Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника. К уроку прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 5 классе по русскому языку.

Учитель Пилипенко И.В. МКОУ Заброденская СОШ

Тема: «Буквы о,ё после шипящих в корне слова».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные-познавательные (УУД): анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.)

Личностный результат (4ЛР): находить орфограмму-букву о,ё после шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком- наличием шипящего: букв а,и,у после шипящих, буквы о,ё после шипящих в корне, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация изученного с элементами взаимопроверки (работа в парах).

Словарный диктант.

Уд..вительный

Л..нивый

Б..да

Ф..милия

Ж..лище

Верш..на

Ч..йка

Ч..десно

Ж..ри

Параш..т

  1. Введение в тему урока.

Проблемная ситуация («мозговой штурм»).

«Наблюдаем, размышляем»

ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО В НИХ ОБЩЕГО

жёлтый                         жонглёр
шёлк                             шокировать
чётко                             чопорный
щёлкнуть                      трущоба

(Наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора гласных о,ё под ударением)

Определяем и записываем тему урока (Слайд 5)

  1. Цели на уроке для учащихся.

Определяют сами ученики (слайд 6).

  1. Открытие нового знания.

1.Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих
в корне слова.

Ё                                       О

жёлтый – желтеть       жонглёр - …(-)    

шёлк – шелка             шокировать - …(-)          

чёлка – чело              чопорный - …(-)          

щёлкнуть – щелчок     трущоба - …(-)

Делаем вывод: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё,

если к данному слову можно подобрать проверочное слово

с буквой Е;

пишем О, если проверочного слова нет (слова-исключения).

2.Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений. 

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

VI.Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.

1.Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму:

Поч…тный _______, _______ш…рстка,

ч…рствый________,________ш…в,

________печ…нка, зач…ркивать______,

________ш…рохи, ________ш…потом,

по _______трущ…бам, ______беч…вка.

2.Физкультминутка и разминка для глаз.

3.Диктант – молчанка (проверка по цепочке с комментарием).

4. К данным проверочным словам подберите проверяемые слова (устно):

Решето - решёта

Щетина - щётка

Расчесать - расчёска

Шедший - шёл

Желобок - жёлоб

5.Словарная работа 
«Назовите ласково» (письменно).
 К основам существительных  прибавьте

уменьшительно-ласкательные суффиксы,  в полученных словах обозначьте  орфограмму.

Образец: Щека – щёчка

Щель, пчела, шерсть, черта, жердь

6. Выполнить тест. В каких словах допущена ошибка? 

а) жолтый;            д) жокей

б) решотка             е) шорох

в) чёрный              ж)крыжовник

г) жёнглёр              з) шопот

7. Словарная работа. Знакомимся со значением слов.

Жокей – профессиональный  наездник на скачках, бегах.

Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.

  1. Итоги урока.

- 1.Какой «сигнал» подсказывает нам, что в слове орфограмма?

- 2.От чего зависит выбор орфограммы?

- 3.Что мы должны знать и уметь, чтобы пользоваться правилом?

Алгоритм

1. Где корень?

2. Где орфограмма?

3. Можно ли изменить звук [о]?

4.Если можно – пишем ё,

5.Если нельзя – пишем – о.

VIII. Домашнее задание.

Выберите любое задание:

1.Составить словарный диктант (20 слов) на изученную орфограмму

2.Упр. 422

Всем  пар.41, выучить слова-исключения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы о,ё после шипящих в корне слова. 5 класс Учитель: Пилипенко И.В. МКОУ Заброденская СОШ

Слайд 2

Словарный диктант Уд..вительный Л..нивый Б..да Ф..милия Ж..лище Верш..на Ч..йка Ч..десно Ж..ри Параш..т

Слайд 3

?

Слайд 4

жёлтый жонглёр шёлк шокировать чётко чопорный щёлкнуть трущоба ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО В НИХ ОБЩЕГО РУБРИКА «НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ»

Слайд 5

тема урока: Буквы О,Ё после шипящих в корне слова

Слайд 6

Моя цель на уроке: 1.Познакомиться с… 2.учиться

Слайд 7

Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих в корне слова Ё О ж ё лтый – ж е лтеть ж о нглёр - …(-) ш ё лк – ш е лка ш о кировать - …(-) ч ё лка – ч е ло ч о порный - …(-) щ ё лкнуть – щ е лчок трущ о ба - …(-)

Слайд 8

Вывод: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё , если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е ; пишем О , если проверочного слова нет (слова-исключения).

Слайд 9

Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений. По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы произошедшим.

Слайд 10

Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму: Поч…тный _______, _______ш…рстка, ч…рствый________,________ш…в, ________печ…нка, зач…ркивать______, ________ш…рохи, ________ш…потом, по _______трущ…бам, ______беч…вка.

Слайд 11

Физ ультми утк

Слайд 12

Упражнения для глаз

Слайд 13

Диктант - молчанка

Слайд 14

Проверим диктант 1.Ч..лка, прич..ска 2.Ш..рты 3.Щ..тка 4.Расч..ска 5.Ж..луди 6.Пч..лы 7. Капюш..н 8.Реш..тка

Слайд 15

К данным проверочным словам подберите проверяемые слова: реш ё та щ ё тка расч ё ска ш ё л ж ё лоб реш е то щ е тина расч е сать ш е дший ж е лобок

Слайд 16

Словарная работа «Назовите ласково» К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограмму. Образец: Щ е ка – щ ё чка Щель, пчела, шерсть, черта, жердь

Слайд 17

-Назовите два одинаково звучащих слова. -Сравните их написание. Что необычного вы заметили? Мальчик нечаянно ожег руку. К счастью, ожог был несильный.

Слайд 18

ЗАПОМНИТЕ! Необходимо различать корни -жог- и -жёг- . В существительных с этим корнем пишется о : ожог пальца ; в глаголах – ё : Петя ожёг палец.

Слайд 19

Выполни тест В каких словах допущена ошибка? а) жолтый; д) жокей б) решотка е) шорох в) чёрный ж)крыжовник г) жёнглёр з) шопот

Слайд 20

Проверь себя Ответ: а, б, г, з а) ж ё лтый; д) жокей б) реш ё тка е) шорох в) чёрный ж)крыжовник г) ж о нглёр з) ш ё пот

Слайд 21

Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.

Слайд 22

Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.

Слайд 23

Подведём итоги урока 1.Какой «сигнал» подсказывает нам, что в слове орфограмма? 2.От чего зависит выбор орфограммы? 3.Что мы должны знать и уметь, чтобы пользоваться правилом?

Слайд 24

Алгоритм 1. Где корень? 2. Где орфограмма? 3. Можно ли изменить звук [ о ] ? Если можно – пишем ё , Если нельзя – пишем – о .

Слайд 25

Домашнее задание Выберите любое задание: 1.Составить словарный диктант (20 слов) на изученную орфограмму 2.Упр. 422 Всем параграф 41, выучить слова-исключения

Слайд 26

До свидания! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"

В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц

Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.Использован...

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме: «Употребление гласных после шипящих».

Тип урока – комбинированный урок.Цели урока.I.         Обучающие цели.      1.   Систематизировать знания о правописани...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Употребление гласных после шипящих"

Урок  соответствует календарно-тематическому планированию к учебнику под ред. Гольцовой и др. для учащихся 10-11 кл....