Урок русского языка в 10 классе по теме "Употребление гласных после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Урок  соответствует календарно-тематическому планированию к учебнику под ред. Гольцовой и др. для учащихся 10-11 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus.yaz_._v_10_kl_glasnye_posle_shipyashchih.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка

в 10 классе по теме:

«Употребление гласных после шипящих».

(учебник «Русский язык» 10-11 кл. Гольцова Н.Г. и  др)

Тип урока – комбинированный урок.

Цели урока.

I.        Обучающие цели.

      1.        Систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в разных

            частях слова.

  1. Организовать деятельность учащихся по формированию умения применять в

      практике письма  орфограммы, связанные с правописанием гласных после  

      шипящих.

      3.        Совершенствовать орфографические навыки.

      4.        Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме  

           урока.

II.        Развивающие цели.

       1.        Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

       2.        Развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-  

            следственные связи, систематизировать, обобщать.

       3.        Развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать,      

           понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов    

           деятельности..

III.        Воспитывающие цели.

      1.        Способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной  

            культуры.

      2.        Воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка,

            пониманию значения орфографической грамотности.

     

Методы обучения.

По источникам знаний: наглядный,

                                         объяснительно-иллюстративный,                                                                        

                                         проблемный,

                                         эвристический.

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый,  

                                                                            репродуктивный,

                                                                            продуктивный.

                                                                           

По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности,

                                               применение умений и способов деятельности.

Оборудование урока.

1.        Раздаточный материал.

      1)        Информационные карточки.

      2)        Обучающие карточки.

      3)        Контролирующие карточки.

2.        Компьютерное обеспечение.

         1)Фотография Е.И.Никитиной.

         2) Текст с пропусками гласных в корне.

         3) Презентация «Употребление гласных после шипящих».

         4) Задания;

         5) Ключи к заданиям.     

План урока.

Организационный момент.  1 мин.

Повторение изученного.  3 мин.

Актуализация знаний. Целеполагание. 1 мин.

Презентация «Из истории шипящих звуков». 1 мин.

Работа с учебником. Презентация «Буквы А,У,И после шипящих». 1 мин.

Практическая работа по правописанию А,У,И после шипящих. 5 мин.        

Презентация «Гласные О-Е(Ё) после шипящих в корне». 1 мин.

Практическая работа по правописанию гласных О-Е(Ё) в корне. 7 мин.

Презентация «Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях)». 2 мин.

Практическая работа по правописанию гласных после шипящих за корнем. 9 мин.

Комплексное применение знаний и способов деятельности. 6 мин.

Итоги урока. 2 мин.

       

          Ход урока.

1.Организационный момент.

        

.

2. Повторение изученного.

        Перед вами на экране текст. Прочитаем, определим тему и идею.

     

             Французский п…сатель Жюль Верн завоевал такую славу, что и в наши дни её отблеск оз…ряет оба полушария. В своих мечтах он видел смутные оч…ртания  бл…стающей грядущеё жизни. Его слава всё возр…стала, и целый дождь писем падал на специальный стол его к…бинета, распол…женного в уед…нённой башне. Действительность перер…сла мечты Жюль Верна.

                                                                                                           К.Андреев.

- Ребята. Определите тему данного текста( слава Жюля Верна)

- А идея?

(идея – выражение восхищения великим писателем, его талантом, способностью мечтать, предвидеть будущие научные открытия)

- Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните их написание(вставляем  буквы и объясняем написания)

-Скажите,пожалуйста, какие орфограммы – буквы встретились в словах?(ответы)

- Ребята., что повторили? Предположите. Какой теме будет посвящён урок.(учащиеся предполагают , что урок будет посвящён правописанию гласных в корне слова)

  1. Целеполагание.  Актуализация знаний.

- Какие вы помните правила, относящиеся к правописанию гласных в словах(ребята вспоминают правила, вспоминают о правилах употребления гласных после шипящих)

- Сформулируйте. Пожалуйста, тему урока(Употребление гласных после шипящих) . тема записывается в тетрадь

- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока, ЗАЧЕМ в 10 классе мы обращаемся к данной теме?(учащиеся определяют цель урока-систематизировать знания по теме, закрепить навык написания)

Вспомните, какие буквы в русском языке относятся к шипящими?

                             Их всего четыре – Ж, Ш, Ч, Щ.  

   4  Обратимся к исторической справке(Презентация «Историческая справка». (подготовил ученик в качестве индивидуального д.з)- Есть ли новая для вас информация?(ответы учащихся)

4          Работа с учебником. 

       -Далее. Ребята. Обратимся к терии в нашем учебнике.

              Изучите пункт 1 параграфа 21. Сделайте вывод, какие  

             гласные пишутся после шипящих и какие не пишутся.

- изучаем материал. Делаем выводы(работаем в парах),озвучиваем выводы.

-составьте. Пожалуйста, схему-опору по теме.(составление схем, запись на доске 1-2 ученика.  Спасибо.ребята.

-Это трудная для вас тема? Какие могут возникнуть трудности?(ответы ребят)

-   Презентация «Буквы А, У, И после шипящих».-просмотр презентации. Выделение трудного материала. Ответы учеников.

Подумайте и предположите, чем далее мы будем заниматься, спланируйте нашу работу на оставшееся время урока(ответы ребят)

  1.  Практическая работа. Предлагаются карточки

            Закрепление знаний. Отработка умений и навыков.

                  Работа с раздаточным материалом – обучающие карточки.

1.    Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по трём группам: А, У, И после шипящего.

 

Площ…дка, ч…ть-ч…ть, ш…ло, прощ…й,  щ…пальца, ж…раф, веснушч…тый, ж…знь, щ…риться, ч…йник, ч…ждый, крич…ть, ч…ткий, ч…нный, расш…рить.

Самопроверка – ключ на экране.

Какие есть вопросы по написанию? Кто полностью справился с орфографической задачей, не допустил ошибок? Что повторили?

А

У

И

Площадка, прощай, веснушчатый, чайник, кричать.

Чуть-чуть, щупальца, щуриться, чуждый, чуткий.

Шило, жираф, жизнь, чинный, расширить.

    Презентация «Гласные О –Е (Ё) после шипящих в корне».- перед просмотром-вспоминаем правило,после-делаем выводы о том, что забыли или неточно сказали, обращаем внимание на обозначение орфограммы

       

     - Закрепление знаний. Отработка умений и навыков.

            Практическая работа. Работа по обучающим карточкам.

1.  Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

 Уч...ный, ш...фёр, ш...лк, деш...вый, ч...лка, ш...рстка, ш...колад, печ...нка, ш...ссе, пш...нный, зач...с, щ...лочь, Печ...рская лавра, река Иж...ра, ж...сткий, ч...рствый, ч...рточка, крыж...вник, щ...тка, чащ...ба, ш...рох, ш...мпол. (проверка-по цепочке)

-подводим итоги:что вызвало трудности , на что обратить внимание, проговариваем орфограмму.

2. Работа с учебником. Закрепим правила, связанное с дифференцирующим написание

   О-Ё после шипящих.

Упражнение 110 (с. 74) устно. Прочитайте предложение, объясните  

   выбор Ё-О после шипящих.(продолжаем работу по цепочке)

        5  Слово учителя.    

    Правила правописания е(ё) - о после шипящих в суффиксах и окончаниях иные, чем правила правописания е(ё) - о после шипящих в корне. Гласные е(ё) или о в корне пишутся по морфологическому принципу: истинность гласной в корне проверяется подбором родственных слов.

    В суффиксах же и окончаниях гласные е(ё) или о регламентируются фонетическим принципом, так как наличие той или иной гласной в суффиксе, окончании зависит от ударения. Предлагаю презентацию

         6  Презентация «Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и  

                 окончаниях)». Это известный вам материал?(да)

        Как вы думаете, возникнут трудности?

        7   Закрепление знаний. Отработка умений и навыков.

                    Практическая работа. Работа по обучающим карточкам.

        1.     Расставьте ударения в словах, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы,  объясните выбор О-Е после    

          шипящих в суффиксах.

Алыч…вый,  душ…нка, дымоч…к, жеребеноч…к, зародыш…вый, пуш…к, неуклюж…, звоноч…к, девч…нка, ландыш…вый, малыш…к, свеж…, пастуш…нок, кармаш…к,  грош…вый, гребеш…к, цыпленоч…к,  сбереж…нный.(2 уч работают за доской)

-взаимопроверка, итоги, отработка ошибок

  1. Образуйте от данных существительных форму творительного падежа единственного числа.

     

 Плечо – плечом,  добыча – ….,  монтаж – …,  клещ – …, плач – …, Кузьмич – …

  1. Выпишите номера слов, в окончаниях которых пишется О.

1 стеллажом             6 престижем              11 дремучего

2 неучем                   7 парчой                     12 сажей

3 колючего               8 колючего                 13 борщом                                 4голышом                9 печёшь                     14 певучего                

         5 свечой                  10 ключом                   15 Ильичом

Самопроверка – ключ на экране: 1, 4, 5, 7, 10, 13, 15.

Кто выписал правильно все слова?

Кто допустил 1-2 ошибки? В каких словах? Объясните их написание.

-Вспомните, какую цель мы поставили сегодня. Достигли ли мы цели?

  1. Комплексное применение знаний и способов действий. Работа по контролирующим карточка с разноуровневыми заданиями.

1.  Мы с вами повторили орфограммы, связанные с правописанием гласных после шипящих в разных частях слова: в корне, в суффиксе, в окончании.Систематизировали знания, а теперь проверьте себя. У вас в контролирующих карточках три вида заданий. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его.

2. Работа по контролирующим карточкам.

А.   Вставьте пропущенные буквы.

Сощ…риться, старич...к, ретуш...р, ж…вотное, освеж...нный, ж…лудь, со стаж...м,  волч…нок, заверш...нный, ч…совщик, камеш...к,  каланч...вый, распаш...нка, кулач...к, лавч...нка, ш…повник,  тысч...нка, ш…номонтаж, подворотнич...к,  ч…мазый,  ноч…вка, изж…га, ж…ри, ш…лковый, ч…тки.

Б.   Выполните тестовые задания. 

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

      а) ж…кей      б) уч…ба       в) ш…винизм      г) крыж…вник

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) камыш…вый     б) беч…вка      в) свеж…го     г) стаж…р

 

  1. В каком примере на месте пропуска пишется буква Ё?

а) этаж…м ниже                          в) ч…тко обозначить

б) слышимый ш…рох                    г) извилистая реч…нка

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

а) прич…ска, ж…лтый, чащ…ба

б) струч…к, смеш…н, борж…ми

в) чуж…й, переш…л, ж…нглёр

г) ч…рный, туш…нка, больш…й

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется буква Ё?

Ж(1)лто-бурые щ(2)тки жнивья глядели голо и холодно в сумерках, и только ч(3)ртополох силой засел на межах с ч(4)рно-ж(1)лтыми пуговками ржавой дикой рябинки.

 А) 1, 2, 3        б) 1, 2, 4        в) 2, 3, 4        г)  2, 3

Ответы:     1.             2.            3.            4.            5.          

В.  Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в две колонки: выбор гласных зависит 1) от чередования и 2) от ударения.

Ж...луди, ч...рствый, ш...пот, каланч...й, кирпич...м, неудач...й, ореш...к, лавч...нка, ковш...м, беч...вка, пощ...чина, прич...ска, рубаш...нка, саранч...й, горяч..., жгуч..., свеж..., зеркальц...м, юнц...м, ж...лтый, румянц...м, реш...тка, ж...сткий, уж...м, ремеш...к, финиш...м, реч...нька, реч...нка.

От чередования

От ударения

   

3. Самопроверка. Ключи к заданиям и критерии оценки на экране.

А.   Вставьте пропущенные буквы.

СощУриться, старичОк, ретушЁр, жИвотное, освежЁнный, жЁлудь, со стажЕм,  волчОнок, завершЁнный, чАсовщик, камешЕк,  каланчОвый, распашОнка, внучОк, лавчОнка, шИповник,  тысчОнка, шИномонтаж, подворотничОк,  чУмазый,  ночЁвка, изжОга, жЮри, шЁлковый, чЁтки.

0 ошибок – «5»;     1 – 2 ошибки – «4»;     3 – 4 ошибки – «3»

   

Б.   Ответы:    1. б;         2. а;         3. в;        4. б;        5. б.

 

  0 ошибок – «5»;    1 ошибка – «4»;    2 ошибки – «3»

В.  Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в две колонки: выбор гласных зависит 1) от чередования и 2) от ударения.

Ж...луди, ч...рствый, ш...пот, каланч...й, кирпич...м, неудач...й, ореш...к, лавч...нка, ковш...м, ч…лка, пощ...чина, прич...ска, рубаш...нка, саранч...й, горяч..., жгуч..., ж...лтый, мираж…м, реш...тка, ж...сткий, пищ…й, ремеш...к, финиш...м, реч…нка.

От чередования

От ударения

Жёлуди, чёрствый, шёпот, чёлка, пощёчина, причёска, жёлтый, решётка, жёсткий,  

Каланчой, кирпичом, неудачей, орешек, лавчонка, ковшом, рубашонка, саранчой, горячо, жгуче, миражом, пищей, ремешок, финишем, речонка.  

 0 ошибок – «5»;    1-2 ошибки – «4»;    3-4 ошибки – «3»

9.   Подведение итогов урока. Рефлексия.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

  1. На уроке мне было (интересно / скучно).
  2. Тема урока для меня (полезна / бесполезна).
  3. Урок мне показался (коротким /длинным).
  4. За урок я (устал / не устал).
  5. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

  1. Домашнее задание. На выбор учащегося.

А.  Параграф 21, упражнение 108.

Б.  Параграф 21, упражнение 111.

В.  Параграф 21, упражнение 112.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

урок русского языка в 5 классе Правописание безударных гласных после шипящих

Технологическая карта урока по теме "Правописание безударных гласных после шипящих" составлена с учетом требований ФГОС. Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов действий.Планируе...

Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"

  На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов.   Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отс...

Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс

Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».

Тема урока: «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникатив...

Конспект дистанционного урока в 10 классе по русскому языку на тему : "Употребление гласных после шипящих и Ц в различных морфемах".

Конспект дистанционного урока в 10 классе по русскому языку на тему : "Употребление гласных после шипящих и Ц в различных морфемах". Учитель Хадаева Алина Ахаровна...