«Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе»
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Надежда Тарусова

Статья из опыта работы по теме. Методы, формы, приемы развития творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе»

Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если прививать ученикам стремление к активной самостоятельной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний. Внутренняя потребность в творческой деятельности, в творческой самостоятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности.

Этой важной проблеме посвящены теоретические статьи Л. Щербы, А. Потебни, Л. Доблаева о развитии творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы, о приемах самостоятельной работы с лингвистическим текстом; о некоторых формах и методах активизации творческих способностей учеников, о рациональных приемах самостоятельной работы с учебником, умении самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию, свободно пользоваться ею. Интересен  в этом плане опыт Т.Я. Фроловой – «Методика интенсивного обучения правописанию», который позволяет осуществить цели личностно ориентированного подхода, направить ребенка на путь самопознания, саморазвития, самореализации.

Главная цель моей работы - формирование творческой самостоятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

              Основная задача – создать условия для прочного усвоения  системы филологических знаний и умений, для творчества, сотрудничества и самореализации детей; показать перспективы саморазвития личности.

Развитие творческих лингвистических способностей – основной принцип развивающего обучения русскому языку.

В привитии самостоятельности приобретения знаний и умений можно выделить несколько последовательных и взаимосвязанных этапов с 5 по 8 класс:

  1. формирование коммуникативной и социокультурной компетентностей – понимание лингвистического текста (умение членить учебный текст на части, выявлять основное в каждой из них, выделять логические связи) 5 класс;
  2. повышение эффективности учебного процесса путем внедрения инновационных технологий: самостоятельная постановка вопросов, самопроверка, взаимопроверка (6 класс);
  3. свертывание лингвистической информации до опорных (ключевых) слов и развертывание до полного объема (7-8 класс);
  4. пересказ лингвистического текста по опорным словам (7-8 класс)

Остановимся на некоторых приёмах технологии развивающего обучения, оживляющих урок русского языка и способствующих проявлению творческой самостоятельности.

  • Самостоятельная постановка целей и задач урока (с использованием опорных слов, упражнение «Закончи предложение»).
  • Использование лингвистических задач и проблемных вопросов. Например, второстепенны ли второстепенные члены предложения? Какой главный член предложения главнее?
  • Диктанты по аналогии.
  • Написание лингвистических сказок.
  • Самостоятельное оформление учениками папок по разделам и темам.
  • Самостоятельный подбор лингвистического материала для объяснения закрепления и контроля пунктуационных и орфографических правил.
  • Карточки-зачеты по темам.
  • Выпуск лингвистического альманаха «Родничок» с рубриками: «Времена года», «Домашние питомцы», «Все во мне, и я – во всем», «Великий и могучий русский язык».
  • Творческие работы:

сочинения на основе личных впечатлений:

  • музыкальные;
  • читательские;
  • жизненные;
  • фантазийные.

сочинения-миниатюры:

  • по данному началу «Однажды ранней весной я побывал в парке и не узнал его…»
  • по данной концовке «Вот такая история произошла со мной летом на даче…»
  • по опорным словам

Творческое списывание (найди вторую часть)

  • «Исследование текста» - поиск особенностей текста в единстве формы и содержания, идеи и стиля. Ребята любят быть «исследователями»: отыскивать художественные средства, которыми пользуется автор, чтобы создать ту или иную картину; задавать вопросы к тексту; работать над толкованием слов; указывать сферу их употребления; работать над трудными орфограммами и пунктограммами. Такой вид работы  не только развивает  коммуникативные навыки, обогащает словарный запас, но и формирует «зоркость», самостоятельность, осуществляет межпредметные связи. Какие тексты используются? Миниатюры К.Паустовского, М. Пришвина, тексты из сборника Фроловой, развивающие коммуникативную и социокультурную компетентности учащихся.

Например: «Астра восхищает нас. Она великолепна. Этот цветок – последняя улыбка лета.» На этой миниатюре повторяются способы выражения главных членов предложения, знаки препинания между подлежащим и сказуемым, выраженных существительным; орфографические умения и навыки; художественно-изобразительные средства описания осеннего пейзажа.

Уроки литературы – это постоянный процесс сопереживания, соразмышления, «человековедения».

Начиная с 5 класса, уделяю особое внимание изучению сведений теоретического характера, направленных на выработку у учащихся способностей обсуждать, анализировать отдельные аспекты художественного текста.

Развивать творческую самостоятельность на уроках литературы помогают элементы технологии проблемного обучения. В своей практике широко использую вопросы проблемного характера, которые создают ситуацию, требующую исследовательской активности учащихся. Например, при изучении повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» использую проблемный вопрос: «Как ты понимаешь слова Тыбурция: «Каждый идет своей дорожкой, и кто знает, может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?»

При изучении романа Пушкина «Евгений Онегин» даю предварительно проблемные вопросы, настраивающие современных учащихся прочитать классическое произведение:

  • В романе главная героиня переживает состояние первой влюбленности и совершает непродуманный поступок, который вызвал бы осуждение окружающих, если бы о нём узнали. Как вы оцениваете его?
  • Как должен поступить молодой человек, если он не готов ответить на чувства девушки? Есть ли подобная ситуация в романе?
  • Кого выбрать: нелюбимого супруга или дорогого человека? Как поступила героиня? Возможны ли, на ваш взгляд другие варианты решения?

Помимо проблемных вопросов и заданий, использую и другие приемы, активизирующие творческую самостоятельность на уроках литературы.

  • Театрализованно-игровые задания: самостоятельно составить сценарий небольшого эпизода, продумать элементы костюмов героев, подготовить инсценированное выступление, музыкальное сопровождение.
  • Рассказ-сочинение от имени героя: рассказ о событиях от лица Вырина, Дуняши, гусара Минского (по повести А. Пушкина «Станционный смотритель).
  • Письмо литературному герою: Джульетте, Лизе (пишут девочки); Ромео, Эрасту (пишут мальчики).
  • Творческие работы: создание обложки к произведению, электронные презентации жизни и творчества писателей.
  • Активно использую элементы проектной деятельности, к уроку «Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» глазами современных читателей» ребятами были подготовлены презентации продукта деятельности в разных формах: таблицы, схемы, сочинения в разных жанрах.
  • Компетентностно-ориентированные задания на уроках литературы позволяют формировать учебно-познавательную, информационную и коммуникативную компетентности. Изучая балладу А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», прошу ребят дома  найти в тексте устаревшие слова и объяснить значения этих слов, используя электронный словарь или  словари в сети Интернет. Это необходимо  для наиболее полного и осмысленного восприятия художественного произведения, анализа текста, погружения в эпоху, обогащения собственной лексики. Для решения данной задачи детям предлагается использовать пошаговую инструкцию:

1. На учебном компьютере запустите электронную книгу «Даль. Толковый словарь живого великорусского языка».

2. В поисковую строку введите нужное слово.

3. В информационном поле прочтите толкование слова.

В среднем звене дети учатся  использовать различные источники информации и перерабатывать их в модели, схемы, графики,  делать  и представлять собственный продукт: проект, презентацию, эссе.

Более глубокое эстетическое воздействие оказывают произведения литературы, если они сочетаются с художественным творчеством и художественно-исполнительской деятельностью учащихся. Большие возможности для этого представляет внеклассная работа по предмету.

Создание литературной композиции – это форма организации не только учебно-познавательной, но и творческой деятельности учеников, т.к. в основе ее – взаимосвязь трёх видов искусства: литературы, музыки, живописи. Для создания композиции ученики объединяются в творческие группы: одни составляют композицию, другие готовят инсценировку, третьи занимаются оформительской деятельностью. В старших классах были подготовлены и проведены композиции: «Целый мир от красоты…» (по лирике Фета и Тютчева), «Мы были музыкой во льду…»(о судьбах М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака), «Пройдемте по миру, как дети…» (о личности М.Волошина)

Ежегодно использую музыкально-литературные композиции на родительских собраниях.

Заключительный урок литературы провожу как праздник творческой мысли учеников, проверку того, насколько в каждом из них велика потребность выйти за рамки произведения, взглянуть на него, дать самостоятельную оценку. В 5-7 классах – это бал литературных героев: ученики, или объединившись в группу, или индивидуально, представляют эпизоды, героев полюбившегося произведения. В 8-9 классах – это урок памяти. Готовясь к нему, ученики пишут сочинение «Мой любимый писатель». (Когда и как я познакомился с творчеством писателя? Что меня больше всего привлекает в его книгах?  Чем близки мне его герои? Как помогло это произведение в становлении моего характера? Какие цветы я выбрал бы как символ творчества писателя?)

Этап подготовки выступления (коллективный или индивидуальный) – момент творчества, который нельзя переоценивать. Пусть не все захотят выступить, но разве такой урок не заставит всех задуматься, преклониться перед памятью о писателе!

Я остановилась на некоторых формах работы, которые я использую, чтобы развивать творческую самостоятельность учеников, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для самовыражения школьников. Это всего лишь составная, но крайне необходимая часть уроков русского языка и литературы, которая вместе с традиционной обеспечит необходимый результат и поможет нам подготовить обладающих высоким уровнем культуры выпускников,  успешно использующих приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой культуры в процессе обучения русскому языку и литературе.

Красноречие было в чести во все времена.Проблема эффективной речи особенно важна сегодня,когда растёт значение правильного,убедительного слова.Поэтому одной из наиболее важных задач на современном эта...

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения русскому языку и литературе

Стаья на примере отдельных уроков  описывает возможное использование технологии дифференцированного подхода при обучении русскому языку...

Мастер-класс " Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе"

žПрименение информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет:  -наполнить уроки новым содержанием;ž-развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащи...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обес­печение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образо­ванности учащихся установленным нормам ─ государст...

Интегрированный урок как средство достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения русскому языку и литературе детей с ОВЗ

Использование интеграции в процессе обучения детей с нарушениями зрения русскому языку и литературе является одним из методов достижения метапредметных результатов, средством формирования и закр...