Главные вкладки

    Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.
    материал на тему

     

    Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, семейная культура) и «формирование универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора  и структурирования содержания образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_sistema.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая система

    учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №7» г.Котласа

    Шергиной Натальи Николаевны.

    Тема: Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.

    Цель: Повышение качества обученности через использование системно – деятельностного подхода.

    Задачи: 

    Образовательные:

    -способствовать овладению учащимися прочными и глубокими  знаниями по предмету;

    -обучать  умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

    Развивающие:

    - развивать познавательную активность;

    - содействовать творческому развитию каждого ученика.

    Воспитательные:

     - способствовать нравственному воспитанию социально – активной личности. 

    Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, семейная культура) и «формирование универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора  и структурирования содержания образования.

    Актуальность: В современном мире предъявляются новые требования к человеку. В этой связи процесс образования должен пониматься как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Современный выпускник должен быть социально адаптирован и мобилен. Следовательно, образовательный процесс должен стать для ученика личностно значимым, готовящим его к жизни в обществе.

    Литература и русский язык – это предметы, воспитывающие душу. Между тем, место их в учебном процессе незаслуженно умалено. Особенно это касается литературы (нет обязательного экзамена – значит, предмет не нужен). Необходимо поднять интерес к предметам через использование инновационных методов обучения.

    Обоснованность: Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н,Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я,Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей.

    Содержание деятельности: В соответствии с целями и задачами содержание методической системы строится с учётом фундаментального ядра содержания общего образования и социальным заказом общества. Содержание образования по русскому языку и литературе состоит из двух взаимосвязанных компонентов: деятельностного (овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации; формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности; способности владеть родным языком, искусством речи и мышления; умение пользоваться языком как важнейшим инструментом сознания; творческого самовыражения) и знаниевого (освоение основ лингвистики, получение сведений по теории и истории литературы).

       Содержание методической системы строится на основе создания особых взаимоотношений между учителем и учениками, соблюдения педагогических принципов: гуманизма,  сотрудничества, диалогизма, выборе, индивидуальности.

    Формы работы: - индивидуальные;

    - групповые (группы формируются по уровню мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов личности обучающихся);

    - фронтальные;

    - коллективные;

    - нестандартные уроки;

    - внеклассные мероприятия.

       Ведущей формой обучения является комбинированный урок, который становится развивающим, то есть конструируется на основе следующих положений:

    -самостоятельности учащихся в ходе урока;

    -самоорганизации учащихся;

    -создание на уроке «ситуаций успеха»;

    -развитие личности;

    -формирование коллективизма;

    -ролевого участия;

    -ответственности;

    -психологического обеспечения.

    Методы обучения: Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:

    а)коммуникативные методы (дискуссия, диалог, полемика, жужжание группы, снежный ком, метод проектов, презентации);

    б) проблемное изложение изучаемого материала;

    в) имитационно-ролевой метод обучения;

    г) исследовательский метод;

    д) частично-поисковый (эвристический);

    е) метод эмпатии (вживания);

    ж) метод образного видения объекта;

    з) метод придумывания;

    и) игровые методы обучения;

    к) метод прогнозирования.

    Образовательные технологии:   Следует отметить, что сегодня, на мой взгляд, трудно предложить урок, который бы стал исчерпывающим вариантом реализации какой - то одной конкретной технологии, тем более, что преподавание литературы – это всегда полилог.

    1.Проблемное обучение. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю.

    2.Информационные технологии.

    - использование готовых ЦОР

    - создание наглядных методических пособий средствами  Power Point

    - создание текстов

    3. Развитие критического мышления через чтение и письмо — педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю. Эффективное чтение - сложный процесс активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст. Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКАМЧП) понимается как рефлексивная деятельность в обучении, основывающаяся на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом.

    4.Развивающее обучение.  Главная цель в преподавании литературы – развитие художественного сознания детей.

     5.Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

    Цели:- развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

    - максимально выявить, окультурить индивидуальный опыт ребенка.

    - помочь личности познать себя.

    Современный урок должен быть личностно ориентирован. Особенно это касается литературы. Каждая новая встреча с текстом художественного произведения должна быть незабываемой, учитель прислушивается к чувствам и мыслям юных читателей.

    5.Игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнитъ, изменить, улучшить.

    Основные виды деятельности:

    - эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);

    - интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);

    - познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);

    - творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);

    - исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).

    Достигнутые результаты: Отсутствие конфликтности между педагогом и учащимися, между детьми класса; повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей результатами работы учителя, устойчивость в поведении детей. Повысилась мотивация к учению, к самопознанию и самосовершенствованию, возросла социальная активность и творческое самовыражение. Наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся:

    - результаты ГИА

    - результаты ЕГЭ (в 2012 г. ср. балл по русскому языку – 72;есть 100 баллов)

    - победители и призёры олимпиад (городских)

    -победители и призёры различных конкурсов (городских, областных, всероссийских)

    Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

    “Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании

     и искусном применении всего того, что знаешь” (Г. Гегель)

                                                                             .

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе

    Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе. Пед. чтения....

    «Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации ФГОС»

    В  статье рассматриваются вопросы реализации системно-деятельностного подхода через комплекс технологий...

    использование системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку

    Использование системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку...

    Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

    Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

    Использование системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку

    Автор данной статьи  рассматривает системно-деятельностный подход  при обучении иностранным языкам, приводит конкретные примеры  деятельности учителей методического объединения....

    Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

    Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....