Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 5 классе и презентация по теме : «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных».
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Изюмникова Галина Николаевна

    Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                  Схема конспекта урока

    учитель русского языка и литературы МКОУ  СОШ №3  Изюмникова Галина Николаевна

    Предмет: русский язык                 Класс:

    Тема урока: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

     Тип урока:  комбинированный

     Дидактическая цель урока:

     -знакомство  учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];

    отработка способа действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
    • Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
    • Формирование понятия о красоте окружающей нас природы и  необходимости бережного отношения к ней

          Предметные:

    • уметь  распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.

    Матапредметные.

    Регулятивные:

    • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
    • Проговаривать последовательность действий на уроке.
    •  Уметь работать по коллективно составленному плану.
    •  Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
    • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

    Коммуникативные :

    • Обогащать словарный запас.
    • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
    • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
    • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

       Познавательные:

    • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
    • Развивать мыслительные процессы и память(анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация)

    Оборудование: карточки с заданием для работы в паре и группе, компьютер, мультимедийный  проектор, экран

    Этапы урока

    Содержание этапа

    Планируемые результаты

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    1.Организационный момент

     Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

    Коррекционная работа

     (расширение словарного запаса) -инд.зад. Осинцеву, Покусаеву,  Янушкайтису.

    Учитель приветствует учеников, проверяет  их  готовность  к уроку. Предлагает записать в тетрадях дату. Обращает внимание на то, что 28 февраля -последний день зимы.

    -Давайте вспомним с вами, что такое эпиграф.

     Помещённое после заглавия произведения  краткое высказывание, смысл которого приоткрывает читателям содержание следующего за ним повествования. Эпиграф указывает на тему произведения, отличается краткостью и емкостью.

    Для нашего урока я выбрала следующий эпиграф:

    Леса, так же, как озёра, моря и реки, - лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд.

    К. Паустовский

    А почему я сделала такой выбор, мы обсудим  в конце урока.

    Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

    Сообщение учащегося.

    Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

    Коммуникативные: расширение словарного запаса

    2.Повторение пройденного материала.

    • орфографическая минутка

    Коррекционные задачи;

    • развитие орфографической зоркости, умение находить и исправлять ошибки в тексте, развитие переключения внимания, формирование навыков произвольного внимания (Янушкайтис, Покусаев, Подгорный)
    • письмо по памяти

    Коррекционная работа: развитие объема и устойчивости  памяти.

    • синтаксическая минутка

    Коррекционная работа: развитие мыслительных процессов  ( Крамаренко, Жаров)

    • самопроверка и самооценка

    Коррекционная работа: развитие произвольного внимания- весь класс

    Учитель организует деятельность по исправлению и объяснению ошибок, корригирует ее; затем организует процесс восстановления текста ,объяснения пропущенного знака препинания ,предлагает изобразить схему предложения.

    Текст с ошибками раздается каждому на листочке. Предлагается исправить ошибки красным маркером , а на доску выносится правильный вариант.

    Его чудкое ухо слышало шерох листев и шопот ветра а зоркий глас видил каждую веточку и тровинку.

    В конце работы  учитель предлагает произвести  самопроверку( сравнить с образцом, оценить).

    За правильно восстановленный по памяти текст , за безошибочное написание даются смайлики.

    Находят и исправляют ошибки, допущенные в тексте,красным маркером,  объясняют правописание.

    Восстанавливают текст по памяти и объясняют знак препинания, изображают схему предложения.

    Проверяют и оценивают свою работу(соотнося с эталоном)

    Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

     Понятие о красоте окружающей нас природы и  необходимости бережного отношения к ней. (Личностные УУД)

    Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

    коррекция, оценивание.

    Познавательные УУД :развитие произвольного внимания, мышления, памяти.

     

    \

     

      Регулятивные УУД: формирование умения соотносить выполненное задание с эталоном

    3.Актуализация ЗУН, необходимых для усвоения новых знаний.

     Сообщение темы урока, постановка цели урока

    Коррекционная работа; развитие мыслительных процессов: умения сравнивать, анализировать , обобщать

    ( Чередниченко, Егоров, Качанов)

    Выполнение задания «найди лишнее».

    Шепот,  шорох, грачом.

     В процессе работы возникает  проблемный вопрос: как объяснить правописание слова грачом?

    -Можем ли мы теперь сформулировать тему нашего урока? А цели?

    Цели:

    1)   уметь распознавать орфограмму                   « Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»;

    2) правильно писать о-е в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.

    Запись темы урока.

    Работают один у доски. другие на месте. В процессе возникает проблемный вопрос, формулируем тему и цели урока.

    Познавательные УУД.

    Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.

    Логические универсальные действия:

    анализ материала; выбор оснований для составления задания.

    Действия постановки и решения проблем:

    формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.

    Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

    Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

    4.  Объяснение нового материала.

    Коррекционная работа; развитие мыслительных процессов: умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

    Рассуждение-поиск.

    На доске написаны слова:                       врачом                                   товарищем

    дворцом                                 полотенцем

    межой                                    задачей

    борцов                                   горцев

    - Прочитайте слова в первом столбике, во втором.

    - В какой морфеме подчеркнуты буквы о и е?

    - После каких согласных стоят эти буквы?

    - Определите ударение в словах.

    - Сформулируйте правило правописания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

    Затем учитель предлагает прочесть правило в учебнике на стр.221.

     

     Мы с вами сформулировали цели урока.

    Одна из них заключалась в том, что вы должны уметь правильно писать буквы о-е после шипящих и ц, действуя по алгоритму. Давайте составим алгоритм.

    Алгоритм – порядок действий. 
    1.Где? (в окончании ) 
    2.В какой части речи?(в существительном) 
    3.После каких букв? (после шипящих) 
    4. Когда? (под ударением – о, без ударения –е) 

    Под руководством учителя наблюдают, сравнивают, делают выводы, формулируют правило

    Ученики читают правило на стр.221, сравнивают его с тем правилом, которое они сформулировали сами.

    Дети вместе с учителем пытаются сформулировать алгоритм действий.

    Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий.

     Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом, сотрудничество с учителем. Регулятивные: коррекция знаний

    Познавательные УУД.

    Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.

    Логические универсальные действия:

    анализ материала; выбор оснований для составления задания.

    Действия постановки и решения проблем:

    формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.

    5.Динамическая пауза.

    Учитель предлагает классу встать и задает вопросы.

    -Сегодня 28 февраля?

    -Сегодня последний день весны?

    -Завтра 29 февраля?

    -На уроке присутствуют гости?

    -Завтра у вас каникулы?

    -Завтра у вас выходной?

    -Окончание-это орфограмма?

    -Окончание-это часть слова?

    -Ж,Ш,Ч,Щ – гласные?

    -Ж,Ш,Ч,Щ – это шипящие?

    - пишу О –

    Межой,

    Лучом,

    Пейзажем,

    Врачом,

    Карандашом

    Ландышем.

    При положительном ответе дети хлопают в ладоши, при отрицательном топают ногами.

    6.Первичное  закрепление.

    Учитель организовывает повторение алгоритма , а затем объясняет задание.

    -Ребята, обратите внимание, в форме какого падежа стоят существительные. в которых встречается изучаемая вами орфограмма.?

    -Сейчас я предлагаю вам немного необычный вид работы- диктант-молчанка. Кроме того, вы должны будете изменить существительные-поставить их в форму творительного падежа.

    Один работает у доски,остальные-в тетради. Записывают измененные существительные,обозначают условия выбора гласной в окончании существительных.

    Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

    Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

    7.Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

    Коррекционные задачи;

    развитие орфографической зоркости, умение находить и исправлять ошибки в тексте, развитие переключения внимания, формирование навыков произвольного внимания

    Обратимся еще раз к целям нашего урока.

    Сейчас ваша задача распознать слова с необходимой орфограммой и правильно написать их.действуя по алгоритму.

    Затем учитель предлагает обменяться тетрадями и произвести взаимопроверку.

    Дети самостоятельно выбирают слова с орфограммами их предложенного текста. записывают их,выделяя орфограммы.

    Проводят взаимопроверку работ.

    Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

    Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

    Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок  (Регулятивные УУД).

    8.Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам со взаимопроверкой.

    Коррекционные задачи:

    Расширение словарного запаса.

    формирование навыков произвольного внимания

    Показать себя с лучш…й стороны - производить впечатление успешного человека.

    Не ударить в грязь лиц…м - не опозориться, с честью выйти из затруднений, показать себя с лучшей стороны в каком-нибудь деле.

    Убить двух зайц…в - одновременно сделать два дела.

    Всем сердц…м – искренне, от всей души.

    Как свои пять пальц…в - знать очень хорошо, до мелочей .

    Работа бьёт ключ…м - бурно проходит, активно проявляется.

    Дети работают над карточками , производится фронтальная проверка.

    Познавательные УУД :развитие произвольного внимания.

    Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

    9.Рефлексия.

    -Сначала мне хотелось бы вернуться к началу нашего урока, а именно,к эпиграфу.

    -Как вы думаете, почему я именно такой эпиграф выбрала для нашего урока?

    - закончить урок хотелось бы строками Е.Евтушенко: « Берегите эти земли, эти воды,

                               Даже малую былиночку любя,

                            Берегите всех зверей внутри природы,

                             Убивайте лишь зверей внутри себя»

    -А теперь мы с вами создадим свое дерево. Каждый из вас возьмет листочек( на партах бумага в форме листа дерева) и фломастером, который соответствует вашему настроению напишет, что он думает о сегодняшнем уроке.

    Ваши записи могут содержать ответы на следующие вопросы:

    • Было интересно…
    • Было трудно…
    • Я научился…
    • Я попробую…
    • 00Меня удивило…
    • Урок дал мне для жизни…
    • Мне захотелось…

    Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на доску.

    Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

    10.Домашнее задание


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных Презентация урока по русскому языку в 5-ом классе подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 г Волжского Волгоградской области Изюмниковой Галиной Николаевной

    Слайд 2

    Эпи́граф (от греч. «надпись») — цитата , помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.

    Слайд 3

    Леса, так же, как озёра, моря и реки, - лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд. К. Паустовский

    Слайд 4

    Его чу т кое ухо слышало ш о рох лист ь ев и ш е пот ветра , а зоркий гла з вид е л каждую веточку и тр а винку.

    Слайд 5

    Найди лишнее. Ш…пот, ш … рох , грач…м.

    Слайд 6

    Тема урока: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных». Цели урока: 1) уметь распознавать орфограмму « Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»; 2) правильно писать о-е в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.

    Слайд 7

    Рассуждение-поиск врач о м товарищ е м дворц о м полотенц е м меж о й задач е й борц о в горц е в

    Слайд 8

    Алгоритм – порядок действий. 1. После каких букв? (после шипящих) 2. Где? (в окончании ) 3. В какой части речи? (в существительном) 4. Когда? (под ударением – о, без ударения –е)

    Слайд 9

    Диктант-молчанка с дополнительным заданием (поставить существительное в форму творительного падежа)

    Слайд 20

    Ключ о м мельниц е й кирпич о м луж е й мяч о м сердц е м кольц о м учениц е й грач о м куриц е й

    Слайд 21

    Самостоятельная работа .

    Слайд 22

    С добрым сердц …м в лес войди, Чистым воздухом дыши. Не всякой водиц … й можно напиться . Осень сменилась зимой. Внезапною лютой стуж… й . Мальчик колотит ногой Стекло затвердевшей лужи. (И. Мирошникова ) .

    Слайд 23

    Весной многие жители России вывешивают домики для скворц …в - скворечники . Нельзя вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, трогать яйца руками, брать в руки птенц …в.

    Слайд 24

    За околиц… й села Метель снега намела; Серебристое монисто На земле лежит пушисто. ( А,Рябинина ) На радости с Зимой моей И маленьким морозц …м Я прокачу гурьбой детей С горы на санях к мосту (И.Шевченко ) Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птиц… й оставалась. (Р.Рождественский )

    Слайд 25

    Кедровник начисто срубили, а были кедры хороши. Когда рубили, говорили, что рубят на карандаши. - Дымят обугленные дали, ворчит встревоженная гать. Карандаш… й-то настрогали, А что же ими рисовать? (М.Андреев)

    Слайд 26

    Правильный вариант. Сердц е м в одиц е й стуж е й с кворц о в п тенц о в з а околиц е й морозц е м п тиц е й к арандаш е й.

    Слайд 27

    Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя! Берегите всех зверей внутри Природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. — Е.Евтушенко

    Слайд 28

    Подведем итоги! Было интересно … Было трудно … Я научился … Я попробую … Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось …

    Слайд 29

    Домашнее задание: Стр. 221, орфограмма № 18, упр № 560


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

    В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

    Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

    Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

    Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

    Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...

    Технологическая карта урока по теме: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»

    Цели: 1. Формирование УУД при изучении темы «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».2. Изучение  и закрепление нового материала по теме урока.Планируемые результаты:Предме...

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

    Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...