Главные вкладки

    Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"
    презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

    Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника. К уроку прилагается презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока в 5 классе по русскому языку.

    Учитель Пилипенко И.В. МКОУ Заброденская СОШ

    Тема: «Буквы о,ё после шипящих в корне слова».

    Тип урока. Урок открытия новых знаний.

    Цели как деятельность учеников.

    Метапредметные-познавательные (УУД): анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.)

    Личностный результат (4ЛР): находить орфограмму-букву о,ё после шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком- наличием шипящего: букв а,и,у после шипящих, буквы о,ё после шипящих в корне, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

    Ход урока.

    1. Оргмомент.
    2. Актуализация изученного с элементами взаимопроверки (работа в парах).

    Словарный диктант.

    Уд..вительный

    Л..нивый

    Б..да

    Ф..милия

    Ж..лище

    Верш..на

    Ч..йка

    Ч..десно

    Ж..ри

    Параш..т

    1. Введение в тему урока.

    Проблемная ситуация («мозговой штурм»).

    «Наблюдаем, размышляем»

    ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО В НИХ ОБЩЕГО

    жёлтый                         жонглёр
    шёлк                             шокировать
    чётко                             чопорный
    щёлкнуть                      трущоба

    (Наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора гласных о,ё под ударением)

    Определяем и записываем тему урока (Слайд 5)

    1. Цели на уроке для учащихся.

    Определяют сами ученики (слайд 6).

    1. Открытие нового знания.

    1.Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих
    в корне слова.

    Ё                                       О

    жёлтый – желтеть       жонглёр - …(-)    

    шёлк – шелка             шокировать - …(-)          

    чёлка – чело              чопорный - …(-)          

    щёлкнуть – щелчок     трущоба - …(-)

    Делаем вывод: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё,

    если к данному слову можно подобрать проверочное слово

    с буквой Е;

    пишем О, если проверочного слова нет (слова-исключения).

    2.Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений. 

    По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

    VI.Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.

    1.Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму:

    Поч…тный _______, _______ш…рстка,

    ч…рствый________,________ш…в,

    ________печ…нка, зач…ркивать______,

    ________ш…рохи, ________ш…потом,

    по _______трущ…бам, ______беч…вка.

    2.Физкультминутка и разминка для глаз.

    3.Диктант – молчанка (проверка по цепочке с комментарием).

    4. К данным проверочным словам подберите проверяемые слова (устно):

    Решето - решёта

    Щетина - щётка

    Расчесать - расчёска

    Шедший - шёл

    Желобок - жёлоб

    5.Словарная работа 
    «Назовите ласково» (письменно).
     К основам существительных  прибавьте

    уменьшительно-ласкательные суффиксы,  в полученных словах обозначьте  орфограмму.

    Образец: Щека – щёчка

    Щель, пчела, шерсть, черта, жердь

    6. Выполнить тест. В каких словах допущена ошибка? 

    а) жолтый;            д) жокей

    б) решотка             е) шорох

    в) чёрный              ж)крыжовник

    г) жёнглёр              з) шопот

    7. Словарная работа. Знакомимся со значением слов.

    Жокей – профессиональный  наездник на скачках, бегах.

    Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.

    1. Итоги урока.

    - 1.Какой «сигнал» подсказывает нам, что в слове орфограмма?

    - 2.От чего зависит выбор орфограммы?

    - 3.Что мы должны знать и уметь, чтобы пользоваться правилом?

    Алгоритм

    1. Где корень?

    2. Где орфограмма?

    3. Можно ли изменить звук [о]?

    4.Если можно – пишем ё,

    5.Если нельзя – пишем – о.

    VIII. Домашнее задание.

    Выберите любое задание:

    1.Составить словарный диктант (20 слов) на изученную орфограмму

    2.Упр. 422

    Всем  пар.41, выучить слова-исключения


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Буквы о,ё после шипящих в корне слова. 5 класс Учитель: Пилипенко И.В. МКОУ Заброденская СОШ

    Слайд 2

    Словарный диктант Уд..вительный Л..нивый Б..да Ф..милия Ж..лище Верш..на Ч..йка Ч..десно Ж..ри Параш..т

    Слайд 3

    ?

    Слайд 4

    жёлтый жонглёр шёлк шокировать чётко чопорный щёлкнуть трущоба ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО В НИХ ОБЩЕГО РУБРИКА «НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ»

    Слайд 5

    тема урока: Буквы О,Ё после шипящих в корне слова

    Слайд 6

    Моя цель на уроке: 1.Познакомиться с… 2.учиться

    Слайд 7

    Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих в корне слова Ё О ж ё лтый – ж е лтеть ж о нглёр - …(-) ш ё лк – ш е лка ш о кировать - …(-) ч ё лка – ч е ло ч о порный - …(-) щ ё лкнуть – щ е лчок трущ о ба - …(-)

    Слайд 8

    Вывод: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё , если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е ; пишем О , если проверочного слова нет (слова-исключения).

    Слайд 9

    Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений. По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы произошедшим.

    Слайд 10

    Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму: Поч…тный _______, _______ш…рстка, ч…рствый________,________ш…в, ________печ…нка, зач…ркивать______, ________ш…рохи, ________ш…потом, по _______трущ…бам, ______беч…вка.

    Слайд 11

    Физ ультми утк

    Слайд 12

    Упражнения для глаз

    Слайд 13

    Диктант - молчанка

    Слайд 14

    Проверим диктант 1.Ч..лка, прич..ска 2.Ш..рты 3.Щ..тка 4.Расч..ска 5.Ж..луди 6.Пч..лы 7. Капюш..н 8.Реш..тка

    Слайд 15

    К данным проверочным словам подберите проверяемые слова: реш ё та щ ё тка расч ё ска ш ё л ж ё лоб реш е то щ е тина расч е сать ш е дший ж е лобок

    Слайд 16

    Словарная работа «Назовите ласково» К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограмму. Образец: Щ е ка – щ ё чка Щель, пчела, шерсть, черта, жердь

    Слайд 17

    -Назовите два одинаково звучащих слова. -Сравните их написание. Что необычного вы заметили? Мальчик нечаянно ожег руку. К счастью, ожог был несильный.

    Слайд 18

    ЗАПОМНИТЕ! Необходимо различать корни -жог- и -жёг- . В существительных с этим корнем пишется о : ожог пальца ; в глаголах – ё : Петя ожёг палец.

    Слайд 19

    Выполни тест В каких словах допущена ошибка? а) жолтый; д) жокей б) решотка е) шорох в) чёрный ж)крыжовник г) жёнглёр з) шопот

    Слайд 20

    Проверь себя Ответ: а, б, г, з а) ж ё лтый; д) жокей б) реш ё тка е) шорох в) чёрный ж)крыжовник г) ж о нглёр з) ш ё пот

    Слайд 21

    Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.

    Слайд 22

    Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.

    Слайд 23

    Подведём итоги урока 1.Какой «сигнал» подсказывает нам, что в слове орфограмма? 2.От чего зависит выбор орфограммы? 3.Что мы должны знать и уметь, чтобы пользоваться правилом?

    Слайд 24

    Алгоритм 1. Где корень? 2. Где орфограмма? 3. Можно ли изменить звук [ о ] ? Если можно – пишем ё , Если нельзя – пишем – о .

    Слайд 25

    Домашнее задание Выберите любое задание: 1.Составить словарный диктант (20 слов) на изученную орфограмму 2.Упр. 422 Всем параграф 41, выучить слова-исключения

    Слайд 26

    До свидания! Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"

    В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....

    Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"

    Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц

    Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.Использован...

    Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

    Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

    Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...

    Конспект урока русского языка в 10 классе по теме: «Употребление гласных после шипящих».

    Тип урока – комбинированный урок.Цели урока.I.         Обучающие цели.      1.   Систематизировать знания о правописани...

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ТЕМА: БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...