Использование системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку
статья по теме

 Автор данной статьи  рассматривает системно-деятельностный подход  при обучении иностранным языкам, приводит конкретные примеры  деятельности учителей методического объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_sistemno.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский фестиваль педагогического творчества

Номинация: Педагогические идеи и     технологии (среднее образование).  

Ефремова Илида Наилевна,  руководитель методического объединения учителей иностранных языков,  учитель английского языка

МБОУ СОШ № 46 , г. Сургут

Использование системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку

Пояснительная записка: Автор данной статьи  рассматривает системно-деятельностный подход  при обучении иностранным языкам, приводит конкретные примеры  деятельности учителей методического объединения.

«Развитие личности является смыслом и целью современного образования» - цитата из «Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».[5]

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результат образования. Поскольку во главу угла поставлено развитие личности, Стандарт обозначил вектор перехода от формирующей (знаниевой) к развивающей, деятельностной парадигме образования, которая в качестве цели образования выдвигает развитие обучающихся на основе освоения универсальных способов действий, приобретения духовно-нравственного и социального опыта.

Деятельностная парадигма образования, глубоко разработанная отечественной психолого-педагогической наукой, в качестве цели образования ставит развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности.

Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах
ключевых задач и соответствующих способов действий, которые должны уметь выполнять обучающиеся. И эти же результаты должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. Ребенок должен выступать субъектом деятельности.

Системно-деятельностный подход следует рассматривать как подход, обеспечивающий субъектную позицию ученика в деятельности в условиях специально организованной образовательной системы.

Как же меняется деятельность педагога, опирающегося в работе на принципы системно-деятельностного подхода?  Он должен:

1. Реализовать основную образовательную программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)

  1. Обеспечить комфортные условия смены деятельности.
  1. Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:
  • организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;
  • побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;
  • организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;
  • осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.

4.        Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого:

  • ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов;
  • поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов;
  • обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.).

5.        Создать пространство для социальных практик и приобщения к общественно значимым делам.

Стандарт дает комплексное определение системно-деятельностному подходу, предполагая тем самым его реализацию во всех трех подсистемах:

-учебной;        

-внеклассной;        

-внеучебной.        

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта, предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования:
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

В  рамках деятельности МО учителя иностранного языка постоянно обновляют формы и методы работы с обучающимися. Можно привести множество примеров внеклассной деятельности  в рамках декады иностранных языков. Весьма эффективными формами организации внеурочной деятельности учащихся являются  мультимедиа-шоу, конкурсы переводчика, театральные постановки, «Эрудит-шоу», « Звездный час».

В старших классах очень популярны дискуссионные игры, где обсуждаются актуальные и интересные  для учащихся вопросы. Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного персонажа. Содержанием таких дискуссий может быть любая проблема реальной жизни в рамках программы. Кроме того, следует помнить, что речь – это в первую очередь  создание мотивации, научить говорить на иностранном языке  - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.

Высокой коммуникативностью также характеризуется метод языковых проектов, который нацеливает учащихся на самостоятельный поиск информации,  повышает уровень коммуникативной компетенции, учит мыслить творчески и критически. На всех этапах работы постоянно отслеживается деятельность каждого ученика. Эффективно сочетаются языковые проекты с технологией критического мышления в обучении письменной речи и работе с текстом, т.к. эти виды деятельности требуют от ученика умений сопоставления и анализа информации, учащиеся учатся делать выводы и строить умозаключения.

В общении, основой которого является обсуждаемая проблема, наряду с коммуникативной функцией языка выступает и познавательная, поэтому коммуникативно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития интеллектуальных возможностей учащихся. Ориентируясь на общение и активную деятельность школьников, основным при его осуществлении является выработка мышления и поведенческих умений.  Этому способствует обучение общению на иностранном языке, вовлечение личности в деятельность в течение учебного процесса, формирование способности постоянно трудиться.

В целом, коммуникативный системно-деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов.

Более того, коммуникативный системно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Деятельностный характер проявляется в использовании методических приемов и  заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки,  учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

Обучение английскому языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной, коммуникативной и других компетенций. Поэтому, в своей работе педагоги методического объединения Данилюк Л.Г, Засыпкина Е.В, Федотова И.В, Павлова Н.И, Мусихина О.И, Дикопольцева М.А, Ефремова И.Н.  и другие    используют  системно-деятельностный подход с применением ИКТ, что повышает мотивацию и формирует ключевые компетенции. Безграничные возможности для развития коммуникативной компетенции открывает интернет.  Учащиеся могут переписываться по электронной почте со сверстниками-носителями языка, участвовать в   телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании,  международных интернет-проектах. У нас уже есть подобный опыт, работы многих обучающихся школы отмечены дипломами международного образца. Все это способствует  установлению межпредметных связей, повышению уровня владения языком, развитию общего кругозора, получению специальных знаний.

Одним из направлений работы методического объединения стало  и участие в международных интернет проектах. Этот вид деятельности предполагает реальное общение учащихся со своими зарубежными сверстниками, что является лучшей мотивацией для изучения иностранного языка. Работа над проектами ведется согласно технологии диалога культур.

Привлекая одаренных детей уже в 3–7-х классах в творческую и исследовательскую деятельность, педагоги методического объединения помогают детям преодолеть себя, формируют и развивают у них умение планировать и анализировать свою деятельность. Обучающиеся старших классов активно работают в научном обществе «Золотой миллиард», которым руководит Данилюк Л.Г. Надо отметить, что учащиеся педагогов Ефремовой И.Н., Данилюк Л.Г., Засыпкиной Е.В., Павловой Н.И., Захаркиной Е.В.  ежегодно занимают призовые места в  российских конкурсах научно-исследовательских работ «Юность, Наука, Культура», «Творческий потенциал России», “ Первые шаги в науку", "Научный потенциал", "Юный исследователь".

Возможность применения знаний не только в школе, но и  в реальной жизни является сильнейшей мотивацией к дальнейшему развитию. Ежегодно обучающиеся успешно сдают экзамен по английскому языку, многие стали студентами  языковых вузов. Кроме того,  это стимул к участию в олимпиадном движении.

Таким образом,  включение в учебный процесс всех вышеперечисленных видов деятельности способствует формированию коммуникативной компетенции наших учеников и решению актуальных задач по достижению высокого качества образования в рамках преподавания предмета «Иностранный язык» в современной школе.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
  2. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования/Ю.В. Громыко. - М.: Московская академия развития образования, 1996. - 546 с.
  3. Зинченко, А.П. Игровая педагогика  / А. П. Зинченко. - Тольятти, 2000. -184 с.
  4. Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. - 2010. - №6 с. 2-11.
  5. Федеральный государственный стандарт по иностранным языкам.

URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628

  1. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. URL:http://omczo.org/
  2. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. URL:http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm
  3. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.  URL:http://festival.1september.ru/articles/527236


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку"

Доклад на научно-практической конференции " Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС общего образования: опыт, проблемы,  перспективы"...

Доклад"Системно-деятельностные подход в обучении иностранным языкам в начальной школе"

Доклад подготовлен в рамках методической недели, представляет собой информацию о данном методическом подходе и рекомендации по работе на различных этапах обучения....

Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход...

Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

В ДАННОЙ работе представлены теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, дидактические принципы организации урока, типы уроков, технологическая карта урока фра...

Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

В ДАННОЙ работе представлены теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, дидактические принципы организации урока, типы уроков, технологическая карта урока фра...

Статья по теме КОММУНИКАТИВНЫЙ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Коммуникативный системно-деятельный подход представляет собой реализацию та­кого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоот­несенное обучение иностран...