Конспект урока русского языка в 5 классе и презентация по теме : «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Изюмникова Галина Николаевна

Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              Схема конспекта урока

учитель русского языка и литературы МКОУ  СОШ №3  Изюмникова Галина Николаевна

Предмет: русский язык                 Класс:

Тема урока: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

 Тип урока:  комбинированный

 Дидактическая цель урока:

 -знакомство  учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];

отработка способа действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
  • Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
  • Формирование понятия о красоте окружающей нас природы и  необходимости бережного отношения к ней

      Предметные:

  • уметь  распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.

Матапредметные.

Регулятивные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  •  Уметь работать по коллективно составленному плану.
  •  Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные :

  • Обогащать словарный запас.
  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

   Познавательные:

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Развивать мыслительные процессы и память(анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация)

Оборудование: карточки с заданием для работы в паре и группе, компьютер, мультимедийный  проектор, экран

Этапы урока

Содержание этапа

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент

 Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Коррекционная работа

 (расширение словарного запаса) -инд.зад. Осинцеву, Покусаеву,  Янушкайтису.

Учитель приветствует учеников, проверяет  их  готовность  к уроку. Предлагает записать в тетрадях дату. Обращает внимание на то, что 28 февраля -последний день зимы.

-Давайте вспомним с вами, что такое эпиграф.

 Помещённое после заглавия произведения  краткое высказывание, смысл которого приоткрывает читателям содержание следующего за ним повествования. Эпиграф указывает на тему произведения, отличается краткостью и емкостью.

Для нашего урока я выбрала следующий эпиграф:

Леса, так же, как озёра, моря и реки, - лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд.

К. Паустовский

А почему я сделала такой выбор, мы обсудим  в конце урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Сообщение учащегося.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Коммуникативные: расширение словарного запаса

2.Повторение пройденного материала.

  • орфографическая минутка

Коррекционные задачи;

  • развитие орфографической зоркости, умение находить и исправлять ошибки в тексте, развитие переключения внимания, формирование навыков произвольного внимания (Янушкайтис, Покусаев, Подгорный)
  • письмо по памяти

Коррекционная работа: развитие объема и устойчивости  памяти.

  • синтаксическая минутка

Коррекционная работа: развитие мыслительных процессов  ( Крамаренко, Жаров)

  • самопроверка и самооценка

Коррекционная работа: развитие произвольного внимания- весь класс

Учитель организует деятельность по исправлению и объяснению ошибок, корригирует ее; затем организует процесс восстановления текста ,объяснения пропущенного знака препинания ,предлагает изобразить схему предложения.

Текст с ошибками раздается каждому на листочке. Предлагается исправить ошибки красным маркером , а на доску выносится правильный вариант.

Его чудкое ухо слышало шерох листев и шопот ветра а зоркий глас видил каждую веточку и тровинку.

В конце работы  учитель предлагает произвести  самопроверку( сравнить с образцом, оценить).

За правильно восстановленный по памяти текст , за безошибочное написание даются смайлики.

Находят и исправляют ошибки, допущенные в тексте,красным маркером,  объясняют правописание.

Восстанавливают текст по памяти и объясняют знак препинания, изображают схему предложения.

Проверяют и оценивают свою работу(соотнося с эталоном)

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

 Понятие о красоте окружающей нас природы и  необходимости бережного отношения к ней. (Личностные УУД)

Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

коррекция, оценивание.

Познавательные УУД :развитие произвольного внимания, мышления, памяти.

 

\

 

  Регулятивные УУД: формирование умения соотносить выполненное задание с эталоном

3.Актуализация ЗУН, необходимых для усвоения новых знаний.

 Сообщение темы урока, постановка цели урока

Коррекционная работа; развитие мыслительных процессов: умения сравнивать, анализировать , обобщать

( Чередниченко, Егоров, Качанов)

Выполнение задания «найди лишнее».

Шепот,  шорох, грачом.

 В процессе работы возникает  проблемный вопрос: как объяснить правописание слова грачом?

-Можем ли мы теперь сформулировать тему нашего урока? А цели?

Цели:

1)   уметь распознавать орфограмму                   « Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»;

2) правильно писать о-е в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.

Запись темы урока.

Работают один у доски. другие на месте. В процессе возникает проблемный вопрос, формулируем тему и цели урока.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

анализ материала; выбор оснований для составления задания.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

4.  Объяснение нового материала.

Коррекционная работа; развитие мыслительных процессов: умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Рассуждение-поиск.

На доске написаны слова:                       врачом                                   товарищем

дворцом                                 полотенцем

межой                                    задачей

борцов                                   горцев

- Прочитайте слова в первом столбике, во втором.

- В какой морфеме подчеркнуты буквы о и е?

- После каких согласных стоят эти буквы?

- Определите ударение в словах.

- Сформулируйте правило правописания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Затем учитель предлагает прочесть правило в учебнике на стр.221.

 

 Мы с вами сформулировали цели урока.

Одна из них заключалась в том, что вы должны уметь правильно писать буквы о-е после шипящих и ц, действуя по алгоритму. Давайте составим алгоритм.

Алгоритм – порядок действий. 
1.Где? (в окончании ) 
2.В какой части речи?(в существительном) 
3.После каких букв? (после шипящих) 
4. Когда? (под ударением – о, без ударения –е) 

Под руководством учителя наблюдают, сравнивают, делают выводы, формулируют правило

Ученики читают правило на стр.221, сравнивают его с тем правилом, которое они сформулировали сами.

Дети вместе с учителем пытаются сформулировать алгоритм действий.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий.

 Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом, сотрудничество с учителем. Регулятивные: коррекция знаний

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение.

Логические универсальные действия:

анализ материала; выбор оснований для составления задания.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы.

5.Динамическая пауза.

Учитель предлагает классу встать и задает вопросы.

-Сегодня 28 февраля?

-Сегодня последний день весны?

-Завтра 29 февраля?

-На уроке присутствуют гости?

-Завтра у вас каникулы?

-Завтра у вас выходной?

-Окончание-это орфограмма?

-Окончание-это часть слова?

-Ж,Ш,Ч,Щ – гласные?

-Ж,Ш,Ч,Щ – это шипящие?

- пишу О –

Межой,

Лучом,

Пейзажем,

Врачом,

Карандашом

Ландышем.

При положительном ответе дети хлопают в ладоши, при отрицательном топают ногами.

6.Первичное  закрепление.

Учитель организовывает повторение алгоритма , а затем объясняет задание.

-Ребята, обратите внимание, в форме какого падежа стоят существительные. в которых встречается изучаемая вами орфограмма.?

-Сейчас я предлагаю вам немного необычный вид работы- диктант-молчанка. Кроме того, вы должны будете изменить существительные-поставить их в форму творительного падежа.

Один работает у доски,остальные-в тетради. Записывают измененные существительные,обозначают условия выбора гласной в окончании существительных.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

7.Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

Коррекционные задачи;

развитие орфографической зоркости, умение находить и исправлять ошибки в тексте, развитие переключения внимания, формирование навыков произвольного внимания

Обратимся еще раз к целям нашего урока.

Сейчас ваша задача распознать слова с необходимой орфограммой и правильно написать их.действуя по алгоритму.

Затем учитель предлагает обменяться тетрадями и произвести взаимопроверку.

Дети самостоятельно выбирают слова с орфограммами их предложенного текста. записывают их,выделяя орфограммы.

Проводят взаимопроверку работ.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок  (Регулятивные УУД).

8.Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам со взаимопроверкой.

Коррекционные задачи:

Расширение словарного запаса.

формирование навыков произвольного внимания

Показать себя с лучш…й стороны - производить впечатление успешного человека.

Не ударить в грязь лиц…м - не опозориться, с честью выйти из затруднений, показать себя с лучшей стороны в каком-нибудь деле.

Убить двух зайц…в - одновременно сделать два дела.

Всем сердц…м – искренне, от всей души.

Как свои пять пальц…в - знать очень хорошо, до мелочей .

Работа бьёт ключ…м - бурно проходит, активно проявляется.

Дети работают над карточками , производится фронтальная проверка.

Познавательные УУД :развитие произвольного внимания.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

9.Рефлексия.

-Сначала мне хотелось бы вернуться к началу нашего урока, а именно,к эпиграфу.

-Как вы думаете, почему я именно такой эпиграф выбрала для нашего урока?

- закончить урок хотелось бы строками Е.Евтушенко: « Берегите эти земли, эти воды,

                           Даже малую былиночку любя,

                        Берегите всех зверей внутри природы,

                         Убивайте лишь зверей внутри себя»

-А теперь мы с вами создадим свое дерево. Каждый из вас возьмет листочек( на партах бумага в форме листа дерева) и фломастером, который соответствует вашему настроению напишет, что он думает о сегодняшнем уроке.

Ваши записи могут содержать ответы на следующие вопросы:

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я попробую…
  • 00Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на доску.

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

10.Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных Презентация урока по русскому языку в 5-ом классе подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 г Волжского Волгоградской области Изюмниковой Галиной Николаевной

Слайд 2

Эпи́граф (от греч. «надпись») — цитата , помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.

Слайд 3

Леса, так же, как озёра, моря и реки, - лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд. К. Паустовский

Слайд 4

Его чу т кое ухо слышало ш о рох лист ь ев и ш е пот ветра , а зоркий гла з вид е л каждую веточку и тр а винку.

Слайд 5

Найди лишнее. Ш…пот, ш … рох , грач…м.

Слайд 6

Тема урока: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных». Цели урока: 1) уметь распознавать орфограмму « Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»; 2) правильно писать о-е в окончаниях существительных, действуя по алгоритму.

Слайд 7

Рассуждение-поиск врач о м товарищ е м дворц о м полотенц е м меж о й задач е й борц о в горц е в

Слайд 8

Алгоритм – порядок действий. 1. После каких букв? (после шипящих) 2. Где? (в окончании ) 3. В какой части речи? (в существительном) 4. Когда? (под ударением – о, без ударения –е)

Слайд 9

Диктант-молчанка с дополнительным заданием (поставить существительное в форму творительного падежа)

Слайд 20

Ключ о м мельниц е й кирпич о м луж е й мяч о м сердц е м кольц о м учениц е й грач о м куриц е й

Слайд 21

Самостоятельная работа .

Слайд 22

С добрым сердц …м в лес войди, Чистым воздухом дыши. Не всякой водиц … й можно напиться . Осень сменилась зимой. Внезапною лютой стуж… й . Мальчик колотит ногой Стекло затвердевшей лужи. (И. Мирошникова ) .

Слайд 23

Весной многие жители России вывешивают домики для скворц …в - скворечники . Нельзя вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, трогать яйца руками, брать в руки птенц …в.

Слайд 24

За околиц… й села Метель снега намела; Серебристое монисто На земле лежит пушисто. ( А,Рябинина ) На радости с Зимой моей И маленьким морозц …м Я прокачу гурьбой детей С горы на санях к мосту (И.Шевченко ) Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птиц… й оставалась. (Р.Рождественский )

Слайд 25

Кедровник начисто срубили, а были кедры хороши. Когда рубили, говорили, что рубят на карандаши. - Дымят обугленные дали, ворчит встревоженная гать. Карандаш… й-то настрогали, А что же ими рисовать? (М.Андреев)

Слайд 26

Правильный вариант. Сердц е м в одиц е й стуж е й с кворц о в п тенц о в з а околиц е й морозц е м п тиц е й к арандаш е й.

Слайд 27

Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя! Берегите всех зверей внутри Природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. — Е.Евтушенко

Слайд 28

Подведем итоги! Было интересно … Было трудно … Я научился … Я попробую … Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось …

Слайд 29

Домашнее задание: Стр. 221, орфограмма № 18, упр № 560


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...

Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")

Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....