Интегрированный урок как средство достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения русскому языку и литературе детей с ОВЗ
методическая разработка

Замышляева Марина Евгеньевна

 Использование интеграции в процессе обучения детей с нарушениями зрения русскому языку и литературе является одним из методов достижения метапредметных результатов, средством формирования и закрепления УУД. В статье приводятся темы интегрированных уроков литературы и русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок как средство достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения русскому языку и литературе детей с ОВЗ

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей при овладении предметного содержания учебных дисциплин.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

 Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей, но всё же вызывают вопросы. Как спроектировать урок? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Многие учителя - практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности.

В качестве учебного предмета русский язык позволяет обеспечивать интеллектуальное и духовно-нравственное развитие школьников, формировать в процессе освоения лингвистической теории, языковой и речевой практики не только внутрипредметные, но и обобщённые способы познавательной деятельности. Другими словами, в процессе изучения русского языка формируются как специальные, предметные, так и ключевые образовательные компетенции, общеучебные умения. Формируясь в процессе учебной деятельности, они в то же время служат залогом её успешности в овладении предметным содержанием. Общеучебные умения, универсальные учебные действия являются универсальными интегративными способами получения и применения знаний, и если предметные умения - это цель обучения, то надпредметные - средство. Именно поэтому актуальным становится вопрос овладения учащимися общеучебными умениями, универсальными учебными действиями.

Целью литературного образования также становится овладение учащимися основными умениями, соответствующими ряду важнейших предметных компетенций: читательской, литературоведческой, речевой. Но при организации учебной деятельности следует осознавать, что, прежде чем требовать от ученика определенного объема знаний, необходимо научить его владеть способами выполнения учебных действий, то есть теми инструментами, с помощью к которых он эти знания будет добывать, а закрепленное умение осознанно и самостоятельно применять на практике. Анализ состояния преподавания русского языка и литературы показывает, что навыки устной и письменной речи, аналитической работы с текстами разных стилей и жанров, читательские умения у большинства учащихся недостаточно сформированы. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком, а также чтения программных произведений и постижения глубины художественных текстов в единстве формы и содержания не разрешена. Развитие общеучебных умений, универсальных учебных действий в процессе изучения гуманитарных дисциплин - один из путей решения данной проблемы.

В исследованиях тифлопсихологов [Литвак А. Г. Солнцева Л. И.] отмечается, что негативное влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. Современными специалистами в области психолого-педагогических исследований доказано, что «глубокие нарушения зрения, обусловленные снижением или выпадением основных зрительных функций, в случае отсутствия специальной коррекционной, развивающей работы, вызывают появление вторичных отклонений как в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, речи, так и в развитии личности в целом. Наличие же вторичных отклонений в сочетании с первичным зрительным дефектом в период школьного обучения оказывает отрицательное влияние как на процесс готовности к обучению, так и на успешность обучения» [Никулина Г. В.]. Это проявляется в снижении количества получаемой информации и в изменении её качества. Условия зрительной депривации, обуславливающие снижение качества и скорости воспринимаемой информации, сочетаются с недостаточным умением её использования и детерминируют возникновение зависимости между уровнем развития информационных умений и глубиной зрительных нарушений. Следовательно, необходима коррекционно-развивающая работа в указанном направлении, реализация принципа «превентивной направленности педагогического воздействия» [Плаксина Л. И.].

Таким образом, формирование у слабовидящих учащихся в рамках обучения смысловому чтению общеучебных умений, универсальных учебных действий, связанных с получением и обработкой информации, не только служит важным фактором повышения их познавательной активности, но играет значительную коррекционную и компенсаторную роль. Таким образом, достижение требований, предъявляемых к предметным результатам по русскому языку и литературе, невозможно без создания условий для овладения обучающимися с ОВЗ универсальными общеучебными, надпредметными, метапредметными умениями.

В новом ФГОС наряду с предметными и личностными результатами освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных для детей с ОВЗ, определены также требованиях к метапредметным образовательным результатам обучения, включающие:

освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности. Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

Особенности метапредметного занятия:

1.Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.

2.Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

3.Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

Одним из эффективных средств реализации межпредметных связей для достижения метапредметных результатов является интегрированный урок. Основная функция межпредметных связей в учебном познании заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными предметами. Они расширяют область познания, выделяя связи между элементами знаний из разных учебных дисциплин в качестве специальных объектов усвоения.                                                                      Осуществление межпредметных связей способствует приобщению школьников к системному методу мышления, формированию системы научных знаний, умений и мировоззрения учащихся, развитию умений учащихся обобщать знания по разным предметам, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать единичное. Практика доказывает целесообразность реализации интегрированного подхода в обучении с целью овладения обучающимися общеучебными, универсальными умениями и достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

Примеры осуществления межпредметной интеграции

Класс

Тема урока, тип интеграции.

Учебно-информационные умения, коммуникативные умения;

познавательные, коммуникативные  УУД

Способы организации учебной деятельности учащихся

5

«Библия- книга, несущая свет» (частичная тематическая интеграция)

ИЗО

история              литература

Находить информацию по общей теме из разных источников, соотносить текстовую информацию с изображением, выделять главную информацию в тексте, осуществлять выборочный сжатый пересказ, строить монологический ответ, участвовать в диалоге

Сравнение содержания сюжетов притч с историческими сведениями, обсуждение иллюстраций, комментирование слайдов, работа с карточкой-информатором, с карточкой самооценки, викторина, тестирование

6

«Живых цветов чарующая прелесть» (Родная природа в русской поэзии XIX-ХХвв.(тематическая интеграция).

литература   цветоводство

Подбирать и группировать материал по определённой теме, владеть навыками аналитического чтения, комментировать художественный текст, осуществлять устное цитирование, создавать текст-описание;

Соотносить собственную деятельность с деятельностью других

Сравнение стихотворений; выявление авторского своеобразия; анализ изобразительно-выразительных средств; словесное рисование, инсценирование мифа; создание творческих работ; создание цветочных композиций по мотивам изученных стихотворений.

7

«Свои люди -сочтёмся». Анализ III действия комедии Н.ВГоголя «Ревизор» проблемная интеграция.

литература    русский язык

Осуществлять поиск информации из текста, интерпретировать иллюстрации, задавать продуктивные вопросы к тексту

Создавать текст- рассуждение, вести диалог.

Анализ языка комедии; сообщения о роли речевой характеристики в создании образа; инсценирование; анализ иллюстраций; комментирование киноэпизодов; творческая работа по анализу сцен.

класс

Тема урока, тип интеграции

Учебно-информационные умения, коммуникативные умения, познавательные, коммуникативные УУД

Способы организации учебной деятельности учащихся

8

«Кто ты такой и зачем существуешь на свете?» (По роману В.Каверина «Два капитана») тематическая интеграция

литература

русский язык география

«Быть может всё в мире лишь средство для ярко живущих стихов»

(образ Африки в поэзии Н. Гумилёва)

Выделять главную информацию в тексте; самостоятельно подбирать дополнительную литературу, пользоваться литера-туроведческим словарём, составлять сложный план, сопоставлять прослушанный текст с содержанием изученного материала, осуществлять сжатый выборочный пересказ, уметь строить монологический ответ, участвовать в диалоге.

Пересказ эпизодов, составление плана, монологические ответы по опережающим заданиям, анализ изобразительно-выразительных средств в создании пейзажа, инсценирование эпизодов, работа с листком опроса, с карточкой самооценки, участие в дискуссии.

9

«Золотой век» российской культуры.

литература            история

тематическая интеграция

Уметь работать с основными понятиями темы (использовать словари, справочники), устанавливать межпредметные связи, делать обобщающие выводы на основе информации из разных источников, конспектировать текст при прослушивании, составлять сложный план, готовить доклад;

Выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии.

выступление с сообщениями, участие в дискуссии «может ли литература помочь истории, а история литературе?» Группы учащихся проводят «экскурсию» по выбранному направлению культуры (литература, музыка, живопись, архитектура) заполнение текста опущенными терминами, понятиями, именами деятелей культуры.

10

«История души человеческой» в литературе и живописи. (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

литература           ИЗО

проблемная интеграция

Осуществлять отбор и систематизацию информации, формулировать проблемные вопросы. Уметь извлечь подтекстовую информацию, определить позиции автора

Осуществлять рефлексию содержания текста

Уметь донести своё мнение до других. Самостоятельно изучать первоисточник, пользоваться различными параметрами мышления (синтезом, анализом, обобщением, систематизацией) и применять их к материалу. Уметь донести своё мнение до других. Вести полемику, быть корректным к мнению других

создание развёрнутого плана характеристики героя; сравнительный анализ текста и иллюстраций к роману, построение высказывания с использованием субъективно-экспрессивной формы речи.

групповая работа по анализу изобразительно-выразительных средств в создании пейзажа; анализ иллюстраций, выявление закономерности в появление пейзажных зарисовок; письменное формулирование вывода о символической роли пейзажа в романе.

Литература

  1. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб., 1998.
  2. Федорова Н.Б., Попова Е. Межпредметная интеграция как основа познавательной деятельности учащихся // Альманах мировой науки. – 2017 – № 2-2 (17). – С.70 – 75.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой культуры в процессе обучения русскому языку и литературе.

Красноречие было в чести во все времена.Проблема эффективной речи особенно важна сегодня,когда растёт значение правильного,убедительного слова.Поэтому одной из наиболее важных задач на современном эта...

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения русскому языку и литературе

Стаья на примере отдельных уроков  описывает возможное использование технологии дифференцированного подхода при обучении русскому языку...

Новые образовательные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы. (из опыта работы)

Материал содержит описание опыта работы по новым образовательным технологиям....

Адаптированное обучение русскому языку и литературе детей с нарушениями слуха в инклюзивной образовательной среде

В статье раскрываются особенности восприятия художественных произведений детьми с нарушением слуха. Рассмотрены критерии и условия оптимизации процесса их обучения литературе....