Тема урока:"Мера человеческого в человеке" ( Интегрированный урок по биологии и русскому языку.)
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Журавлева Людмила Викторовна

 

Интегрированный урок по биологии и русскому языку.

Учитель биологии : Журавлева Л. В.

Учитель русского языка: Винокурова Л.В.

г. Саранск РМ. 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mera_chelovecheskogo_v_cheloveke.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:"Мера человеческого в человеке"

( Интегрированный урок по биологии и русскому языку.)

Учитель биологии : Журавлева Л. В.

Учитель русского языка: Винокурова Л.В.

г. Саранск РМ.

Цели урока:

  1. Раскрыть движущие силы антропогенеза: биологические и социальные
  2. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза
  3. Выявить общечеловеческие смыслы освоения мира через создание образа человека
  4. Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса

Оборудование:

Ход урока:

I. Орг. момент

1.Учитель русского языка:

В 1908 году Игорь Северянин написал такие строки:

“Мы живём словно в сне неразгаданном

  На одной из удобных планет”

(слайд : тема, эпиграф урока)

Действительно, сколько загадок, неизвестного таит природа. Многие тайны так и не будут открыты в ближайшем будущем, но ставить природе вопросы даже не получая ответа, приоритет лишь разумного существа - человека.

2. Учитель биологии:

Известный американский генетик Феодосий  Григорьевич Добржанский писал “Человек состоит из  атомов, сгруппированных в молекулы, из которых составлено 1013 клеток человеческого тела. Это скопление обладает одной способностью: оно живёт, радуется, отличает добро и зло. На сегодняшнем уроке мы попробуем ответить на вопрос:

Что движет человеком? Что такое Человек?

Тема нашего урока :мера человеческого в человеке. А, подойти к решению этого вопроса поможет информация к уроку, которая включает словарь терминов, таблицы, схемы-опоры, цитаты, высказывания (см. словарь).

3.Учитель русского языка :

Цели урока:

4. Учитель биологии:

Эволюция человека , или антропогенез ( гр. «аnthropos»- человек ,genesis- развитие)- исторический процесс эволюционного становления человека. Он качественно отличается от эволюции других видов организмов, так как является результатом взаимодействия биологических и социальных факторов.

(слайд :терминология).

Наука, изучающая человека, называется антропологией  (от гр. « аnthropos»- человек, « logos»- наука, учение).

5.Задание классу:

Перечислите известные вам науки  изучающие   происхождение и развитие человека?

Ответ: антропология, морфология,  расоведение,  психология,  анатомия

6. Учитель биологии:

Повернувшись к человеку лицом учёные изучали его прежде всего телесно. Писались трактаты, составлялись атласы и таблицы, отмечались черты сходства с представителями животного мира. В систематике человек разумный обрёл своё законное место. А вот каково оно?

7.Учитель русского языка:

- Хочу вновь обратить ваше внимание к эпиграфу нашего урока.

- Охарактеризуйте данное высказывание с точки зрения его структуры. Можно ли считать , что данное высказывание является текстом?

(Ответы: 1.Это предложение простое ,двусоставное , с грамматической основой мы живем.  2. Это высказывание  не является  текстом , так как , хотя и обладает смысловой завершенностью , представляет собой только одно предложение.)

-Обратите внимание на происхождение слова антропогенез  ( гр. «аnthropos»- человек ,genesis- развитие.). Как видно слово состоит из двух корней , пришедших к нам из греческого языка.

- Подберите из словаря терминов слова с морфемой антропо.

Антропология (от гр. « аnthropos»- человек, « logos»- наука, учение).

Вывод: для научного стиля речи характерно присутствие заимствование морфем и слов, многие из них сохранили свое значение в других словах и являются общенаучными .

-Перед тем как начать работу с текстом научного стиля нам необходимо вспомнить его особенности.

-Внимательно прочитайте текст, отработайте орфограммы, расставьте  знаки препинания.

8.Работа с текстом.

В основе научных представлений об антропогенезе  лежит концепция ,в соответствии с которой человек вышел из мира  животных. Данные эмбриологии и анатомии ясно показывают черты сходства в строении и развитии человека с животными.

Для человека характерны черты , присущие типу Хордовых, классу Млекопитающие.

       Человек как все живые организмы  рождается, растёт, развивается , стареет и умирает .У него имеется двусторонняя симметрия тела, замкнутая кровеносная система, внутренний скелет. Для человека характерны две генерации зубов, постоянная температура тела, выкармливание детёнышей молоком, хорошо развиты центральная нервная система, стереоскопическое зрение, пятипалая конечность хватательного типа.

        Много общих признаков у человека с человекообразными обезьянами: сходная структура отделов черепа, большое число извилин коры больших полушарий, развитие мимической мускулатуры. Исчезновение хвостового отдела позвоночника. Кроме морфологических признаков о сходстве человека и человекообразных обезьян свидетельствует и ряд других данных: сходство резус-факторов, группа крови ( АВО); наличие менструального периода, беременность длительностью  девять месяцев.

       Родство между видами тем больше, чем больше сходство между белками. Исследование показали, что белки человека и шимпанзе сходны на 99%.

       О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов ( наружный хвост, многососковость, обильный волосяной покров на лице и др.) и рудиментов (аппендикс, ушные мышцы, третье веко и др.).

       Человек обладает сознанием и абстрактным мышлением, способен общаться с помощью речи и абстрактных символов (письмо),а также передавать и воспринимать знания, накопленные предыдущими поколениями. Он создал науку искусства. Человек действует по свободной программе, осознаёт собственные проблемы, собственную судьбу.

9. Анализ текста.

        Русский язык.

- К какому жанру научного стиля можно отнести данный текс?

 ( Данный текс нельзя в полной мери отнести к научному стилю речи , т.к. цель его не просто передать биологические факторы антропогенеза , но и заинтересовать читателя , поэтому текст относится к научно- популярному стилю).

- Определите тип речи  данного текста .

( Рассуждение: в тексте есть заимствованные  морфемы  входящие в состав биологических терминов: антропогенез,  эмбриология , анатомия, атавизмы, рудименты, резус-фактор).

-С точки зрения лексики, какие слова преобладают в тексте.

(в основном слова однозначные, стилистически нейтральные , общенаучные, присутствуют термины).

- Почему в тексте научного стиля мы не обнаружим ярких выразительно- изобразительных средств?

(в тексте научного стиля  ярких выразительно- изобразительных средств быть не может или они очень редки , так как их использование предполагает образность).

Индивидуальные задания ( проводится учителям русского языка  и  биологии).

  1. « Исправь ошибку».

 Фактором , ослабевающим действие биологических законов и усиливающим роль социальных, является коллективное существование.

( Ответы : русский язык – нет запятой после слова полом,

  Биология- таким фактором является переход от древесного к наземному образу жизни, вместо слова «закон» , слово «закономерность»)

  1. « Шифр»- из данных ключевых слов составить сложноподчиненное предложение : антропогенез, речь, интеллект, память , мышление .

(  Речь, интеллект, память , мышление отличают человека от животного , так как  по теории антропогенеза он является  существом разумным).

Биология.

-Систематические категории в тексте не указали, но, проанализировав его, определите их и составьте  классификацию человека .

Царство         

Животные

Тип        

Хордовые (Позвоночные)

Класс        

Млекопитающие

Отряд        

Приматы

Род         

Человек

Вид        

Человек разумный

Вывод:

-В самом деле, неразрывна общность человека и природы. Велика та таинственная связь, которая тысячами незримых уз соединяет природу с его уникальным детищем – человеком.

10. Учитель русского языка::

-Что может быть интереснее как объект исследования, чем сам человек?

Человек – существо многоуровневое. Он проявляется на следующих уровнях:

(слайд читает учитель биологии)

- физическом (человек биологический);

- рациональном (человек думающий);

- аффективном (человек чувствующий);

- социальном (человек общественный);

(слайд читает учитель русского языка)

-Человек многогранен. Он имеет несколько образов “человеческого”:

- индивид – представитель рода;

- субъект – носитель предметно-практической деятельности;

- личность – представитель общества;

- индивидуальность – уникальная, самобытная личность;

- человек является носителем разнообразных психологических и социальных ролей.

11. Учитель русого языка

-В чём же тайна человека? Игорь Северянин писал:

“Мы источник веселья и скорби рудник

Мы вместилище скверны и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир, - многолик.

Он ничтожен и – он же безмерно велик”

12 .Учитель биологии.

-В этом множественности образов человека и заключена трудность расшифровки тайны человеческого существа.

-Раскрывая своеобразие человека, как биосоциального существа мы  сталкиваемся с различными точками зрения.

( слайд )

1983 год – XVII философский конгресс.

“+” Человек святое и дивное явление формы и красоты. О, завораживающая красота органической плоти, созданная из живой и пленной материи, насыщенной тайной жизни.

- Вывод : учитель рус. Яз.

Человек -венец природы,  в нем заключены совершенство и гармония.

( слайд)

“-” Человек наделён своего рода шизофренией – врождёнными дефектами координации, нарушениями восприятия мира, связанного с искажённой эволюцией приматов. Артур Кестлер

- Вывод: Человек – пасынок эволюции, ничем не отличается от животного по некоторым потребностям и  повадкам.

Учитель русского языка:

- Человек живёт в поиске себя и обретении себя, это значит постоянно в пути. ( Г. Батищев)

-И все таки человек продукт длительного природного развития, высшее живое существо. У человека есть разум, совесть, долг, дар общения. Человек живёт в поиске себя и обретении себя, это значит постоянно в пути. ( Г. Батищев)

Учитель биологии:

 -Хотя в нем и  присутствуют порой  тёмные инстинкты: гетерофобия (непринятие иного внешнего облика), страх, хитрость, коварство.Уж такое это такое это существо – ему присущее разнообразие и непостоянство, взлёты и падения.

-При всем разнообразии понимания человека очевиден общий вывод: человек есть двойственное и одновременно множественное существо.

- Он заключен в единство разных противоположностей. Он является одновременно завершенным и незавершенным, единичным и коллективным, внешним и внутренним.

13 . Задание классу.

-Выберите из предложенных высказываний самое убедительное в характеристике человека как биологического вида и как социального существа.

( высказывания у каждого на парте)

“Человек – особая форма биологической жизни”. (В.И.Вернадский)

        

“Быть человеком, жить среди людей – первейшая потребность и великое искусство” (Д.Карнеги)

“Человек – двуногое, нагое животное.” (Аристотель)        

“Главным предметом изучения человечества является человек” (И.В. Гёте)

“Человек – разумное общественное животное” (Аристотель)

        

“Человек – сила порождающая действие” (Аристотель)

“Человек выпадает из цепи природных тварей.” (Аристотель)

        

Личность человека более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. (Н.В.Бердяев)

“Человек – микрокосм и заключает в себе всё” (Н.В.Бердяев)

14.Задание классу.

-Попробуйте обнаружить высказывание, дающее нам принципиально новый образ человека, выходящих за пределы познанного Вами?

“Человек – микрокосм и заключает в себе всё” (Н.В.Бердяев)

15. Задание классу.

 -В словаре терминов выделите термины, отражающие социальное в человеке.

(Мотив, мышление, общение, воля, альтруизм, интеллект, общение, потребности, чувства, ценности.)

-Каковы , на ваш взгляд , главные человеческие потребности?

  1. потребность в самосохранении
  2. продолжении рода
  3. потребность в познании
  4. потребность в общении
  5. потребность в творчестве
  6. потребность в поддержании статуса

15. Учитель биологии

- Какие из этих потребностей присуще животным , а какие человеку?

Работа с текстом.

-Определите, о каких потребностях человека идёт речь в приведённых высказываниях.

Наестся человек и тотчас скажет: “Ну вот, я наелся, а теперь что делать?” (Ф.М.Достоевский) потребность в познании

Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди. (В.Гумбольт) потребность в общении

Будущность имеет культура только тех народов, которые совершают открытия. (Б.Ауэрбах) потребность в творчестве

Я не знаю, кем был мой дед, но гораздо больше меня занимает, кем будет его внук. (А.Линкольн) потребность в ощущении корней

То обстоятельство, что человек может обладать представлениями о своем “Я”, бесконечно возвышает его над всеми другими существами. (И. Кант) потребность в поддержании статуса

16. Учитель русского языка .

-Как только человек удовлетворит свои потребности, возникает вопрос о смысле жизни.

-Что свято для человека? Что является целью жизни?

(Беседа с учащимися)

Развлечения, власть, общественное признание, труд, любовь, профессионализм, богатство...

-Общечеловеческие ценности выстраданы опытом всего человеческого рода. Приведите примеры таких ценностей.

-Не убивай, почитай отца твоего и мать твою.

-В триадах испокон века воплотилась идея высших духовных ценностей человека.

“Вера. Надежда. Любовь”

“Истина. Добро. Красота”

“Свобода. Равенство. Братство”.

17. Вывод:

Учитель биологии.

-И всё же феномен человека не могут объяснить ни учёные, ни философы. Ядро, суть человека, как бы ускользает.

-Если взять большую энциклопедию ДНК, которая описывает организм человека и изменить только одну специфическую букву (нуклеотид) из каждых ста, то получится копия обезьяны (природное биологическое лицо человека). Генетически человек мало чем отличается от приматов (лишь 5 % различия). Но в этот маленький зазор уместились искусство, культура, и весь психокосм человека. Уникальность – это не только особенность человека, но и особенность смысла жизни человека.

18.Учитель русского языка .

-У человека возникает особая связь между поколениями. Благодаря воспитанию, передачи разнообразной информации, человек получает то, что познано и завоёвано его предками, а значит свято. С тех пор как человек стал задумываться об устройстве окружающего мира, он начал постигать самого себя. И снова мы задаём вопрос: “Кто я?” “Кто мы?” “К чему и куда идём в бесконечном историческом развитии?”

19. Домашнее задание: подготовить эссе по теме: “Мера человеческого в человеке”, “Куда идёшь, человек?”, “Как прекрасна Земля, и на ней человек”.

Приложение № 1

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ К УРОКУ

АНАТОМИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ – наука, изучающая человека (от греч. – человек)

АНТРОПОГЕНЕЗ – происхождение и эволюция человека как вида

АДАМ – человек (иудейск.)

АЛЬТРУИЗМ – поведение человека, направленное на бескорыстные поступки, готовность пожертвовать своими интересами в пользу других.

ВОЛЯ – способность человека действовать в направлении поставленной цели.

ИНСТИНКТ – наследственно закреплённая форма поведения и психики.

ИНТЕЛЛЕКТ – совокупность всех познавательных функций индивида.

МОРФОЛОГИЯ – наука о телесной природе человека.

МОТИВ - форма проявления потребности, побуждающая человека к определённой деятельности.

МЫШЛЕНИЕ – процесс наиболее обобщённого отражения реальности.

ОБЩЕНИЕ – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информации.

ПСИХОЛОГИЯ-  гр.  «logos» (наука) и «psyche» (душа),

ПОТРЕБНОСТИ – свойство и состояние человека выражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо для поддержания своего существования и развития

РЕЧЬ – общение людей посредством языка (внешняя и внутренняя)

РАСОВЕДЕНИЕ – наука, изучающая состав народов мира в прошлом и настоящем (этническая антропология)

ЧУВСТВА – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности.

ЦЕННОСТИ – явления и свойства явлений природы и общества, которые полезны в качестве цели или идеала.

ЦЕННОСТЬ – представления о том, что свято для человека, его убеждения и предпочтения, выраженные в поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и русского языка " Эти " летающие " цветы - бабочки".

Интегрированный урок биологии и русского языка  с использованием ИКТ...

Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке".

Интегрированный урок  русского языка и биологии (11 класc)  Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке"....

Интегрированный урок биологии и русского языка по теме : «Я дышу, а значит- я живу…»

Интегрированный урок биологии и русского языка по  теме : «Я дышу, а значит- я живу…»Учитель биологии: Журавлева Л.В.Учитель русского языка : Винокурова Н.М....

Интегрированный урок по биологии и русскому языку в 8 классе

Данный интегрированный урок рассчитан на повторение материала по биологии и русскому языку и направлен на воспитание против курения....

Интегрированный урок биологии и русского языка "Корни всякие нужны, корни всякие важны"

Интегрированный урок биологии (изучение новой темы) и русского языка (оурок обобщения и закрепления изученного) по теме "Корни всякие нужны, корни всякие важны"....

Интегрированный урок по теме «Значение растений для дыхания человека» в 6 классе (биология и математика).

Урок используется при изучении курса биологии 5-7 класс раздел «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА»; при повторение курса математики 5-7 класса по теме «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»...