Главные вкладки

    Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку на тему: Работа с текстами научного и художественного стилей на тему:"Антропогенное влияние на биосферу"
    план-конспект урока по биологии (9 класс)

    Теричева Марина Николаевна

    Интегрированный урок. Биология и русский язык.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc111 КБ
    Office presentation icon otkrytyy_urok_biologiyarusskiy.ppt1.64 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного урока по биологии и русскому языку на тему:

    Работа с текстами  научного и художественного стилей на тему:"Антропогенное влияние на биосферу"

     

    Цель: изучить влияние человека на биосферу

    Задачи:Образовательные - показать положительное и отрицательное влияние

                                     антропогенного фактора на состояние биосферы; выявить

                                     причины таких влияний; обратить внимание учащихся на

                                     исчезающие виды растений и животных; на опасность

                                     технологических и иных видов загрязнений для биосферы

    Воспитательные -  формировать экологическое мышление обучающихся;

                                     воспитание чувства ответственности человека за сохранение

                                     окружающей среды;

    Развивающие -       развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

                                     развитие интереса к предмету биология и литературным

                                     произведениям; совершенствование самоконтроля и

                                     взаимоконтроля;

    Ход урока

    1.Организационный момент ( 1 мин.)

    Учитель русского языка.Здравствуйте ребята! Сегодня у вас пройдёт необычный интегрированный урок биологии и русского языка. В процессе повторения и  изучения нового материала мы с вами поработаем с разными видами текстов, что позволит вам в ОГЭ успешно написать задание 15.2 по русскому языку, и задание __________ по биологии. Вы будите работать в отдельных рабочих листах (индивидуально). Что вам поможет качественно выполнить домашнее задание.

     II. Актуализация знаний. ( 3  мин.)

    Учитель биологии. Для того чтобы понять и определи о чем же пойдет речь, вам необходимо просмотреть видео фрагмент, и ответить на этот вопрос.

    «Стон Земли». (читается вовремя ролика с появления «красота земли?»)

    Выразительное чтение

    Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

    Не год, не два, а миллиарды лет,

    Я так устала… Плоть моя покрыта

    Рубцами ран – живого места нет.

    Терзает сталь мое земное тело,

    И яды травят воды чистых рек,

    Всё то, что я имела и имею,

    Своим добром считает человек.

    Не потому ли, загораясь мщеньем,

    Я против сил безумных восстаю.

    И, сотрясая твердь землетрясеньем,

    На все обиды свой ответ даю.

    И не случайно грозные вулканы

    Выплескивают с лавой боль Земли…

    Очнитесь, Люди!

    Призовите страны,

    Чтобы меня от гибели спасти!

    Беседа фронтальная, управляющая активной мыслительной деятельностью по самостоятельному определению ключевых направлений работы на уроке, в формулировании темы, цели и задач урока.

    Учитель биологииВы услышали Стон Земли. От чего стонет Земля? О чем свидетельствуют услышанные вами строки?

    Ученики: о загрязнении окружающей среды

    Учитель: Кто наносит раны планете?

    Ученики: Всему виной человек.

    Учитель: Верно. Но так как слово «Человек» – по-греч. "антропос", а окружающая среда объединяет все живое на Земле и называется биосферой, то как можно сформулировать часть темы урока?

    Уч: «Антропогенное воздействие на биосферу».

    Учитель русского языка - И так ребята, мы свами определили тему услышанного текста, и сформулировали часть темы нашего интегрированного урока,  что бы она прозвучала в полном объеме, ответьте мне еще на несколько вопросов.

    Учитель: 1. Определите стиль услышанного текста - стихотворение?( в художественном)

     2. От чего зависит выбор стиля автором?(от речевой ситуации: Где?(обстановка)С кем?(1/много)Зачем?)

    3. Какова речевая ситуация для текстов художественного стилей?

    Для научного?

    4. Каковы  особенности текстов данных стилей? (если учащиеся не могут самостоятельно ответить подсказки на слайде)

    И так ребята давайте попробуем на основе полученной информации сформулировать тему урока.

    Тема: Работа с текстами  научного и художественного стилей на тему:"Антропогенное влияние на биосферу"

    Учитель биологии.-: Ребята, понимая необходимость формирования грамотной и активной жизненной позиции в вопросах сохранении природы на земле, нам с вами, наверное, хочется узнать о характеристиках той угрозы, которую несет человек своим воздействием на биосферу. Итак, какова цель нашего урока?

    . Цель урока – раскрыть сущность и пути решения проблемы антропогенного воздействия на биосферу, 

    -анализ текстов  научного и художественного стилей.

    На экране - тема и цель урока.

       б) Подбор эпиграфа к уроку.

    Учитель русского языка.:- Мы предлагаем вам выбрать эпиграф к уроку из предложенных на экране и записать его в ваш маршрутный лист: (вместе сообща выбираем).

    «Природа… будит в нас потребность любви»
    Иван Тургенев

    «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин»
    Федор Достоевский 

    Эпиграф:    «Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей»
    Иоганн Гёте

    Эпиграф:  «Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то,

                      что мы взяли в долг у потомков» (древняя индейская пословица)

    учитель биологии.- III. Фронтальный опрос:

    • Давайте вспомним, что такое биосфера?
    • Кто создал учение о биосфере?
    • Вернадский В.И. же ввел понятие «ноосфера», что это такое?
    • несколько фактов воздействия человека на биосферу в Тюменской области. (учащиеся заранее готовят информацию на 2-3 мин.)

    - Да, к сожалению, в результате хозяйственной деятельности человека исчезают многие виды растений и животных. Что же на это воздействует мы сейчас выясним в разных оболочках нашей земли, где присутствует биосфера. (задание по рядам в парах)

    Учитель русского языка-Вы будите работать с текстами научного стиля по окончанию работы составляется кластер, на доске и на листах. (7 мин)

    1. Метеорологи:

    Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

    Экологическое значение атмосферы: защита живых организмов от губительного влияния космического излучения, ударов метеоритов, регулирует сезонные и суточные колебания температуры, является носителем тепла и влаги. Через атмосферу происходит фотосинтез, обмен веществ и энергии, атмосфера является средой для некоторых организмов (бактерий, насекомых, птиц).

    Человек «подогревает» атмосферу путём сожжения огромного количества угля, органического топлива, нефти, газа, а также вследствие работы атомных электростанций, уничтожения лесов, которое приводит к увеличению в воздухе углекислого газа. Углекислый газ атмосферы действует как стекло в теплице – оно свободно пропускает на поверхность Земли солнечные лучи, но удерживает тепло, нагретой солнцем, поверхности Земли. Это повышает температуру атмосферы, создавая парниковый эффект.

    В атмосферу попадают фреоны, которые являются источником разрушения озонового слоя. Фреоны – это хлорфторуглероды, а хлор является катализатором расщепления озона. Озоновый слой защищает все живое на Земле от ультрафиолетового излучения и его уменьшение приведет к изменению климата.

    Оксиды серы и азота, которые попадают в воздух вследствие работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, взаимодействуя с водой, превращаются в азотную и серную кислоту, которые переносятся в виде тумана, а потом выпадают в виде дождей, причиняя огромный вред лесным биоценозам.

    Ещё хочется сказать, что наступает весна! И скоро все начнут убирать территории, проводить субботники. Хочется напомнить, что нельзя сжигать прошлогоднюю листву и траву, так как в опавших листьях есть вредные вещества. И ни в коем случае нельзя сжигать одноразовую посуду, пластиковые бутылки, полиэтилен. В костре температура недостаточна для их полного сгорания и образуются густой черный дым, в нем содержится опасное канцерогенное вещество – бензоперен.

    2. Гидробиологи:

    Гидросфера – водная оболочка Земли. Это моря, океаны, реки, озёра и подземные воды.

    Экологические функции воды – составная часть всех живых организмов. Благодаря воде, осуществляются основные процессы – обмен веществ, тепла. Воды Мирового океана являются основным климатообразующим фактором, важным источником природных ресурсов питания человека.

    Загрязнение вод:

    - физическое – вследствие увеличения в воде нерастворимых примесей – песка, глины (за счёт смыва дождевыми водами распаханных участков);

    - химическое – в результате попадания в водоёмы вместе со сточными водами вредных неорганических и органических веществ.

    Большой вред гидросфере наносит нефть и нефтепродукты, которые образуют на поверхности плёнку, нарушающую газообмен между водой и атмосферой, снижающую содержание кислорода в воде.

    3. Агрономы:

    Литосфера – это внешняя твёрдая оболочка Земли.

    Одним из массовых загрязнений почвы являются твердые бытовые отходы.

    На каждого городского жителя в течение года образуется около 500 кг твердых

    бытовых отходов, из них 52 кг – полимерные.

    В настоящее время мы озабочены тем, что в Вадском районе планируют устроить полигон твердых бытовых отходов. Так как там близко расположены подземные воды, которые вливаются в реку Вадок, и поэтому пострадает вся водная система нашего района.

    Наиболее опасным является радиоактивное загрязнение почвы.

    На атомных электростанциях лишь 1% ядерного топлива превращается в

    тепловую энергию, а остальная часть (99%) выгружается из атомных

    реакторов в виде отходов. Встает проблема транспортировки и захоронения

    ядерных отходов. Проблема транспортировки радиоактивных отходов особенно

    актуальна для России.

    Дело в том, что построенные еще при СССР нашими специалистами атомные

    электростанции в других странах работают на нашем ядерном топливе,

    и мы должны увозить отработанные отходы. Получается весьма удручающая

    для России картина: электроэнергия остается для нужд страны-потребителя,

    а радиоактивные отходы возвращаются к нам. А ведь захоронение

    радиоактивных отходов – это, прежде всего временное их удаление, а что

    с ними произойдет через 50,100 лет?

    Таким образом, мы оставляем будущему поколению тяжелое наследие.

    Учитель биологии.-( Проверяю готовность, ребята защищают свои кластеры у доски.)

    Учитель русского языка.- Мы переходим к заключительному этапу нашего урока.

    вы познакомились с текстами научного стиля. А сейчас поработаем с текстом художественного стиля.

    Ознакомьтесь с текстом (1 мин). Есть ли желающие прочитать его в слух выразительно.

    Определение темы, основной мысли.

    Из-за чего погибла рябинка?

    На какие сферы воздействовал человек?

    Текст для анализа

    1. Выросла рябинка при дороге. 2. Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. 3) Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой. 4)Наступил август. 5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. 6) Деревце запылало, как костёр на юру. 7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья. 8) Шла мимо девочка. 9) Увидела рябинку, поахала. 10) – Возьму-ка я одну веточку. 11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится. 12) И она была по-своему права. 13) Ехал на машине усатый дядька. 14) – Ух ты… 15) Прямо картинка… 16) Шикарно! 17) Он остановил машину, вылез из-за руля. 18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой. 19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки. 20) Что ж, он был тоже по-своему прав. 21) Под вечер шли туристы. 22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. 23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! 24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! 25) Мы народ организованный, должны подавать пример… 26) Шёл в сумерках влюблённый. 27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. 28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту! 29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. 30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. Всё равно последняя кисть, и она уже дереву не поможет… А Люсенька обрадуется. 33) На другой день приехал хозяйственник. 34) – Что это ещё за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку. 35) – Убрать. 36) Срубить. 37) А то весь вид портит. 38) И он был по-своему прав. 39) В этой истории все правы. 40) Виноватых нет. 41) Но и рябинки тоже нет.

    (По Н.Соколовой)

    (Уч. биологии) И так вы сейчас анализировали текст, используя знания русского языка и литературы.  А сейчас ответьте мне на вопросы используя знания биологии:

    - Какие группы экологических факторов в прочитанном тексте вы можете назвать, и как они влияют на рост рябинки?

    - Как взаимодействуют эти факторы между собой в прочитанном тексте, какой из них оказался решающим в судьбе деревца? (антропогенный)

    - О воздействии  человека, на какие  сферы идёт речь. ( литосфера, Атмосфера, биосфера)

    Уч русского языка-Хорошо ребята, вы молодцы справились с заданиями, мы вспомнили особенности текстов художественного и научного стилей,  проанализировали их.

    На их основе увидели, как происходит воздействие человека на биосферу.

     Итогом вашей работы будет создание творческой работы, которую вы должны написать в научном стиле, используя терминологию по биологии сегодняшнего урока. Вам в помощь  клише для написания сочинения 15.2.

    Уч. биологии - Оцениваться ваша работа будет по русскому языку исходя из критериев оценки сочинение 15.2, по биологии будет рассматриваться содержание, использование в ней терминов, и знаний полученных на уроке.

    Рефлексия: Мы подошли к финалу сегодняшнего занятия и нам хотелось бы узнать, насколько полученная вами информация на уроке полезна и актуальна. (грозди рябины вешают на её изображение)

    Уч. Русского языка.-И закончить нашу встречу мне хочется вот такими стихами

                                                          Береги природу.

    Чтоб радость завтрашнего дня

    Сумел ты ощутить.

    Должна быть чистою Земля

    И небо чистым быть.

    А Землю эту, не щадя.

    Терзал за веком век,

    И брал все только для себя

    «Разумный» человек.

    Сейчас же кинулись спасать

    «Природную среду»,

    Но почему ж так поздно мы

    Почуяли беду?

    Сквозь фабрик и заводов дым

    Нам трудно разглядеть

    Все те страданья, что Земле

    Приходится терпеть.

    Надолго ль хватит нам воды,

    Коль растворен в ней яд?

    Надолго ль хватит тех лесов.

    Где топоры стучат?

    Спасти поля, леса, луга

    И чистую гладь рек – всю Землю

    Можешь только ты,

    Разумный человек!

    Рабочий лист учащегося

    Тема урока:___________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Эпиграф:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       

    Кластер:

     

    Текст для анализа

                         Выросла рябинка при дороге.

        Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

        Наступил август.  Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных.  Деревце запылало, как костёр на юру. Хороша была рябинка и в погожий день, когда смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.

     Шла мимо девочка. Увидела рябинку, поахала.

    – Возьму-ка я одну веточку. Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

     И она была по-своему права. Ехал на машине усатый дядька.

     – Ух ты…Прямо картинка…Шикарно!

     Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

     – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

     Что ж, он был тоже по-своему прав. Под вечер шли туристы.

     – Хорошая рябинка, правда, ломаная. Ну, Зинка, чур, всем по одной! Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! Мы народ организованный, должны подавать пример…

      Шёл в сумерках влюблённый.

     – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

     На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать.  Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

     -Всё равно последняя кисть, и она уже дереву не поможет…А Люсенька обрадуется.

      На другой день приехал хозяйственник.

     – Что это ещё за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

     – Убрать. 36) Срубить. А то весь вид портит.

    И он был по-своему прав.

      В этой истории все правы. Виноватых нет.  Но и рябинки тоже нет.   (По Н.Соколовой)

    Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В этой истории все правы.  Виноватых нет.  Но и рябинки тоже нет.». О воздействии  человека на какие  сферы идёт речь.

    Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    1. Метеорологи:

    Задание: Изучите текст, составьте кластер.

    Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

    Экологическое значение атмосферы: защита живых организмов от губительного влияния космического излучения, ударов метеоритов, регулирует сезонные и суточные колебания температуры, является носителем тепла и влаги. Через атмосферу происходит фотосинтез, обмен веществ и энергии, атмосфера является средой для некоторых организмов (бактерий, насекомых, птиц).

    Человек «подогревает» атмосферу путём сожжения огромного количества угля, органического топлива, нефти, газа, а также вследствие работы атомных электростанций, уничтожения лесов, которое приводит к увеличению в воздухе углекислого газа. Углекислый газ атмосферы действует как стекло в теплице – оно свободно пропускает на поверхность Земли солнечные лучи, но удерживает тепло, нагретой солнцем, поверхности Земли. Это повышает температуру атмосферы, создавая парниковый эффект.

    В атмосферу попадают фреоны, которые являются источником разрушения озонового слоя. Фреоны – это хлорфторуглероды, а хлор является катализатором расщепления озона. Озоновый слой защищает все живое на Земле от ультрафиолетового излучения и его уменьшение приведет к изменению климата.

    Оксиды серы и азота, которые попадают в воздух вследствие работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, взаимодействуя с водой, превращаются в азотную и серную кислоту, которые переносятся в виде тумана, а потом выпадают в виде дождей, причиняя огромный вред лесным биоценозам.

    Ещё хочется сказать, что наступает весна! И скоро все начнут убирать территории, проводить субботники. Хочется напомнить, что нельзя сжигать прошлогоднюю листву и траву, так как в опавших листьях есть вредные вещества. И ни в коем случае нельзя сжигать одноразовую посуду, пластиковые бутылки, полиэтилен. В костре температура недостаточна для их полного сгорания и образуются густой черный дым, в нем содержится опасное канцерогенное вещество – бензоперен.

    1. Гидробиологи:

    Задание: Изучите текст, составьте кластер.

    Гидросфера – водная оболочка Земли. Это моря, океаны, реки, озёра и подземные воды.

    Экологические функции воды – составная часть всех живых организмов. Благодаря воде, осуществляются основные процессы – обмен веществ, тепла. Воды Мирового океана являются основным климатообразующим фактором, важным источником природных ресурсов питания человека.

    Загрязнение вод:

    - физическое – вследствие увеличения в воде нерастворимых примесей – песка, глины (за счёт смыва дождевыми водами распаханных участков);

    - химическое – в результате попадания в водоёмы вместе со сточными водами вредных неорганических и органических веществ.

    Большой вред гидросфере наносит нефть и нефтепродукты, которые образуют на поверхности плёнку, нарушающую газообмен между водой и атмосферой, снижающую содержание кислорода в воде.

    Говоря о гидросфере, нельзя не сказать о нашем Вадском озере. Рассказать о состоянии Вадского озера в данный момент я попросила главного специалиста по экологии в Вадском районе Кулеву Н.В.  

    1. Агрономы:

    Задание: Изучите текст, составьте кластер.

    Литосфера – это внешняя твёрдая оболочка Земли.

    Одним из массовых загрязнений почвы являются твердые бытовые отходы.

    На каждого городского жителя в течение года образуется около 500 кг твердых

    бытовых отходов, из них 52 кг – полимерные.

    В настоящее время мы озабочены тем, что в Вадском районе планируют устроить полигон твердых бытовых отходов. Так как там близко расположены подземные воды, которые вливаются в реку Вадок, и поэтому пострадает вся водная система нашего района.

    Наиболее опасным является радиоактивное загрязнение почвы.

    На атомных электростанциях лишь 1% ядерного топлива превращается в

    тепловую энергию, а остальная часть (99%) выгружается из атомных

    реакторов в виде отходов. Встает проблема транспортировки и захоронения

    ядерных отходов. Проблема транспортировки радиоактивных отходов особенно

    актуальна для России.

    Дело в том, что построенные еще при СССР нашими специалистами атомные

    электростанции в других странах работают на нашем ядерном топливе,

    и мы должны увозить отработанные отходы. Получается весьма удручающая

    для России картина: электроэнергия остается для нужд страны-потребителя,

    а радиоактивные отходы возвращаются к нам. А ведь захоронение

    радиоактивных отходов – это, прежде всего временное их удаление, а что

    с ними произойдет через 50,100 лет?

    Таким образом, мы оставляем будущему поколению тяжелое наследие.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Антропогенное воздействие на биосферу». Сформулируем часть темы урока «Человек» – по-греч. «антропос». окружающая среда объединяет все живое на Земле и называется Биосферой .

    Слайд 2

    Стиль – это выбор языковых средств, связанный с определенной сферой общественной деятельности, целью речевого общения и составом его носителей. Что такое стиль?

    Слайд 3

    СТИЛИ РЕЧИ КНИЖНЫЕ РАЗГОВОРНЫЙ НАУЧНЫЙ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    Слайд 4

    Художественный стиль Сфера общения – художественные произведения: роман, рассказ, поэма, новелла, стихотворение, повесть, эссе, баллада. Речевая ситуация 1/много. Основная функция – эстетическая.

    Слайд 6

    Для художественного стиля характерно: образность; книжная лексика: высокие слова, которые придают речи торжественность; оценочная лексика; эмоционально-экспрессивная оценка: прекраснодушие, донкихотство – положительная оценка; педантичный, манерность, личина, продажный – отрицательная оценка; авторская индивидуальность; основная форма речи – письменная.

    Слайд 7

    Научный стиль Сфера общения – научная деятельность (написание специальных учебников, научных статей, конспектов, курсовых работ). Речевая ситуация 1/много. Назначение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях.

    Слайд 9

    Для научного стиля характерно: четкость и логичность изложения; доказательность; отсутствие выражения эмоций; терминологическая лексика: - технические термины: центрифуга; - медицинские термины: рентген; - лингвистические термины: суффикс; - экономические термины: бартер; основная форма речи – письменная.

    Слайд 10

    Работа с текстами научного и художественного стилей на тему: «Антропогенное влияние на биосферу»

    Слайд 11

    Цель урока: – раскрыть сущность и пути решения проблемы антропогенного воздействия на биосферу - анализ текстов научного и художественного стилей

    Слайд 12

    «Природа… будит в нас потребность любви» Иван Тургенев «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин» Федор Достоевский «Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей» Иоганн Гёте «Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков» (древняя индейская пословица)

    Слайд 13

    Что такое биосфера? Кто создал учение о биосфере? Владимир Иванович Вернадский – выдающийся ученый, академик, минеролог, кристаллограф, основоположник биогеохимии, геохимии, учения о биосфере , философ и общественный деятель.

    Слайд 15

    Работа по группам в парах и создание кластеров в маршрутных листах и у доски. Кластер («гроздья») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока:"Мера человеческого в человеке" ( Интегрированный урок по биологии и русскому языку.)

    Интегрированный урок по биологии и русскому языку.Учитель биологии : Журавлева Л. В.Учитель русского языка: Винокурова Л.В.г. Саранск РМ. 10 класс....

    Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».

    Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.           2. Показать образную роль однородных членов в расска...

    Интегрированный урок по биологии и русскому языку в 8 классе

    Данный интегрированный урок рассчитан на повторение материала по биологии и русскому языку и направлен на воспитание против курения....

    Интегрированный урок по математике, информатике, русскому языку по теме "Язык и логика" + презентация к данному уроку

    Интегрированный урок "Язык и логика"  способствует  формированию представления об отдельных учебно-логических умениях (сравнении, понятии, доказательстве), как эффективных инструментах позна...

    Конспект интегрированного урока по учебным предметам «Русский язык» и «Иностранный язык (английский)»

    Данный урок проводился в 11 классе.  Урок был интегрированным между предметами: Русский язык и английский язык. В результате проведения интегрированных уроков стимулируется познавательная деятель...