Развитие речевой культуры в процессе обучения русскому языку и литературе.
статья по русскому языку по теме
Красноречие было в чести во все времена.Проблема эффективной речи особенно важна сегодня,когда растёт значение правильного,убедительного слова.Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения является развитие речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet_krasnovoy.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого – лингвистические основы речевой деятельности.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании.
Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определенным требованиям.
- Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
- Ясность – это доступность ее для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого – либо произведения для украшения.
- Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов – паразитов).
- Точность – значение слов и словосочетаний, употребленных в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
- Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
- Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся.
- Произносительный уровень.
Произносительная работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.
- Лексический уровень ( словарная работа).
От богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения.
Рассмотрим источники обогащения словаря школьника по степени влияния на речь:
- Речевая среда в семье, среди друзей.
- Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
- Учебная работа в школе ( учебники, речь учителя).
- Словари, справочники.
Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.
Приемы объяснения значения слов подразделяются на:
А) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по словарю, спискам в учебнике, по контексту – по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – по значению слова в языке – источнике;
5) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование.
Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады.
- Грамматический уровень.
На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения.
Это достигается следующими упражнениями:
– установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;
– толкование значений словосочетаний вне предложения и в нем;
- составление словосочетаний разнообразных типов и тематики;
- выделение устойчивых словосочетаний, толкование их значений, употребление в речи;
- исправление речевых ошибок в словообразовании;
- редактирование текста;
- чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительных средств, выразительное чтение;
- заучивание стихов и прозы;
- оставление предложений по схеме;
- восстановление деформированного текста;
- ступенчатое распространение данного предложения.
4. Уровень текста.
Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности.
Научить школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке.
В чем же я вижу повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся? Во – первых, повышению эффективности развития речевой деятельности способствует целенаправленная подготовка урока. Планирую урок, четко представляю себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны обладать на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.
1. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент часто планирую нестандартное начало урока:
- составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова: представить, продукт, карий, отчеты, натуральный, глаза;
- назови слова с ударением на первом ( втором) слоге;
- скажи по - русски: презентовать, дефект, интервал.
2. Продуманность отбора материала.
- в ведении в урок пословиц и поговорок сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия,так и для запоминания;
- обогащаю урок словами и фразами: « Я с вами не согласна. Я хотел бы исправить (добавить)»;
- учу строить свободные высказывания.
Для этого:
А) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам;
Б) провожу игру « Хорошо или плохо».
Например: « Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться».
Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащегося. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над точностью формулировок.
Контролирую речь учащихся, исправляю недочеты произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность.
3. Об оценивании. Стараюсь работу детей оценивать систематически. Оценка может быть словесная, мимическая или материализованная. Оценка стимулирует ученика к овладению речевыми умениями, показывает его продвижение. Учу оценивать речь товарища, тем самым подвожу к самооценке.
Во – вторых, я считаю, что одна из важнейших задач сегодняшней школы – обучение живому языку «очеловеченному». Следует приобщать детей к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова.
Придерживаюсь позиции, что обучение родному языку должно строиться не только на основах описательной грамматики языка, но и на осознании его использования в различных речевых и житейских ситуациях.
Свою работу строю следующим образом. Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально – нравственного опыта, школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.
Начинаю с обогащения словаря детей.
И здесь на помощь приходит игра.
Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, т.к. они развивают у детей природное языковое чутье.
-Назови слова близкие ( противоположные) по смыслу.
- Среди слов найди лишнее. Выдели сходство, различие, обоснуй связным высказыванием.
- Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке.
- Назови слово, поменяв порядок слогов.
- Объясни значение, поменяв одну букву.
- Измени ударение. Как изменилось значение?
Слово- это часть строительного материала для положений, ключ к пониманию всего предложения. Если ребенок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще будет страдать от непонимания предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся.
Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Слова предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в речи.
Например:
Чайчонок встал на дрожащие ноженьки, поерзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперед.
Чайчонок – чайка.
- С помощью какого слова выражено отношение автора к птенцу?
- Какая часть слова выражает это отношение?
Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чем – то выразительно – это значит, в какой – то мере усилить впечатление от своей речи. Воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. При работе с синонимами использую следующие упражнения:
- Соедини слова в пары: « метель, рубеж, вьюга, граница».
- Запиши слова в порядке уменьшения качеств: « маленький, крохотный, небольшой».
- Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить: « пунцовый, кумачовый – флаг, мак».
- Замени глагол: « В магазине мы деньги теряем ( тратим)».
- Уточни действие: « Собака съела конфетку ( проглотила, сгрызла)».
Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.
Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речевой деятельности. Предлагаю, например, следующее:
Мал золотник, до дорог.
Гроша не стоит, а выглядит рублем.
Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.
Друзья познаются в беде.
Задание предлагаю такое:
- Прочитай одно ( по выбору) предложение – пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформируй тему.
- Отталкиваясь от данного предложения, разверни свою мысль. Помни, что предложение – опора является названием твоего будущего текста, в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки или текста – рассуждения.
Эффективным приемом конструирования внутренней и внешней сторон речи является такой прием, как « Слово – магнит». Учитель представляет слово с точки зрения нравственно – эстетической, человеческой: слово – живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова моно узнать, заглянув в толковый словарь.
Добрые, светлые слова мы вместе с детьми отличаем знаком «+», а злые - знаком «-». По просьбе учителя дети называют слова (наиболее употребляемые):существительные,прилагательные,глаголы.Что же получилось? Необычное поле слов, состояние из отдельных слов и словосочетаний. Приводим детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен строительный материал ( речевые кирпичики) для конструирования, составления своего связного письменного текста.
Например:
« Гуманный (+), поле слов: « добрый, заботливый, щедрый, золотой, человек, поступок, дружба, мечта, радость, мир»,
Опираясь на поле слов, дети составляют свой текст.
« Слово – магнит» - эффективный способ обращения к своей речи, происходит естественный процесс речевого созидания.
Практикую следующие виды текстовых упражнений:
- устный пересказ прочитанного в различных вариантах;
- различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развернутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения;
- различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;
- сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;
- изложение текста ( сжатое, подробное, от другого лица);
- записи по наблюдениям;
- различные виды драматизации, инсценировка рассказов;
- статьи в газету, отзывы о прочитанном.
В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Овладение видами речевой деятельности – это орудие саморазвития школьника, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.
Практические советы (из опыта работы)...
« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»
Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...
Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"
Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...
Проблема воспитания речевой культуры в процессе обучения русскому языку.
Язык - это душа народа. Он отражает то, что происходит с человеком и вокруг него. Огрубление языка, снижение тональности общения-все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. Отв...
Проблема воспитания речевой культуры в процессе обучения русскому языку
Воспитание у ученика сознательного отношения к своей речи, речи окружающих, способности воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность, воспитывать у него личную ответственность за каж...
«Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе»
Статья из опыта работы по теме. Методы, формы, приемы развития творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы....
Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы
Конкурс «Педагогический проект». Школьный уровень. 2018 год...