Проблема воспитания речевой культуры в процессе обучения русскому языку.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Астапова Людмила Вячеславовна

Язык - это душа народа. Он отражает то, что происходит с человеком и вокруг него. Огрубление языка, снижение тональности общения-все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. Ответственность за состояние языка ложиться и на учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема воспитания речевой культуры в процессе обучения русскому языку.

В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами, но и широкой общественностью. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи проникновение просторечных слов, жаргонизмов; немотивированное использование иноязычной лексики, не свойственное русскому языку интонирование.

           Язык-это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека. Наиболее уязвимыми в этом отношении оказываются дети: деформируется их языковое чутьё, языковой вкус определяется скорее модой, чем красотой, правильностью и уместностью речи. В этой ситуации ответственность за состояние языка ложится не только на лингвистов, но и на нас- учителей.

            Неслучайно современная концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической, но и коммуникативной компетенции школьников, связанной совладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи.

            Учащиеся должны научиться не только грамотно, в соответствии с языковыми нормами, говорить, но и приобрести умения задавать вопросы собеседнику, выражать согласие или несогласие с услышанным, высказывать пожелание, просьбу, оценивать высказывание, поступок, то есть овладеть умениями и навыками вступать в общение и вести его.

           В школьной программе по русскому языку наряду с учебно- языковыми умениями и навыками сформулированы и коммуникативные, которыми учащиеся должны овладеть при изучении конкретной темы. Например: в процессе изучения имени числительного учащиеся должны научиться использовать числительные как текстообразующее средство в деловом и научном стилях; употреблять числительные для обозначения числа и количества предметов, порядка их при счете, дробного числа, нескольких предметов как единого целого, для обозначения приблизительного количества.

            Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через разного рода компетенции. Различают языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции. Коммуникативная компетенция- это умение правильно, точно, логично, уместно и выразительно передать свои мысли средствами языка с учетом речевой ситуации. Учиться общению, общаясь, -вот основная характеристика коммуникативности. Ее формированию способствуют такие специальные разделы, как «Язык и речь», «Культура устной и письменной речи», «Стили речи», «Текст», «Жанры речи».

            Обязательным компонентом деятельности учителя и учащихся на уроке является система упражнений.

1.Упражнения с коммуникативными целевыми установками, которые организуют общение учащихся. Например: установки, требующие от учащихся умения выразить согласие, подтвердить сказанное, дополнить собеседника, и выраженные словами «согласитесь, подтвердите, продолжите сказанное.

2.Упражнения, моделирующие речевые ситуации. Например: «Урок знакомства». Одна из его целей- ознакомление с формулами и правилами речевого этикета в ситуации знакомства. «Язык- важнейшее средство общения». На уроке школьники знакомятся с такими понятиями, как «общение», «речевой этикет», «формулы речевого этикета», «речевая ситуация». На последующих уроках учащиеся получают представление о средствах выражения вежливости в русском языке. Речевые ситуации, в которых оказываются школьники побуждают их к высказыванию, вызывают потребность в общении.

              Важнейшим компонентом коммуникативно- ориентированного обучения русскому языку является текст в качестве основной единицы учебного материала на текстовом материале  учащиеся наблюдают языковые факты, усваивают речеведческие понятия. Опыт работы убеждает, что опора на языковой аспект текста позволяет учителю более экономно и результативно сформировать у учащихся приемы построения текстов, предупредить такие ошибки, как нарушение логичности, последовательности, связности высказывания. Учащимся педлагается самостоятельно составить текст «Улица моего детства»; для этого:

1)определить смысл понятия «улица детства»;

2)раскрыть это понятие;

3)описать местность через повествование с элементами рассуждения.

Опора на текст обеспечивает единство структуры языка и развития речи.

               Особую роль в воспитании речевого развития составляет культуроведческий аспект он будет наиболее действенным, если на уроках русского языка и литературы учащиеся будут знакомиться с разными видами искусства, и прежде всего с живописью. Живопись знакомит учащихся с действительностью, воспитывает любовь к родной природе, уважение к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Работа по картине обеспечивает развитие языка ребенка              

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»

Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...

Развитие речевой культуры в процессе обучения русскому языку и литературе.

Красноречие было в чести во все времена.Проблема эффективной речи особенно важна сегодня,когда растёт значение правильного,убедительного слова.Поэтому одной из наиболее важных задач на современном эта...

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Формирование профессионально-речевой культуры в процессе изучения иностранного языка

Иностранный язык - одна из многих дисциплин входящих в учебные программы средних и высших учебных заведений. Она способствует развитию общей культуры и играет важную роль профессиональном становлении....

Проблема воспитания речевой культуры в процессе обучения русскому языку

Воспитание у ученика сознательного отношения к своей речи, речи окружающих, способности воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность, воспитывать у него личную ответственность за каж...