"Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку"
статья по теме

Меркушева Татьяна Вячеславовна

Доклад на научно-практической конференции " Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС общего образования: опыт, проблемы,  перспективы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_merkushcheva.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНЫЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Т.В. Меркушева

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №17» г. Майкопа

Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения все более и более усиливаются, и не наблюдается никаких весомых тенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблема создания эффективной методики преподавания английского языка представляется крайне важной.

Коммуникативная ориентированность является стержнем, пронизывающим весь процесс обучения иностранному языку, а осознанность структуры языковых и речевых действий, целей, способов их достижения и результатов учебной деятельности делает учащегося субъектом учебного процесса, создает предпосылки для преподавателя и учащегося и для его дальнейшего самообучения, что является основополагающей идей при реализации ФГОС нового поколения.

         Коммуникативный системно - деятельностный подход к обучению иностранным языкам представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное систематизирование и взаимосоотнесенное обучение иностранному языку как средству общения в рамках моделируемой «воспроизводимой» на учебных занятиях речевой деятельности.

Коммуникативный - системно деятельный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. В результате такого подхода формируется, реализуется и действует система владения иностранным языком как средством общения в широком смысле этого слова. В процессе отбора и организации языкового и речевого материала и управления овладением им в качестве основного следует использовать принцип оценки их коммуникативной целесообразности и принцип активной коммуникативности. Лингвистические основы обучения иноязычному общению должны объединить здесь арсенал языковых единиц и речевых средств общения в единое целое.

         Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" обучающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Реализация деятельностной сущности осуществляется через "деятельностные задания", различные методические приемы в условиях гуманистического подхода к обучению.

Исследователями и экспериментаторами показано, что когда иностранный язык из учебного предмета превращается в образовательную дисциплину, в основу усвоения которой положена подлинная коммуникативность, он способен достигать более высокой цели, нежели прагматическое умение общаться, а именно - развивать индивидуальность ученика, способствовать становлению его духовности. Ученик ощущает, что вся система работы ориентирована на него: непосредственная деятельность, его опыт, мировоззрение интересы, чувства учитываются при организации общения на уроке. Содержание образования строится не на обсуждении готовых тем или текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем.

Коммуникативный системно – деятельностный подход в обучении иностранному языку основан на убеждении, что изучение языка есть процесс, эффективное освоение которого возможно посредством использования языкового материала в общении. Язык является основой хранения и передачи культуры разных народов. Главной функцией речевой деятельности является коммуникация. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных ситуаций общения на основе   систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход.

Основными способами практического обучения на базе коммуникативного системно – деятельностного подхода следует рассматривать взаимосвязанное статическое и динамическое моделирование процесса по овладению иностранным языком. В основе этого подхода лежит также идея о важности развития у учащихся коммуникативной компетенции точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык. При этом первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражения смысла, грамматика служит фундаментом для достижения этой цели. Учащимся необходимо знать, какими языковыми средствами выразить свою мысль в непосредственной ситуации на уроке, когда они обмениваются мнениями, опытом и знаниями. Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи, и что очень важно соотношение между формой и ее использованием в речи. При коммуникативном системно – деятельностном подходе введение грамматических форм и  работа над ними осуществляется в контексте с тем, чтобы учащиеся могли видеть, как они используются для передачи значения. Инструкция к заданиям содержит речевую задачу.

Концепция коммуникативного системно – деятельностного подхода, в которой заложен инструмент современного обучения иностранным языкам, обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций – коммуникативной, экспрессивной, когнитивной и регулятивной.

Оценка уровня владения иноязычным материалом и степени сформированности речевых навыков осуществляется в ходе тестирования.

Для управления образовательным процессом на уровне школы и учителя необходимо иметь систему получения информации о его результативности, чтобы видеть отклонения или положительную динамику в этом процессе.

Контроль качества знаний необходим. Снять отрицательные свойства контроля можно таким путем - сделать его средством управления процессом образования. В этом случае выявляются те инструменты, с помощью которых это управление осуществляется.

Коммуникативный системно - деятельностный подход находит свое отражение и практическое воплощение в общей модели обучения иностранному языку, в которой отражены все системообразующие содержательные компоненты овладения им.

В целом коммуникативный системно - деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения иностранному языку, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов обучения.

В результате анализа используемой литературы, можно прийти к выводу, что наиболее приемлемым подходом в современной системе преподавания иностранным языкам является коммуникативно-деятельностный метод, который предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. В результате такого подхода формируется, реализуется и действует система обучения иностранным языкам как средством общения в широком смысле этого слова.

Список использованной литературы

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Арти-Глассо, 2000.

2. Стандарты второго поколения. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

3. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1989.

4. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики. - М.: Русский язык, 1989.

5. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 2001.

6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ, – М.: Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад"Системно-деятельностные подход в обучении иностранным языкам в начальной школе"

Доклад подготовлен в рамках методической недели, представляет собой информацию о данном методическом подходе и рекомендации по работе на различных этапах обучения....

Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход...

Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

В ДАННОЙ работе представлены теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, дидактические принципы организации урока, типы уроков, технологическая карта урока фра...

Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

В ДАННОЙ работе представлены теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, дидактические принципы организации урока, типы уроков, технологическая карта урока фра...

Статья по теме КОММУНИКАТИВНЫЙ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Коммуникативный системно-деятельный подход представляет собой реализацию та­кого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоот­несенное обучение иностран...

Системно -деятельностный подход в обучении иностранному языку

Краткое освещение основных принципов системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС...