающей среды, в присутствии дыма и ядовитых газов они быстро гибнут. По состоянию лишайников (особенно вблизи городов) люди оцениквают чистоту воздуха.

     

Лишайники- организмы   первопроходцы, они заселяют голые скалы и участвуют в разрушении горнах пород, растворяя ее особами кислотами. Отмершие части лишайников обогащают почву органическими веществами.  Лишайники содержат   сахара  и белки. Они служат  пищей  для многих  видов животных. Например, олений мох или ягель, - любимая  пища  для  оленей.  Некоторые  види лишайников,  например  цетрарию иссландскую, может  употреблять  в  пищу  человек.  Кроме  того, определенные  виды лишайников человек  использует в промышленности,  для получения  сахаров, красителей, в  производстве   лакмуса, в парфюмерной и медицинской промышленности.  Известны  факты, что деревья, покрытые  лишайниками, меньше подвержены  разрушительной  деятельности  грибов, которые  повреждают древесину.

Регулятивная:

Рассматрива- ют  на экране слайд «Внутреннее строение лишайника на поперечном разрезе», анализируют изображение. Выполняют задание в рабочей тетради

Фронтальная

Ш. Итоги урока.

Рефлексия

Домашнее задание

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа

– Наш урок подходит к концу, мы с вами изучили все вопросы по нашему плану. Я надеюсь, что теперь вы без труда сможете ответить на вопрос: Почему лишайники часто называют « изумительной выдумкой природы», а великий расский ученой К.А.Тимирязев назвал их «растениями - сфинксами».

Давайте  проверим, что мы запомнили о лишайниках.

Метод “Микрофон”-  закончите  предложение:

тела.)

Возможен другой вариант закперления

1. Лишайники делятся на такие группы: … ……. (Кустистые, листоватые, накипные.)

2. На камнях   поселяются лишайники………. (Накипные)

3. Ксантория принадлежит  к   … . (Листоватым лишайникам.)

4. Ягель принадлежит   к  … . (Кустистым   лишайникам.)

5. Тело лишайников – таллом,  состоит   из двух организмов: … . (Гриба и  водоросли.)

6. Лишайники  поглощают  воду … .  (Всей  поверхностью полученных знаний. Прием  «Симофор». Учитель называет утверждение, если оно правильное, ученики поднимаюи зеленый знак симофора, если неправильный -  красный.

Тело лишайника называется слоевище (да)

Лишайники приносят вред природе (нет)

Лищайники очень требовательны к условиям произрастания (нет)

Водоросоль шишайника синтезирует органические вещества (да)

Симбиоз – взаимовыгодное содружество (да)

Гриб паразитирует на водослях, питаясь за их счет (нет)

Лишайники бывают только зеленого цвета (нет)

Еще один вариант « Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону»:

Каждому ученику дается текст в виде раздаточного материала для самостоятельной работы: Дописать недостающие слова:

  1. Главный отличительный признак лишайников – симбиоз двух организмов: геторотрофнного…….

и автотрофного……………

  1. Тело литшайника представлено………….
  2. Лишайники делятся на три типа…………
  3. В присутствии дыма и ядовитых газов лишайники…………….

(открывается слайд с ответами на экране, производится самопроверка)

Изучить §15 учебника, ответить на вопросы после параграфа. Прогуляйтесь по нашему микрорайону и попробуйте найти лишайники. Если вы их не найдете, то попробуйте объяснить почему их здесь нет?

Учащиеся отвечают на заданные вопросы.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лишайники Урок биологии в 5 классе Презентация подготовлена учителем биологии ГБОУ №212 Гриневой Г.Б.

Слайд 2

Цель урока Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоза гриба и водоросли; Показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; Самостоятельно раскрыть роль лишайников в природе и в жизни человека.

Слайд 3

Общая характеристика и внешнее строение Лишайники – особая группа живых симбиотических организмов. Произрастают на всех континентах. Более 25000 видов. В Арктике 350 видов. Относятся к высшим растениям. Тело – слоевище. Разнообразны по окраске, форме, размерам и строению. Размеры от 3-7 сантиметров до метра. Размножаются кусочками слоевища и спорами. Растут медленно.

Слайд 4

Виды лишайников Кустистый

Слайд 5

Накипные лишайники Кальцеофилы

Слайд 6

Листоватые лишайники Пармелия Пельтигера Ксантория настенная (золотянка)

Слайд 7

Кустистые лишайники Уснея Кладонии Цетрария

Слайд 8

Гифы гриба Клетки водоросли Орга ничес кие вещества Вода и мине раль ные соли Внутреннее строение и питание лишайника Лишайник – симбиоз гетеротрофного гриба и автотрофной водоросли.

Слайд 9

Роль лишайников в природе Корм для северных оленей(ягель). Защищают деревья от грибов – паразитов. Лишайники – индикаторы состояния окружающей среды.

Слайд 10

Лишайники - пионеры суши Разрушают горные породы. Участвуют в образовании почв. Питание для обитателей почвы.

Слайд 11

Роль лишайников в жизни человека Пища(исландский мох, манна небесная). В медицине(за противомикробные свойства). Индикаторы чистоты воздуха. В химической промышленности (красители,лакмус,глюкоза). Получают красители и используют в парфюмерной промышленности.

Слайд 12

Охрана лишайников Асахинея шоландера Лобария легочная

Слайд 13

Дополнительные сведения В состав лишайников входит около 26000 видов грибов и около 26 родов фотосинтезирующих организмов. Самыми старыми лишайниками считаются антарктические лишайники, имеющие возраст около 10000 лет. Лишайники не боятся ничего, кроме загрязнения воздуха. Они гибнут при высоком содержании грязных примесей в атмосфере,особенно серы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Решение неполных квадратных уравнений".

Использование на уроке разноуровневых заданий на разных этапах урока....

конспект урока и технологическая карта к уроку по теме "Hobby" 5 класс УМК "Rainbow English"

Тема урока: Hobby.Цель: Развивать навыки устной речи. На основе изученного материала провести опрос и составить диаграмму по полученной информации.Задачи:Образовательная: активизировать навыки употреб...

Конспект урока и технологическая карта урока для 5 класса по теме: "Год за годом. Погода".

Конспект урока и технологическая карта урока по теме "Год за годом. Погода"5 класс. Учебник Spotlight....

КОНСПЕКТ УРОКА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Тема урока «Увидеть, чтобы поверить.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ «МОЙ УСПЕШНЫЙ УРОК (КОНСПЕКТ УРОКА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ)» Предмет иностранный язык (английский) Класс 9 «Б» Учи...

Конспект урока с технологической картой по географии по теме "Типы климатов России" 8 класс

Технологическая карта урока с раздаточным материалом для учеников...

Конспект урока и технологическая карта по теме "СПП с несколькими придаточными". 9 класс

Открытый урок по русскому языку. 9 класс  СПП с несколькими придаточными...

Конспект урока и технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Площадь. Единицы измерения площади".

Цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по темам «Площадь» и «Единицы измерения площади».Задачи: Образовательные: обобщение и системати...