Развитие речевой культуры в процессе обучения русскому языку и литературе.
статья по русскому языку по теме

Красноречие было в чести во все времена.Проблема эффективной речи особенно важна сегодня,когда растёт значение правильного,убедительного слова.Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения является развитие речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_krasnovoy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – лингвистические основы речевой деятельности.

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании.

Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определенным требованиям.

  1. Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
  2. Ясность – это доступность ее для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого – либо произведения для украшения.
  3. Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов – паразитов).
  4. Точность – значение слов и словосочетаний, употребленных в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
  5. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
  6. Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся.

  1. Произносительный уровень.

Произносительная работа планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.

  1. Лексический уровень ( словарная работа).

От богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения.

Рассмотрим источники обогащения словаря школьника по степени влияния на речь:

  1. Речевая среда в семье, среди друзей.
  2. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
  3. Учебная работа в школе ( учебники, речь учителя).
  4. Словари, справочники.

Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.

Приемы объяснения значения слов подразделяются на:

А) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по словарю, спискам в учебнике, по контексту – по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – по значению слова в языке – источнике;

5) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование.

Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады.

  1. Грамматический уровень.

На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических  конструкций: словосочетания и предложения.

Это достигается следующими упражнениями:

– установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;

– толкование значений словосочетаний вне предложения и в нем;

- составление словосочетаний разнообразных типов и тематики;

- выделение устойчивых словосочетаний, толкование их значений, употребление в речи;

- исправление речевых ошибок в словообразовании;

- редактирование текста;

- чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительных средств, выразительное чтение;

- заучивание стихов  и прозы;

- оставление предложений по схеме;

- восстановление деформированного текста;

- ступенчатое распространение данного предложения.

4. Уровень текста.

Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности.

Научить школьника ясно  и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке.

В чем же я вижу повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся? Во – первых, повышению эффективности развития речевой деятельности способствует целенаправленная подготовка урока. Планирую урок, четко представляю себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны обладать на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.

1. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент часто планирую нестандартное начало урока:

- составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова: представить, продукт, карий, отчеты, натуральный, глаза;

- назови слова с ударением на первом ( втором) слоге;

- скажи по - русски: презентовать, дефект, интервал.

2. Продуманность отбора материала.

- в ведении в урок пословиц и поговорок сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия,так и для запоминания;

- обогащаю урок словами и фразами: « Я с вами не согласна. Я хотел бы исправить (добавить)»;

- учу строить свободные высказывания.

Для этого:

А) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам;

Б) провожу игру « Хорошо или плохо».

Например: « Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться».

Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащегося. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над точностью формулировок.

Контролирую речь учащихся, исправляю недочеты произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность.

3. Об оценивании. Стараюсь работу детей оценивать систематически. Оценка может быть словесная, мимическая или материализованная. Оценка стимулирует ученика к овладению речевыми умениями, показывает его продвижение. Учу оценивать речь товарища, тем самым подвожу к самооценке.

Во – вторых, я считаю, что одна из важнейших задач сегодняшней школы – обучение живому языку «очеловеченному». Следует приобщать детей к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова.

Придерживаюсь позиции,  что обучение родному языку должно строиться не только на основах описательной грамматики языка, но и на осознании его использования в различных речевых и житейских ситуациях.

Свою работу строю следующим образом. Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально – нравственного опыта, школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.

Начинаю с обогащения словаря детей.

И здесь на помощь приходит игра.

Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, т.к. они развивают у детей природное языковое чутье.

 

            -Назови слова близкие ( противоположные) по смыслу.

- Среди слов найди лишнее. Выдели сходство, различие, обоснуй связным высказыванием.

- Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке.

- Назови слово, поменяв порядок слогов.

- Объясни значение, поменяв одну букву.

- Измени ударение. Как изменилось значение?

 Слово- это часть строительного материала для положений, ключ к пониманию всего предложения. Если ребенок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще будет страдать от непонимания предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать,

Призывом стать, и отзывом, и зовом.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся.

Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Слова предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в речи.

Например:

Чайчонок встал на дрожащие ноженьки, поерзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперед.

Чайчонок – чайка.

- С помощью какого слова выражено отношение автора к птенцу?

- Какая часть слова выражает это отношение?

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чем – то выразительно – это значит, в какой – то мере усилить впечатление от своей речи. Воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. При работе с синонимами использую следующие упражнения:

- Соедини слова в пары: « метель, рубеж, вьюга, граница».

- Запиши слова в порядке уменьшения качеств: « маленький, крохотный, небольшой».

- Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить: « пунцовый, кумачовый – флаг, мак».

- Замени глагол: « В магазине мы деньги теряем ( тратим)».

- Уточни действие: « Собака съела конфетку ( проглотила, сгрызла)».

Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.

Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речевой деятельности. Предлагаю, например, следующее:

Мал золотник, до дорог.

Гроша не стоит, а выглядит рублем.

Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.

Друзья познаются в беде.

Задание предлагаю такое:

  1. Прочитай одно ( по выбору) предложение – пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформируй тему.
  2.  Отталкиваясь от данного предложения, разверни свою мысль. Помни, что предложение – опора является названием твоего будущего текста, в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки или текста – рассуждения.

Эффективным приемом конструирования внутренней и внешней сторон речи является такой прием, как « Слово – магнит». Учитель представляет слово с точки зрения нравственно – эстетической, человеческой: слово – живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова моно узнать, заглянув в толковый словарь.

Добрые, светлые слова мы вместе с детьми отличаем знаком «+», а злые - знаком «-». По просьбе учителя дети называют слова (наиболее употребляемые):существительные,прилагательные,глаголы.Что же  получилось? Необычное поле слов, состояние из отдельных слов и словосочетаний. Приводим детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен строительный материал ( речевые кирпичики) для конструирования, составления своего связного письменного текста.

Например:

« Гуманный (+), поле слов: « добрый, заботливый, щедрый, золотой, человек, поступок, дружба, мечта, радость, мир»,

Опираясь на поле слов, дети составляют свой текст.

« Слово – магнит» - эффективный способ обращения к своей речи, происходит естественный процесс речевого созидания.

Практикую следующие виды текстовых упражнений:

- устный пересказ прочитанного в различных вариантах;

- различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развернутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения;

- различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;

- сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;

- изложение текста ( сжатое, подробное, от другого лица);

- записи по наблюдениям;

- различные виды драматизации, инсценировка рассказов;

- статьи в газету, отзывы о прочитанном.

В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Овладение видами речевой деятельности – это орудие саморазвития школьника, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»

Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Проблема воспитания речевой культуры в процессе обучения русскому языку.

Язык - это душа народа. Он отражает то, что происходит с человеком и вокруг него. Огрубление языка, снижение тональности общения-все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. Отв...

Проблема воспитания речевой культуры в процессе обучения русскому языку

Воспитание у ученика сознательного отношения к своей речи, речи окружающих, способности воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность, воспитывать у него личную ответственность за каж...

«Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе»

Статья из опыта работы по теме. Методы, формы, приемы развития творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы....

Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы

Конкурс «Педагогический проект». Школьный  уровень. 2018 год...