Конспект дистанционного урока в 10 классе по русскому языку на тему : "Употребление гласных после шипящих и Ц в различных морфемах".
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)

Хадаева Алина Ахсаровна

Конспект дистанционного урока в 10 классе по русскому языку на тему : "Употребление гласных после шипящих и Ц в различных морфемах". Учитель Хадаева Алина Ахаровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дистанционный урок20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал ГБОУ РФМЛИ в с.Мацута

Русский язык, 10 класс

Учитель русского языка и литературы                                                   Хадаева Алина Ахсаровна

Дата проведения : 19.12.2020 г.

Дистанционный урок русского языка в 10 классе по теме

«Употребление гласных после шипящих и ц».

Цели:

образовательные: обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих и ц в разных морфемах (корни, суффиксы, окончания); отрабатывать навыки «узнавания» орфограмм, условий их выбора, графического обозначения; научить учащихся видеть нюансы лексического значения слова;

развивающие: развивать образное и логическое мышление учащихся, приёмы языкового анализа, сравнения, обобщения;

воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, электронный учебник «Русский язык. 10-11 классы», презентация, ЭОР (i-class, «Тесты Захарьиной»).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упражнение 106).

III. Объяснение нового материала (приложение 1).

1. Целеполагание.

– Сегодня на уроке мы будем, в основном, повторять ранее изученные правила. Поэтому прочитайте предложения и назовите виды орфограмм, с которыми предстоит работать. Слайд 2.

Ещё раз горячо убеждаем: без ленцы и прохладцы изучайте русский язык, увлечённо работайте с каждым словом. Тогда каждый из вас окажется не просто борцом с неграмотностью, а счастливцем, которому всё нипочём.

- Вспомнили орфограммы? Слайд 3.

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Слайд 4.

– Сегодня на уроке мы повторим правила написания гласных после шипящих и ц.

2. Работа по теме «Гласные после шипящих».

1). Правописания гласных а, у, и, е после шипящих. Слайды 5-6.

– Запишите слова, добавив пропущенные буквы. Расставьте ударение.

щ..вель щавель
н..ч..ть на
чать
одолж..т одол
жит
красивейш..й крас
ивейший
ш..велишь 
шевелишь
щ..рится 
щурится
щ..колда 
щеколда
ч..дный 
чудный, чудной

– От чего зависит выбор гласной в последнем слове? (От лексического значения.)
– Приведите примеры словосочетаний, доказывающих это. (Ч
удный день, чудной ребёнок.)

– Выполним задание «Готовимся к ЕГЭ. Орфоэпические нормы» (http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test71.xml).

– Какие слова этого задания были с изучаемыми на уроке орфограммами?

2). Знакомство с алгоритмом выбора о-е-ё после шипящих и ц. Слайд 8.

– Заполните самостоятельно таблицу (приложение 2), рассуждая по алгоритму. Слайд 9.

Часть слова

Буквы

ё

о

е

корень

суффикс

окончание


Ш…рстка, свинц…вый, свеж…го, пораж…н, крюч…к, отраж…нный, горяч…, трещ…тка, ситц…вый, ш…рты, стереж…т, ж…рдочка, матч…м, чащ…ба, тренаж…р, , молодож…н, певуч…, ш…рник, врач…м, каланч…й, ш…рох, теч…т.

– Проверьте правильность заполнения таблицы. Слайд 10.

– Обратите внимание: в слове трещотка в современном русском языке уже не выделяется суффикс -отк-, а в слове чащоба - -об-.

– Объясните значения слов трещотка, чащоба, шорник, каланчаСлайд 11.

– Прочитайте слово шорох справа налево (хорош). Слово, предложение или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях, называется палиндром. Слайд 12.


Физминутка (приложение 3).

3. Работа по теме «Гласные после ц».

1). Правописание гласных о-е после ц.

– Вставьте слова с орфограммой после ц. Выделите часть слова, где находится сомнительная гласная, поставьте ударение. Слайд 13.

Глянцевая бумага, цокольный этаж, отправить письмецо, миниатюрное зеркальце.

– Сделайте вывод о правописании о-е после ц.
– Прочитайте слова с орфограммой после 
ц:

Почистить детское платьице, обняться с отцом, виртуозный танцор, танцевать в паре, гарцевать в седле, продолжать цокотать (произошло от слова цокот, написание сохраняется), держаться молодцом, перцовый пластырь, состязания борцов, глянцевая бумага.

– Объясните значения слов гарцевать, глянцеваяСлайд 14.

– В словах иноязычного происхождения после ц может писаться о и в безударном слоге. Соотнесите слово с его значением. Слайд 15.

палаццо музыкальное произведение
г
ерцог дворец
ск
ерцо дворянский титул
мец
цо-сопрано женский певческий голос

– Проверьте правильность своего выбора. Слайд 16.

2). Правописание гласных и-ы после ц.

– Прочитайте правило. Дополните каждое его положение подтверждающими примерами. Кто затрудняется, может воспользоваться материалами учебника (страница 75). Слайд 17.

Выбор гласных и/ы после ц зависит от их места в слове и от формы слова. Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.

Примеры: цирк, цитрус, циновка.
Исключения: 
цыган, цыпочки, цыкнул, цыпленок, цыц.

Буква ы после ц пишется в суффиксах и окончаниях прилагательных, в окончаниях существительных множественного числа и единственного числа родительного падежа.

Примеры: птицы, сестрицын, голубцы.

При написании фамилий правило не всегда соблюдается.

Примеры: Синицын, Синицин.

– Как вы понимаете слова овация, пяльцы, цикорий, цинизмСлайд 18, 19.

IV. Закрепление изученного на уроке (работа в I-class).

1. Работа с темой 7 в i-class (http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=481).

Задание. Найдите таблицу «О-ё после шипящих» (http://iclass.home-edu.ru/mod/page/view.php?id=82785&inpopup=1). Прочитайте. Используйте при выполнении задания.

2. Выполнение задания «Тренируемся» http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=1793323#q7).

Найдите таблицу «Ы-и после ц» (http://iclass.home-edu.ru/mod/page/view.php?id=82814&inpopup=1)Используйте при выполнении следующего задания.

3. Выполнение задания «Тренируемся» http://iclass.home-edu.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=1811533


V. Итог урока.

– Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

– Обобщим изученное на уроке. Слайд 20.

Выставление и комментирование оценок учащимся.

VI. Домашнее задание. Слайд 21.

1. § 23-25, упражнение 116 (с. 76).

2. Творческое задание (по выбору): подобрать слова – палиндромы с о/ё после шипящих.


Использованная литература:

  • Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык 10-11 классы. Москва, «Русское слово», 2012.
  • Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык. Москва, Айрис-Пресс, 2005.
  • Михайлова С. Ю. Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах глаголов и причастий.
  • Орфоэпический словарь русского языка. book.tr200.netv.php?id=191318
  • Толковый словарь русского языка. classes.ruРусский язык…-dictionary-Ozhegov.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...

Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"

  На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов.   Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отс...

Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс

Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме: «Употребление гласных после шипящих».

Тип урока – комбинированный урок.Цели урока.I.         Обучающие цели.      1.   Систематизировать знания о правописани...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Употребление гласных после шипящих"

Урок  соответствует календарно-тематическому планированию к учебнику под ред. Гольцовой и др. для учащихся 10-11 кл....

Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих"

Комбинированный урок по русскому языку. Второй урок по счету, на котором учащиеся вспоминают правило, систематизируют свои знания и учатся применять правило на письме. Урок сопровождается презентацией...