Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.
статья по теме

Софьина Наталья Владимировна

 

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер

 

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

 

Система дидактических принципов.

 

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

 

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

 

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

 

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

 

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

 

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

 

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

 

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной, коммуникативной и других компетенций. На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Системно-деятельностный подход с применением ИКТ повышает мотивацию и формирует ключевые компетенциии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gmo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

Софьина Н. В., учитель иностранного языка МБОУ СОШ № 20

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной, коммуникативной и других компетенций. На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Системно-деятельностный подход с применением ИКТ повышает мотивацию и формирует ключевые компетенциии.

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов для достижения результата нужны обновления как в содержании образования, так и в технологии преподавания иностранного языка с опорой на самостоятельную познавательную активность учащихся с целью приобретения способности ориентироваться в потоке информации, разнообразии точек зрения и взглядов. Необходимо научить школьников видеть сложность и многовариантность ситуаций, формулировать и решать проблемы в процессе дискуссии, в ходе коллективной работы. Реализация требований ФГОС невозможна без интенсификации и индивидуализации обучения. Совершенствование образовательных технологий происходит в направлении от учения, основанного на запоминании информации, к интеллектуальному развитию и умению применять усвоенное на практике.

Не менее важным условием модернизации образования является более интенсивное использование мультимедийных технологий. По мнению профессора К.Э. Безукладникова, применение этих технологий существенно изменяет традиционное когнитивно ориентированное обучение. Компьютеризация и технологизация образования значительно расширяют интеллектуальную деятельность обучаемых, стимулируют развитие учебной самостоятельности, способности к самореализации и самообразованию. Коммуникативно-информационная среда Интернет становится важной характеристикой современной культуры, что нельзя не учитывать в практике преподавания иностранного языка в школе. Вместе с тем образовательные возможности мультимедийно опосредованного пространства Интернет используются в недостаточной мере. Это обусловлено рядом объективных причин, связанных с техническими возможностями того или иного учебного заведения. Использование информационно коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет расширить границы класса, создать атмосферу иноязычной среды, окунуться в культуру других стран. Эффективность данного подхода уже доказана практикой, однако можно предположить, что мультимедийные средства обучения обладают большим потенциалом, чем те, которые используются сейчас. Наблюдается характерная тенденция использования ИКТ лишь в качестве новой формы иллюстративного метода. Между тем Интернет обладает уникальными возможностями. Задача школы - научить детей использовать сетевые ресурсы. Работа в Интернете - это прежде всего чтение и осмысление информации, структурированной на гипертекстовой основе. При работе с гипертекстом учащиеся старшей школы могут столкнуться с рядом проблем, связанных с особенностями форматирования материала и стиля его изложения на сайте. При чтении информации в электронном варианте не исключены ошибки, характерные для восприятия обычного печатного текста. Они могут быть связаны с композиционносмысловой структурой аутентичного текста, трудностью выделения главной мысли, неумением ориентироваться в деталях, догадываться о значении незнакомых слов, понимать многозначную лексику, распознавать грамматические средства, обладающие полифункциональностью.

Что касается мультимедийных средств обучения, то они представляют собой интерактивный способ подачи аудиовизуальной информации с помощью современных технических средств, объединяя текст, звук, фото, видео в одном цифровом формате. Всё это создаёт условия для повышения эффективности обучения иностранному языку, презентует качественную имитацию реальности и языковой среды, улучшает восприятие аутентичной языковой информации за счёт активизации сферы эмоций и чувств и может быть использовано на любой

ступени обучения. Впрочем, следует заметить, что обучение иноязычной речи в мультимедийно опосредованной образовательной среде пока носит несистемный характер. Можно выделить целый ряд ошибок, снижающих эффективность учебного процесса с применением мультимедийных средств: случайность их появления в контексте работы над темой, циклом; несоответствие выбранного материала и способов его подачи дидактическим целям урока; избыточность пассивного восприятия при отсутствии деятельности. Для обучения иностранному языку особую ценность представляют образовательные сайты, располагающие качественными аутентичными аудио материалами, начиная от скороговорок, стихов и песен для начальной школы и заканчивая видеороликами, новостными программами и подкастами, посвящёнными актуальным событиям и проблемам, интересующим старших школьников, а также электронными версиями книг и журналов.

Компьютер даёт учителю новые возможности, позволяя вместе с детьми получать удовольствие от увлекательного процесса познания, с помощью новейших технологий погружает в яркий красочный мир живого иностранного языка. Задача учителя сегодня - совершенствовать процесс обучения с применением современных информационных технологий. Необходимо найти эффективные способы интеграции мультимедийных технологий в образовательный процесс

Литература.

1.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев. Сборник нормативных документов. Иностранный язык.М:Дрофа,2009.

2.А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М.Кондаков. Стандарты второго поколения.М:Просвещение, 2010.

3. http://gymn1.grodno.unibel.by

4. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.  http://omczo.org/

5. Системно-деятельностный подход. http://tortillla.ucoz.ru/i

 6. Теплоухова Л. А. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности  http://festival.1september.ru/

Новые информационно-коммуникативные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»

Данная статья рассказывает о приемах и методах работы на уроках английского языка в условиях современного времени и технологий. В статье описан метод проектов как один из приемов в реализации личностн...

Проектная технология как средство формирования языковых компетентностей воспитанников в обучении иностранному языку

Материал содержит описание педагогического проекта по использованию проектной технологии в обучении иностранному языку в условиях компетентностного подхода...

Сотворчество как реализация коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

   В данной статье содержится материал, помогающий сделать процесс обучения чтению гласных в четырёх типах слога, а также сочетаний согласных  для учащихся начальной школы ...

Сообщение на тему: «Метод проектов. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам».

  Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше ст...

Игровые технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода

Игровые технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода...

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в условиях ФГОС

Использование продуктивных технологий как средство реализации системно-деятельностного подходана уроках английского языка в условиях ФГОС...

Мастер-класс для классных руководителей «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»

план мастер-класса для классных руководителей по теме «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»...